Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние государственных расходов и налогов на агрегированный рынок благ





 

Величина объема национального выпуска (дохода) может изме- няться в результате изменения поведения любого макроэкономическо- го субъекта.

Особо следует рассмотреть, к каким последствиям может при- водить бюджетно-налоговая политика правительства, изменение им величины государственных расходов и налогов.

Государство может оказывать стабилизирующее воздействие на объем национального выпуска (дохода), проводя соответствующую фискальную (бюджетно-налоговую) политику. Под фискальной по- литикой понимается воздействие государства на экономическую ди- намику посредством изменения величины государственных расходов и системы налогообложения.

Государственные закупки товаров и услуг являются одним из

 

 


 

компонентов совокупного спроса. Государство занимается производ- ством общественных благ. Для этого оно закупает продукцию, созда- ваемую в частном секторе. Источником государственных расходов является государственный бюджет, финансовый план страны. Он ут- верждается парламентом ежегодно. В нем определяются основные статьи расходов. Поэтому при рассмотрении модели агрегированного рынка благ государственные расходы на закупку товаров и услуг, как часть совокупного спроса, принимаются за экзогенную и постоянную величину, то есть являются частью автономных расходов. В связи с этим изменение величины государственных расходов на закупку благ, как и изменение любого компонента автономных расходов, вызывает мультипликационный эффект: изменение их объема на какую-либо величину сопровождается кратным увеличением объема национально- го выпуска (дохода).

Когда правительства заключают контракты на закупки как в гражданских, так и в военных целях, это автоматически ведет к после- дующему найму новых работников. Часть их зарплаты расходуется на покупку потребительских товаров, остаток сберегается. Спрос со сто- роны дополнительных работников на потребительские товары снова требует привлечения дополнительных факторов производства, в том числе дополнительных работников, зарплаты которых также будут частично израсходованы на расширение потребления, стимулируя дальнейший наем работников и расширение потребления до тех пор, пока дополнительный доход от найма не упадет до нуля. Таким обра- зом, каждый рубль, потраченный правительством на увеличение по- требления товаров и услуг, вызовет кратный дополнительный рост объема национального выпуска (дохода). Кратность этого увеличения




 

равна величине


1 − MPC


 

. То есть мультипликатор государственных


расходов равен мультипликатору автономных расходов.

Кроме прямого воздействия на рынок благ путем изменения ве- личины своих расходов, государство влияет на совокупный спрос кос- венно через систему налогов. Налоги представляют вычеты из распо- лагаемого дохода и прибыли фирм, а поэтому уменьшают потребительский и инвестиционный спрос.

Все налоги делятся на подоходные (их величина зависит от ве-

личины доходов) и автономные (не зависящие от величины доходов).

С учетом налогообложения изменяется величина мультиплика- тора автономных расходов. С учетом подоходного налогообложения условие равновесия на рынке благ следует записать так:

 

 


 

Ye=Ca+MPC·(Ye – tYe)+Ia+G или

Ye–MPC·Ye+MPC·tYe=Ca+Ia+G; Ye(1–MPC+t·MPC)=Ia+G.

Компоненты в правой части уравнения (I, G) не зависят от ве-

личины выпуска (дохода), то есть имеют автономный характер:

I+G=ТЕа. Тогда

Ye(1–MPC +tMPC)= ТЕа. Отсюда


 

Ye=


TEa

1− MPC + MPC t


 

. Тогда


Ye

TEa


= 1 .

1− MPC + MPC t


В правой части уравнения мультипликатор автономных расхо- дов с учетом подоходного налогообложения. Его величина меньше величины простого мультипликатора и находится в обратной зависи- мости от величины налоговой ставки (t). Чем ниже налоговая ставка, тем при прочих равных условиях значительнее эффект мультиплика- тора. Таким образом, налогообложение доходов ослабляет мульти- пликационный эффект от изменения автономных расходов.

Мультипликационный эффект от изменения автономных расхо-

дов зависит от системы налогообложения доходов. Так как значение мультипликатора автономных расходов находится в обратной зависи- мости от налоговой ставки, то прогрессивная система налогообло-

жения (система, при которой налоговая ставка повышается при уве-

личении дохода и снижается при его уменьшении) ослабляет эффект мультипликации автономных расходов (в том числе государственных расходов) значительнее, чем пропорциональная (когда налоговая ставка одинакова для всех уровней доходов).

Мультипликационное воздействие на объем национального вы- пуска оказывает и изменение автономных налогов, величина которых не зависит от текущих доходов (налог на имущество граждан, пред- приятий и др.). Изменение их величины изменяет величину распола- гаемого дохода – при их повышении располагаемый доход уменьшает- ся, при уменьшении он увеличивается. Следовательно, изменяется и величина расходов. Но воздействие изменения автономных налогов на объем национального выпуска (дохода) отличается от воздействия, которое оказывает на него изменение величины государственных рас- ходов. Дело в том, что изменение государственных расходов воздейст- вует на совокупный спрос непосредственно: он первоначально изме- няется на всю дополнительную величину государственных расходов (закупки техники для армии, оборудования для государственных уч- реждений и т.п.). Изменение же величины автономных налогов воз- действует на совокупный спрос опосредованно через изменение рас- полагаемого дохода.

 


 

При увеличении государственных расходов на какую-либо ве- личину первичный прирост совокупного спроса будет равен такой же величине, а снижение величины автономных налогов увеличивает со- вокупный спрос не на всю величину их снижения, а только на ту часть, которая будет направлена на текущее потребление. При уменьшении автономных налогов на какую-либо величину на такую же величину

увеличивается располагаемый доход: ∆DI=–∆T. Текущие же расхо-

ды на потребление увеличиваются только на величину, равную

∆С=–MPC⋅∆Та.


Тогда ∆Ye


= −∆T MPC


1 − MPC


= −∆T


MPC ;

1 − MPC


Ye =− MPC


 

 

где


T 1 − MPC

t
MPC – называется налоговым мультипликатором (m ).


1− MPC

Отрицательный знак перед мультипликатором показывает об-

ратную связь между изменением величины автономных налогов и из-

менением объема национального выпуска (дохода).

Сравнение мультипликатора государственных расходов и нало- гового мультипликатора показывает, что первый по абсолютной вели- чине больше второго на единицу:


1 − MPC


= 1−MPC = 1. Это означает, что увеличение госу-


1− MPC 1− MPC


1− MPC


дарственных расходов на какую-либо величину обеспечит больший прирост объема национального выпуска (дохода) и занятости, чем снижение на такую же величину автономных налогов.

Это можно проиллюстрировать на примере.

Допустим, ожидается спад инвестиционного спроса на 10 млрд. руб.

При МРС=0,5 мультипликатор автономных расходов равен 2. Значит,

снижение инвестиционного спроса приведет к уменьшению нацио-

нального выпуска (дохода) на 20 (–10⋅2=–20). Это сокращение можно

предотвратить увеличением государственных расходов на сумму, оп-

ределяемую по формуле ∆G = ∆Ye = 20 = 10.

m 2

Таких же результатов можно добиться без увеличения государ- ственных расходов путем снижения автономных налогов. Однако для того чтобы полностью компенсировать прогнозируемое уменьшение инвестиционных расходов на 10 млрд. руб., автономные налоги долж-

 

 


 

ны быть снижены на сумму большую, чем увеличение государствен- ных расходов, которое понадобилось бы для этого. Налоговый муль- типликатор в этом случае равен:


mt = −


MPC

1− MPC


= − 0,5

1− 0,5


= −1.


Следовательно, налоги должны быть снижены на сумму:

– ∆T = ∆Ye = 20 = 20.

1 1

Только в этом случае текущие расходы увеличатся на 10 млрд. руб.

(20⋅0,5), что необходимо для увеличения объема национального вы-

пуска на 20 млрд. руб.

Сокращение автономных налогов может производиться двумя способами.

Первый – при неизменных налоговых изъятиях увеличиваются трансферты (отрицательные налоги) на 20 млрд. руб. Это равнозначно

сокращению на такую же величину чистых налогов.

Второй – при неизменной величине трансфертов сокращаются суммы налоговых изъятий на 20 млрд. руб.

Воздействие на национальный выпуск (доход) изменения госу- дарственных расходов зависит от того, что является источником до- полнительных расходов государства. Если они финансируются за счет

дополнительных налоговых поступлений, то их сумма должна быть

равна сумме дополнительных расходов. Так как разность между муль- типликатором государственных расходов и налоговым мультиплика- тором равна единице (эта разница называется мультипликатором сбалансированного государственного бюджета), то это означает, что при одновременном увеличении государственных расходов и налого- вых изъятий на одинаковую сумму объем национального выпуска (до- хода) увеличится на величину изменения суммы государственных рас- ходов. Этот вывод был сделан норвежским экономистом Трюгве Хаавельмо и поэтому получил название «теоремы Хаавельмо».

Различия в силе воздействия на объем национального выпуска изменений величины государственных расходов и налогов необходимо учитывать правительству при выборе инструментов фискальной (бюджетно-налоговой) политики, направленной на стабилизацию на- циональной экономики.

Различают дискреционную и автоматическую фискальную по-

литику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой соз-

 

 


 

нательное целенаправленное использование ее инструментов, опреде-

ляемое специальными решениями правительства.

Дискреционная фискальная политика может быть стимулирую-

щей и сдерживающей.

В периоды экономических спадов проводится стимулирующая политика: увеличиваются государственные расходы, либо снижаются налоги, либо эти меры используются одновременно.

В периоды подъемов экономики проводится сдерживающая по-

литика: сокращаются государственные расходы и повышаются налоги.

Стабилизация объема национального выпуска (дохода) может обеспечиваться и без сознательного изменения величины государствен- ных расходов и налогов под воздействием так называемых автоматиче- ских (встроенных) стабилизаторов (АS – от англ. automatic stabilizers).

Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это уста- навливаемые государством или частным сектором механизмы пере- распределения доходов, приводящие независимо от решений прави-

тельства к изменению величины совокупного спроса при изменениях

экономической конъюнктуры. Главными из них являются подоходный налог и пособия по безработице. Их величина автоматически изме- няется в ответ на изменение экономической конъюнктуры и оказывает стабилизирующее воздействие на экономику без принятия каких-либо специальных решений правительством.

Уже сам факт установления ставки налога на доходы, как было показано, выполняет стабилизирующую роль, так как ослабляет реак- цию объема национального выпуска (дохода) на изменение автономных

расходов. Подоходные налоги при экономическом спаде сокращают

располагаемый доход меньше, а при подъеме – больше. Поэтому при спаде подоходные налоги способствуют относительному увеличению совокупного спроса, а при подъеме – его относительному сокращению.

Стабилизирующее воздействие прогрессивной системы подо- ходного налогообложения, как было показано, сильнее, чем системы с постоянной предельной налоговой ставкой. Чем выше предельные на- логовые ставки, тем сильнее это воздействие.

Стабилизирующую роль выполняют также пособия по безра- ботице. В периоды экономических спадов растет число безработных и их доля в общем числе потребителей, увеличиваются суммы выплат

пособий по безработице. Так как безработные получают пособия, то их

расходы сокращаются не в такой степени, как они могли бы сокра- щаться при отсутствии пособий. Поэтому и совокупный спрос сокра- щается меньше.

 

 


 

В периоды подъемов безработица уменьшается, сокращаются выплаты по безработице, а поэтому расходы увеличиваются не так быстро, как растут доходы. Совокупный спрос увеличивается в мень- шей степени.

Фонд пособий по безработице образуется за счет налогов. Его размер с ростом занятости увеличивается с одновременным сокраще- нием выплат из него. Создается резерв фонда пособий по безработице.

В периоды спада и увеличения безработицы резервный фонд расходуется, увеличивая доходы потребителей, и сдерживает увеличе- ние разрыва между уменьшением налоговых поступлений и увеличе- нием выплат из бюджета.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)