Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первый период до 1924 г



2015-11-10 823 Обсуждений (0)
Первый период до 1924 г 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарождение и развитие конфликтологических идей как практического знания людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах: пробле­ма насилия и ненасилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

Второй период 1924 1992 гг.

Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Кон­фликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социоло­гии. Интенсивно исследуется конфликт в других науках, однако междисциплинар­ных работ нет. Активность была вызвана:

□ степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех уров­нях;

□ степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества;

□ уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального яв­ления;

□ характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использова­ния результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период включает четыре этапа.

Первый этап — 1924-1935 гг. Охватывает первую волну публикаций. По­являются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психоло­гии, математике, социобиологии.

Второй этап — 1935-1949 гг. Характеризуется практически полным отсут­ствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, конфликт как са­мостоятельное явление начинает изучаться в философии, педагогике, историче­ских и политических науках.

Четвертый этап — 1972-1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, пси­хологии, политологии и философии. Разрабатывается системная концепция кон­фликтов.

Третий период с 1992 г. по настоящее время.

Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начи­нает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследова­нию и регулированию конфликтов, наблюдается заметное увеличение ежегодного количества публикаций (60-350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских дис­сертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 98 в год.



Раздел 1. История конфликтологии


Годы опубликования первых работ по проблеме конфликта

 

    Военные науки
    Политические науки
    Исторические науки
    Педагогика
    Философия
    Искусствоведение
    Социобиология
    Математика
    Психология

Динамика публикаций и подготовки диссертаций по проблеме конфликта

 

 

 

Отрасли конфликтологии 1949-2001 гг. 1924-1994 гг.
Диссертации Книги, брошюры Статьи, тезисы
канди­датские доктор­ские всего % кол-во % кол-во %
Военные науки   2,9
Искусствоведение и филология 10,3 16,5 63,6
Исторические науки 9,6
Физико-математические и технические науки 5,6
Педагогика 9,5
Политические науки 9,6
Правоведение 7,1
География   0,3        
Психология 14,3
Социобиология 2,1
Медицинские науки 4,6       -
Социология 10,7
Философия 11,8
Экономика 1,6        
Всего 13,8 76,2

Относительное количество публикаций по проблеме конфликта

26,4


1,4


2,7


4,3


5,8


6,3


6,7


7,2


7,6


14,7


16,9


 

vVЧ,

ЧА Ч, V % %

\N X

х \ \W4\ х

 


Глава 2. История отечественной конфликтологии



Первые отечественные публикации, в которых главным объектом анализа стал конфликт, появились в начале 1920-х гг. В них впервые проблема конфликта вы­деляется как самостоятельная, а в названиях работ появляются само понятие кон­фликти его производные.

С этого момента можно проследить динамику изучения проблемы, ее важность для того или иного научного направления. Наиболее удобным источником для анализа являются представленные научной общественности данные исследова­ний.

Библиографический поиск позволил выявить шестнадцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки, география, искусствоведение и филология, исторические науки, медицинские науки, педаго­гика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, физико-математические и технические науки, философия, экономика. Длитель­ность исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и количество полученных знаний. Начало изучения конфликта в рамках конкретной дисципли­ны лучше всего можно определить по времени опубликования первых работ, по­священных данной проблеме.

Количественный анализ публикаций за 70 лет с момента выхода первой работы отечественного автора по проблеме конфликта дал возможность сформировать общее представление о характере печатных работ.

Первая работа в данной области, обнаруженная авторами пособия, была опуб­ликована в 1924 г. Ее авторы — П. О. Гриффин и М. И. Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым кон­фликтам, а также порядку их разрешения.

Анализ данных динамики публикаций и подготовки диссертаций по проблеме конфликта показывает, что в разных отраслях конфликтологии сложились различ­ные тенденции в способах отражения получаемых знаний в печати. Так, если в ис­кусствоведении и философии диссертации составляют соответственно 20 и 19 % общего числа публикаций, то в социологии — лишь 5 %, а в психологии и полити­ческих науках — 8 %. Относительное количество публикаций в виде книг и брошюр наиболее велико в математике — 32 %, меньше в социобиологии — 7 %, а также в военных науках — 10 %.

Как видим, лидером среди наук, изучающих конфликт, является психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в возник­новении, развитии и завершении любых социальных и внутриличностных кон­фликтов. На сегодняшний день результаты исследований психологии конфликта используются в самых разных областях нашей деятельности. В первую очередь, это психотерапевтическая практика, не менее важна работа специалистов-кон­фликтологов в различных коллективах, организациях. Открываются возможности применения конфликтологических знаний в решении противоречий на межгосу­дарственном уровне.

