Сущность основных понятий
1. Беседа – метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования. 2. Взаимодействие – это реальная связь между людьми в коллективах и социальных группах, возникающая в ходе совместной деятельности. Оно охватывает круг явлений, обуславливающих деловую интеграцию членов коллектива, согласование их активности и делающих коллектив единым целым. 3. Гипотеза – мысленное воплощение замысла, предположение о способах, процессе, механизмах преобразований, обеспечивающих более эффективный образовательный процесс, предположительные ответы на поставленные в исследовании задачи и вопросы. Носит вероятностный характер и подлежит проверке; при подтверждении может стать основой концепции или теории. 4. Деловая игра – соревнование или состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социального содержания), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия. 5. Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности. 6. Диагностика (педагогическая)– процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов. 7. Диалог – форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует как самостоятельный публицистический и философский жанр. 8. Диалог культур (межкультурный диалог) – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ. 9. Дифференциация образования – обеспечение многообразия образовательных учреждений и права учащегося на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных заведений, программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг. 10. Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанный в аудитории. 11. Имитационная игра – игра, в основу которой заложена возможность применения имеющихся знаний, приобретение умения или освоения определенного объема сведений в их действенном, операциональном воплощении. Различают игры-упражнения, игры-иллюстрации, игры с совместным принятием решений в сложном социальном контексте, имитационные игры с усиленным ролевым компонентом и др. 12. Индивидуализация образования – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках общих задач и содержания обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники. 13. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психических и физических свойств и качеств человека, его поведения и других присущих только ему особенностей, отличающих его от других людей. 14. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая позицию ученика как субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки по самоопределению и самореализации. 15. Критерий – мерило оценки, признак, правило, на основании которого производится выбор после измерения, оценка научной и практической деятельности. 16. Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. 17. Личностные образовательные достижения учащихся – 1) решенная личностно значимая проблема; 2) достижения школьников в образовательном процессе, складывающиеся из следующих компонентов: академическая успеваемость, фонд умений (в первую очередь – коммуникативные), познавательная творческая активность и личные социальные достижения внутри и вне школы, зафиксированные каким-либо документом. 18. Личностный смысл образования – это смысл учебной деятельности, которым руководствуется учащийся. Его значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире. 19. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. 20. Метод в педагогике – способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления. 21. Метод дискуссии – коллективное обсуждение какого-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п. 22. Метод исследования – способ, неотъемлемая часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора. В философском смысле под методом понимаются научные теории, проверенные практикой. 23. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, обладающих субъективной новизной и имеющих практическую значимость. Метод возник во второй половине XIX века в США, в 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. В настоящеё время широко активно используется как способ творческого саморазвития личности во всём мире. 24. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения. 25. Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте. 26. Навык – действие, доведенное до автоматизма, которое формируется путем многократного повторения. 27. Обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования. 28. Педагогическое мастерство – совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловлены высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, позволяют ему оптимально решать педагогические задачи, бережно относиться к личности ребёнка. Элементы педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника. 29. Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. 30. Учитель – профессия и должность в системе общего образования, выполняющий особые социальные функции, состоящие в обучении, воспитании и развитии учащихся, содействии им в социализации. 31. Форма организации обучения – исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения (например – коллективная, групповая, индивидуальная; очная, очно-заочная, заочная, экстернат и дистанционная и др. классификации форм организации обучения).
Модуль 3 Воспитание 1. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются … воспитания a) движущими силами; b) условиями; c) ценностями; d) закономерностями. 2. Воспитание – это… a) воздействие на личность общества в целом; b) целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности; c) результат усвоения профессиональных знаний, умений, навыков; d) развитие представленной человека о мире; e) процесс и результат воспитательной работы. 3. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы, как… a) обновление и перестройка; b) становление; c) подготовка; d) коррекция; e) стабильное развитие и его завершение. 4. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как…. a) индивидуальная; b) бригадная; c) парная; d) коллективная; e) групповая. 5. Понятие «воспитательная система» было обосновано в трудах… a) Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой; b) В.А. Караковского и И.Я. Лернера; c) В.А.Сухомлинского и М.М. Шульмана; d) А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. 6. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются … a) достижение воспитательных целей; b) внешнее выражение процесса воспитания; c) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников; d) способ воспитания; e) «инструментарий» воспитания. 7. Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют … воспитания. a) принципы; b) нормы; c) идеи; d) направления. 8. Направлениями социального воспитания являются… a) индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников); b) формирование социального сознания и поведения ребёнка; c) удовлетворении потребностей человека в антисоциальных формах; d) репутация программ, противостоящим фундаментальным принципам, ценностям общества. 9. Коллектив имеет… a) структуру межличностных предпочтений; b) коммуникативную и функциональную структуру; c) управленческую структуру; d) композиционную структуру; e) организационную структуру. 10. Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют… a) разнообразие событий, ситуаций; b) соревновательность; c) созидательную активность; d) оптимизм, радостную перспективу; e) защищенность, отсутствие агрессии. 11. Наиболее распространены классификации групп по … a) непосредственности взаимосвязей; b) степени группового влияния; c) размеру; d) общественному статусу; e) уровню обученности. 12. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют … a) появлением человеческого общества; b) наличием рассудка; c) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве; d) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым; e) объективным характером приспособления детей к жизни. 13. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием. a) умственным; b) социальным; c) духовным; d) нравственным. 14. Воспитательная система школы выполняет такие функции, как… a) интерактивную; b) стимулирующую; c) развивающую; d) регулирующую; e) интегративную. 15. Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру – сущность педагогики … a) экзистенциализма; b) прагматизма; c) неотомизма; d) неопозитивизма. 16. Вид отклоняющегося поведения детей и подростков, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения в обществе, называется … поведением. a) девиантным; b) делинквентным; c) аддиктивным; d) криминальным. 17. Выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива относится к … деятельности педагога. a) коммуникативной; b) исследовательской; c) рефлексивной; d) организационной. 18. Приспособление человека к условиям социальной среды называется ... a) социальной адаптацией; b) депривацией; c) социализацией; d) самоактуализацией. 19. Постановка целей воспитания НЕ зависит от … a) требований общества; b) возраста воспитанников; c) уровня развития коллектива; d) методов обучения. 20. Детский коллектив характеризуется … a) развивающимися и функциональными связями между детьми; b) обязательным наличием самоуправления; c) постоянными и стабильными связями между детьми; d) независимость детей от взрослых. 21. Группа людей, объединенных общими целями, социально-ценностной совместной деятельностью, называется... a) сборищем; b) коллективом; c) организацией; d) бригадой. 22. К признакам коллектива относят … a) воспитанность членов коллектива; b) общие цели и ценности; c) общие интересы; d) общие познавательные мотивы; e) совместную деятельность и общение. 23. К агентам вторичной социализации можно отнести … a) гувернеров; b) родителей; c) тренеров; d) администрацию школ. 24. К методам самовоспитания относится… a) самокритика; b) авансирование доверием; c) создание воспитывающей ситуации; d) наказание. 25. К сложным ситуациям относится ситуация … a) беседы с учениками о нравственных ценностях ; b) противоречий между педагогом и лидером класса; c) выступления педагога на родительском собрании; d) разработка плана воспитательной работы на год. 26. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к группе….. функций классного руководителя a) организационно-координирующих; b) коммуникативных; c) конструктивных; d) аналитико-прогностических. 27. Механизм социализации характеризуется сопереживанием эмоциональному состоянию другого человека называется… a) эмпатией; b) интроекцией; c) идентификацией; d) толерантностью. 28. Модель семейного воспитания, характеризующаяся стремлением родителей в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется… a) независимой; b) конфликтной; c) авторитарной; d) конкурентной. 29. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами, враждебность к кому-либо чужому, непривычному, называется ... a) мизантропией; b) филантропией; c) клаустрофобией; d) ксенофобией. 30. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод социального воспитания, как … a) приучение; b) управление; c) пример; d) убеждение. 31. Направлением работы классного руководителя является … a) составление расписания занятий; b) упорядочение учебной нагрузки учащихся; c) развитие ученического самоуправления; d) организация предметных недель. 32. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта называется… a) индивидуализацией; b) образованием; c) воспитанием; d) социализацией. 33. Педагог, единолично определяющий направление деятельности группы и пресекающийся активность учащихся, имеет стиль педагогической деятельности, который называется… a) авторитарным; b) либеральным; c) демократическим; d) параллельным. 34. Приоритетом общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип … a) эмпатии; b) рефлексии; c) гуманизации; d) терпимости. 35. По мнению представителей … направления, развитие личности – это процесс непосредственного запрограммированного созревания. a) натуралистического; b) социологизаторского ; c) бихевиористского; d) биологизаторского. 36. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегий жизненных целей, называется … a) направленностью; b) идеалами; c) ценностными ориентациями; d) убеждениями. 37. Совокупность норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих общество или социальную группу, составляет ... a) мировосприятие; b) субкультуру; c) мировоззрение; d) общечеловеческие ценности. 38. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся, направленные на решение образовательно-воспитательных задач, называются … воспитания a) формами; b) средствами; c) методами; d) приемами. 39. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется a) принуждением; b) компромиссом; c) сглаживанием. 40. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач, называется…. a) социализацией; b) педагогической деятельностью; c) педагогическим процессом; d) педагогической поддержкой. 41. Существенным признаком понятия «метод воспитания» является … a) противоречивость воспитания; b) способ воспитания; c) наличие материальных средств воспитательного воздействия; d) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников. 42. Цель формирования … культуры школьников состоит воспитании ответственного, бережного отношения к природе. a) экономической; b) экологической; c) трудовой; d) нравственной. 43. Целенаправленный процесс формирования у личности потребности к «диалогу культур», основанный на принципах взаимопомощи, доброжелательности и сотрудничества в отношении с народами других стран, называется …. воспитание a) интернациональным; b) поликультурным; c) гражданским; d) патриотическим. 44. Формирование необходимых для деятельности нравственных качеств с помощью труда называется трудовым … a) развитием; b) воспитанием; c) коррекцией; d) обучением. 45. Функция семьи, предполагающая ответственность за поведение ее членов в обществе, называется ... a) социальным контролем; b) воспитательной; c) коррекцией отношений; d) социально-статусной. 46. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным, называется … воспитанием. a) гражданским; b) патриотическим; c) правовым; d) демократическим. 47. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется … a) неполной; b) патриархальной; c) нуклеарной; d) малодетной. 48. Основная цель классного руководителя –… a) взаимодействие с учреждениями дополнительного образования; b) создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося; c) проведение классных часов; d) организация работы с родителями обучающихся. 49. Классный руководитель выполняет такие функции, как... a) координирующую; b) дидактическую; c) психологическую; d) воспитательную; e) организаторскую. 50. К коллективным формам воспитательной работы относят … a) конкурс эрудитов; b) составление программ самовоспитания; c) литературно-музыкальные вечера; d) классные часы; e) праздники искусств. 51. В число основных требований, выдвигаемых «Конвенцией ООН о правах ребенка» не входит a) выживание и развитие; b) труд на равнее со взрослыми; c) защита; d) обеспечение активного участия в жизни общества 52. Классный руководитель имеет право …. a) контролировать учебные успехи каждого ученика; b) определять программы индивидуальной работы с детьми; c) использовать оценку для наказания ребенка; d) контролировать посещаемость занятий учениками его класса; e) использовать семью для наказания ребенка. 53. Социализация - это ... a) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения; b) оказание обществом помощи нуждающимся людям; c) активное участие в жизни общества; d) борьба против общественного неравенства. 54. Какие отношения наиболее характерны для традиционного советского коллективного воспитания a) демократия и гласность; b) подчинение личности коллективу; c) подчинение коллектива личности; d) партнерство. 55. «Грязнее и хуже тетради я не видела». Каков стиль общения педагога, сказавшего это ученику? a) демократический; b) либеральный; c) авторитарный; d) попустительский. 56. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый передает, а ребенок приобретает поведенческий, нравственный и т.д. опыт в естественном процессе взаимодействия поколений? a) воспитание; b) мотивация; c) развитие; d) переживание. 57. Что лежит в основе «коммунарской методики» И.П. Иванова? a) военно-патриотическое воспитание; b) коллективные творческие дела; c) помощь отстающим; d) спорт. 58. Что способствует объективному изучению коллектива класса? a) наказание и поощрение; b) убеждение и принуждение; c) педагогическая диагностика; d) психологическая коррекция. 59. Каким процессом является воспитание? a) стихийным; b) целенаправленным; c) внешним; d) государственным. 60. Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как … a) воспитание; b) обучение; c) формирование; d) социализация; e) общение. 61. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся... a) педагогическое требование; b) наказание; c) соревнование; d) поощрение; e) создание воспитывающих ситуаций. 62. Способ воздействия на личность, выражающий осуждение противоречащих нормам действий и поступков, – это … a) поручение; b) педагогическое требование; c) создание воспитывающих ситуаций; d) наказание.
Ключ:1a; 2b; 3a,b,e; 4a,c,d,e; 5a; 6c,d,e; 7a; 8b; 9e; 10a,c,d,e; 11c; 12c,d; 13a; 14c,d,e; 15c; 16a; 17d; 18a; 19d; 20b; 21b; 22b,c; 23a,b,d; 24a; 25b; 26d; 27a; 28c; 29d; 30c; 31c; 32d; 33a; 34c; 35d; 36c; 37c; 38c; 39a; 40c; 41b,d; 42b; 43b; 44b; 45b; 46a; 47c; 48b; 49d,e; 50a,c,d,e; 51b; 52a,b,d; 53a; 54b; 55c; 56a; 57b; 58c; 59b; 60a,b,e; 61a,c,d,e; 62d.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3047)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |