РАЗДЕЛ 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Глава 21.Управление конфликтом ....................................................................................... 200 Особенности управления конфликтом ............................................................ 200 Зависимость успешности разрешения проблемной ситуации от точности прогноза ее развития .................................................................... 200 Предпосылки предупреждения конфликтов .................................................. 202 Глава 22.Технологии предупреждения конфликта ......................................................... 204 Сбалансированность социального взаимодействия как способ Предупреждение конфликтов посредством изменения собственного отношения к ситуации .............................................................. 206 Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта ............................................................................... 208 Влияние инициального коммуникативного поведения на возникновение конфликтной ситуации (по А. П. Егидесу) ................... 210 Толерантность в конфликтной ситуации (по М. С. Миримановой) ..................................................................................... 212 Глава 23.Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта ................................................................................................................ 214 Подготовка неконфликтогенного управленческого решения .................. 214 Оглавление Принятие неконфликтогенного управленческого решения ...................... 216 Выполнение неконфликтогенного управленческого решения ................. 218 Семнадцать этапов эффективного неконфликтного управления ............ 220 Пять способов оценки результатов деятельности ....................................... 222 Способы предупреждения конфликтов в процессе оценивания .............. 224 Глава 24.Стресс и предупреждение конфликта ............................................................... 226 Стресс жизни как результат нашего восприятия трудных ситуаций и противоречий ................................................................................... 226 Возможные пространственные границы мировосприятия человека ................................................................................................................... 228 Возможные временные границы мировосприятия человека .................... 228 Психологические факторы нормализации стресса ..................................... 230 Способы управления эмоциями (по Н. Н. Васильеву) ............................... 232 Возможности снижения агрессии в конфликте (по М. С. Миримановой) ..................................................................................... 234 Глава 25.Критерии, формы, факторы завершения конфликтов ................................... 236 Формы завершения конфликта (по А. И. Шипилову) .................................. 236 Условия разрешения конфликтов ..................................................................... 238 Факторы разрешения конфликтов .................................................................... 240 Нормативное регулирование конфликтов (по А. В. Дмитриеву, 2000 г.) .............................................................................. 242 Этапы разрешения конфликта .......................................................................... 244 Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте ...................... 246 Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий, Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных конфликтов (часть 1) ............................................................................................ 250 Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных конфликтов (часть 2) ............................................................................................ 252 Глава 26.Роль третьей стороны в завершении конфликтов .......................................... 254 Принципы психологического посредничества (по Н. В. Гришиной) ............................................................................................. 254 Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта ....................................................................... 256 Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте ............ 258 Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей Влияние третьих лиц на исход конфликтов .................................................. 264 Оглавление Деятельность психолога по урегулированию конфликтов ....................... 266 Модели деятельности руководителя по урегулированию Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными ..................................................................... 270 Глава 27.Переговоры как способ завершения конфликтов .......................................... 272 Виды и функции переговоров ............................................................................ 272 Психологические механизмы ведения переговоров .................................... 274 Психологические условия успеха на переговорах ..................................... 276 Динамика переговорного процесса ................................................................. 278 Компромисс в процессе переговоров (по Н. Н. Васильеву) ...................... 280 Особенности ведения переговоров .................................................................. 282 Подготовка к переговорам ................................................................................. 284 Ведение переговоров ........................................................................................... 286 Анализ переговоров ............................................................................................. 288 Общие тактические приемы ведения переговоров ...................................... 290 Тактические приемы, применяемые на этапе уточнения позиций ....292 Тактические приемы, применяемые на этапе обсуждения позиций .................................................................................................................... 294 Тактические приемы, применяемые на этапе согласования позиций .................................................................................................................... 296 Алгоритм переговоров с преступниками (по А. И. Шипилову) ................ 298 Cписок литературы................................................................................................................. 300 ПРЕДИСЛОВИЕ Конфликтология как наука уже длительное время преподается во многих вузах страны, и потребность в специализированных знаниях по проблемам конфликтного взаимодействия только возрастает. Качество ее преподавания является одним из важных факторов развития самой науки, так как конфликтология развивается во многом благодаря усилиям тех, кто изучает, решает практические задачи, интересуется ее новостями. Нельзя не отметить и того факта, что поле конфликтного взаимодействия отнюдь не сужается. Для этого достаточно каждому из нас обратить свой взгляд на собственную жизнь, на жизнь страны и всего мира. Последние события в Южной Осетии только острее подчеркивают значимость проблем. Представление конфликтологических знаний в виде схем, таблиц и рисунков заметно повышает глубину понимания и прочность усвоения знаний обучаемыми. Опора только на словесно-логическое мышление в процессе преподавания затрудняет понимание и запоминание учебного материала. У многих обучаемых, особенно молодых людей, словесно-логическое мышление обеспечивает высокое качество усвоения знаний только в сочетании с наглядно-образным мышлением. «Включение» наглядно-образного мышления происходит тогда, когда преподаватель предъявляет обучаемым информацию в виде схем, рисунков, таблиц. Наглядно-образное мышление позволяет обучаемым легче, системнее и прочнее запоминать учебный материал на занятиях. В практической деятельности конфликтолог, занимаясь изучением и регулированием конфликтов, обычно пользуется теми знаниями, которые сохранились в его памяти. Поэтому применение в процессе преподавания конфликтологии таблиц, рисунков и схем повышает не только качество обучения, но и результативность последующей работы специалиста по исследованию и урегулированию конфликтов. Наконец, само представление конфликтологических знаний в виде схем и рисунков позволяет структурировать информацию, приводить ее в определенную систему. Структурирование и систематизация имеющихся знаний являются одним из важнейших направлений развития конфликтологической теории. В этой связи разработка схем и рисунков, отражающих наши знания о конфликтах, способствует дальнейшему развитию отечественной конфликтологии. Создание альбома схем по конфликтологии позволяет решить целый ряд не только учебных, но и научных проблем этой быстро развивающейся сегодня науки. В основу учебного пособия положена системная концепция конфликтов, разрабатываемая в течение последних 18 лет одним из авторов. Ядром данной концепции является процесс и результаты системного анализа конфликтов. Использовались четыре универсальных вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный. В интересах исследования были разработаны и применены еще три вида системного анализа: системно-содержательный, междисциплинарный и системно-ситуационный. На основе изучения 3000 реальных межличностных конфликтов в организациях, а также в результате анализа всех основных достижений отечественной Предисловие конфликтологии были сформулированы пять ее принципов: междисциплинарно-сти, преемственности, эволюционизма, личностного подхода, необходимости поиска скрытого содержания конфликтов. Структура и содержание предлагаемого учебного пособия отражают результат применения системного подхода к исследованию конфликтов. В работе представлено более 150 схем, рисунков и таблиц, которые раскрывают содержание всех разделов конфликтологии как учебной дисциплины. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных и внутриличност-ных конфликтов. Авторы выражают глубокую признательность профессору А. И. Шипилову, который внес значительный вклад в разработку целого ряда схем, используемых в данном учебном пособии. Мы будем искренне благодарны всем, кто посчитает возможным высказать свое отношение к предлагаемой работе.
Раздел 1 ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей Источники конфликтологических знаний Философские взгляды мыслителей древности и средневековья Подходы к проблеме конфликта в рамках мировых религиозных учений
Осмысление проблемы конфликта в литературе, музыке и других видах искусства Накопление в человеческой практике опыта поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира. Проблему отношения к миру и войне, согласию и насилию не могли не ставить различные религиозные учения. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противоположными. Ислам, при всей своей опоре на концепцию многовариантности мирового устройства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, также не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Наиболее последовательными в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилие, особенно войну, в то же время здесь стирается противопоставление добра и зла. Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр и другие виды искусства всегда отражали конфликты с помощью соответствующих художественных средств, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента своего появления искусство стало служить мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влиять на их определение своего поведения. Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов. Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информации является одним из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию, прежде всего, социальных конфликтов. Еще одним из важных источников конфликтологических идей являются практические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтологической науки. Раздел 1. История конфликтологии Основные направления развития западной конфликтологии (по А. И. Шипилову, 1999 г.)
I I ggg
5 S ra S i= E о л x s Ml» I
S \ft S DO 5 So gSf f lit О л л Л X 0)
s S Ig S 5 I 5 К
m га н 5 ^ 5 L О с;
Л s о Son
о|о о X
О Б X X °- 9 о * л О s о. X О Л л л a Я Р Й fe II и с; ■е- О. о л
Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей Зарубежная психологияимеет значительные традиции в изучении внутриличност-ных и социальных конфликтов. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликтов: начало XX в. — 1950-е гг. (конфликт рассматривался как составная часть более широких концепций) и конец 1950-x гг. — настоящее время (непосредственное исследование конфликта как такового). Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются: □ психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); □ социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.); □ этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген); □ теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей); □ фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер); □ поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс); □ социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич); □ интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). Современные подходы: □ теоретико-игровой (М. Дойч); □ теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон); □теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, В истории изучения конфликта в западной социологиивыделяются три этапа: □ вторая половина XIX в. — социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и теория Маркса, где классовый конфликт рассматривался без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм; □ первая половина XX в. — функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эффективные методики разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве. При этом конфликты оценивались как негативные процессы, сдерживающие развитие общества; □ вторая половина XX в. — теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей категории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов. В отличие от психологии и социологии, где концепции конфликта стали уже классическими, в политологиисобственно конфликтологические теории выделить сложно. Правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в обществе, управление политическими конфликтами. Политологические исследования конфликта связаны с направлениями: теории политических групп (В. Парето и Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бент-ли), теории политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс) и этнополитические теории (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд). Раздел 1. История конфликтологии Конфликт в культурно-исторической психологии
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |