Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ



2015-11-10 1019 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 21.Управление конфликтом ....................................................................................... 200

Особенности управления конфликтом ............................................................ 200

Зависимость успешности разрешения проблемной ситуации

от точности прогноза ее развития .................................................................... 200

Предпосылки предупреждения конфликтов .................................................. 202

Глава 22.Технологии предупреждения конфликта ......................................................... 204

Сбалансированность социального взаимодействия как способ
предупреждения конфликтов ............................................................................. 204

Предупреждение конфликтов посредством изменения

собственного отношения к ситуации .............................................................. 206

Способы и приемы влияния на оппонента в целях

предупреждения конфликта ............................................................................... 208

Влияние инициального коммуникативного поведения

на возникновение конфликтной ситуации (по А. П. Егидесу) ................... 210

Толерантность в конфликтной ситуации

(по М. С. Миримановой) ..................................................................................... 212

Глава 23.Компетентное управление как фактор предупреждения

конфликта ................................................................................................................ 214

Подготовка неконфликтогенного управленческого решения .................. 214



Оглавление


Принятие неконфликтогенного управленческого решения ...................... 216

Выполнение неконфликтогенного управленческого решения ................. 218

Семнадцать этапов эффективного неконфликтного управления ............ 220

Пять способов оценки результатов деятельности ....................................... 222

Способы предупреждения конфликтов в процессе оценивания .............. 224

Глава 24.Стресс и предупреждение конфликта ............................................................... 226

Стресс жизни как результат нашего восприятия трудных

ситуаций и противоречий ................................................................................... 226

Возможные пространственные границы мировосприятия

человека ................................................................................................................... 228

Возможные временные границы мировосприятия человека .................... 228

Психологические факторы нормализации стресса ..................................... 230

Способы управления эмоциями (по Н. Н. Васильеву) ............................... 232

Возможности снижения агрессии в конфликте

(по М. С. Миримановой) ..................................................................................... 234

Глава 25.Критерии, формы, факторы завершения конфликтов ................................... 236

Формы завершения конфликта (по А. И. Шипилову) .................................. 236

Условия разрешения конфликтов ..................................................................... 238

Факторы разрешения конфликтов .................................................................... 240

Нормативное регулирование конфликтов

(по А. В. Дмитриеву, 2000 г.) .............................................................................. 242

Этапы разрешения конфликта .......................................................................... 244

Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте ...................... 246

Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий,
избираемых оппонентами .................................................................................. 248

Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных

конфликтов (часть 1) ............................................................................................ 250

Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных

конфликтов (часть 2) ............................................................................................ 252

Глава 26.Роль третьей стороны в завершении конфликтов .......................................... 254

Принципы психологического посредничества

(по Н. В. Гришиной) ............................................................................................. 254

Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами

при урегулировании конфликта ....................................................................... 256

Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте ............ 258

Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей
стороны (часть 1) .................................................................................................. 260

Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей
стороны (часть 2) .................................................................................................. 262

Влияние третьих лиц на исход конфликтов .................................................. 264


Оглавление



Деятельность психолога по урегулированию конфликтов ....................... 266

Модели деятельности руководителя по урегулированию
конфликтов .............................................................................................................. 268

Этапы деятельности руководителя по урегулированию

конфликта между подчиненными ..................................................................... 270

Глава 27.Переговоры как способ завершения конфликтов .......................................... 272

Виды и функции переговоров ............................................................................ 272

Психологические механизмы ведения переговоров .................................... 274

Психологические условия успеха на переговорах ..................................... 276

Динамика переговорного процесса ................................................................. 278

Компромисс в процессе переговоров (по Н. Н. Васильеву) ...................... 280

Особенности ведения переговоров .................................................................. 282

Подготовка к переговорам ................................................................................. 284

Ведение переговоров ........................................................................................... 286

Анализ переговоров ............................................................................................. 288

Общие тактические приемы ведения переговоров ...................................... 290

Тактические приемы, применяемые на этапе уточнения позиций ....292

Тактические приемы, применяемые на этапе обсуждения

позиций .................................................................................................................... 294

Тактические приемы, применяемые на этапе согласования

позиций .................................................................................................................... 296

Алгоритм переговоров с преступниками (по А. И. Шипилову) ................ 298

Cписок литературы................................................................................................................. 300


ПРЕДИСЛОВИЕ

Конфликтология как наука уже длительное время преподается во многих вузах страны, и потребность в специализированных знаниях по проблемам конфликтно­го взаимодействия только возрастает. Качество ее преподавания является одним из важных факторов развития самой науки, так как конфликтология развивается во многом благодаря усилиям тех, кто изучает, решает практические задачи, инте­ресуется ее новостями.

Нельзя не отметить и того факта, что поле конфликтного взаимодействия от­нюдь не сужается. Для этого достаточно каждому из нас обратить свой взгляд на собственную жизнь, на жизнь страны и всего мира. Последние события в Южной Осетии только острее подчеркивают значимость проблем.

Представление конфликтологических знаний в виде схем, таблиц и рисунков заметно повышает глубину понимания и прочность усвоения знаний обучаемыми. Опора только на словесно-логическое мышление в процессе преподавания затруд­няет понимание и запоминание учебного материала. У многих обучаемых, особенно молодых людей, словесно-логическое мышление обеспечивает высокое качество усвоения знаний только в сочетании с наглядно-образным мышлением. «Включе­ние» наглядно-образного мышления происходит тогда, когда преподаватель предъ­являет обучаемым информацию в виде схем, рисунков, таблиц.

Наглядно-образное мышление позволяет обучаемым легче, системнее и прочнее запоминать учебный материал на занятиях. В практической деятельности кон­фликтолог, занимаясь изучением и регулированием конфликтов, обычно пользу­ется теми знаниями, которые сохранились в его памяти. Поэтому применение в процессе преподавания конфликтологии таблиц, рисунков и схем повышает не только качество обучения, но и результативность последующей работы специали­ста по исследованию и урегулированию конфликтов.

Наконец, само представление конфликтологических знаний в виде схем и ри­сунков позволяет структурировать информацию, приводить ее в определенную систему. Структурирование и систематизация имеющихся знаний являются од­ним из важнейших направлений развития конфликтологической теории. В этой связи разработка схем и рисунков, отражающих наши знания о конфликтах, спо­собствует дальнейшему развитию отечественной конфликтологии. Создание аль­бома схем по конфликтологии позволяет решить целый ряд не только учебных, но и научных проблем этой быстро развивающейся сегодня науки.

В основу учебного пособия положена системная концепция конфликтов, раз­рабатываемая в течение последних 18 лет одним из авторов. Ядром данной концеп­ции является процесс и результаты системного анализа конфликтов. Использова­лись четыре универсальных вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный. В интересах исследования были разработаны и применены еще три вида систем­ного анализа: системно-содержательный, междисциплинарный и системно-ситуа­ционный. На основе изучения 3000 реальных межличностных конфликтов в орга­низациях, а также в результате анализа всех основных достижений отечественной


Предисловие



конфликтологии были сформулированы пять ее принципов: междисциплинарно-сти, преемственности, эволюционизма, личностного подхода, необходимости поиска скрытого содержания конфликтов. Структура и содержание предлагаемого учеб­ного пособия отражают результат применения системного подхода к исследованию конфликтов.

В работе представлено более 150 схем, рисунков и таблиц, которые раскрывают содержание всех разделов конфликтологии как учебной дисциплины.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс конфликтоло­гии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто ин­тересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных и внутриличност-ных конфликтов.

Авторы выражают глубокую признательность профессору А. И. Шипилову, ко­торый внес значительный вклад в разработку целого ряда схем, используемых в дан­ном учебном пособии.

Мы будем искренне благодарны всем, кто посчитает возможным высказать свое отношение к предлагаемой работе.


 


Раздел 1

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ


Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей Источники конфликтологических знаний


Философские взгляды мысли­телей древности и средневековья


Подходы к проб­леме конфликта в рамках мировых религиозных учений


 



 


 


Осмысление проблемы кон­фликта в лите­ратуре, музыке и других видах искусства


Накопление

в человеческой

практике опыта

поведения

в предконфликтных

и конфликтных

ситуациях


Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей



Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного ис­следования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизме­нялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гумани­стов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в разви­тии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечно­го мира.

Проблему отношения к миру и войне, согласию и насилию не могли не ставить различные религиозные учения. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противополож­ными. Ислам, при всей своей опоре на концепцию многовариантности мирового устройства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, также не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Наиболее последовательными в оцен­ке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не прием­лют насилие, особенно войну, в то же время здесь стирается противопоставление добра и зла.

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр и другие виды искусства всегда отражали конфликты с помощью соответствующих художественных средств, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента своего появления искусство стало служить мощ­ным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влиять на их определение своего поведения. Художественное осмысление реальности не про­тивостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы кон­фликтов. Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информации является одним из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной про­блематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию, прежде всего, социальных кон­фликтов.

