Трудные бытийные ситуации
Ситуации неизвестности характерны для человека, попавшего в неизвестную обстановку или обстоятельства бытового плана, в которых индивид не знает, как ему поступить. Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека. Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что личность переживает понесенный ущерб, пытается не допустить увеличения потерь. Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии Типы конфликтных личностей (по С. М. Емельянову)
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций Существуют различные подходы как к описанию типологии конфликтных личностей, так и к описанию их поведения в конфликтах. Тем не менее общим является признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов личности в трудных межличностных ситуациях и непосредственно в ситуациях конфликтного взаимодействия. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов является наличие у человека акцентуаций характера, которые проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт или их сочетания и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Другой, не менее частой личностной причиной конфликтов является тип темперамента. В частности, холерический тип темперамента человека может приводить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик отличается неустойчивым, подвижным типом нервной системы. В то же время он быстрее остывает и переходит к неконфликтному типу взаимодействия. Завышенный или заниженный уровень притязанийтакже способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д. Представленные выше характеристики встречаются наиболее часто. Однако они не дают полного представления обо всех возможных типах конфликтной личности. Психологом В. В. Синеоком исследовано влияние акцентуации характера на конфликтность курсантов-летчиков. Установлено, что выраженной формой акцентуации характера конфликтной личности курсанта является эксплозивная форма. Для бесконфликтных курсантов характерна психастеническая форма акцентуации личности. Психастеникам свойственна высокая тревожность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах. Интересные результаты получены после сравнения стратегий поведения конфликтных и бесконфликтных курсантов-летчиков в ситуациях противодействия. У конфликтных курсантов нет ярко выраженной стратегии поведения в трудных ситуациях социального взаимодействия. Наблюдается некоторое преобладание компромиссной стратегии и относительно редкое поведение, связанное с уходом от конфликта. Для бесконфликтных курсантов характерны типы поведения, основанные на уступках, в ущерб своим интересам. Преобладают стратегии приспосабливающегося и сотрудничающего поведения. Заметно реже других ими используется стратегия соперничества. Такое поведение в предконфликтных ситуациях, очевидно, обеспечивает этим индивидам лучшее взаимодействие с окружающими. Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии Поведение человека в трудной ситуации ПОВЕДЕНИЕ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕСТРУКТИВНАЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УХОД Поведение психологически устойчивой и неустойчивой личности в трудной ситуации
МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕГАТИВНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ
ПОНИЖЕНИЕ СИЛЫ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ УСУГУБЛЕНИЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ ТРУДНОСТЕЙ ВОЗРАСТАНИЕ СИЛЫ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УХУДШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОПТИМИЗАЦИЯ УРОВНЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПОНИЖЕНИЕ МОТИВАЦИИ (ИЛИ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ)
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования человека на трудные ситуации. Активная стратегияреагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить различный характер: □ конструктивный — повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи — в целом повышение эффективности деятельности и общения; □ деструктивный — дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т. д., нервные вспышки, истерические реакции. Пассивная стратегияповедения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализована также в двух формах: □ приспособление — рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям, и др.; □ уход от ситуации — реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т. д. С проблемой поведения личности в трудной ситуациисвязана такая категория, как психическая напряженность, характеризующая психическое состояние личности в трудной ситуации. Это состояние позволяет осуществить переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов. В структуре психической напряженности выделяют следующие компоненты: □ побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой); □ исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный). В зависимости от характера влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (Б. Я. Шведин): □ перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии); □ интеллектуальную (когда человек затрудняется решить стоящую перед ним задачу); □ эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность); □ волевую (когда человек не может управлять собой); □ мотивационную (связанную с борьбой мотивов). Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные эмоциональные затраты. Воздействие напряженности в наибольшей степени сказывается на интеллектуальных и вербальных функциях личности. Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии Влияние психологической устойчивости и профессионального мастерства на эффективность деятельности в трудных ситуациях
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1005)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |