Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность основных понятий. 1. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным



2015-11-10 1199 Обсуждений (0)
Сущность основных понятий. 1. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

2. Адаптация социальная – 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.

3. Взаимодействие – процесс непрерывного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную связь и обусловленность, в результате которой каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой, и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.

4. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

5. Воспитание – 1) в социальном, широком смысле - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле - специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно- исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

6. Воспитание духовное – воспитание души; духовной культуры. Исстари его отождествляли с религиозным воспитанием. По своей сущности оно отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию человека в определенной культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства.

7. Воспитание нравственное – воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры) такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности.

8. Воспитание политическое – целенаправленная деятельность по воспитанию политической культуры личности. Проявляется в определенной политической позиции личности, которая определяет ее взгляды, отношения и действия человека.

9. Воспитание половое – целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленная на воспитание здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, на подготовку их к семейной жизни.

10. Воспитание правовое – формирование у граждан правового сознания и правопослушного поведения.

11. Воспитание семейное – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами их заменяющими. Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики. Она включает проблемы социокультурной среды семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.

12. Воспитание социальное – это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

13. Воспитание трудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде.

14. Воспитание умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности. (1)

15. Воспитание физическое – педагогически организованный процесс формирования физической культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития. Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. В процессе физического воспитания развиваются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, чуткость в работе, привычка к порядку и т.д. (1)

16. Воспитание художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

17. Воспитание экологическое – воспитание экологической культуры, формирование осознанной социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой.

18. Воспитание экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства распределения и потребления.

19. Воспитание эстетическое – воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном. В процессе эстетического воспитания формируется способность человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному.

20. Воспитание этическое – целенаправленная деятельность, ориентированная на освоение воспитанниками правил хорошего тона, формирование у них культуры поведения и отношений.

21. Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный или учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

22. Воспитанность – качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

23. Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном учреждении.

24. Воспитательная система – комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

25. Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

26. Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.

27. Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

28. Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

29. Группа – относительно устойчивая общность индивидов, связанных общими целями и нормами, системой отношений, включающая распределение обязанностей, мотивы, побуждающие участников вести себя в соответствии с принятыми в группе ожиданиями, иерархию статусов, лидерство и т.п.

30. Дисциплина – форма общественных отношений, обеспечивающая соблюдение установленных норм, традиций, обычаев, правил поведения.

31. Коллектив – объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определённую структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления.

32. Коллективизм – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости.

33. Коллективного творческого воспитания методика – разновидность коммунарской методики, сущность которой определяю 4 основных положения: Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе взаимодействия воспитателей и детей; Организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы); Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность; Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехах.

34. Команда – особый вид социальной группы, характеризующийся наличием совместной деятельности, общих целей, общей ответственности, доверительных отношений, участием всех членов команды в выработке решений, чётко выраженным лидером.

35. Коммунарская методика (методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика И. П. Иванова, «орляторская педагогика») – система условий, методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

36. Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жёсткой форме.

37. Конфликт социальный – тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.

38. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

39. Культура педагогическая – уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности, и уровень результативности.

40. Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

41. Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение метода воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

42. Общение – взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Общение включено в совместную деятельность и обеспечивает ее согласованность. Потребность в общении является одной из базовых человеческих потребностей, удовлетворение которой связано с психоэмоциональным комфортом.

43. Перевоспитание – система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника.

44. Поведение – образ жизни и действий. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение проявляется в действиях и поступках, привычках, обычаях.

45. Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

46. Социализация – процесс становления личности в системе социальных норм и ценностей, на основе которых формируются её качества.

 

Модуль 4



2015-11-10 1199 Обсуждений (0)
Сущность основных понятий. 1. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность основных понятий. 1. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)