Еще одним из важных источников конфликтологических идей являются прак­тические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в инди­видуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, опре­деляют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, спо­собах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Инди­видуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликто­логической науки.



Раздел 1. История конфликтологии


Основные направления развития западной конфликтологии (по А. И. Шипилову, 1999 г.)


 

 

 

s    
ш   X
н   к
о п s
S   л
хс икт ело
  =; >
  ■Н- X
  X  
  п т
    л
    U
  П1  
  ^ а
  н л
     
1- т  
о. s  
о X П>
  4" q
£ b пове
9s
ш    
1-    
     
  S m
  fife
S о 2 s фли
а 1-и А
и.   V
■иг л
  п
S п *
и S
ети л I я JCTH
££ 5.
Рй ■s
  и Е-
  и. П1
  с з-
.[
0) s i л П CO jj к 1° S| R л S Л a. s ° 5. a) >■ Л щ £g о | ■e i о
S ">s ш 5f Hi x x 5 >s л s x ■«■ x н * X J О о с о ^ Э =j
ш о is S с; of f s I- X J |_ * о 5 P П L. O > о о о. s = 5 5 s
g
>1

I

I ggg

л ± л 1| о. 3 & н и
= |я jit||i п

5 S ra S i= E о л x s

Ml» I

л X О) л т =; Я) щ с s 8 о о
II

S \ft S DO 5

So gSf f lit

О л л

Л X

0)

ii о: ° s о
о £ , 5 « PI х Л S о О. р * ш ii

s S Ig S 5

I 5 К

X ГД I- О 5 о

m га н 5 ^ 5

L О с;

и 8g о ю

Л s о

Son

*

о|о

о

X

 

Фрустрационно-агрессивное Взаимосвязь агрессивности и социальной фрустрации Социотропное Распространение идеи инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество Социометрическое В основе взаимодействия — эмоциональные отношения Интеракционистское Попытки приспособиться к среде вызывают напряжение
       
Психоаналитическое Поиск причин в сфере бессознательного Поведенческое Влияние социального окружения на поведение человека Этологическое Агрессия — постоянное состояние живого организма Теория групповой динамики Нарушение равновесия в системе «человек — среда»

 

i я ш
X о
о о.
1- S
Ш с;
£г
л
О О.
о
s I
X X
 
 
все о X
л £
л н
>

О Б

X X

°- 9

о * л
око

О s о.

X О

Л л л

a Я Р

Й fe

II

и


с;

■е-

О. о

л


 

 

 

S    
Б S  
о q  
илын Фую
ю   CD
ста или (3 S
ческой га
ОВ.СТ X X л
S а.  
  о  
S акт л
ч =1
ё © VO
s ft  
S т  
а п  
о г  
а>    
н-    

 

 

 

■ч    
L.   X
о  
с   s
10ЛИТО ИТЫ зменен
  \г, ="
  п. Л х
  1_ >S л
  ческих Л_ X
  вляющ юцион
  S Л с;
  1- О. О
  S с л
  с; >.»
  о гг "■
  с S Л
  ч =1 о:
  ■ч га о
  Q.  
  й о. л
  (U  
  1- Де преодоле

Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей



Зарубежная психологияимеет значительные традиции в изучении внутриличност-ных и социальных конфликтов. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликтов: начало XX в. — 1950-е гг. (конфликт рассматривался как составная часть более широких концепций) и конец 1950-x гг. — настоящее время (непосредственное исследование конфликта как такового).

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

□ психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

□ социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

□ этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

□ теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

□ фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

□ поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);

□ социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

□ интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). Современные подходы:

□ теоретико-игровой (М. Дойч);

□ теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер,
У. Юри).

В истории изучения конфликта в западной социологиивыделяются три этапа:

□ вторая половина XIX в. — социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследован­ных норм и новых идей, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и тео­рия Маркса, где классовый конфликт рассматривался без теоретического ана­лиза его разнообразных поведенческих форм;

□ первая половина XX в. — функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эф­фективные методики разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве. При этом конфликты оценивались как негативные процес­сы, сдерживающие развитие общества;

□ вторая половина XX в. — теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей ка­тегории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов.

В отличие от психологии и социологии, где концепции конфликта стали уже классическими, в политологиисобственно конфликтологические теории выделить сложно. Правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в об­ществе, управление политическими конфликтами.

Политологические исследования конфликта связаны с направлениями: теории политических групп (В. Парето и Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бент-ли), теории политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сан­дерс) и этнополитические теории (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд).



Раздел 1. История конфликтологии


Конфликт в культурно-исторической психологии



2015-11-10 1019 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)