Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития внешнеэкономических связей России и Европейского Союза



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
История развития внешнеэкономических связей России и Европейского Союза 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Стабильная, демократическая и процветающая Россия, прочно связанная с объединенной Европой без границ, необходима для обеспечения продолжительного мира на континенте». Любой русский, западный или европейский гражданин легко увидит, что это утверждение было сделано очень недавно. На самом деле, никто может представить себе лидера Советского Союза или лидера какой-либо из стран западной Европы, который бы позволил себе сделать подобное заявление 15 лет назад. До середины 1988 г., СССР и Европейские Сообщества пребывали в отношениях «бесполезного» безразличия. Все попытки установить контакты между Сообществами и государствами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) 2, предпринимавшиеся до этого, наталкивались на взаимное непонимание, оказывались тщетными [27, с. 11].

Современный мир свидетельствует о развитии отношений конструктивного сотрудничества. И Россия, и Европейский Союз понимают, что они могут справиться с общими Европейскими проблемами только на основе взаимного сотрудничества. Выработанная в 1999 г. Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России, процитированная выше, подчеркивает достигнутое взаимопонимание. Обзор отношений между СССР/Россией и Европейскими Сообществами/Европейским Союзом показывает, как два Европейских гиганта, сначала боявшиеся друг друга, наконец, обнаружили, что они необходимы друг другу.

Во времена Советского Союза отношение к Европейскому сообществу в Москве было сугубо негативным и острокритическим. ЕС воспринимался лишь через призму военно-политического противостояния с США и НАТО в контексте борьбы передовых сил планеты с мировым империализмом. За точку отсчета в оценке ЕС брался анализ основоположников марксизма-ленинизма, из которого следовало, что Соединенные Штаты Европы либо невозможны, либо могут быть исключительно реакционными.

Соответственно, ЕС рассматривался как проводник интересов США и НАТО на континенте и объединение крупного капитала в целях еще более нещадной эксплуатации трудящихся. Страны социалистического содружества поддерживали отношения только с членами ЕС, но не с его штаб-квартирой в Брюсселе. Политические оттепели в СССР и осуществление политики мирного сосуществования в Брежневскую эру ничего в идеологической оценке противника не меняли.

Первоначально, торговая политика Европейского Сообщества по отношению к Советскому Союзу сдерживалась преобладающе односторонними, и чрезвычайно ограничительными, правилами экспорта и импорта товаров. Вместе с другими странами Совета экономической взаимопомощи (CЭВ) СССР не вступал в прямые торговые отношения с Сообществом, потому что он считал CЭВ, единственным авторитетом в этой области. Сообщество, в свою очередь, отказывалось признать СЭВ в качестве торгового партнера.

Определенные подвижки произошли вследствие проведения Михаилом Горбачевым политики перестройки и гласности и под влиянием выдвинутых им лозунгов общечеловеческих ценностей и общеевропейского дома. Первый и единственный президент СССР даже приезжал в Страсбург, чтобы выступить с программной речью в Европарламенте, хотя, по иронии судьбы, изложил ее депутатам Парламентской Ассамблеи Совета Европы. При нем Москва признала за ЕС правосубъектность. Она согласилась, чтобы ее союзники заключили с ЕС договоры о торговле и сотрудничестве, и пошла по этому же пути сама. Только после появления Горбачева, Сообществу удалось начать строительство своей «Восточно-европейской политики», основанной, с одной стороны, на чисто деловых отношениях с СЭВ, с другой - на соглашениях о торговле и экономическом сотрудничестве с отдельными странами-участницами СЭВ. Сообщество подписало 25 июня 1988 г. с СЭВ совместную Декларацию, которая ознаменовала юридическое признание Сообщества СЭВ и входящими в него странами [68, с. 15].

Совместной декларации об установлении официальных отношений между СЭВ и ЕЭС 3, в которой подчёркивалось взаимное стремление Сторон «развивать сотрудничество в областях, относящихся к их компетенции и представляющих общий интерес». Декларация юридически оформила признание Сообществ государствами - членами СЭВ и самой организацией социалистических стран. Декларация также предоставила СССР возможность выйти за узкие рамки торговых взаимоотношений внутри СЭВ и сделать важный шаг на пути к нормальным международным экономическим отношениям. На начальной стадии взаимоотношений между Европейскими Сообществами и СССР нормализация экономических связей между Европейскими Сообществами и СССР была ключевой идеей. Она лежала в основе, как западноевропейских программ односторонней помощи, так и двусторонних соглашений между Европейскими Сообществами и СССР.

