Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения»



2020-03-17 326 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Россия - северная страна: 67% ее территории расположено на Севере, простираясь в широтном направлении на тысячи километров от западной до восточной границы России и на тысячи километров с севера на юг.

Для России становится общепризнанным, что Север в целом - это жизненно важная экономическая зона страны, богатая природными ресурсами, с ярко выраженной спецификой социально-экономического развития, особо неблагоприятными природными условиями, характерным комплексом климатических воздействий на человека, технику и сооружения. В то же время Север является зоной стратегических интересов России. Это обусловлено уникальным геополитическим и географическим положением, наличием морских портов, энергетическими сетями, телекоммуникациями, газо- и нефте-трубопроводаами, комплексом полезных ископаемых среди которых: нефть и газ, уголь, золото, алмазы, цветные и редкие металлы, сырье для минеральных удобрений, медь, никель, алюминий, лес, рыба, мех, морской зверь [92, c. 15].

Через Северный Ледовитый океан проходит самый короткий маршрут между Атлантическим и Тихоокеанским регионами планеты. Шельф Северного Ледовитого океана является крупнейшей нефтегазовой провинцией на Земле.

Таким образом, «Северное измерение» в российской экономике имеет объективную экономическую и общественную основу. Экономика Севера органически переплетается с экономикой всей страны. Именно поэтому проблемы Севера являются, прежде всего, национальными проблемами, именно поэтому «Северное измерение» для России является жизненно важной, стратегической проблемой, связанной как со стабилизацией текущей кризисной ситуации, так и со стратегией экономического роста и развития России.

Ни в одной стране мира, кроме России, экономика Севера не играет ключевой росли в хозяйственных системах страны, что является одним из основных отличий «Северного измерения» России и ЕС. Становление экономики Советского Союза во многом обязано интенсивному освоению Севера.

К началу перехода к рыночной экономике Россия имела мощные хозяйственные системы Севера, работоспособность которых поддерживалась уникальной транспортной инфраструктурой. Север всегда был эффективен. Экономические кризисы, обрушившиеся на Россию, существенно подорвали возможность хозяйственных систем Севера. Под угрозу были поставлены как экономическая, так и национальная безопасность России в целом.

Необходимо иметь в виду, что мировая политика освоения северных территорий основана на многосторонней и активной поддержке государства. Поэтому совершенно ясно, что и в условиях формирования рыночной экономики российское государство должно оказывать всемерную поддержку северным территориям, тем более что экономика Севера не только способствует созданию конкурентной среды при вхождении в рынок средних и южных регионов России, но и сама может функционировать по критерию эффективности при создании надлежащего рыночного экономического порядка.

Наряду с факторами геополитического и транспортного значения доминирующую роль на Севере выполняют природные ресурсы, альтернативы которым не имеется ни сейчас, ни обозримой перспективе. В силу относительно сложных природно-климатических условий и исторических особенностей устойчивость производства и конкурентоспособность российской продукции в значительной мере была обеспечена именно благодаря дешевизне национальных ресурсов России. К тому же минерально-сырьевая база для высоких технологий также практически полностью находится в северных регионах и способна обеспечить российскую промышленность.

На Севере расположено свыше 80% всех запасов полезных ископаемых России, в том числе подавляющая часть никеля и платиноидов (треть мировых запасов), кобальта (15% мировых запасов), все российские месторождения алмазов, около 80% нефти и почти весь добываемый газ, 90% олова, а также золото, слюда, апатит и множество других видов сырья, что является одной из причин интереса к Российскому Северу Европейского союза и мирового сообщества в целом и возможности реализации совместных программ в освоении этих ресурсов [118, c. 65].

Становление рыночных отношений, развитие процессов федерализма, глобализации и регионализации на огромном экономическом пространстве Севера России дают импульс к развитию и углублению процессов международного сотрудничества и интеграции. Получают развитие «коридоры» экономического сотрудничества нового типа, такие как Евро-Арктический (Баренцев), Мурманский, Архангельский, Чукотский и Тихоокеанский коридоры. Обеспечению транспортной доступности, как важного фактора стабилизации современного экономического состояния и будущего устойчивого экономического роста на Европейском Севере в значительной мере будут способствовать проекты «Баренцев коридор», включающий строительство автодороги и железной дороги Сала-Алакуртти в Мурманской области; «Архангельский коридор», включающий строительство железной дороги Ледмозеро-Кочкома-Карпогоры-Вендега с учетом экологического аспекта, связанного с национальным парком Кендозеро; проект коридора «Оулу-Карелия-Архангельск-Коми» [119, c. 10].

