Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мультипликатор автономных расходов



2015-11-10 914 Обсуждений (0)
Мультипликатор автономных расходов 0.00 из 5.00 0 оценок




«Парадокс бережливости»

 

Уровень общих расходов может изменяться и независимо от из- менений объема национального выпуска (дохода). Например, вследст- вие изменения:

 

 


 

общего экономического положения;

прогнозов инвесторов.

Это изменяет планы домашних хозяйств и фирм относительно расходов на закупку благ при каждом данном объеме национального выпуска (дохода). Они будут либо увеличивать, либо уменьшать авто-

номную часть своих расходов. Это вызовет смещение кривой общих

расходов и нарушение равновесия: прежний уровень национального выпуска (дохода) окажется либо больше новой суммы общих расхо- дов, либо меньше. Через изменение товарных запасов и объема нацио- нального выпуска (дохода) установится новое равновесие.

При изменении ве-


ТЕ(руб.)


 

E1

∆TE E

∆Y


 

 

TE1

 

 

TE


личины автономной части совокупных расходов (ав- тономное потребление, автономные инвестиции, государственные закупки, экспорт), как правило, воз- никает эффект мультип- ликатора (от англ. multiplex – многократный).


 

 

0 Ye


 

 

Ye1


TEa1

 

TEa

 

 

Y(руб.)


За однократным изменени- ем автономных расходов следует многократное из- менение объема нацио- нального выпуска (дохода)


Рис. 68.Эффект мультипликатора автономных расходов


(рис. 68).

На рисунке видно,

что изменение автономных


расходов, вызвавшее смещение кривой общих расходов, меньше, чем обусловленное этим изменение объема национального выпуска (дохода).

Отношение прироста объема национального выпуска (дохода) к приросту любого компонента автономных расходов называется муль-


 

типликатором: m=


Y

TEa


 

. Он показывает кратность изменения объе-


ма национального выпуска (дохода) от изменения автономных расхо-

дов на единицу.

При равновесии Yе=TE=C+I+G+NX. Заменим в этом уравнении потребительские расходы на их функцию: =Са+МРС+I+G+ЕX;

Yе–MPCYе=Са+I+G+NX=ТЕа.

Yе (1–МРС)=ТEа.

 


 

Выразим это равенство в приростных величинах:

Yе(1–МРС)=TЕа.


 

Тогда m=


Ye

TEa


= 1 .

1− MPC


Из этого равенства следует, что при изменении автономных расходов на какую-то величину объем национального выпуска (дохода) изменится в том же направлении, но на большую величину.

Из него же следует, что чем больше предельная склонность к потреблению (МРС), тем больше величина мультипликатора. Так как 1-МРС есть предельная склонность к сбережениям (MPS), то мультип-


 

ликатор можно выразить как величину, обратную MPS,


m = 1 .

MPS


Величина прироста объема национального выпуска (дохода) определя-

ется умножением прироста автономных расходов на величину мульти-


пликатора: ∆Y = ∆TEa


1 .

1− MPC


Чем же обусловлен мультипликационный эффект при увеличе-

нии автономных расходов?

Увеличение расходов на приобретение потребительских и инве- стиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических субъектов, у которых эти товары приобретаются. Увеличение их дохо-

дов вызывает увеличение потребления, а это означает увеличение

спроса, для удовлетворения которого потребуется увеличение выпуска (дохода). За первичным приростом дохода следует вторичный при- рост и т.д. Таким образом, всякое увеличение автономных расходов вызывает волну первичных, вторичных, третичных и так далее при- ростов доходов и расходов. Но с каждым новым повторением следую- щая сумма расходов и доходов оказывается меньше предыдущей, так как каждый новый доход не весь расходуется на потребление. Часть его сберегается, часть изымается в качестве налогов, часть расходуется на покупку импортных товаров.

Мультипликационный эффект можно проиллюстрировать с по-

мощью условного примера. Допустим, исходные значения Yе=400;

МРС=0,75; I=100. Тогда: 400=0,75⋅ 400+100.

Предположим, что в результате научно-технического прогресса

автономные инвестиции выросли на 100. На такую же величину про-

изойдет и первичное увеличение спроса и доходов. Это приведет к уве-

личению потребительских расходов на 100⋅0,75=75. Рост потребитель-

ских расходов вызовет вторичное увеличение доходов на 75, что

 


 

 

выразится в новом увеличении спроса и доходов на 75⋅0,75=56,25 и т.д.

Мультипликационный эффект можно представить в виде схемы

(рис. 69).

 

Y 56, 25 42,18 31,6 23,7  
= 100 ∆C     56,25   42,18   31,6   23,7   и т.д.

Рис. 69.Эффект мультипликации автономных расходов

 

Так как каждая новая сумма дохода и расходов оказывается меньше предыдущей, то мультипликационный эффект имеет тенден- цию к затуханию. Конечный результат этого эффекта можно рассчи- тать, используя формулу мультипликатора. Общее увеличение объема национального выпуска (дохода) в нашем примере составит:


Y = ∆I


1 − MPC


= 100


1 − 0,75


= 400.


Формула мультипликатора показывает, что если автономные расходы увеличиваются на какую-то величину, то для сохранения рав- новесия на рынке благ объем национального выпуска (дохода) должен


 

увеличиться в


1 − MPC


 

раз. Абсолютное значение мультипликатора


всегда больше единицы и находится в прямой зависимости от пре- дельной склонности к потреблению (МРС) и в обратной зависимости от предельной склонности к сбережениям (MPS).

С этим связан так называемый «парадокс бережливости». Так как прирост выпуска (дохода) находится в обратной зависимости от предельной склонности к сбережениям, то чем она выше, тем

меньше этот прирост. Налицо парадоксальный результат: общество

становится более бережливым, а темпы прироста национального выпуска (дохода) снижаются. Значит, чем больше общество сберега- ет, тем беднее становится.

Вернемся к нашему примеру. Если предельная склонность к по- треблению снизится с 0,75 до 0,5 (что означает увеличение MPS), то дополнительные инвестиции в объеме 100 обеспечат увеличение национального выпуска (дохода) не на 400, а лишь на 200.

Действие мультипликатора может происходить и в обратном направлении. В связи с этим Дж. Кейнс считал, что основной причи- ной кризисных потрясений в 1929–33 гг. было снижение уровня авто-

номных расходов. Кейнс анализировал мультипликационный эффект

 

 


 

от увеличения автономных инвестиций в условиях, когда экономика находилась в состоянии глубокого кризиса с высоким уровнем безра- ботицы и недоиспользованием производственных мощностей. Именно в таких условиях проявляется эффект мультипликатора. Увеличение инвестиций способствует более полному использованию имеющихся в обществе производственных ресурсов. Если же экономика находится в состоянии подъема, то есть полного использования ресурсов, эффект мультипликатора выразится в повышении цен (инфляции), вызванного избыточным спросом.

Так как наиболее изменчивым компонентом автономных расхо-


 

дов являются автономные инвестиции, то показатель

 

часто называют мультипликатором инвестиций.


m = 1

1 − MPC


Чистые инвестиции состоят из автономных и индуцированных. Поэтому на величину мультипликатора инвестиций оказывает влияние и значение показателя, от которого зависит объем индуцированных инвестиций – от величины акселератора. Запишем условие равнове- сия с учетом индуцированных инвестиций: Ye=Ca+MPC·Yе+k·Yе+Ia. Отсюда Ye(1–MPC–k)=Ca+Ia=TЕa. Мультипликатор автономных рас-


ходов: m =


Y

TEа


= 1

1 − MPC k


. Отсюда видно, что чем выше значение


акселератора, тем больше значение мультипликатора. Эффект мульти-

пликатора дополняется эффектом акселератора.

 



2015-11-10 914 Обсуждений (0)
Мультипликатор автономных расходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мультипликатор автономных расходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)