Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Профилактика светового оборудования





Проблема профилактического обслуживания светового комплекса стоит перед каждым владельцем светотехники. Особенно она волнует руководителей недавно открывшихся развлекательных заведений, не имеющих опыта ухода за подобным оборудованием, — хочется, чтобы новое оборудование после успешной инсталляции света прослужило как можно дольше и при этом с минимальными затратами, ведь и так в него вложены большие деньги. Рекомендации по этому вопросу дает Роман МАЦЬКИВ, руководитель светового департамента компании «Аваллон».

К примеру, установлен светотехнический комплекс. Работы закончены, и все оборудование перешло в руки эксплуатационной службы. Как местному персоналу ориентироваться в дальнейшем обслуживании и поддержании работоспособности комплекса?

Все комплексы разные и по количеству оборудования, и по насыщенности этим оборудованием, и по его сложности. Есть совсем простые аппараты, которые, для того чтобы они начали работать, нужно просто включить в сеть, а есть сложное интеллектуальное оборудование, требующее достаточно грамотного и профессионального с ним обращения, определенного подхода в управлении им и обслуживании. Любое оборудование требует от службы эксплуатации определенных навыков, знаний и профессионализма. Что бы светотехнический комплекс «жил долго и счастливо», необходимо грамотное использование комплекса, периодическая профилактика и постоянное поддержание его в работоспособном состоянии. При окончании монтажных работ, как правило, заключается акт приёма-передачи, который является официальной точкой в окончании инсталляции света, после чего все права на использование этой техники переходят к заказчику. Обычно этот акт сопровождается дополнительными документами, в том числе и инструкциями по использованию данного комплекса оборудования.

Чаще всего в договоре есть такой пункт, как послегарантийное обслуживание. Его берёт на себя та же фирма, что производила инсталляцию, монтаж оборудования и обучение для работы с ним техперсонала заказчика. Кто-то считает, что заплати большие деньги за светотехнический комплекс — и никаких проблем с ним не будет (как телевизор — принес домой, включил в розетку, он работает и всё отлично, если это импортный телевизор). В данном случае это не так, поскольку любая техника имеет свойство отказывать, попросту — ломаться. Приходит время гарантийного и послегарантийного обслуживания.



Это опять достаточно тонкий вопрос, состоящий из: кто, кому, что и как должен. Если проблема не решается путём переговоров, специалист фирмы, инсталлирующей данный свет, выезжает на место к заказчику, проводит внешний осмотр в присутствии заказчика, в присутствии службы эксплуатации. Составляется бумага, которая называется акт дефектовки, где отражаются причины выхода аппарата из строя. По итогам этого заключения производятся те или другие действия: в случае невозможности устранения неисправности на месте, аппарат меняется целиком, либо он ремонтируется за счёт той или другой стороны.

Профилактические работы после завершения инсталляции света.

В любой светотехнической аппаратуре имеется лампа, имеется оптика, имеются исполнительные механизмы, и каждый из них требует определённого своевременного обслуживания. У лампы должен, по возможности, отслеживаться её ресурс, для того чтобы не попасть в нештатную ситуацию, когда лампа вдруг «заканчивает свою жизнь», не предупредив хозяина. Линзы и остальная оптика (объективы, и прочее) в зоне, доступной для обслуживания, должны своевременно протираться, поскольку слой пыли, пусть даже незначительный, съедает от 15 до 50 процентов светового потока. Необходима периодическая очистка линз от пыли, оседающей из-за теплового потока воздуха. Во вновь построенных и открывшихся заведениях в течение года большой проблемой становится строительная пыль. Если помещение новое — только что отстроили — значит, строительная пыль присутствует везде.

Поскольку тепловой режим ламп достаточно жесткий, в приборах предусмотрена система охлаждения, как правило, в виде вентиляторов. Они в данном случае работают как пылесосы, засасывающие всю эту пыль внутрь прибора. Это влечет нештатный тепловой режим работы самого прибора. Пыль, осаждающаяся на электронных платах, элементах полупроводников, уменьшает срок их службы и может привести к выходу из строя и плату, и чип, и целиком оборудование.

Периодичность протирки в таких местах должна быть чаще, но необходимо использовать специальные фланелевые тряпочки или другие кусочки материи, достаточно мягкие, не царапающие оптику. К приборам, в которых есть объективы, имеющие защитную плёнку, применима только продувка, то есть никакого физического контакта не допускается. Обычные театральные прожектора протирают. При этом, поскольку линза достаточно большая, то протирают не просто мягкой тканью, а бывает, что некоторые виды загрязнений — накипь, пригоревшую пыль — удаляют с помощью каких-либо спиртовых растворов, но ни в коем случае не растворителями. Допускается спиртовой раствор в небольшой консистенции, который наносится на ткань, и этой тканью протирается каждая линза. Исполнительный механизм может состоять просто из шаговых двигателей и всевозможных ременных передач, зубчатых передач и т. д. Они точно также должны поддерживаться в чистоте, хотя на них конденсация пыли гораздо меньше, чем на оптике, но, тем не менее, все они имеют смазку. Пыль, попавшая в эту смазку, создает дополнительные механические препятствия, с которыми электроника не всегда справляется. Если появляется такого рода пыль, грязь — всё должно удаляться, опять же, протиранием мягкой тканью.

Когда необходимо убрать старую грязную смазку и наложить новую, то нужно помнить, что смазка должна отвечать элементам исполнения. Если в механизме присутствуют достаточно большие усилия, то смазка должна быть достаточной вязкости, а если небольшие усилия, связанные с управлением электроникой, значит все соединения, требующие смазки, движущиеся элементы должны обрабатываться жидким маслом (не следует забывать при этом температурный режим). Обычно профилактикой оборудования занимается не оператор, не осветитель, а инженер, который знает оборудование и поэтому, улучшая одно, не испортит другое. При вскрытии корпуса, снятии крышки для доступа открываются «внутренности», где достаточно много разных хрупких деталей, которые можно нечаянно повредить. Поэтому вскрывать следует крайне аккуратно.

Профилактика театральной техники. Театр — это одно из наиболее сильно запылённых помещений. Связано это и с декорациями, и с одеждой сцены, которая является достаточно серьёзным носителем пыли. Профилактическое время для обслуживания оборудования – театральных софитов - отводится театральному технику не реже одного раза в месяц. При напряженных графиках театра (когда выпускается спектакль и идёт интенсивная работа на планшете сцены) и чаще — раз в неделю. Но «раз в неделю», конечно, случается редко, а вот раз в месяц организовать такой день посильно службе любого театра. Не нужно «убивать» всю рабочую смену, достаточно просто выделить 2–3 часа и заняться этим.

Если речь идёт об интеллектуальной технике, то, хотя она и делается максимально защищенной от попадания пыли но, тем не менее, если работа происходит на открытой площадке, то почти после каждого выезда необходима профилактика.

Стационарное световое оборудование в клубах - в дискотечных залах. Танцующие люди в зале поднимают в увлажнённый, прогретый воздух много пыли. Соответственно, режим эксплуатации достаточно жёсткий. Обязательно, раз в неделю, необходимо проводить профилактические работы. Но, к сожалению, в очень немногих заведениях делается именно так.

Если же использование оборудования связано с каким-то другим производством - цирк, например, или разовые какие-то акции, презентации, или оборудование используется на открытых концертных площадках - после каждого возвращения домой оборудование необходимо приводится в порядок.

 

Замена ламп

Прописные истины: нельзя браться открытой рукой за кварцевую колбу лампы, любая металлогалогенная лампа после пуска «поджига» должна проработать не менее трех - пяти минут, чтобы выйти на рабочую температуру, в противном случае она может выйти из строя. Многие это просто забывают, и возникают проблемы...

Донести порядок и правила использования ламп (чтобы они отрабатывали свой заявленный ресурс) до эксплуатационной службы, - задача поставщиков оборудования. Важно также, в каком режиме работают эти лампы. Если в ночном клубе они используются в течение круглых суток, то десять дней работы — это уже ресурс трехсотчасовой лампы. Бывает, что за месяц заказчик вынужден ставить по три лампы в один прибор, жалуясь, что в вашем оборудовании слишком часто выходят из строя лампочки. А на самом деле — простая арифметика. Существует несколько путей решения этих вопросов. Есть лампы ценой дороже, с увеличенным числом часов работы, есть лампы дешевле, у которых этот жизненный ресурс поменьше. Для профессионалов, там, где немаловажна цветовая температура лампы, тоже есть возможность сэкономить. Есть галогенные лампы накаливания, которые имеют цветовую температуру, допустим, не 3200К, а 2800К, и за счёт этого они «живут» больший период, а стоимость их, приблизительно, такая же.

Если лампа работает периодически, то можно использовать и дешёвую, если она работает достаточно продолжительный период времени и, плюс к этому, ежедневно, то лучше, конечно, использовать более дорогую лампу — это, в конечном итоге, в эксплуатации окажется дешевле. Часть прожекторных ламп имеют допустимый рабочий угол, при котором лампа отрабатывает свой заявленный ресурс. Есть лампы, где нить накала установлена вертикально и имеет угол отклонения не более 15–20 градусов. В прожекторах, которые висят, условно говоря, под потолком, с направленным почти вертикально вниз лучом, лампа с разогретой спиралью имеет совершенно другой угол. Спираль провисает, и, конечно, срок службы лампы значительно сокращается.

Возьмите за правило: лампы нужно менять в хлопчатобумажных перчатках. Если перчатки с прорезиненными элементами, то их необходимо надевать так, чтобы лампа контактировала только с хлопком. Неважно, галогенная это лампа, или обычная лампа накаливания. В периодичности замены ламп надо руководствоваться следующим. В случаях, когда выход из строя лампы ведёт к какой-либо нештатной ситуации (в клубе, в цирке, в театре и т. п., где действие каждого прибора очень важно), контроль за ресурсом лампы должен быть очень строгим, и лампы необходимо менять заблаговременно. В случаях, где выход лампы из строя не так значителен, (дискотека, например, имеющая 40 световых «точек») можно не столь строго контролировать замену ламп, но всё равно необходимо иметь под рукой достаточный запас, чтобы оборудование не простаивало.

При работе в шоу-бизнесе лампы, которые используются в приборах следящего света (профильные аппараты, «пушки»), требуют особого внимания. Выход из строя ламп в таких приборах во время шоу равнозначен катастрофе. Поэтому здесь - однозначно: всегда перед шоу ставятся новые лампы.

При заключении договора с поставщиком требуйте полное предоставление информации об оборудовании. «Предупреждён - значит вооружён». Заказчик должен иметь возможность узнать о наработке выбранного им оборудования, это - первое. Второе, и, может быть, главное, - на каких лампах сделано оборудование: надо ли сразу закупать полуторный или двойной запас ламп при инсталляции, или заказчик сможет делать это периодически. Очень важно - и с какой периодичностью, поскольку это ежемесячные, ежеквартальные затраты, и их необходимо учитывать.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. http://www.studio.starport.ru/main/statyi/svet_pribor.php

2. http://lib.znate.ru/docs/index-223073.html?page=9

3. Ашкенази Г. И., Удольский А. К. Электрооборудования клубов.— М., 1986.

4. Исаков А. С. Театральные световые приборы заводов В/О "Союзтеапром": Сценическая техника и технология//Научно-информ. сб. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина).-1985.- Вып. 3.

5. Новый прейскурант театрально-книжного магазина ВТО: Сценическая техника и технология//Научно-информ. сб. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина).-1985.-Вып. 1.

6. Сценические эффекты. Приборы и приспособления: Каталог//Информкультура.— 1976.

7. Технические средства в культурно-просветительной работе //Москва, Просвещение, 1988г.

8. http://lib.znate.ru/docs/index-223073.html

9. http://www.studio.starport.ru/main/statyi/zvuk_aktakustika.php

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)