Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Энергетический диалог во взаимоотношениях между Россией и Европейским Союзом



2020-03-17 244 Обсуждений (0)
Энергетический диалог во взаимоотношениях между Россией и Европейским Союзом 0.00 из 5.00 0 оценок




внешнеторговый сотрудничество мировой экономика

Энергетическое сотрудничество является одной из важнейших составляющих стратегического партнерства России и Евросоюза. Российская Федерация будучи одним из крупнейших производителей нефти и газа, располагает значительными запасами энергетических ресурсов при развитом топливно-энергетическом комплексе. Эти составляющие выступают в качестве базовых элементов как развития экономики России в целом, так и важнейшей компонентой реализации задач внешнеэкономической политики, в частности при обеспечении своих долгосрочных партнерских обязательств перед партнерами из Евросоюза.

Как демонстрируют данные за последние годы, импорт энергоносителей из России составил: 34% чистого импорта газа ЕС; 23 % от общего потребления газа в ЕС; 33% от импорта сырой нефти ЕС; 30% от общего объема потребления сырой нефти ЕС; 23 % импорта нефтепродуктов ЕС; 30% импорта угля ЕС [67, с. 17].

В ЕС поставляется 88% от общего объема экспорта нефти из России, 70% от общего объема экспорта газа и 50% от общего объема экспорта угля. Так, в 2010 году в количественном выражении объемы российского экспорта в ЕС нефти и нефтепродуктов составили 173,97 и 83,6 млн.т., газа - 121,34 млрд.куб.м., угля - 59,96 млн.т., электроэнергии - 16,8 млрд. кВт.ч [67, с. 17]. Газовая отрасль России в современных условиях представляет собой своего рода «локомотив» поступательности развития национальной экономики России, выполняющая при этом важнейшую функцию международного сотрудничества - устойчивого энергообеспечения европейских партнеров.

Так, Россия занимает первое место в мире по добыче, запасам и ресурсам газа, обеспечивает свыше 21% его мирового производства и около 25% всех международных поставок. В 2010 г. валовая добыча природного и попутного нефтяного газа в России возросла до 665,5 млрд м3, из них эффективный объем, включая товарный газ, технологические нужды и закачку в пласт, составил около 650 млрд м3, сожжено в факелах - почти 16 млрд м3 [32, с. 9].

В «Зеленой Книге» по безопасности энергоснабжения ЕС природный газ определяется как природное ископаемое стратегического значения, главным образом, из-за возрастающих объемов его использования в генерации энергии и низкого содержания вредных веществ. Из-за быстрорастущей доли природного газа в энергетическом балансе стран Европы, рынок газа приобретает самостоятельное значение. Рынок природного газа - это формирующийся общий энергетический рынок стран Евросоюза, состоящий из 27 государств, а также остальных стран Европы, участвующих в добыче, транзите, хранении, переработке и потреблении природного газа. Европейский рынок природного газа - третий по величине региональный рынок в мире. Объем годового потребления только стран Евросоюза в среднем достигает 17% мирового потребления (Северная Америка - 27%, СНГ - 22%). За последнее десятилетие газовый рынок стран Евросоюза вырос более чем на 23%. Евросоюз, наряду с США, Китаем и Японией является крупнейшим потребителем и импортером природного топлива [32, с. 11].

Страны Евросоюза получают природный газ из двух источников: собственная добыча и поставки по трубопроводам и в виде сжиженного газа (СПГ) из стран-экспортеров. Собственными запасами природного газа обладают только восемь стран из состава ЕС-27: Нидерланды, Великобритания, Румыния, Италия, Германия, Польша, Дания и Ирландия. Эти запасы сравнительно небольшие. Мировой спрос на газ продолжает увеличиваться высокими темпами. Согласно прогнозам, к 2030 году спрос на природный газ может возрасти почти в 1,5-2 раза по сравнению с настоящим временем, что приведет к росту международной торговли энергоносителями и увеличению объемов поставок газа как по трубопроводам, так и в сжиженном виде [69, с. 14].

Экономические интересы России на европейском энергетическом рынке связаны, в основном, сохранением и расширением присутствия российских производителей на континентальных рынках углеводородного сырья и нефтепродуктов, с их внедрением в сбытовые сегменты нефтегазового бизнеса европейских стран, с желанием получения долгосрочных производительных инвестиций и новых, передовых технологий.

Таким образом, Россия и ЕС взаимозависимы в контексте отношений в области энергетики. Энергетические товары и продукты составляют 74 % общего импорта ЕС из России. Россия является крупнейшим импортером нефти, нефтепродуктов, газа, урана и угля в ЕС, а также третьим по величине импортером электроэнергии.

На VI саммите России и Евросоюза, состоявшегося в октябре 2000 года в Париже, был учрежден на постоянной основе «Энергетический Диалог», целью которого является достижение прогресса в реализации энергетического сотрудничества между ЕС и Россией. В рамках Диалога идет обсуждение вопросов, представляющих взаимный интерес в сфере энергосбережения, рационализации производства энергоносителей и создания транспортной инфраструктуры, инвестиционных возможностей Европы и взаимоотношений между производителем и потребителем энергетического сырья.

В рамках Энергодиалога состоявшегося 24 февраля 2011 г. координаторами Диалога подписаны 4 ключевых документа, направленных на дальнейшее укрепление отношений между Россией и ЕС в рассматриваемой сфере:

)   Совместное заявление об обмене информацией с целью улучшения обмена между Европейской Комиссией, Генеральным директором по энергетике и Министерством энергетики Российской Федерации по основным инициативам;

)   Усовершенствованный Механизм раннего предупреждения;

)   Совместное заявление по созданию механизма для оценки будущих тенденций на рынках газа и основанию Консультативного совета Россия-ЕС по газу;

)   Общее понимание по подготовке Дорожной карты Россия-ЕС по энергетическому сотрудничеству до 2050 года.

Сформирован Консультативный совет по газу, который провел свое первое заседание 17 октября 2011 г. в Вене. В его состав входят эксперты высокого уровня, представляющие промышленные и научные круги в газовой области с обеих сторон. Советом согласован регламент его работы, план деятельности и приоритеты, к которым относятся:

·   Обсуждение и оценка долгосрочных перспектив взаимоотношений России и ЕС в газовой сфере с целью снижения неопределенности, принимая во внимание глобальный характер развития газового рынка;

·   Обсуждение и оценка текущих вопросов, представляющих интерес для сотрудничества России и ЕС в газовой сфере, особенно в части организации и структуры газовых рынков ЕС и России;

·   Обсуждение и оценка краткосрочных и долгосрочных последствий взаимоотношений России и ЕС в газовой сфере для развития газовой инфраструктуры на территориях ЕС, России и транзитных государств.

В настоящее время продолжается работа по подготовке Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.

Российская сторона в феврале 2011 года передала Еврокомиссии проект соглашения между РФ и ЕС о сотрудничестве в области реализации инфраструктурных проектов по экспорту природного газа из Российской Федерации в Европейский Союз и совместной работе электроэнергетических систем.

декабря 2012 г. в Брюсселе состоялся тридцатый по счету Саммит Россия и ЕС, где вопросы энергетического диалога заняли важное местно в повестке дня. В ходе переговоров сторонами была достигнута договоренность продолжить работу по согласованию Дорожной карты сотрудничества до 2050 года, в первую очередь, в главах «электроэнергия» и «газ». Этот документ рассматривается в качестве базиса стратегического партнерства.

Еще одной важной темой, обсуждавшейся в рамках консультации, стал вопрос согласования проекта соглашения между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Европейским союзом о совместной работе Единой энергетической системы России и энергетических систем Беларусь, Латвии, Литвы и Эстонии. Стороны еще раз подтвердили намерение прилагать необходимые усилия для снятия имеющихся принципиальных разногласий, в том числе и с точки зрения стратегического партнерства, имея в виду целесообразность формирования долгосрочной международной правовой базы в сфере электроэнергетики.

Российские и европейские компании осуществляют совместную деятельность, направленную на развитие постоянного практического сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере. Европейские компании принимают активное участие в реализации российских проектов в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК), таких как разработка Южнорусского нефтегазового месторождения, добыча газа из Ачимовского месторождения (Уренгой). Европейские компании принимают участие в деятельности по добыче нефти, в том числе путем приобретения долей в российских нефтегазовых компаниях или непосредственного полноправного участия в самих проектах в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) («Сахалин-2) и разработка Харьягинского месторождения.

Российские компании, в свою очередь, активно работают на европейском нефтяном рынке, в частности по таким направлениям, как нефтепереработка, строительство автозаправочных станций и нефтепродуктовых терминалов, а на европейском рынке газа, в том числе за счет доступа к деятельности по управлению газовыми хранилищами, системами транспортировки, а также принимают активное участие в торговле и распределении газа в ЕС.

Европейские поставщики технологий и производители оборудования также играют серьезную роль на российском энергетическом рынке и находятся в постоянном контакте со своими российскими партнерами - компаниями энергетического сектора, работающими в различных областях: от производства возобновляемых источников энергии до ядерной энергетики.

Также в рамках сотрудничества РФ и ЕС в сфере энергетического сотрудничества созданы ряд тематических групп (по стратегии, прогнозам и сценариям, по развитию рынка, энергоэффективности).

Во время встреч тематических групп стороны обсуждают вопросы взаимодействия в энергетическом секторе, стратегии развития сотрудничества в указанном направлении, обмениваются мнениями по сценариям и прогнозам, имеющим значение для отношений России и ЕС в энергетике.

Так, работа тематической группы по развитию рынков эксперты сторон предусматривает обсуждение вопросов касающихся транзита и безопасности поставок энергоносителей, реализации новых инфраструктурных проектов, внешней энергетической политики России и ЕС, в том числе проектов по развитию сотрудничества в этой области, расширению правовых основ взаимодействия в сфере энергетического сотрудничества.

В рамках сотрудничества в сфере электроэнергетики стороны выразили намерение начать техническую подготовку к возможному подписанию между Россией и ЕС соглашение о работе энергосистем в Балтийском регионе. Еврокомиссия намерена представить проект переговорных директив по данному вопросу в Евросовет. Стороны приступили к обмену мнениями по новым сетевым кодексам, которые подготавливаются в настоящее время в ЕС, а также по вопросу участия европейских компаний в процессе либерализации электроэнергетического сектора России.

Тематическая группа по энергоэффективности преимущественно занимается вопросами согласования приоритетов в области энергетической политики, энергоэффективности и инноваций для развития сотрудничества в области энергоэффективности и инновационных проектов, в частности модернизацию и повышение энергоэффективности в энергетическом комплексе и реализации энергоэффективных технологий в зданиях. Отдельное внимание уделяется также вопросам стандартизации и унификации требований, которые применяются к энергоэффективным товарам и оборудованию.

Энергетическое сотрудничество России и ЕС также является одной из важных составляющих инициативы «Партнерство для модернизации», которая была поддержана на последних саммитах Россия - ЕС и предназначена для продвижения реформ, укрепления работы по развитию и стимулированию конкурентного роста.

В контексте данной инициативы стороны сконцентрировали вопросы энергетики, главным образом на энергоэффективности и инновациях. Стороны в будущем выразили готовность создать специальный Центр Россия - ЕС по вопросам энергоэффективности и электроэнергетики при поддержке и участии представителей промышленности России и ЕС.

В последнее время усилилась политизация энергетического сотрудничества. Так, со стороны ряда стран Восточной Европы выдвинуты политические условия, существенно затрудняющие реализацию на практике энергетического партнерства. Создание Энергетического сообщества ЕС и ряда стран Восточной Европы, а также выход России из режима временного применения Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) привлекают внимание к необходимости развития международно-правовой базы энергетического сотрудничества между Россией и ЕС.

Таким образом, энергетика остается главной темой и одновременно проблемой при выработке нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. ЕС продолжает придерживаться принципов либерализации энергетических рынков, что грозит крупными негативными последствиями для таких компаний, как «Газпром». У европейцев же возникают проблемы на российском рынке, что видно на примере компании ТНК-ВР. Осложняющим моментом является и то, что нет пока новой Энергетической хартии, которая должны была бы в большей степени учитывать интересы России [71, с. 45].

ЕС считает, что России следовало бы обеспечить свободный доступ к своим энергоресурсам в той же мере, в которой Евросоюз допускает к себе российские компании, желающие вести дела в странах Европы. От большей свободы в коммерческих отношениях выиграют обе стороны. Кроме того, Россия очень заинтересована в западном капитале и услугах тамошних экспертов для освоения новых месторождений энергоносителей и модернизации устаревающей сети нефте- и газопроводов [72, с. 14].

Россия же ограничивает западные энергетические компании в правах на освоение месторождений и другие операции с ними. По мнению экспертов ЕС, это имеет целью заменить излишне щедрые концессии, выданные западным компаниям при президенте Борисе Ельцине, другими, более справедливыми.

Следовательно, ратификация Россией Договора к энергетической хартии будет иметь неоднозначные последствия. С одной стороны, ратификация Договора к энергетической хартии ускорит процесс диверсификации энергоснабжения ЕС. Если Россия подпишет договор, поставки газа из Центральной Азии и Каспийского региона (себестоимость которого ниже, чем в среднем по России) на европейский рынок возрастут. Это приведет к снижению значимости российских энерго-ресурсов на энергетическом рынке ЕС. Кроме того, рост предложения газа может существенно снизить цены. Эти последствия наступят достаточно быстро, и уже в краткосрочном периоде структура европейского энергетического рынка может измениться в худшую для России сторону. В результате высокие темпы прироста ВВП, наблюдающиеся в России в последние годы и обеспечивающиеся, в том числе, за счет благоприятной мировой конъюнктуры на рынке энергоносителей, снизятся, а экономическое развитие страны замедлится [73, с. 47].