Однако лидирующее положение психологии характерно только для отечествен­ной конфликтологии. В западной конфликтологии наибольшее количество иссле­дований проведено социологами.

Кроме психологов, наиболее значительный вклад в изучение конфликта внесли социологи и политологи. Представителями этих трех наук подготовлено 58 % обще­го количества публикаций, имеющихся в одиннадцати отраслях конфликтологии.



Раздел 1. История конфликтологии


Динамика публикаций по проблеме конфликта (часть 1)


Кол-во публикаций


Кол-во публикаций


социология

► о

Vv

Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы


Кол-во публикаций 80 70 60 50 40 30 20 10

Кол-во публикаций

А 80

политология
ФИЛОСОФИЯ
—аКлЛЛ

► 0 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы


Кол-во публикаций А 80

Кол-во публикаций

ИСТОРИЯ
ПЕДАГОГИКА

80 70 60 50 40 30 20 10

> 0

Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы


Глава 2. История отечественной конфликтологии



Психологиязанимает лидирующее положение в изучении конфликта. Знания, полученные психологами, составляют основу как теоретических, так и практиче­ских разделов конфликтологии. Отмечается определенная неравномерность в изу­чении различных видов конфликта. Около 83 % работ посвящено межличностным конфликтам, 8 % работ — внутриличностным конфликтам, 3–4 % работ — кон­фликтам между различными по величине группами, и 5 % работ носят методоло­гический и общетеоретический характер.

Пионеры отечественной науки в изучении конфликта — социологи. Разнообра­зие социальных противоречий предопределяло многообразие форм их разрешения. Одной из них выступал конфликт. Существовавшие в 1920-е гг. статистические материалы по трудовым конфликтам были открыты для всего управленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сфере труда процессы и принимать своевременные меры по разрешению противоречий. На сегодняшний день по количеству публикаций социологиязанимает второе место после психо­логии. Современные направления: управление конфликтами в организациях и на производстве; этнические конфликты; критический анализ развиваемой на Западе «социологии конфликта»; социологические аспекты международных конфликтов; роль конфликта в семейно-брачных отношениях.

В философииосновные направления исследований конфликта связаны с выяв­лением закономерностей его развития, а также соотношения категорий «противо­речие» и «конфликт». Среди них: моральный конфликт в современном обществе; методологические аспекты этнических конфликтов; художественный конфликт как эстетическая категория; критика современных взглядов западных философов; раз­работка собственно философской концепции социального конфликта.

Историкиизучают фактологический аспект межгосударственных и межгруппо­вых конфликтов. Конфликт исследуется по нескольким направлениям: междуна­родные конфликты; конфликты на Ближнем Востоке; развитые страны и конфликты в третьем мире; роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов; этнические конфликты; исторические аспекты кон­фликтных отношений царской России и СССР с соседними государствами; межна­циональные и этнические противоречия и конфликты на территории бывшего СССР.

Возникновение политологического анализаконфликтов в последние десять лет связано с конфликтностью социума на постсоветском пространстве и бурным раз­витием политологии в целом. С начала 1970-х гг. и по настоящее время проблема конфликта разрабатывается представителями политических наук: политологии, политической истории, международных отношений и внешней политики госу­дарств.

Объектом анализа педагоговявляются конфликты в области образования. Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, отклоняющемуся пове­дению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике в 1920–30-е гг. Он нашел проявление в исследованиях Л. С. Выготского, А. С. За-лужного и др. Сегодня в педагогике исследуются: конфликты в коллективах школь­ников; сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах; анализ пе­дагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель — родитель», «учитель — ученик».



Раздел 1. История конфликтологии


Динамика публикаций по проблеме конфликта (часть 2)


Кол-во публикаций ▲ 80

Кол-во публикаций

А

МАТЕМАТИКА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

80 70 60 50 40 30

20 10 > о
X.
.aJWIa
nS\

Алул^лгу

Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы


Кол-во публикаций 80 70 60 50 40 30 20 10

Кол-во публикаций

А 80

ПРАВОВЕДЕНИЕ
СОЦИОБИОЛОГИЯ

i ■ i ► 0 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 Годы

Кол-во публикаций

А 80

ВОЕННЫЕ НАУКИ

Годы


Глава 2. История отечественной конфликтологии



Математические исследованияконфликта направлены на создание математиче­ских моделей конфликтного взаимодействия при соблюдении условий строгой фор­мализации параметров и переменных. Выделяют несколько направлений: разра­ботка универсальных математических моделей разрешения конфликтных ситуаций; функционирование сложных систем в конфликтных ситуациях; конфликты в тех­нических эргатических системах (система «человек — машина»); разработка раз­личных математических моделей взаимоотношений типа «хищник — жертва» (в биологических системах); оптимизация поведения человека в конфликте.

Искусствоведческий анализ— изучение описаний конфликтных явлений в про­изведениях культуры и искусства. Можно выделить несколько подходов к изуче­нию конфликта в искусствоведении: исследование художественного конфликта как частного момента искусства, где за структурную единицу анализа берется одно или несколько произведений, в границах которых конфликт раскрывается как ком­понент предметно-тематического, структурно-композиционного среза; анализ кон­фликта как основы проявления общих для вида или жанра процессов; философское рассмотрение художественного конфликта.

Правоведыодними из первых начали изучать конфликты. Сегодня активно развивается юридическая конфликтология. В числе основных проблем можно вы­делить следующие: международно-правовые аспекты конфликтов; конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов; правовые нормы разреше­ния трудовых конфликтов.

Значительно расширяют представления о конфликте результаты исследований социобиологов. Основные направления изучения зооконфликтов таковы.

Осоциализированное направление. Конфликт рассматривается как средство: накопления опыта взаимодействия животных (внутривидового, межвидово­го); установления и поддержания иерархических отношений в группе (стаде) животных; скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; созда­ния и поддержания авторитета группового лидера; достижения более высо­кой внутривидовой организации; демонстрации агрессии с целью подавления противника; ослабления эмоциональной напряженности или результат фру­страции; поддержания территориальности.

Биологическое направление. Конфликт рассматривается как средство выжива­ния в виде конкурентной борьбы; результат биологически предопределенной агрессивности. Особенность работ этого направления состоит в применении исследователями фармакологических средств для регуляции агрессивности животных в разных ситуациях и выявлении ее нейрохимических, генетиче­ских и физиологических основ.

Первая публикация в военной науке, посвященная проблемам конфликтологии, появилась в 1988 г. Сегодня выделяется несколько направлений исследований: разработка теории собственно военного конфликта (С. Богданов); роль и место армии в вооруженных конфликтах (В. Чебан); стратегические вопросы подготовки и действий вооруженных сил в военных конфликтах (А. Касюк); действия видов и родов войск в военных конфликтах (В. Дубров); влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества (Ю. Седов).



Раздел 1. История конфликтологии


Динамика общего количества диссертаций по проблеме конфликта (С. Л. Прошанов)


Кол-во диссертаций


□ Докторская □ Кандидатская


90 80 70 60 50 40 30 20 10


^mn.^MMf

i i П П 1945 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 Годы

Динамика общего количества диссертаций по проблеме конфликта (А. И. Шипилов)

Кол-во диссертаций





 


1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 Годы


Глава 2. История отечественной конфликтологии



Анализ количества, характера и объема публикаций по проблеме конфликта по­казывает, что конфликтологиякак относительно самостоятельная наука сущест­вует в России с начала 1990-х гг. К началу 2004 г. в стране защищено 83 доктор­ских, что же касается кандидатских диссертаций, то их насчитывается 545 на начало 2001 г. (А. Анцупов, С. Прошанов).

Сегодня сложилась такая ситуация, когда конфликтологическая проблематика осознанно востребована в общественном сознании. Подняты вопросы как выработ­ки специальных механизмов, так и создания специальных институтов управления конфликтами.

Как уже указывалось, исследования конфликтов в отечественной науке велись и ведутся пока в рамках отдельных дисциплин, являющихся самостоятельными науками. Если на начальном этапе речь шла о накоплении материала, то сегодня ведется глубокий качественный анализ проблем. Безусловно, верно и то, что дли­тельность исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и коли­чество полученных знаний. Накопленный объем знаний о таком явлении, как кон­фликт, порождает новые тенденции.

Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит выраженный междисциплинарный характер. Новая наука — конфликтология — рождается не на стыке двух-трех научных дисциплин, как это обычно бывает. При формирова­нии конфликтологии используются знания о конфликте, накопленные, как уже сказано выше, в рамках шестнадцати наук, являющихся фактически отраслями конфликтологии. Трудно назвать другое явление, которое вызывало бы устойчи­вый интерес у такого количества ученых, представляющих столь широкий спектр разных научных дисциплин.

