Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Цели,связанные с предметной стороной






I

�999999999999999999�


Цели,связанные

С психологической

Потребностью обоснования

Своей позиции в конфликте


Цели,связанные

С социальными аспектами

Конфликта


Глава 10. Структура конфликта



Цели, преследуемые людьми в конфликтах, должны быть предметом пристально­го внимания. Анализ различных подходов к этой проблеме позволил Н. В. Гриши­ной сформулировать и обосновать целевую структуру конфликтной ситуации, которая может быть описана в трех основных измерениях.

1. Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной сторо­ной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результа­та.Предметная сторона конфликта связана с конкретной зоной противоре­чий, которые существуют между участниками ситуации. Их действия будут ориентированы на достижение результата, желательного для каждой из сто­рон.

2. Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конфлик­та (их взаимоотношениями друг с другом).Социальный аспект конфликта описывается через характер отношений участников ситуации и их эмоцио­нальных установок относительно друг друга. Например, они могут стремиться добиваться своего, не принимая во внимание возможную негативную реакцию партнера и последствия для их отношений. Напротив, усилия сторон (или од­ной из них) могут быть ограничены желанием сохранить отношения на при­емлемом уровне. Можно сделать вывод, что эмоциональные аспекты кон­фликта, ограничивая или не ограничивая действия участников в предметной сфере, могут нести важную нагрузку в виде функции, корректирующей пове­дение в конфликтной ситуации.

3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью обоснования своей позиции/действий «для себя» и/или «для других».Воз­можность неоднозначной интерпретации противоречия между участниками конфликта усиливает у них мотив быть понятым, а если речь идет об окру­жающих, то, следовательно, и быть поддержанным (реальными действиями или сопереживанием). Сама конфликтная ситуация в определенном смысле содержит в себе парадокс. C одной стороны, в конфликте изначально присут­ствует оправдание своей позиции и действий («смысла для себя»): каждый из участников конфликта уверен в своей правоте и неправоте партнера. C дру­гой стороны, конфликтная ситуация по определению содержит в себе множе­ственность альтернатив: само противодействие сторон направлено на то, что­бы добиться от партнера желаемых действий, желаемого поведения, то есть заведомо предполагается возможность другого поведения партнера. Посколь­ку партнер, в свою очередь, имеет аналогичные ожидания, возникает рассо­гласование: смысл позиции «для себя» не тождественен смыслу позиции «для других». Такая двойственность заставляет оппонентов стремиться к обосно­ванию своих поступков тем сильнее, чем больше ими осознается возможность неоднозначного подхода к интерпретации своего поведения.



Рассмотрение целей изолированно не позволяет однозначно определить страте­гии взаимодействия в конфликте. В рамках ориентации на предметное содержание можно реализовывать как кооперативное поведение, так и соперничество. То же самое касается и других компонентов целевой структуры.

Однако даже рассмотрение целой системы целей участников конфликта не ис­черпывает ситуацию с прогнозом поведения. Для ее анализа важно помнить об их изменчивости, учитывать их иерархию, а также возможное ее изменение.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Роль восприятия «справедливости и несправедливости»

в формировании информационной модели конфликтной ситуации

(по М. Дойчу)

Несправедливость,

связанная с характером распределяемого

блага

Несправедливость, связанная с исполнением роли в ходе распределения



Несправедливость в отношении стиля и времени распределения

Несправедливость,

связанная с ценностями, лежащими

в основе распределения

Несправедливость, связанная с существующими правилами


Несправедливость, связанная с процедурой измерения

Несправедливость, связанная с процедурой принятия решений


Глава 10. Структура конфликта



Тема «справедливости и несправедливости»тесно связана с проблемой форми­рования информационной модели конфликта. Как отмечает М. Дойч, когда он на­чал интересоваться, а затем и вплотную заниматься темой справедливости, он понял, что многие его работы и исследования в области конфликтов фактически могут рассматриваться как изучение проблемы справедливости.

Понимание справедливости служит для морального обоснования своей позиции участниками конфликта. И напротив, понимание несправедливости служит осно­ванием для возникновения конфликта или продолжения конфронтации.

М. Дойч выделяет несколько оснований для понимания несправедливости в про­цессе любого распределения.

1. Несправедливость, связанная с характером распределяемого блага, когда при­нимается во внимание то, что не соответствует природе распределяемого, на­пример «заслуги», или услуги оказываются некачественными и т. д.

2. Несправедливость, связанная с исполнением роли в ходе распределения, — функ­ции по распределению осуществляются лицами, не имеющими соответству­ющей квалификации, или кто-то из «распределителей» оказывается заинтере­сованным лицом и т. д.

3. Несправедливость в отношении стиля и времени распределения. Закрытый или тайный характер процедуры усиливает подозрения в отношении ее объектив­ности. Наказание может быть слишком отсрочено от момента совершения преступления.

4. Несправедливость, связанная с ценностями, лежащими в основе распределе­ния. Например, существуют различные подходы для принятия решения об увеличении заработной платы сотрудникам. Выбор одного из подходов мо­жет восприниматься как несправедливость теми, кто придерживается друго­го мнения.

5. Несправедливость, связанная существующими правилами. Даже если дос­тигнуто согласие по принципам распределения, могут возникнуть трудно­сти определения того, как эти принципы реализовать.

6. Несправедливость, связанная с процедурой измерения. Можно оценивать до­стижения, используя количественные параметры, сравнивая именно их, при этом от внимания уйдут качественные. Например, разгружено два вагона: с це­ментом и с воздушными шариками. В каком случае трудозатраты больше?

7. Несправедливость, связанная с процедурой принятия решений. Речь идет о спо­собах принятия решения. Например, даже если в соответствии с принятым решением человек выигрывает, он может испытывать неудовлетворенность из-за того, что, по его мнению, такого типа решения должны приниматься не индивидуально руководителем, а коллективно.

Нужно заметить, что представления сторон конфликта о справедливости, не­смотря на свое достаточное значимое место в наших оценках поведения, действий и их последствий, не могут в полной мере выступить в качестве реального крите­рия, позволяющего регулировать отношения между участниками конфликта. При­чина такого затруднения заключается в потенциальной множественности этих представлений. Если собираемся положить понятие о справедливости в основу управления взаимоотношениями, то оно должно совпадать у обоих оппонентов.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Эмоциональные реакции оппонентов в межличностном конфликте




19%


СПОКОЙНОЕ

УРАВНОВЕШЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ


 


33%


СЛАБЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ


36%


 


Н А Ч А Л Ь Н И К


23%


НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ СРЕДНЕЙ СИЛЫ


32%


П О Д Ч И Н

Е Н Н Ы Й


 



СИЛЬНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ БЕЗ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ НАД СОБОЙ




5-.-S

гл


НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ

ВСПЫШКИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ


О л О


Глава 10. Структура конфликта



Эмоции играют значительную роль и в ситуации конфликта. Порой наши эмоции, переполняя сознание, способны заставить нас действовать нерационально. Искус­ство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нуж­ное русло. Реакции, основанные на эмоциях, зачастую приводят к конфликтным ситуациям, а в ходе самого конфликта ведут к усиленной эскалации противодей­ствия. Подобное развитие событий способствует усилению деструктивных послед­ствий как для самих оппонентов, так и для коллективов, в которые они входят.

Рассмотрим некоторые особенности эмоционального реагирования в ситуации конфликта, опираясь на исследования, проведенные М. С. Миримановой.

Начнем с понятий «тревога» и «тревожность».

Тревога— психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагоприятного развития событий и возникает в си­туации неопределенной опасности. Оно включает комплекс эмоций — страх, горе, стыд, гнев, вину, интерес и возбуждение.

Тревожность.Склонность индивида к переживанию тревоги может стать устой­чивой чертой личности — склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги.

Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную угрозу и опасность и любой ценой стремится к спокойствию, не отстаивает свои интересы, всячески избегая конфликтов. В конфликтной ситуации тревожность такой лич­ности обусловливает вполне определенные реакции на складывающееся положе­ние. К ним можно отнести всяческие попытки ухода от ситуации в том случае, если она становится опасной. При этом проявления могут быть разнообразными — как в виде вербальной и физической агрессии, так и в виде ступора, оцепенения, не­способности к анализу. Тревожность как свойство личности или временное со­стояние зачастую становится причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые свойственны каждому и даже помогают избавиться от тревоги до тех пор, пока не начинают мешать адекватной оценке действительности.

Эмоциональная ригидностьвыражается в заторможенности, косности эмоцио­нальных откликов на изменяющийся объект.

Мысли, действия, эмоции сегодняшнего конфликта возникают, «как оказывает­ся, не только под воздействием происходящего в настоящий момент, но и под воз­действием глубинных подсознательных процессов, охватывающих зачатки мыс­лей, неразрешенные отношения, конфликты и связи». Если мы ограничиваем выражение таких эмоций, как гнев, страх, мы снижаем нашу способность адекват­но воспринимать действительность. Такие эмоции, затаившись, ожидают возмож­ности выйти наружу.

Как справедливо замечает М. С. Мириманова, контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Значит, люди с повышенным контролем за отрица­тельными эмоциями, люди с пониженным или нормальным контролем будут по-разному выражать их в ситуации конфликта. А между самой эмоцией и ее внешним выражением (экспрессией) существует непосредственная связь. B конфликте это не способствует разряжению ситуации, а наоборот, вызывает нагнетание эмоцио­нальной активности, мешая конструктивному разрешению конфликта.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Информационные модели конфликта (по Н. В. Гришиной)


 


АДЕКВАТНО ВОСПРИНИМАЕМЫЙ КОНФЛИКТ

ЛОЖНЫЙ КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ОТСУТСТВУЕТ


КОНФЛИКТ ВОСПРИНЯТ НЕАДЕКВАТНО


Глава 10. Структура конфликта





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)