Спецификой сотрудничества в этих коридорах является усиление роли регионов в управлении процессами сотрудничества и интеграции, повышенное воздействие этих процессов на развитие коммуникаций, экономику и социально-культурное положение, усиление внешней торговли, создание и развитие рынка труда, получение иностранных инвестиций, тесное переплетение в этих стратегически важных регионах национальных интересов России и мирового сообщества.

Северные регионы России имеют стратегически важное геополитическое значение в связи с оживлением Северного морского пути, который является основной транспортной артерией, соединяющей северные регионы Российской Федерации в пределах территориальных вод, особенно, если учесть возможность приемки в северных портах России крупнотоннажных судов морского класса (водоизмещением свыше 100 тыс.т) [120, c. 119].

Проект «Севморпуть-21» будет непосредственно способствовать развитию топливно-энергетического комплекса, промышленности, транспорта, связи, арктической гидрометеорологии и навигации, межрегиональных сообщений и улучшению условий жизни населения северных территорий. Реализация в Арктике крупного международного проекта «Севморпуть-21» будет содействовать укреплению безопасности России и всего мирового сообщества в северной зоне Земли.

Глобализация мировой экономики стимулирует создание нового межконтинентального транспортного маршрута между Европой и Азией. Северный морской путь - самое короткое и дешевое сообщение в Северном полушарии между Тихоокеанским и Атлантическим регионами планеты и единственный морской путь из Северо-Запада Канады и Аляски в Северную Европу.

Проблемы международного сотрудничества, а тем более экономической интеграции следует рассматривать, как минимум, в двух аспектах. С одной стороны, равноправное партнерство увеличивает эффективность всех взаимодействующих хозяйствующих систем, с другой, - в условиях ослабления внутренних связей внешняя интеграция должна поддерживаться только до того предела, который не представляет угрозы превышения внешних контактов над внутренними связями.

Можно ожидать, что дальнейшее развитие интеграционных процессов в Баренцевом Евро-Арктическом регионе будет, в первую очередь, происходить по линии сближения информационного и правового пространства. Именно здесь имеется достаточный опыт взаимодействия, а в области связи - и совместная техническая база. Однако отсутствие реального сближения в этой сфере сдерживает интеграционное взаимодействие практически по всем другим направлениям.

Следует признать, что избранные приоритеты во взаимодействии «Северного измерения» России и ЕС и реализациях их, прежде всего, через Баренцпрограммы с акцентом на стимулирование экономической деятельности и обеспечение экономической безопасности в полной мере отвечают потребностям России с учетом продолжающегося кризиса ее экономики. Данные приоритеты отвечают также стратегическим интересам региона [121, c. 17].

С позиций межгосударственных отношений интегральное сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР) связано с формированием «Северного измерения Европейского союза». Содержание измерения заключается, с одной стороны, в подчеркивании положительной взаимозависимости ЕС и России, с другой стороны, - в стремлении интегрировать Россию в европейские структуры. Важнейшим аспектом взаимодействия в рамках «Северного измерения» является возрастание зависимости ЕС от импортируемых энергоносителей и увеличения газа в энергопотреблении. Потенциал России по этому виду ресурсов заметно превышает остальные альтернативные источники.

По мнению российских экспертов такое сотрудничество можно признать положительным, при соблюдении, как минимум, двух условий: 1) усиление не сырьевого, а технологического развития национальной экономики России; 2) отсутствие угрозы ее территориальной целостности [120, c. 20].

Специфика формирования затрат в северных регионах такова, что в качестве их экономической базы в реально обозримой перспективе остается ресурсная специализация с обеспечением повышенных издержек за счет рентной составляющей цены. Вместе с тем, характер сырьевых отраслей будет постепенно меняться, приобретать более высокий технико-технологический и организационно-экономический уровень, однако преобладающими остаются отрасли с относительно узкой специализацией - извлечение и обогащение минерального сырья, добыча и первичная переработка топливно-энергетических ресурсов и т.п. Модернизация в них примет характер повышения комплексности и углубления переработки с ориентацией на конечные продукты.

Особенное значение для северных предприятий приобретает организационно-экономическая реструктуризация, в ходе которой создаются технологические концерны, объединяющие связанные технологической цепочкой добывающие и перерабатывающие предприятия. В мировой практике это основной подход к обеспечению устойчивого функционирования сырьевых отраслей, и здесь возможность использования опыта и финансовых ресурсов сторон, в том числе в рамках БЕАР и «Северного измерения», является незаменимой. Таким образом, региональная экономическая политика на Севере России - «Северное измерение России» оказывается непосредственно связанной с формирование «Северного измерения Европейского союза».

Россия и Европейский союз оказываются в ситуации, когда имеются взаимные интересы, и возможно нахождение общих выгод. Устойчивое использование энергоресурсов, расположенных в северных регионах России, предполагает строительство охватывающей всю Европу сети энергораспределения, способной обеспечивать поставки и конкуренцию на рынках.

Освоение крупных сырьевых ресурсов Севера России предполагает развитие транспортной инфраструктуры и создание новых связей с европейскими сетями. Для реализации этих целей необходимо развивать главные транспортные коридоры, телекоммуникации, энергетические сети, порты, пограничные переходы, Северный морской путь.

Окружающая среда также является сферой сопряжения интересов Европы и России, так как загрязнения и ядерные отходы не имеют границ, угрожая окружающей среде как в России, так и в Европе.

Общие интересы и взаимозависимость - это мощные стабилизирующие факторы в северных регионах. Интеграцию России в европейские структуры можно поддерживать путем совершенствования ее основных торговых путей к соседним европейским странам. Региональное и трансграничное сотрудничество, формирующееся предпринимательство, социальные программы - это составные части стабилизации и развития на Севере.

Использование энергоресурсов и других полезных ископаемых Севера в соответствии с принципами устойчивого развития предполагает долгосрочные инвестиции в развитие энергетических, транспортных, инновационных сетей.

Однако вопрос сотрудничества в рамках «Северного измерения» не может ограничиваться экспортом газа или других сырьевых ресурсов. Российская сторона заинтересована в активизации и повышении технического уровня необходимых для этого металлургических, машиностроительных, судостроительных и других производств на своей территории с адекватным увеличением числа рабочих мест.

Необходимым является расширение сотрудничества в сфере научных исследований в целях содействия неистощимому использованию природных ресурсов Севера, важных с точки зрения всей Европы.

Вместе с тем, образование, подготовка кадров и НИОКР формируют важный континуум в развитии конкурентоспособности производства и рыночной экономики. Разработка и изготовление конкурентоспособной высококачественной продукции и развитие механизмов распределения предполагают высокий уровень квалификации менеджеров предприятий, управленческих кадров и персонала, вследствие чего их способность применять современные технологии должна стать основным направлением развития контактов Европейского союза и России в рамках «Северного измерения».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

C начала 90-х гг. Россия активно интегрируется в мировую хозяйственную систему. Это является необходимым условием для реализации ее экономического потенциала и достижения высокого уровня экономического развития. Становление России в качестве неотъемлемого участника процесса глобализации мировой экономики предопределяет необходимость перестройки внешнеэкономических связей по следующим направлениям: совершенствование товарной структуры экспорта; наращивание конкурентоспособного и диверсифицируемого по номенклатуре экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности, производимой на новой технологической основе; изменение структуры импорта; инвестиционно-инновационное развитие производства, повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешнем рынке.

Торгово-экономическое взаимодействие между Россией и Европейским Союзом имеет отличие от торгово-экономических отношений России с отдельными странами. Это выражается в том, что вопросы внешней торговли в рамках ЕС относятся к компетенции наднациональных органов (Комиссии Европейских сообществ). Таким образом, торгово-экономическое сотрудничество Евросоюза с Россией, а также связанные с этим проблемы во многом обусловлены поиском компромисса между интересами входящих в ЕС стран и Россией. Нахождение взаимоприемлемых решений внутри Европейского Союза, как в сфере внешней торговли, так и в других сферах вызвано характером современных интеграционных процессов, происходящих в ЕС.

Европейский Союз является наиболее развитой региональной интеграционной группировкой в современном мире. С 2007 года ЕС объединяет 27 стран, имеющих общий рынок, с общим населением более чем 490 млн. человек и валовым внутренним продуктом в 11,2 трлн.евро. На долю стран ЕС приходится около 20% мировой торговли (без учета торговли внутри ЕС).

Географическая близость и исторические связи предопределили роль ЕС как основного торгового партнера России, на долю которого приходится более 50% объема внешнеторгового оборота. Одновременно ЕС является основным источником технологий, ноу-хау и инвестиций для России.

-е гг. ХХ века и начало XXI века характеризуются как качественным развитием самого Евросоюза, так и усилением торгово-экономического сотрудничества России и ЕС. После расширений ЕС в 2004 и 2007 гг., в ходе которых к ЕС присоединились двенадцать стран, среди которых такие традиционные торговые партнеры России, как Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия и другие, Россия вышла на 3 место во внешнеторговом товарообороте ЕС, при этом ЕС сохранил традиционное первое место во внешнеторговом товарообороте России.

Значение взаимной торговли для России и ЕС далеко не одинаково. Это выражается в структуре взаимного экспорта и импорта. В товарной структуре импорта ЕС из России преобладают сырьевые товары и материалы. В перечень основных импортируемых Россией товаров входят пищевые продукты, фармацевтические товары, парфюмерия, изделия из пластмасс, бумага, машины и оборудование, приборы и инструменты. Соотношение машинотехнического обмена между Россией и ЕС составляет 1:30 в пользу ЕС. Таким образом, в настоящее время стороны далеки от максимального использования выгод торгового сотрудничества.

Главной проблемой России является повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности, стремление к созданию более благоприятных условий для доступа своих товаров (кроме энергоносителей и первичного сырья) на рынок ЕС.

Во взаимоотношениях сторон сохраняются некоторые проблемы, которые лежат, в частности, в области российского экспорта некоторых изделий из стали, а именно в применении Европейским Союзом антидемпинговых мер в отношении этих групп товаров, в применении сторонами санитарных и фитосанитарных мер.

Общей проблемой является структура товарооборота России и ЕС. Основу российского экспорта в ЕС составляют минеральные продукты, на втором месте стоят черные и цветные металлы, а на третьем - химическая продукция. С 2001 года товарная структура экспорта остается практически неизменной, а рост удельного веса товаров топливно-энергетической группы объяснялся исключительно повышением мировых цен на энергоносители.

Российский импорт из ЕС составляют машиностроительная продукция, на втором месте - химическая продукция, а на третьем - продовольственные товары. Это свидетельствует о том, что товарооборот между Россией и ЕС носит «одномерный» характер, т.е. Россия экспортирует в страны Евросоюза в основном сырьевые товары, а импортирует готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Существует необходимость перестройки внешнеэкономических связей России и ЕС по целому ряду направлений. Прежде всего, важно совершенствование товарной структуры экспорта. Очевидна потребность в наращивании конкурентоспособного и все более диверсифицируемого по номенклатуре экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности, производимой на новой технологической основе. Наряду с увеличением экспорта это содействовало бы восстановлению утраченных и приобретению новых внешних рынков, сосредоточению внимания на экспорте наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Преимущественная ориентация российской внешней торговли на экспорт энергетических и сырьевых товаров в ближайшие годы, как представляется, сохранится. Все это определяет сохранение высокого потенциала рынка Европейского Союза для России и создает возможность поддержания значительного положительного сальдо в ее торговле с Евросоюзом. Что касается взаимоотношений России и ЕС в энергетической сфере стороны зависят друг от друга с точки зрения сырья, рынков, научно-технических разработок и инвестиций. Россия и ЕС разработали свои энергетические стратегии с учетом таких факторов, как рост спроса на энергоресурсы, усиление международной конкуренции, изменение структуры внутренних рынков, природоохранные задачи и необходимость осуществления инвестиций в новые, более чистые и более эффективные энергетические технологии. Одной из основных целей новой российской энергетической стратегии на период 2001-2020 является переход России от экономической системы, основанной, главным образом, на экспорте сырья, к системе, основанной на производстве высококачественных высокотехнологичных товаров. Однако исходные позиции сторон значительно отличаются друг от друга. Россия придает большое значение добыче и поставкам энергоресурсов, в то время как ЕС основное внимание уделяет сдерживанию спроса на энергетические ресурсы.

Энергоэффективность является приоритетом для обеих сторон, которые намерены весь комплекс законодательных средств использовать для реализации располагаемого ими потенциала энергоэффективности.

Еще одним вопросом, стоящим на повестке дня в торгово-экономическом сотрудничестве России и ЕС является необходимость заключения нового соглашения о стратегическом партнерстве. Для решения существующих проблем и оптимизации дальнейшего сотрудничества новое соглашение должно быть ориентированным на перспективу и юридическим документом.

Имеет место различное восприятие сферы взаимных интересов. Доминирует подход ЕС, при котором Россия рассматривается в качестве растущего рынка сбыта и источника сырьевых, прежде всего, топливно-энергетических товаров. Вся архитектура взаимоотношений до настоящего времени выстраивалась по этой схеме, которая носит несбалансированный характер.

На страны ЕС приходится 2/5 товарооборота мировой торговли, а это означает, что в стратегическом плане для России страны европейского континента будут играть ведущую роль в реализации внешнеэкономических связей. За годы существования официальных отношений между Россией и ЕС стороны добились заметного прогресса, хотя, не обходится без противоречий и разногласий. Однако они, как представляется, не являются непреодолимыми, что позволяет сделать вывод о том, что отношения между Россией и Евросоюзом имеют все возможности для большего сближения во всех областях и продолжения конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. <http://constitution.kremlin.ru>

.   Договор о Европейском Союзе от 07.02.1992 <http://eulaw.ru/treaties/teu>

.   Соглашение о Партнёрстве и Сотрудничестве (полный текст соглашения, подписанного 24 июня 1994 года на о. Корфу между Европейским Союзом и Российской Федерацией) // Документы, касающиеся взаимоотношений между ЕС и Россией. Под ред. Борко Ю.А., Каргалова И.В., Медведкова М.Ю., Юмашева Ю.М. - М.: Межд. изд. группа «Право», 1994.

.   Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. Проект 30.10 (2002) и др.

.   Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 годы) // Современная Европа. - 2000. - №1.

.   Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. - 1993. - №1.

.   Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России / Европейский Совет, Кёльн, 3-4 июля 1999 года // European Communities, 2000 г.

.   Амстердамский договор от 2 октября 1997 года / Документы Европейского Союза, T.V - Амстердамский договор // М.: Интердиалект, 1999.

.   Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1996. №18. - с. 2117.

.   Совместная декларация об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом. Люксембург, 25 июня 1988 г. // Вестник Министерства иностранных дел СССР. - М., 1998. № 14.

.   Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2002 годы). Текст, представленный председателем Правительства России В.В.Путиным на саммите РФ-ЕС в Хельсинки 22 окт. 1999 г. <http://www.ieras.ru/journal.2000/9.htm>

.   Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. Проект 30.10.2002 г.

.   Жозе Мануэл Баррозу: «Евросоюз и Россия просто необходимы друг другу ради общего процветания», интервью для Комсомольской правды <http://www.kp.ru/daily/26086/2988381/>

.   Выступление Председателя Европейского Совета Хермана Ван Ромпея по итогам 31-го саммита ЕС-Россия от 04.06.2013 <http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2013/20130604_ru.htm>

.   Выступление Д.А.Медведева на международной конференции «Россия - Европейский союз: возможности партнерства» от 21.03.2013 <http://www.russianmission.eu/ru/novosti/vystuplenie-damedvedeva-na-mezhdunarodnoi-konferentsii-rossiya-%E2%80%93-evropeiskii-soyuz-vozmozhno>

.   Путин В. Россия на рубеже тысячелетий. - М., 2004 г.

.   Бабинцева Н.С. Индустриализация в развивающихся странах/ Л.: ЛГУ, 1982 г.

.   Матвеев И.Н. Торгово-экономические приоритеты России в отношениях с Европейским Союзом (конец 1990-х - начало 2000-х гг.) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань, 2009. № 3. - с. 41-48.

.   Интервью официального представителя МИД России А.К.Лукашевича «РИА Новости» в связи с предстоящим рабочим визитом Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ФРГ. 14.05.2013. <http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/B8FF14468023127D44257B6B002172CC>

.   Eurostat, 2010. January 2010 Euro area unemployment rate at 9.9% EU27 at 9.5%. Eurostat, STAT/10/29 <http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/>

.   Товарооборот между Россией и ЕС за январь-август 2012 гг., Федеральная таможенная служба РФ, www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095

.   М.Энтин. В поисках партнерских отношений II: Россия и Европейский союз в 2006-2008 годах. М., 2009, с. 377-378.

.   Dinan D., 2005. Ever Closer Union: an Introduction to European Integration. 3rd ed. Houndmills: Lynnen Rienner, ISBN 0-333-96171-4

.   Евросоюз и Россия. Интервью Председателя Европейской Комиссии Романо Проди. Январь 2004. <http://senat.org/senat-project/RuEuroProdi.html>

.   Emerson M. et al., 2006. A New Agreement between the EU and Russia: why, what and when? Policy brief No.103. Brussels: Centre for European Policy Studies.EU-Russian Economic Integration

.   Egenhofer C. European Energy Policy. - Brussels, 2001. р. 40-41.

.   Борко Ю.А. Россия и Европейский союз. Текущие проблемы и перспективы сотрудничества. - М., 2002 г.

.   Европейский Союз: право и отношения с Россией: Монография/П.А. Калиниченко. М., 2012. - с. 272.

.   Потапов А.П. Экономический курс России: опыт и уроки истории. - М., 1992 г.

.   Чеботарева Е.Д. Средства и механизм действия внешнеэкономической политики Европейского сообщества. М., 1989 г.

.   Бажанов Е.П. Эволюция внешней политики Российской Федерации (1991 - 1999). - М: ДА МИД России, 1999 г.

.   Карпенко B.C. Европейский Союз во внешней политике России: Дис.... канд. политол. наук. М., 2000 г.

.   Пичугин Б.М. Расширение Европейского Союза на «Восток» и экономические интересы России. М., 1996 г.

.   Сутела П. Россия и Европа. Некоторые аспекты экономических взаимоотношений, Моск. Центр Карнеги. - M.: Гендальф. 2004 г.

.   Тренин Д. Россия в «широкой Европе». М., 2002 г.

.   Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000 г., - 584 с.

.   Султанов Б.К. Европейский Союз - Казахстан - Россия: перспективы сотрудничества с Китаем: сборник материалов IV Международной науч.-практ. конф. (г. Алматы, 21 июня 2011 г.). - Алматы: КИСИ при Президенте РК. - 2011 г., - 225 с.

.   Лаумулин М.Т. «Безопасность, внешняя политика и международные отношения Казахстана после независимости». - Алматы, 2002 г. - 212 с. (на английском языке).

.   Европейский Союз и Центральная Азия. Под редакцией Ж.У. Ибрашева. - Алматы, 2000 г.

.   Байзакова К.И. Деятельность Представительства Комиссии Европейского Союза в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000. - 353 с.

.   Губайдуллина М.Ш. Тенденции Регионального Сближения На Евразийском Пространстве: Из Опыта Взаимодействия ЕС И ЦА// Идея О Евразийском Союзе Отвечает Духу Времени / Ред. Ж.У. Ибрашев, С. Барлыбаева. - Алматы, 2012. (232 С.) - С. 167-181 // "Қазақ Университеті" 2012г. - 25с.

.   К.Н. Макашева Интеграция в Центральной Азии: Опыт Европейского Союза // Интеграция В Центральной Азии: Опыт ЕС. - Алматы, 2011 г.

.   Ф.Т.Кукеева Евро-Азиатская Безопасность: Новая Инициатива Казахстана // Роль Суверенного Казахстана в обеспечении Безопасности В Центральной Азии. - Алматы 2011 г.

.   Г.А. Мовкебаева Векторы Энергетической Политики Европейского Союза. // Вестник КазНУ.- Серия Международные Отношения и Международное Право. - 2011. - № 6(56).- С.39-43.

.   И.Л. Бурнашев Торгово-экономические отношения Европейского Союза со странами Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы,2000.

.   И.А.Черных Теории интеграции - Алматы, 2004

.   А.М. Есдаулетова Энергетическая безопасность: Европейский Союз, Россия и Казахстан// Политэкс - 2008 №3.

.   Л.К.Ахметжанова Демократия во внешнеполитической стратегии ЕС (Европейская политика соседства): автореф. дис.... канд. ист. наук.- Алматы: [б. и.], 2007 г.

.   Ж.М. Медеубаева «Помощь Казахстану через ТАСИС» // Сборник статей «Европейский Союз и права человека». - Алматы, 1998 г.

.   Тиммерманн X. Европейский Союз и Россия: перспективы партнерства. / Сб. Актуальные проблемы Европы. Развитие интеграционных процессов в Европе и Россия, вып. 3. М., ИНИОН РАН, 1997 г.

.   Российская Федерация и Европейский Союз: состояние и перспективы партнерства. / Под ред. В.В. Журкина. - М., Ин-т Европы РАН, 1999 г.

.   Иванов И.С. Проблемы формирования, эволюции и преемственности российской внешней политики на рубеже XXI века: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 2000 г.

.   Абашидзе А. Экономические отношения России и ЕС // Обозреватель-Observer, 2004. № 2.

.   Алексеев С.А. Секторальные соглашения между Россией и ЕС // Московский журнал международного права. 2003 № 3.

.   Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы // Pro et Contra. - 2002. Т. 7. № 2.

.   Батюк В.И. Вступит ли Россия в Евросоюз? // Современная Европа. 2004 № 2.

.   Бордачев Т. Россия и Европейский союз: требуется департамент. М., 2002 г.

.   Расширение ЕС на Восток: предпосылки, проблемы, последствия. / Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. М., Наука, 2003 г.

.   Региональная интеграция в Европе. / Под ред. Л.И. Глухарева. М., Издательство МГУ, 2001 г.

.   Оболенский В.П. Россия - ЕС: непростое партнерство // Внешнеэкономический бюллетень. 2004 г. № 9.

.   Ослунд А. Протекционизм против России // Московские новости. 2002. 5-11 ноября;

.   Шишков Ю.В. Россия в экономике Европы: нарастающее одиночество // Современная Европа. 2004 г. № 4.

.   Шегорцов М. Возможности и потребности интеграции России в ЕС // Служба кадров и персонал. 2004 г. № 1.

.   Тымчик В.В. Основные тенденции в развитии международных связей крупных городов мира на современном этапе (на примере взаимодействия Москвы с партнерами в ФРГ) // Московская модель развития. Материалы научного семинара МГГУ Правительства Москвы. М., 2009 г.

.   Экономика и экология. Сборник докладов международной научной конференции. М., 2006.

.   Западная Европа и Россия. Экономические связи в 2000 году. Ежегодный справочник. М., 2001. - с. 489.

.   Российская Федерация и Европейский Союз: состояние и перспективы партнерства. / Под ред. В.В. Журкина. М., Ин-т Европы РАН, 1999.

.   Расширение Европейского Союза и Россия. // МГИМО. Буторина О.В., Борко Ю.А. (ред.). Деловая литература. М., 2006. - с. 78.

.   Анохин В.В. Исторический опыт развития внешнеэкономических связей Российской Федерации в 1992-2005 гг. Автореф.дисс. к.и.н. М., 2008. - с. 14.

.   Хавлик П. Отношения между Россией и Европейским Союзом в свете расширения ЕС. Научные труды РЕЦЭП, М., 2002.

.   Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. ВНИКИ. №1. 2002. - с. 136.

.   Мяло Н.Н. Формирование политики Российской Федерации в отношении Европейского Союза в 1990-е гг. Автореф. дисс. к.и.н., М. 2007. - с. 15.

.   Текущий архив Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ. Материалы совещания от 22 сентября 2007 г.

.   Петренко Н.П. Энергетический фактор в сотрудничестве Россия-ЕС // Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал. 2008. № 1. с. 65.

.   Эттингер Г., Шматко С.И. Энергетический диалог Россия - ЕС 2000-2010: возможности для нашего будущего партнерства в области энергетики // Обобщающий доклад по случаю десятилетия энергетического диалога Россия - ЕС. - Брюссель, 2010 г.

.   Гусев А.С. Проблемы формирования единой энергетической политики в Европейском Союзе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Аспирантские тетради. - № 35 (76) - СПб., 2008. - с. 119.

.   Egenhofer C. European Energy Policy. - Brussels, 2001. Р. 40-41.

.   Баранов Н.А. Геополитические проблемы европейского развития. Россия и Европа: геополитический контекст. М., 2010 г.

.   Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы // Pro et Contra. - 2002. - Т. 7. - N 2.

.   Белянин А. Открывая ящик Пандоры, или Что нас ждет в ВТО и как в нее вступать // Pro et Contra. - 2002. - Т. 7. - N 2.

.   Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Юнити, 2004 г.

.   May В., Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2002. - N 6.

.   «Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М., 2005 г.

.   Ослунд А. Протекционизм против России // Моск. новости. - 2002 г. - 5-11 нояб.

.   Россия в глобальной политике. // № 1, Январь - Февраль 2008 г.

.   Сумароков В.Н. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. М. Научное издание, 2007 г.

.   Сафонов И. А. Внешнеэкономические связи России со странами Еврозоны в контексте расширения ЕС. М.: Экономика. 2006. с. 58-73.

.   Солодухин Ю. А. и др. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года (проект). - СПб.: О-во «Знание», 2002 г.

.   Concluding Document of the Hague Conference on the European Energy Charter II The Energy Charter Treaty and; Related Documents. A Legal Framework: for International Energy Cooperation / Energy Charter Secretariat. Brussels. 2004.

.   The Energy Charter Treaty II The Energy Charter Treaty and Related Documents. A Legal Framework for International Energy Cooperation / Energy Charter Secretariat. Brussels. 2004.

.   Final Act of the Energy Charter Conference with Respect to the Energy Charter Protocol on Transit; Green Paper: A European Strategy for Sustainable, Competitive .and Secure Energy I Commission of the European Communities. Brussels. 2006.

.   Energy for the Future: Renewable Sources of Energy. White Paper for a Community Strategy and Action Plan. / Commission of the European Communities. Brussels. 1997.

.   White Paper: An Energy Policy for the European Union I Commission of the European Communities. Brussels. 1995II ec.europa.eu.

.   Arbatova, N., 2006.Russia-EU Quandary 2007. Russia in Global Affairs, Vol. 4, No. 2, April-June 2006.

.   Babich, D., 2008. Back to the Negotiation Table: Russia Continues to Fend for Its Interests in the Face of the European Union. Johnson’s Russia List, No. 18, June 2008. http://www.cdi.org/russia/johnson/2008-122-18.cfm.

.   Barrell R. and P.Davis, 2008. The Evolution of the Financial Crisis of 2007-8.

.   National Institute Economic Review, No. 206 (2008)

.   Barysch K., 2008. The EU’s New Russia Policy Starts at Home. Briefing note. London: Centre for European Reform www.cer.org.uk

.   Blockmans S., 2008. EU-Russia Relations through the Prism of the European Neighborhood and Partnership Instrument. European Foreign Affairs Review, No. 13 (2008).

.   Brabant J., 1998. The Implications of Widening for Third Countries. Comparative Economic Studies, September 1998.

.   BUSINESS EUROPE, 2008. Business Europe-RSPP Proposals for a new EU-Russia Agreement on Trade and Investment. Joint Statement by the Confederation of European Business and the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. Brussels: Business Europe, 21.02.2008 http://www.businesseurope.eu

.   Caldwell J. and T. O’driscoll, 2007. What Caused the Great Depression? Social Education, Vol. 71(2007)

.   Cameron F. and A. Matta, 2008. Prospects for EU-Russia Relations. PEI Electronic Publications, Vol. 6 (2008), ISSN 1759-5076 www.tse.fi/pei

104. Cihelková E., 2003. Vnější ekonomické vztahy Evropské unie. Praha: H.C.Beck, ISBN 80-7179-804-5

105. Cihelková E., 2007. Nový regionalismus - teorie apřípadová studie (Evropská unie). Praha: C.H.Beck. ISBN 978-80-7179-808-8

106. Cihelková E. and J. Jakš, 2004. Evropská integrace - Evropská unie. Praha: Oeconomica. ISBN 80-245-0854-0

.   DG Trade, 2010. Russia: EU Bilateral Trade and Trade with the World. European Commission, DG Trade, 19.07.2010.

.   EC/EU, 2007. The European Union and Russia: Close Neighbors, Global Players, Strategic Partners. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, ISBN: 978-9279-06390-9

.   EC/EU, 2010. Countries:Russia. http://ec.europa.eu/trade/creating-opportunities/bilateral-relations/countries/russia/

.   EU-Russia Centre, 2006. The EU-Russia Review. Brussels: EU-Russia Centre, www.eu-russiacentre.org

.   Fedyashin A., 2008a. New PCA to focus on energy. RIA Novosti, 17.11.2008 http://en.rian.ru

.   Fedyashin A., 2008b. Europe likely to resume PCA talks with Russia. RIA Novosti, 12.11.2008 http://en.rian.ru

.   FIFO OST, 2008. Russia: Statistical Data and Trade with the EU. Munich: FiFo Ost statistics, Eastern Europe Internet Review http://www.fifoost.org/EU/statistik/russland.php

114. Hnát P.and E. Cihelková, 2007. New Regionalism as a Part of the Transformation Strategy - Cases in Central and Eastern Europe and Asia (Czech Republic, Russia and China). In: CIHELKOVÁ E. et al., 2007. Regionalism and Multilateralism: Foundations of the New World Trade Order? Praha: Oeconomica ISBN 9788024512518

.   Petrov R. Association agreement versus partnership agreement. What is the difference? - http://uesa.blogspot.com/2011/04/blog-post_04.html

.   Stent A., 2007. Berlin’s Russia Challenge. The National Interest, No. 88, March-April 2007.

.   Текущий архив Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ. Материалы совещания от 22 сентября 2007 г.

.   Петренко Н.П. Энергетический фактор в сотрудничестве Россия-ЕС // Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал. - 2008. № 1. с. 65.

.   Эттингер Г., Шматко С.И. Энергетический диалог Россия - ЕС 2000-2010: возможности для нашего будущего партнерства в области энергетики // Обобщающий доклад по случаю десятилетия энергетического диалога Россия - ЕС. - Брюссель, 2010 г.

.   Гусев А.С. Проблемы формирования единой энергетической политики в Европейском Союзе // Известия Российского государственного педагоги



2020-03-17 326 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках «Северного измерения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)