Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы экономического диалога в рамках совместной инициативы «Партнерство для модернизации»



2020-03-17 318 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы экономического диалога в рамках совместной инициативы «Партнерство для модернизации» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ходе саммита Россия-ЕС в Стокгольме 18 ноября 2009 года в качестве одного из основных векторов углубления стратегического характера отношений Россия - ЕС была выдвинута инициатива «Партнерство для модернизации» (ПМ).

По итогам ноябрьского саммита Россия-ЕС в Стокгольме Президентом Российской Федерации дано поручение Минэкономразвития России совместно с МИД России, Минпромторгом России, Минобрнауки России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработать предложения по наполнению конкретным содержанием инициативы ПМ.

Разработанные предложения легли в основу подписанного лидерами России и ЕС на саммите в Ростове-на-Дону (июнь 2010 г.) совместного заявления по «Партнерству для модернизации». Документ устанавливает приоритеты и охват интенсификации сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Целью Партнерства было объявлено содействие в решении задач модернизации экономик России и ЕС и соответствующей адаптации всего комплекса отношений России и ЕС с учетом опыта имеющихся диалоговых механизмов «секторального» взаимодействия Россия-ЕС. В заявлении саммита отмечено, что «В мире, где народы и экономики всё более взаимосвязаны и взаимозависимы, всё более важной и необходимой становится модернизация экономик и обществ России и ЕС» [88, с. 16].

Далее, на саммите в Ростове-на-Дону (июнь 2010 г.) лидерами России и ЕС подписано совместное заявления по «Партнерству для модернизации». Документ устанавливает приоритеты и охват интенсификации сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом.

Хотя заявление и по форме, и содержанию - продукт компромисса и предмет критики, в том числе за относительно расплывчатый характер, оно является официальным вектором программы, дающим общие представления о видении направлений сотрудничества [23, с. 15].

В соответствии с совместным заявлением к последним были отнесены:

·   расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации;

·   укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия, а также создание благоприятных условий для малых и средних предприятий;

·   содействие выравниванию технических регламентов и стандартов, а также высокому уровню защиты прав интеллектуальной собственности;

·   транспорт;

·   содействие развитию устойчивой низкоуглеродной экономики и энергоэффективности, а также поддержку международных переговоров по противодействию изменению климата;

·   укрепление сотрудничества в сферах инноваций, исследований и развития, а также космоса; обеспечение сбалансированного развития путём принятия мер в ответ на региональные и социальные последствия экономической реструктуризации; обеспечение эффективного функционирования судебной системы и усиление борьбы против коррупции;

содействие развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом для поощрения участия людей и бизнеса.

Таким образом, в официальный «пакет» направлений взаимодействия по модернизации были включены различные сферы возможного сотрудничества - начиная от экономических и инновационных и кончая социальными и правовыми. Это означало намерение сторон рассматривать их во взаимосвязи. Но, как оказалось, с разными приоритетами по согласованным в списке сферам.

Данный перечень направлений сотрудничества не является исчерпывающим. По мере необходимости могут добавляться другие сферы сотрудничества. Россия и ЕС будут поощрять реализацию конкретных проектов в рамках «Партнёрства для модернизации».

Вместе с тем, также было отмечено, что Россия и ЕС, как давнишние стратегические партнёры в меняющемся многополярном мире, привержены совместной работе с целью поиска ответа на общие вызовы на основе сбалансированного и ориентированного на результат подхода, опирающегося на демократию и верховенство закона как на национальном, так и на международном уровне. Новое соглашение Россия-ЕС, о котором в настоящее время ведутся переговоры, будет также служить основой для достижения этих целей. В этом контексте «Партнёрство для модернизации» рассматривается в качестве гибкой рамки для продвижения реформ, укрепления роста и повышения конкурентоспособности, которая будет основываться на результатах, достигнутых к настоящему времени в контексте четырёх Общих пространств Россия-ЕС, дополняя партнёрства между Российской Федерацией и странами-членами ЕС. Основным механизмом реализации инициативы «Партнёрство для модернизации» выступают отраслевые диалоги Россия-ЕС [108].

По результатам анализа существующих форматов сотрудничества с европейскими партнерами было определено, что ПМ должно выстраиваться на имеющихся достижениях в рамках формирования четырех Общих пространств Россия-ЕС, но не подменять собой существующие «дорожные карты» и не являться поводом для создания новых структурных надстроек. Основными механизмами реализации инициативы ПМ были признаны отраслевые диалоги Россия-ЕС [105, с. 8].

Инициатива ПМ дала мощный импульс развитию двустороннего сотрудничества по модернизационному треку. В настоящее время Россия подписала двусторонние Декларации о партнерстве для модернизации с двадцатью тремя государствами-членами ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Кипр, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания). С 6 странами (Австрия, Германия, Дания, Испания, Словения, Франция) подписаны планы по реализации деклараций, включающие более 100 конкретных модернизационных проектов.

Основные результаты (в соответствии с пунктами Рабочего плана и двусторонних деклараций для модернизации)

·   завершение технических двусторонних и многосторонних переговоров по присоединению России к ВТО;

·   реализация проект «Северный поток», получивший статус «отвечающего общим интересам ЕС»;

·   утверждение и начало реализации списка Общих шагов по продвижению к безвизовому режиму взаимных краткосрочных поездок граждан России и ЕС и разработка поправок к соглашению Россия-ЕС по упрощению процедур выдачи виз и по регулированию движения на границе;

·   начало деятельности Диалога по торговле и капиталовложениям с целью решения проблемных вопросов в торговле;

·   работа по согласованию тех регламентов и дальнейшие консультации по вопросу Соглашения о сотрудничестве между органами по стандартизации России и ЕС.

·   сотрудничество в космической сфере и первый запуск спутников Галилео с помощью корабля «Союз» с Европейского космодрома в Гвиане;

·   конкретные проекты в сфере энергоэффективности в рамках Партнерства «Северного измерения по окружающей среде»; достигнута договоренность о принятии Дорожной карты по сотрудничеству в области энергетики до 2050 года;

·   установление контактов между российскими и возглавляемыми промышленностью европейскими технологическими платформами;

·   сотрудничество в сфере реализации положений Гаагской конвенции по семейному праву, ратифицированной Россией;

·   интенсификация контактов между институтами гражданского общества России и ЕС.

·   Подписаны двусторонние декларации о партнерстве для модернизации с двадцатью тремя государствами-членами ЕС c 6 странами подписаны планы по реализации деклараций.

·   Начата реализация около 100 модернизационных проектов в соответствии с подписанными планами реализации двусторонних деклараций о партнерстве для модернизации. Среди них:

−  Российско-австрийский проект по строительству в городе Саранск завода по производству оптоволокна и модернизация производственных мощностей компании Росинтероптика.

−  Российско-австрийский проект создания высокотехнологичного оборудования для сжигания твердых бытовых отходов

−  Создание на территории Республики Татарстан производства композитных агрегатов для авиационных программ в области гражданской авиации.

−  Совместный проект ЗАО «Группа Синара», ОАО «РЖД» и компании «Сименс» по производству электровозов в Свердловской области.

−  Проект компании «Гильдемайстер» (Германия) по производству металлорежущих станков с ЧПУ в Ульяновской области.

−  Проект компании «Демаг» (Германия) по организации производства крановой техники в Нижегородской области;

−  Российско-испанский проект по модернизации Хабаровского нефтеперерабатывающего завода с объемом инвестиций на сумму около 1 млрд. евро. Полная мощность реконструированного завода составит 4,5 млн. тонн топлива в год.

−  Совместный российско-французский проект по развитию туристического кластера в Северокавказском федеральном округе.

−  Совместная разработка ГК «Росатом» и Electricité de France, EDF («Электрисите де Франс») новых технологий для завершающей фазы использования ядерного топлива, сотрудничество по созданию новых технологий в области ядерной энергетики.

−  Российско-датский проект по созданию противораковых лекарственных средств, которые предполагается использовать при лечении больных в России и в странах СНГ.

−  Строительство датской компанией «Данфосс» завода по производству теплового оборудования (теплообменники и шаровые краны) в Нижегородской области.

В целях формирования финансовых механизмов взаимодействия в рамках ПМ Внешэкономбанком и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Внешэкономбанком и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) были подписаны соответствующие Меморандумы о взаимопонимании. Документы предусматривают возможность выделения совокупно до 2 млрд. долларов на финансирование проектов в рамках ПМ, при условии их соответствия критериям финансовых институтов и одобрения уполномоченными органами управления сторон.

В качестве приоритетных направлений финансирования выбраны такие направления как энергоэффективность, транспорт, инновационные инициативы, связанные с малым и средним бизнесом (включая бизнес-инкубаторы, технологические парки, центры бизнес-технологий, инфраструктуру финансовых услуг МСП), а также коммерциализация инноваций в ряде секторов, включая вышеуказанные, фармацевтику, защиту окружающей среды.

Вместе с тем, следует также рассмотреть факторы, препятствующие успешному модернизационному сотрудничеству сторон, - различное понимание собственно модернизации. Для ЕС модернизация плотно связана с либерализацией, предполагает не вертикальное вмешательство государства, а широкие горизонтальные преобразования бизнес-среды. Они включают в себя борьбу с коррупцией, продвижение верховенства права, способствование конкуренции, реформирование образования, в целом - развитие политической подотчетности и децентрализации и социальные преобразования в государстве.

Российская элита в модернизации, в лучшем случае, видит инновации и возможность динамичного развития экономики через развитие технологий. При этом руководство страны нацелено на вертикальные, а не на горизонтальные преобразования, и концентрируются на грандиозных проектах вроде Инновационного центра Сколково (создаваемый ему «аналог» в Беларуси - Китайско-белорусский технологический парк). При этом борьба с монополиями, коррупцией, бюрократизмом и зависимым судопроизводством не выделяется своей активностью [94, с. 13].

По мнению российских аналитиков, чем больше Россия интегрирована в мировую экономику и глобальные процессы управления ей, тем более независимой она становится. Именно институциональная перезагрузка глобальной экономики, реформа международных экономических и финансовых организаций, мировой валютной системы и составляет смысл происходящих в мире перемен. Быть вне этой системы - быть маргиналом. Поэтому вступление России в ВТО, затем в ОЭСР, создание и успешное функционирование «Партнерства для модернизации» с Европейским союзом безусловно укрепляют Россию [88, с. 19].

Таким образом, инициатива «Партнерство для модернизации» символизирует начало нового цикла во взаимоотношениях России и ЕС. Она открывает колоссальные перспективы. Но, памятуя о прошлом, крайне важно, чтобы параллельно с ее реализацией стороны занялись созданием антикризисных механизмов, чтобы не допустить развития событий по традиционному сценарию. Постоянное возвращение на круги своя Москва и Брюссель просто не могут себе больше позволить.

Поэтому система управления партнерством и сотрудничеством обязательно должна быть достроена совместными органами, уполномоченными оценивать риски и оперативно на них реагировать, органами, способными принимать обязывающие решения и контролировать их исполнение, а также всеми соответствующими юридически оформленными процедурами.

Партнерство ради модернизации - крупной шаг вперед в том, что касается формулирования общих целей развития. Но только по сравнению с почти полным их отсутствием в прошлом. Заполнить нынешний вакуум идеи партнерства во имя модернизации будут не в состоянии. Максимум, на что они способны, - послужить ступенькой к формулированию более крупных амбициозных целей. Без выхода на перспективу союзнических отношений и переформатирования под них нынешних связей партнерство очень быстро выдохнется. Напротив, как только оно будет увязано с подобной перспективой, как только будет встроено и подчинено ее логике, сразу же начнет давать отдачу и получит колоссальные стимулы к развитию.

Но для этого партнерству нужно будет придать принципиально новое качество, которым сотрудничество между Россией и ЕС никогда не отличалось. Оно должно стать внятным, предметным, делающим ставку на программно-целевые методы реализации, использование которых подразумевает решение конкретных согласованных задач в намеченные сроки [96, с. 14].

С учетом этого, вполне естественным представляется стремление сторон добиться главного - сконцентрировать усилия на важнейших направлениях, сделать сотрудничество в ключевых областях максимально эффективным. Ставить и оперативно решать конкретные задачи так и таким образом, чтобы регулярно выходить на значимые результаты, понятные и выгодные обществу.

Выход напрашивается сам собой. Партнерство в обязательном порядке нужно переводить на договорно-правовую основу. Унификация, гармонизация и сближение законодательства и правоприменительной практики не имеют альтернативы. Они должны стать безусловным приоритетом «Партнерства для модернизации». Правовой фундамент призвано заложить новое базовое соглашение между Россией и ЕС. Но и его будет недостаточно. Оно должно подготовить создание постоянно работающего механизма сближения правовой среды ЕС и Российской Федерации. Хотя при осуществлении инициативы правовая среда может формироваться параллельно и наряду с переговорами о СПС-2.

В отличие от традиционного двустороннего сотрудничества, партнерство для модернизации задало новый тон, качество и динамику сотрудничества России и ЕС, стало мощным сигналом не только официальным кругам, но и бизнес-элите - сигналом об изменении вектора сотрудничества, переходе на отвечающий современным вызовам новый уровень отношений. Европейские компании убедились, что в России их действительно ждут и готовы создавать специальные условия, что проекты, связанные с модернизацией, будут поддержаны на высоком политическом уровне.

 



2020-03-17 318 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы экономического диалога в рамках совместной инициативы «Партнерство для модернизации» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы экономического диалога в рамках совместной инициативы «Партнерство для модернизации»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)