Этот договор был практически полностью посвящён налаживанию экономических отношений между СССР и Сообществами, как, то предоставления друг другу режима наибольшего благоприятствования, постепенная отмена «специальных количественных ограничений» на импорт из СССР, диверсификация взаимной торговли, поощрение развития деловых связей между юридическими и физическими лицами и другие вопросы торгового, коммерческого и экономического сотрудничества. Соглашение о торговле и сотрудничестве содержало раздел, призванный обеспечить структурный рост производительных сил в экономике СССР и поддержку среднесрочных и долгосрочных перспектив расширения двусторонней торговли между договаривающимися сторонами. С этой целью была создана специальная институционная структура, в которую входили Совместные комитеты, формируемые из равного числа участников с каждой стороны, призванные осуществлять реализацию Соглашения с учетом динамично меняющейся обстановки.

В 1989 г. Европейский Совет принял решение о поддержке экономических и политических реформ в странах Центральной Европы в рамках программы PHARE [29]. На заседании Европейского Совета в Риме 14-15 декабря 1990 г. было достигнуто соглашение о финансовой поддержке Европейскими Сообществами экономических реформ в СССР. Предусмотренная для реализации этой цели программа TACIS была направлена на помощь республикам бывшего СССР и Монголии в их переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования. Экономическая и техническая помощь, главным образом, обеспечивалась посредством финансирования договоров о сотрудничестве и создания технических связей для передачи ноу-хау. С целью оптимизации этого процесса Совет выбрал некоторые секторы экономики, которые наиболее отвечали критериям целесообразности выделения средств.

Сообщество также предоставляло кредиты через Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ) и, более косвенно, путем своего участия в Европейском Банке Реконструкции и Развития (ЕБРР) [60, с. 24]. Используя систему льготных кредитов, ЕБРР поддерживает экономические и политические реформы в России. После консультаций с МВФ и Всемирным Банком он способствовал улучшению конкурентоспособности России, путем эффективных инвестиций в российский частный сектор. Эта деятельность осуществлялась с целью ускорения перехода к рыночно ориентированной экономике и развития многопартийной демократии, плюрализма, защиты прав человека и свободы печати.

Сообщество приняло ряд односторонних мер, направленных на развитие торговых отношений с Россией. В основном они представляли собой предоставление общих торговых предпочтений (ОТП) российской продукции. Несмотря на то, что ОТП обычно используются в рамках политики Сообщества по оказанию помощи развивающимся странам, с 1990 г. Совет включил Советский Союз в список стран, пользующихся ОТП, что было предпринято с целью оказания ему помощи при переходе к рыночной экономике.

Разрушение коммунистических структур, обеспечивавших экономическую и политическую стабильность в Центральной и Восточной Европе (распад СЭВ и Варшавского договора весной 1991 года) и в самом Советском Союзе в конце 1991 года, привело к образованию опасного вакуума власти. Поскольку прежние соглашения о торговле и сотрудничестве были недостаточны для поддержания экономического благосостояния и политической стабильности в России, Сообщество разработало в отношении России новую политику. Надо отметить, что политика Сообщества в отношении стран, входящих в Содружество Независимых Государств (включая и Россию), не была направлена на столь далеко идущие цели, как политика того же Сообщества в отношении государств Центральной Европы. Основной причиной такого положения было то, что страны СНГ, включая Россию, не собирались вступать в Сообщество, да и Сообщества никогда не намеривались заключать с ними соглашения, распространяющие принципы внутреннего рынка ЕС на части бывшего Советского Союза. В результате, Сообщество решило в развитие Соглашения о торговле и сотрудничестве с СССР 1989 г. заключить соглашения о партнерстве и сотрудничестве с десятью республиками бывшего Советского Союза [72, с. 31].

Реализовать положения Соглашения 1989 года полноценным образом не удалось в виду распада СССР в 1991 году. Россия получила признание Европейского сообщества и его государств-членов в качестве правоприемника СССР, что отразилось в Заявлении Сообществ Европейским Союзом оказалось необходимым строить на новой основе, как это было констатировано в Совместной политической декларации о партнёрстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом от 9. 12. 1993 г.

Перестройка и окончание «холодной войны» привели Россию к обновлению в начале 90-х годов ХХ века, утверждению в ней демократического политического режима с устойчивой ориентацией на рыночную экономику. Становление «новой», демократической России совпало по времени с появлением Европейского Союза, когда лидеры Западной Европы были слишком заняты форсированным строительством Союза, своего Европейского Союза. Максимум, что удалось в тот период сделать вместе Москве и Брюсселю - согласовать почти за два года напряженных переговоров и подписать в 1994 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), сделанное в содержательном плане по кальке соглашений об ассоциации.

Дружеские связи, начавшие было складываться у новой России с внешним миром, оказались практически подорванными из-за войны в Чечне, имевшей для России тяжелейшие последствия, как во внутреннем, так и внешнеполитическом плане.

Позитивная повестка в двусторонних отношениях с Брюсселем сошла на нет. ЕС свернул программы сотрудничества с Москвой. Рассмотрение российской заявки на вступление в Совет Европы было заморожено. Ратификация и вступление в силу СПС затянулись до декабря 1997 года.

Последовавшие после дефолта 1998 года смена в России экономического курса, оздоровление экономики, легитимная передача верховной власти, стремительная модернизация законодательства и правоприменительной практики, восстановление конституционного строя в Чечне и меры по наведению порядка внутри страны вновь коренным образом изменили ситуацию. Хотя зависимое положение России сохранялось, возникли предпосылки для ее возвращения в большую мировую политику в качестве влиятельного игрока. И в отношениях между Россией и ЕС наступил качественно новый период. Политический диалог опять стал более насыщенным и разнообразным. Были запущены специализированные диалоги по экономическим вопросам. Пошел быстрый рост взаимного товарооборота и инвестиций.

В результате за каждым подъемом в двусторонних отношениях между Россией и ЕС следовал спад. Регулярные встречи, в том числе на высшем уровне, нередко оказывались под угрозой срыва или заканчивались ничем. То из-за критики действий Москвы в Чечне, то по каким-то другим причинам. В их числе - наступление на свободу слова и чрезмерное, по мнению Брюсселя, укрепление вертикали власти, якобы имперские действия Москвы на постсоветском пространстве, ее противодействие расширению НАТО, несогласие на ультимативные требования ЕС повысить внутренние цены на природный газ взамен на поддержку вступления России в ВТО и т.д. Серьезные разногласия возникли в связи с ограничениями, вводимыми после расширения ЕС на свободу передвижения между Калининградской областью и остальной частью России.

Тем не менее, развитие отношений между Европейским Союзом и Россией имеет огромное значение как для них самих, так и для всего Евразийского региона и мира в целом. Для России Европейский Союз - главный торговый партнёр. Почти 35 % внешнего торгового оборота России приходится на государства-члены Союза. В свою очередь во внешнем торговом обороте Союза Россия занимает 6-8 место, при этом в такой важной области, как энергоснабжение - первое. Кроме существующих экономических предпосылок, установление самых тесных взаимоотношений необходимо и в виду того, что после присоединения Финляндии к Европейскому Союзу в 1994 году Россия и Европейский Союз стали «соседями» с общей границей протяжённостью 1313 км. Общая граница всегда означает трансграничные проблемы, решать которые можно только совместными усилиями. Но самое важное, что обуславливает развитие и расширение взаимодействия между РФ и Союзом, это связь существа и характера их отношений со стабильностью и безопасностью в Европе, в «новой» Европе, свободной от военного и идеологического противостояния, но всё ещё не свободной от проявлений агрессии, нарушений прав человека, экономической нестабильности, преступности и других проблем [70, с. 52].

Очевидно, что данные условия диктуют жизненную необходимость развития взаимоотношений между Россией и Союзом по самому широкому кругу вопросов, включая торгово-экономическое сотрудничество.

Одним из приоритетов внешнеэкономической политики России на современном этапе является создание наиболее благоприятных условий для ее экономического взаимодействия с основными партнерами по мировому рынку. В этой связи, задача активизации экономического сотрудничества России с основным партнером дальнего зарубежья - Европейским Союзом (ЕС) представляется особо актуальной. Вместе с тем, следует отметить, что интерес к развитию экономического сотрудничества РФ и ЕС является взаимным. В развитии экономических связей между Россией и ЕС важную роль играет предшествующий, накопленный еще в годы существования СССР опыт, поскольку ЕС всегда являлся стратегическим партнером России в экономической сфере. После осуществления экономических и политических преобразований в России и реализации концепции открытой экономики сфера ее внешнеэкономических связей приобрела еще большее значение. К числу первостепенных проблем в этой области относится вопрос о дальнейшем развитии правовой базы взаимного сотрудничества, на основе которой могут быть построены взаимовыгодные отношения между РФ и Европейским Союзом в будущем, проблема учета экономических интересов России в условиях расширения ЕС и создания единого европейского хозяйственного пространства, а также вопросы, связанные с разными методологическими подходами к оценке состояния, тенденций и перспектив такого сотрудничества.




2020-03-17 240 Обсуждений (0)
История развития внешнеэкономических связей России и Европейского Союза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития внешнеэкономических связей России и Европейского Союза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)