Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения





Первый антитрестовский закон в США, Закон Шермана, был принят в 1890 г. не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что монополии вызывают издержки для общества в целом, а в качестве ответной меры на изменения, которые про­изошли в экономике США.

После гражданской войны (1861—1865) железные дороги свя­зали между собой все районы страны, способствуя тем самым со­зданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпора­ции, по размерам превосходящие существовавшие когда-либо


прежде, причем многие из них образовались путем слияний конкурирующих фирм. Например, “Стэндард ойл траст”, образован­ный в 1882 г. контролировал около 90% нефтеперерабатывающих мощностей страны. Компания “Америкэн тобако”, образованная в 1890 г., производила почти 100% сигарет в Соединенных Штатах. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов, и Закон Шермана был принят главным образом под влиянием этих антимонопольных настроений. В то время он не привлек к себе большого внимания населения и не вызвал серьезных дебатов.

Два основных раздела Закона Шермана носят столь же неопределенный характер, как и многие части Конституции США. Раздел 1 объявляет незаконным “всякий контракт, объединение... или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции”. Раздел 2 относит к незаконным действиям “монополизацию или попытку монополизации, а также объединение и тайный сговор... с целью монополизации”. Конгресс предоставил судам решать, какого рода действия считать ограничивающими торговлю” и что понимать под “монополи­зацией” рынка. Интерпретация судьями Закона Шермана, так же как и Конституции США, с течением времени менялась.

Суды, как правило, не рассматривали соглашения об установлении и поддержании фиксированных цен как ограничивающие торговлю вплоть до 1897 г., а слияния между конкурентами с целью образования монополии не расценивались до 1904 г. как монополизация. Позже суды постановили считать практически во всех случаях незаконными соглашения о поддержании фиксированных цен, тогда как монополизацией объявлялись создание или защита монополии при помощи “неприемлемых” (“неблагоразумных”) действий. Монополия как таковая не является незаконной в Соединенных Штатах; термин “монополизация” относится к характеру действий, а не к типу рыночной структуры. Если вы являетесь изобретателем нового запатентованного продукта, и при этом ваша фирма оказывается единственной на данном рынке, то вы не нарушили никакого закона.



В период между 1897 и 1904 гг., когда картели считались незаконными, а слияния, приводившие к образованию монополий, оказывались в рамках закона, экономика США претерпела значительные изменения в результате целого ряда крупных слияний. Например, в 1901 г. в результате серии слияний образовалась “Юнайтед стейтс стил корпорэйшн”, которая контролировала около 60% всех мощностей по производству стали


в США. По одной из оценок, эта волна слияний, охватившая свыше 70 крупных отраслей, бывших прежде вполне конку­рентными или по крайней мере олигополиями, практически превратила их в монополии.

Два других основных антитрестовских закона были приняты в 1914 г. на той же сессии Конгресса, которая “подарила” Соединенным Штатам подоходные налоги и Федеральную резерв­ную систему. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании Закона о Феде­ральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия (FTC) в качестве экспертного органа, помогающего Министерству юстиции претворять в жизнь антитрестовские за­коны. Закон Клейтона содержал три основных раздела.

Раздел 2, усиленный в 1936 г. Законом Робинсона — Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:

...будет считаться незаконной ...дискриминация различных ка­тегорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров... в тех случаях, когда это может по­влечь за собой существенное ослабление конкуренции, или созда­ние монополии в любой области торговли, или ущемление и унич­тожение конкуренции, равно как и создание препятствий для конкуренции...

Закон Робинсона — Пэтмана был принят, в частности, под давлением со стороны владельцев мелких бакалейных магази­нов, которые поняли, что возникающие цепи однотипных ма­газинов... были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им “несправедливых” скидок с цены приобретаемых продуктов. Владельцы мелких магазинов иска­ли защиты у Конгресса и получили ее.

Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи (или сдачу в аренду), обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это “может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или со­здание предпосылок для возникновения монополии”. Эта статья закона была применена, в частности, чтобы оградить пользователей от требований копировальных фирм приобретать бумагу исключительно у них (связывающий контракт) и чтобы пресечь требования компании, производящей бензин и некоторые запчасти к автомобилям, продавать на бензоколонках не только производимый ею бензин, но и ее шины и аккумуляторы (эксклюзивное соглашение).

Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияния или покупку


фирм “в любой области коммерции или в любой Части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабле­ние конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополии”. Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 г. Законом Селлера — Кефаувера.

Хотя Закон Клейтона характеризуется большей по сравне­нию с Законом Шермана определенностью в отношении прак­тических действий, тем не менее он оставляет за судами решение о том, в каких случаях упомянутые действия вероятнее всеего способствуют ослаблению конкуренции. Как и в случае с Законом Шермана, нормы оценки противозаконности поведения на основе Закона Клейтона изменялись с течением времени.

Обеспечение исполнения антитрестовских законов. Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены три типа наказания. Во-первых, преступлением считается наруше­ние Закона Шермана. Максимальный размер штрафа за нару­шение Закона Шермана был увеличен в 1974 г. до 100 тыс. долл. для частных лиц и до 1 млн. долл. для корпораций. Максимальный срок тюремного заключения составляет 3 года. На практике только соглашения о поддержании фиксированных цен и другие вопиющие нарушения Закона Шермана трактуются как преступления и наказываются штрафами и тюремным заключением.

Во-вторых, многие судебные дела завершаются постановле­ниями Федерального суда... требующими от фирмы, нарушив­шей закон, прекратить определенные незаконные действия или, напротив, предпринять конкретные действия, такие, как отказ слияния или, наоборот, от разделения фирмы с целью усиления конкуренции. В-третьих, и это особенно важно, фирмы или потребители, пострадавшие в результате нарушения антитрестовских законов, имеют право на возмещение своих потерь в троекратном размере.

(Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 191, 192, 193, 194, 203, 204, 205, 207, 211, 212, 213, 214, 256, 257)


[1] Авторы употребляют в предисловии термин “ценовая система”, тогда как в тексте книги они заменяют его термином “рыночная система”. (Прим. титул. ред.)





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)