На сегодняшний день различные науки по-разному продвинулись в изучении конфликта и внесли разный вклад в формирование междисциплинарной области знания — конфликтологии. Одним из объективных критериев относительной сте­пени разработанности проблемы конфликта в конкретной науке может служить относительное количество публикаций.

С 1924 по 1994 гг. включительно опубликовано более 311 книг, монографий, брошюр, 1712 статей в журналах и сборниках, а также глав и параграфов в различ­ных книгах, посвященных проблеме конфликта. Из истории науки известно, что многие дисциплины приобретали статус самостоятельных, имея менее солидную исследовательскую базу. Судя по числу публикаций, в обозреваемом проблемном поле отечественной конфликтологии интересы исследователей различных ее от­раслей концентрируются вокруг двух главных направлений — проблемы межэтни­ческих (межнациональных) конфликтов и проблемы трудовых конфликтов, со­циальной напряженности на предприятиях. Современные издания опираются как на результаты отечественных исследований, особенно интенсивных сейчас, так и на работы западных специалистов. Созданы и успешно реализованы в различных вузах первые образовательные программы по социологии и психологии конфлик­та. Вполне естественным выглядит и тот факт, что преобладающий интерес прояв­ляется к практическим вопросам управления конфликтами, однако они зачастую носят отрывочный характер. Не меньший интерес продолжают вызывать публи­кации, ориентированные преимущественно на теоретическое осмысление и разра­ботку проблем конфликтологии на междисциплинарном уровне.


 


Раздел 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ


Глава 3. Объект и предмет конфликтологии

Конфликтология в системе наук

I


I


и


э


а

п


о

§

I-

S О


 



О ш



 


m


I


 


 


 

 

 

 

 

эфия      
         
     
   
Филос   Филология   тические наук   ие науки
      матема   хническ
     
  Физико-   1-
     

 

 

 

    Социобиология
Социология  
   

Глава 3. Объект и предмет конфликтологии



Проблема социального конфликта всегда была актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто замет­ное, а, как правило, решающее влияние на ее историю.

Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые конфликты, само­убийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов — основные при­чины гибели людей в нашей стране.

Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влия­ющим на безопасность России и ее граждан. Одно из следствий реформирования российского общества — рост социальных конфликтов. В недемократическом го­сударстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исключают возможность серьезных соци­альных конфликтов. Быстрый рост количества конфликтов свидетельствует о том, что мы в целом идем по пути демократизации, так как у различных социальных групп появилась возможность выразить свои интересы и отстоять их. Однако за­дачей демократических преобразований является формирование возможностей конструктивного разрешения конфликтов.

Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано при наличии достаточно глубокого понимания истинных причин возник­новения конфликта, представлений о закономерностях его развития и завершения. Такое понимание невозможно без помощи науки. Для того чтобы оценивать кон-фликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструк­тивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно руководитель, должен обладать необходимыми знаниями об этом явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей. К сожалению, в нашей стране степень по­нимания конфликта учеными еще не позволяет получить знания, которые можно было бы эффективно использовать для объяснения и регулирования сложных со­циальных конфликтов с учетом их современной российской специфики.

Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и развития спе­циальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. Основы такой науки — конфликтологии — в России уже созданы. Это стало возможным, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней и направлений их изучения. Это необходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их аспектами.

В настоящее время можно выделить весомый вклад в изучение проблемы шест­надцати частных конфликтологических наук. Естественно, что речь идет о той части каждой из наук, которая имеет в общем для этих наук объекте свой пред­мет — «социология конфликта», «психология конфликта» и т. п.

Именно их объединенные усилия могут сыграть конструктивную роль в рефор­мировании российского общества: помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения; научить каждого человека более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах; сохранить здоровье, благосостоя­ние и даже жизнь миллионам россиян.



Раздел 2. Методологические основы конфликтологии


Функции конфликтологии



 


 


ZL


Объяснение


js:


Z________ к;

Предвидение


 



 


 


 

ZL

js:

Прогностическая


Z__________ К

Прикладная


Глава 3. Объект и предмет конфликтологии



Одна из проблем формального и содержательного развития конфликтологии как науки — это проблема выстраивания ее функций, то есть получение ответа на во­прос о том, что связывает ее с социумом, стоящими перед ним проблемами, на­сколько эта связь сложна и всеобъемлюща.

Само понятие функция(от лат. function — совершение, исполнение) представ­ляет собой отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одно­го из них соответствует изменение другого или других. Функция может рассмат­риваться с точки зрения взаимосвязи объектов, явлений в границах целостного образования (строения, функционирования). При системном подходе понятие «функция» используется для определения направленного, избирательного воз­действия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явления­ми, их частями и свойствами.

Говоря о функциях конфликтологии, определенный ответ можно найти в самой методологии науки. Философский анализ функций науки в целом позволил выде­лить к сегодняшнему дню в качестве ключевых — описание, объяснение, предви­дение и понимание. Безусловно, что каждая отдельная наука, конкретизируя эти положения, формирует свой блок функций, позволяющих решать проблемы тео­ретического и прикладного характера.

Определение функций конфликтологии позволяет во многом определить ее место среди других наук, ее значение для развития знания о человеческом обществе, ее практический потенциал.

В современных источниках, отражающих взгляды представителей различных направлений, можно найти достаточно широкий спектр подходов. К функциям кон­фликтологии чаще всего относят следующие: мировоззренческую, познавательную, гуманистическую, прогностическую, управленческую, прикладную, инструменталь­ную, просветительскую и др. С одной стороны, все они отражают представление о функциях, выполняемых конфликтологией, с другой — часто сужают их до част­ных задач.

В связи с этим вполне логичным будет выделение базовых функций конфликто­логии, которые определяются основными сферами ее взаимосвязи с окружающим миром. К ним отнесем:

познавательную функцию, в рамках которой реализуется познание одной из форм социального взаимодействия, а именно сущности социального кон­фликта, выстраивается своя понятийная система, развиваются возможности получения информации и ее анализа;

прогностическую функцию, позволяющую формировать на основе сущест­вующих представлений научно обоснованные прогнозы о тенденциях разви­тия социальных противоречий и вероятных изменениях, связанных с управ­лением социальными конфликтами;

прикладную функцию, которая обеспечивает применение разработанных форм и методов управления конфликтным взаимодействием;

просветительскую функцию, расширяющую представления о социальном конфликте, управлении им и возможностях социального взаимодействия в решении возникающих противоречий.



Раздел 2. Методологические основы конфликтологии


Объектно-предметное поле конфликтологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        иции СО со со со ш со ш со со ш со   со
      сродные Коал ч Ч Ч Ч Z Ч X ч Ч Z Ч   Ч
      >, ные ства                       ЛИКТОЕ  
        Отдель государ а а а а нет а нет а а нет а личных конф фликта да
   
                                со X
          со со со со fe со fe со со fe со со о. В со
  ] челове %■ альным ми и болы Ч Ч Ч Ч Z Ч X ч Ч Z Ч учении к видов д
кта участиеп/   жду соци группа средним нет/да нет а нет/да нет а нет а а нет а ны при из вития все да
Тип конфли нфликты с Соци   малыми нет нет а нет нет а нет а а нет а . использова ерности раз да
 
      Личность группа нет нет а нет а а нет а а нет а могут быть ие законом нет
                              Sг?
      Межлич­ностные нет нет а   а а нет а а нет а юские моде] Изучает об да
                            S  
    Внутри-личностнь нет нет со Ч нет со Ч нет нет нет со Ч нет нет Математ нет
  Зоо-конфликгы н н н н н н н н     н   н
  0) 0) 0) Психология д; Социобиология д£ 0)   0}
  Военные наукин Географиян Искусствоведение и филология Историян Медицинские науки Педагогикан Политологиян Правоведениен Социологиян Физико-математические науки Философия Экономикан
Отрасли конфликтологии
                                     

Глава 3. Объект и предмет конфликтологии



Возможность связать в систему исследования конфликта, которые ведутся в рам­ках психологии, социологии, правоведения, искусствоведения, истории, матема­тики, педагогики, политологии, социобиологии, философии, военных и других наук (например, в психиатрии и экономике), базируется на том, что в основе любого конфликта лежит противоречие, играющее системообразующую роль как для раз­личных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание крайне необходимо, поскольку люди, органы управления, различные организации имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психо­логическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами и последствия их носят чаще всего деструктивный характер.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии.

Конфликтология— наука о закономерностях возникновения, развития, завер­шения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Объектомконфликтологии являются конфликты в целом.

Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать два типа конфлик­тов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные.

Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других соци­альных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодей­ствия, изучить процессы, которые происходят в психик



2015-11-10 823 Обсуждений (0)
Первый период до 1924 г 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первый период до 1924 г

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (823)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)