Одновременно необходимо просчитывать последствия ратификации договора Россией в долгосрочной перспективе [72, с. 14]. Даже если Россия не ратифицирует Договор к энергической хартии, она не сможет предотвратить диверсификацию энергоснабжения ЕС, так как в Европейском союзе уже осуществляются реальные проекты по данному направлению. Также верно учесть снижение зависимости ЕС от российского газа, наличие законодательных и налоговых проблем, недостаток инвестиций в отрасль и высокую степень изношенности основных фондов. Присоединение к хартии может дать России приток средств в ТЭК в 480-600 млдр. долл. в течение 20 лет и улучшение инвестиционного климата, причем не только в энергетическом секторе, но и во всей экономике в целом (ратификация Россией Договора к энергетической хартии будет означать, что Россия готова обеспечивать защиту иностранных инвестиций). Кроме того, у инвесторов появятся причины обратить внимание на другие отрасли (например, на обрабатывающие), а естественные монополии окажутся вынужденными вкладывать больше средств в обновление фондов, а возможно, и в переработку сырья. Вступление в хартию оградит Россию от дискриминационных мер на западных рынках [75, с. 15].

Единственным инструментом, способным сформировать устойчивое поле для стабильных взаимоотношений в сфере транзита, защиты инвестиций, может стать комплексное международно-правовое соглашение, регулирующее спорные вопросы в юридическом ключе. Иначе проблемы с транзитными странами неизбежно будут преследовать Россию и впредь. Россия в силу объективных причин должна сама выступать инициатором юридического соглашения с Европой по вопросам энергетики [76, с. 110].

Энергодиалог России и ЕС пока не привел к заметным практическим результатам и носит, скорее, формальный характер, и наиболее острые вопросы остаются открытыми [26, с. 40-41]. Так, в условиях либерализации европейского газового рынка, Евросоюзом выставлены более жесткие требования к странам и компаниям-поставщикам природного газа в контексте обеспечения энергетической безопасности именно стран ЕС. Это обусловливает для России не только появление новых рисков и выдвижение новых задач, но и более конструктивное позиционирование на международной арене, формирование стратегии национальной энергетической политики, отвечающей как национальным интересам, так и принципам стратегического взаимодействия со странами ЕС. Это тем более необходимо в условиях усиления процесса наднациональной интеграции в Евросоюзе, ведущего к разработке и реализации единой энергетической политики ЕС, в том числе в отношении третьих стран. Принятие Европарламентом и Европейским советом в конце 2009 года Третьего энергетического пакета, законопроекта Еврокомиссии, направленного на построение единого электроэнергетического и газового рынка ЕС нацелено на разделение вертикально интегрированных энергетических компаний и ограничение инвестиций из третьих стран. Фактически данный пакет некоторые российские аналитики рассматривают как своего рода «яблоко раздора в отношениях ЕС и России».

В Евросоюзе не сформировано определение, одобренное всеми странами-членами, в части общих энергетических интересов ЕС в отношении России, имеют место существенные различия позиций отдельных стран ЕС, при оценке особенностей энергетической безопасности каждой из стран [78, с. 22].

В условиях, когда Россия все еще зависит от транзита энергоресурсов на основные рынки сбыта по территории третьих стран, можно ожидать что эта зависимость сохранится в будущем, поэтому ей необходим эффективный международно-правовой инструментарий защиты от транзитных рисков. Во-вторых, российские компании активно выходят на европейский рынок уже не в качестве поставщиков сырья, а как инвесторы, покупатели активов, и им важно заручиться адекватной защитой своих прав ввиду нарастающего стремления ограничить их инвестиционную деятельность в Европе. В-третьих, даже безотносительно к протекционистским настроениям Россия заинтересована в появлении наднациональных правовых норм в области международных энергетических отношений. Это позволило бы снизить зависимость от внутренних правил, принимаемых Европейским союзом по различным энергетическим проблемам в одностороннем порядке и в условиях правового вакуума, способных стать определяющими для европейского рынка, что не всегда отвечает интересам России.

 



2020-03-17 244 Обсуждений (0)
Энергетический диалог во взаимоотношениях между Россией и Европейским Союзом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Энергетический диалог во взаимоотношениях между Россией и Европейским Союзом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)