Способы приведения показателей в сопоставимый вид
В процессе анализа необходимо обеспечить сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неодинаковыми календарными периодами. Если несопоставимость вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. н\р: для обеспечения сопоставимости ВП ее физический объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода: ВП = ∑Q P \ Q P , где Q , Q - физический объем производства i-го вида продукции в отчетном и базисном году, P - цена i-го вида продукции в базисном периоде. Многие показатели несопоставимы из-за объемного фактора. Если сраdнить сумму затрат отчетного года ∑(Q С ), с затратами базисного года ∑(Q С ), то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного года надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного года ∑(Q С ), и после этого сравнить с фактической суммой затрат: I =∑(Q С )\∑(Q С ). 3. Использование относительных и средних величин. Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений и единицах меры. Веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия. 4.Способы группировки информации в ЭА.Группировка информации- деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные, и аналитические группировки. Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту; выполнению норм выработки. Аналитические группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. 5.Балансовый метод.Балансовый методслужит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. н\р: определяя обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показываются потребность в трудовых ресурсах, а с другой- их фактическое наличие. Эвристические методы. Эвристические методы относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они используются для прогнозирования состояния объекта в условиях частичной или полной неопределенности, когда основным источником получения необходимых сведений является научная интуиция ученых и специалистов. Из них более распространен метод экспертных оценок. Сущность его заключается в организованном сборе суждений и предложений специалистов (экспертов) по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. Основными разновидностями метода экспертных оценок являются: метод «мозговой атаки», или конференций идей, где генерирование идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов; Метод «мозгового штурма», когда одна группа экспертов выдвигает, а другая их анализирует; Синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знаний или фантастики; Метод Дельфи предусматривает анонимный опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам с последующей статистической обработкой информации. После обобщения результатов запрашивается повторно мнение специалистов по спорным вопросам. В итоге обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным. Вопросы для самоконтроля 1. В чем сущность приема сравнения и какие типы сравнений применяют в анализе? 2. Охарактеризуйте основные виды относительных величин? 3. Каково сущность и виды средних величин? 4. Назовите основные способы приведения показателей в сопоставимый вид Основная учебная литература 12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа учебник- издание 5-ое переработанное. М: Финансы и статистика,2002 13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, М: 2007 14. Любушин Н.П., Лещева В.В., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов. Пол редакцией проф. Н.П. Любушина.-М:ЮНИТИ-Д, 2006. 15. Фирстова С.Ю. Экономический анализ в вопросах и ответах. Учебное пособие.- М.: Кнорус, 2006. 16. Налетова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебно-методическое пособие.- М.: ИНФРА-ФОРУМ, 2006 Дополнительная учебная литература 17. Чучалов Е.А., Бессонов Н.И. Приемы экономического анализа, 1988г. 18. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. А, 1999г. 19. Друри к. Введение в управленческий и производственный учет. М,1998г. 20. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры, М: Финансы и статистика, 2001г. 21. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001г. 22. ЖуравлевВ.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Конспект лекций.- СПБ. Политехника,2001. 23. Герасименко Г.П. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: Практикум,- Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2002. 24. Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу: Учебное пособие.- М: Финансы и статистка, 2000. 25. Баканов М. И., Шеремет В.Д. Теория экономического анализа.- М: Финансы и статистика, 2001.
Тема 3. Организация и информационное обеспечение экономического анализа Цель лекции: рассмотреть и объяснить студентам порядок проведения аналитической работы
1. Основные принципы организации анализа хозяйственной деятельности организации. 2. Планирование аналитической работы. 3. Информационное и методическое обеспечение анализа хозяйственной деятельности организации. 4. Документальное оформление результатов анализа. Организация автоматизированного рабочего места аналитика.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1585)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |