Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



2015-11-10 711 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




I этап— ОБОСНОВАНИЕ

И ФОРМУЛИРОВКА

ПРОБЛЕМЫ

I этап— ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ

I этап— ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

IV этап— ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ:

• по каким направлениям;

• о чем;

• как и в какой форме следует собирать информацию

Уэтап— ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ

VI этап—ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ

VII этап— СОСТАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ

VIII этап— НАБРОСОК ПРОЦЕДУР СБОРА И ОБРАБОТКИ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ


Глава 7. Методы изучения конфликта



Сегодня качество исследования определяется качеством его программы: недоста­точно добросовестно разработанная программа неизбежно приведет к ложным выводам. Поэтому существует необходимость более подробного рассмотрения по­рядка разработки программы исследования конфликтов. Опыт показывает, что составление программы нередко вызывает наибольшие затруднения у исследова­телей.

Программа изучения конфликтного взаимодействия— изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа различных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций про­верки гипотез.

Обоснование и формулировка проблемы анализа.В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение проблемная ситуация и определяющее ее реальное противоре­чие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Изучение нескольких проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования.Объектом изучения для кон­фликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уровня. Предмет анализа включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наибо­лее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоре­чие).

Определение цели исследования.Целью изучения должно быть познание кон­фликтов и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструк­тивное регулирование.

Логический анализ основных понятийпредполагает всестороннее объяснение их содержания и структуры, уяснение на этой основе соотношения элементов и свойств изучаемого конфликта.

Выдвижение рабочих гипотез.Гипотеза (по В. А. Ядову) — это система умозак­лючений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о сущест­вовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным. Предварительное выдвижение гипотез может предопре­делить внутреннюю логику всего процесса изучения. Важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога, заранее не предопределя­ли итоговые результаты его работы.

Определение задач исследования конфликтов— поиск ответов на основные вопросы: каковы пути и средства решения проблемы? Каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?

Составление принципиального (стратегического) плана исследования.Реше­ние этой задачи необходимо для эффективной работы на следующих после состав­ления программы этапах. В процессе предварительного планирования можно вы­явить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в ходе него.

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.Этот этап призван решить практически те же задачи, что и предварительное планирова­ние. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первичной конфликтологической информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.



Раздел 2. Методологические основы конфликтологии


Методы исследования в конфликтологии



 
s
1— CO
OO
coo^
sis
I5i5
<н<
к р-
Ч
 

 

 

 

 

 

       
N  
      грь
Н ш   S
I LU ски   эи>
ш   3 3 о
S 0. т   О. О. Ч)
  1- 1- Т
1-   S 5 S
LU я  
С h * »»о
ё о о   л л ц m ш о
ш о OCX
fc Ч ^ S
  о 0) О О
  |_ С[ О. С
1 )   • • •
       
L     J
CD . О

CD О

 


Глава 7. Методы изучения конфликта



Конфликтология как сравнительно молодая наука объективно вынуждена исполь­зовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, изучающих конфликтное взаимодействие. Впрочем, это позволяет хорошо учиты­вать их достоинства и недостатки. Несколько отойдя от принятых подходов к вы­делению методов исследования, рассмотрим методы работы с полученными дан­ными и методы сбора данных.

Первая группа может быть представлена в следующем виде.

Качественные методыявляются примером методов, используемых различ­ными науками. Они включают анализ, синтез, дедукцию и др. Учитывая мно­гомерность такого объекта исследования, которым является социальный кон­фликт, они позволяют выходить на новый уровень знаний о нем.

Анализ деятельности— метод исследования конфликта, использующий ана­лиз влияния конфликтной ситуации на процесс и результаты деятельности оппонентов.

Анализ поведенияиспользует в качестве единицы анализа поведенческие акты оппонентов в конфликтной ситуации.

Математическое моделирование— исследование конфликтов с помощью их реальных или идеальных математических моделей. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.

Системно-ситуационный анализ.

Вторая группа предоставляет нам возможность сбора данных. В ее составе следующие методы.

Анализ документовиспользуется социологией и психологией для разносто­роннего анализа конфликтов на основе имеющихся документов.

Наблюдение— метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликт­ных событий. Применяется для изучения конфликтов различного уровня — от внутриличностного до межгосударственного.

Эксперимент— метод научного познания, отличающийся активным вмеша­тельством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществ­ляющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими пе­ременными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении.

Опроспредлагает испытуемым согласиться или не согласиться с содержани­ем определенного набора предложений, подготовленных в виде стандартизи­рованной анкеты. Используются анкетирование, беседы, массовые и эксперт­ные опросы.

Социометрия, ставшая достаточно самостоятельным методом, применяется для оценки коммуникации и межличностных эмоциональных связей, в том числе степени их напряженности. Модульный социотест оценки межличност­ных взаимоотношений и конфликтов разработан на основе идей социометрии, однако более эффективен при изучении конфликтных явлений и позволяет оценить взаимоотношения персонала комплексно.

Тесты, в основном предоставляемые психологией, направлены на определе­ние межличностной конфликтности, фиксацию степени выраженности ка­честв, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтно­сти личности.



Раздел 2. Методологические основы конфликтологии


Качественные методы исследования конфликтов


и

R

И

R


т ш

!

m


■ i у

о

П

\л-

Од

Н о

N1


Глава 7. Методы изучения конфликта



Качественные методы исследования часто называют общими методами научного познания.

Анализ— один из ключевых методов в научных исследованиях. Он позволяет мысленно разделить изучаемый предмет на элементы, выделить интересующие признаки предмета. Примером могут служить структурные элементы конфликта, что позволяет рассматривать их в отдельности, вычленять связи между ними.

При синтезепроисходит мысленное объединение элементов предмета и его свойств, выделенных в результате анализа, и предмет изучается как единое целое. Синтез показывает место и роль элементов конфликта в единой системе.

Индуктивный методпозволяет сделать общий вывод на основе частных посы­лок. На этой основе раскрываются общие закономерности конфликта, когда ре­зультаты изучения отдельных фрагментов индуктивно обобщаются.

Дедуктивный метод, напротив, способствует частному выводу на основе истин­ных общих положений. С его помощью мы от общих знаний о конфликте перехо­дим к конкретному, но уже обогащенному знанием более общих посылок.

Обобщениесостоит в исследовании свойств, связей и отношений конфликта, которые характеризуют не отдельно взятый конфликт, а целый класс однородных в данном отношении конфликтов. При обобщении важно уметь выделять единич­ное, то, что свойственно только этой конфликтной ситуации, и общее, что присуще целому ряду конфликтов. Данный метод применяется в большинстве научных дис­циплин, изучающих конфликт.

Сравнительный методпредполагает сопоставление ряда аспектов конфликта и выяснение сходства или различия их проявлений в различных конфликтах. В ре­зультате сравнения устанавливаются различия в параметрах конфликта, что по­зволяет дифференцированно управлять конфликтными процессами.

Исторический методприменяется в политологических и исторических иссле­дованиях конфликтов. Он состоит в изучении временного хода развития кон­фликта, начиная от возникновения и заканчивая его завершением. Исторический метод позволяет изучить те конкретные условия и обстоятельства, в которых зарождался конфликт, оценить роль личностей, социальных групп в его разви­тии, проанализировать на основе различных примеров формы завершения по­добных конфликтов.

Логический методвключает средства и способы логического описания и объ­яснения конфликтов и основан на формах мышления и законах диалектической и формальной логики. Использование логических средств при описании и объяс­нении конфликтов позволяет избежать ошибок при определении направлений их предупреждения, реализовать логически правильную процедуру разрешения кон­фликта. Данный метод тесно связан с историческим методом, который не суще­ствует в отрыве от логического. Одних исторических фактов недостаточно для глубокого познания конфликта; факты необходимо систематизировать, обобщить и сделать из них выводы. Поэтому без логической обработки исторического ма­териала не обойтись при исследовании конфликтов.



Раздел 2. Методологические основы конфликтологии


Математическое моделирование конфликта


МАРКОВСКИЕ ЦЕПИ


МОДЕЛИ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО

ПОВЕДЕНИЯ


 


 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ


ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ


•&


Глава 7. Методы изучения конфликта



Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.

Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заме­нить непосредственный анализ конфликтов анализом свойств и характеристик их математических моделей. Математическое моделирование с привлечением средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном времени.

Математическая модель конфликтапредставляет собой систему формализо­ванных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на пара­метры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия и слабо ме­няющиеся характеристики конфликта, переменные составляющие — основные характеристики. Содержательная и операциональная объясняемость используе­мых переменных и параметров — необходимое условие эффективности моделиро­вания.

На основании применяемого математического аппарата (дифференциальные уравнения, вероятностные распределения и т. п.) и объектов моделирования (меж­личностные конфликты, межгосударственные конфликты и т. д.) можно выделить наиболее типичные математические модели:

вероятностные распределения — простейший способ описания переменных через указание доли элементов совокупности с данным значением перемен­ной;

статистические исследования зависимостей — прежде всего это регрессион­ные модели, представляющие связь зависимых и независимых переменных в виде функциональных отношений;

марковские цепи описывают такие механизмы динамики распределений, где будущее состояние определяется не всей предысторией конфликта, а только «настоящим». Основным параметром конечной цепи Маркова является веро­ятность перехода статистического индивида (в нашем случае оппонента) из одного состояния в другое за фиксированный промежуток времени. Каждое действие приносит частный выигрыш (проигрыш); из них складывается ре­зультирующий выигрыш (проигрыш);

модели целенаправленного поведения — использование целевых функций для анализа, прогнозирования и планирования социальных процессов. Эти моде­ли обычно имеют вид задачи математического программирования с заданны­ми целевой функцией и ограничениями;

теоретические модели предназначены для логического анализа тех или иных содержательных концепций, когда затруднена возможность измерения ос­новных параметров и переменных (возможные межгосударственные кон­фликты и др.);

имитационные модели — класс моделей, реализованных в виде алгоритмов и программ для ЭВМ и отражающих сложные зависимости, не поддающиеся содержательному анализу. Этот способ моделирования применяется для ис­следования развития уже идущих конфликтов.



Раздел 2. Методологические основы конфликтологии


Модульный социотест Анцупова (вариант)

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Уважаемые коллеги! С целью изучения взаимоотношений в коллективе просим вас оценить членов вашего коллектива. Оценка дается по шкале от -5 до +5 и от 0 до 10 баллов. При оценивании можно использовать любой балл, например -4; +2; 0; 1; 3 и др.

1. Оцените Ваше отношение к каждому члену Вашего коллектива по шкале от -5 до
+5, где:

+5 — отношусь в высшей степени положительно; 0 — отношусь нейтрально; -5 — отношусь в высшей степени отрицательно; т. о. — трудно оценить.

2. Оцените, как к Вам, на Ваш взгляд, относится каждый член Вашего коллектива
по шкале от
- 5 до+ 5, где:

+5 — относятся в высшей степени положительно; 0 — относятся нейтрально; -5 — относятся в высшей степени отрицательно; т. о. — трудно оценить.

3. Оцените профессиональные знания по занимаемой должности каждого
сотрудника по шкале от О до 10, где:

10 — обладает блестящими профессиональными знаниями;

5 — уровень профессиональных знаний средний;

0 — не обладает практически никакими профессиональными знаниями;

т. о. — трудно оценить.

4. Оцените степень ответственности каждого сотрудника по шкале от О до 10, где:

10 — он (она) всегда готов (готова) взять ответственность на себя, искать причины

ошибок в себе, а не в окружающих и лично отвечать за результаты своего труда

(подчиненных);

5 — степень его (ее) ответственности средняя;

0 — он (она) всегда уклоняется от ответственности, стремится переложить

ответственность за принятие решения и ошибки на своих начальников

или подчиненных;

т. о. — трудно оценить.

5. Оцените качество выполнения должностных обязанностей каждым членом Вашего
коллектива по шкале от О до 10, где:

10 — свои должностные обязанности выполняет с высочайшим качеством; 5 — качество выполнения должностных обязанностей среднее; 0 — свои должностные обязанности выполняет исключительно плохо; т. о. — трудно оценить.

6. Сравните важность для каждого члена Вашего коллектива интересов организации
и его личных интересов по шкале от О до 10, где:

10 — если его (ее) личные интересы сталкиваются с интересами организации, то он

(она)всегда пожертвует личными интересами в пользу коллективных;

5 — его (ее) личные интересы и интересы коллектива имеют для него (нее)

примерно одинаковую ценность;

0 — если его (ее) личные интересы сталкиваются с интересами организации,

то он (она) всегда пожертвует коллективными интересами в пользу личных;

т. о. — трудно оценить.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ!


Глава 7. Методы изучения конфликта



Для того чтобы предупредить возникновение деструктивных конфликтов между работниками, необходимо хорошо знать характер взаимоотношений в коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, видеть сотрудников, имеющих трудности в общении с сослуживцами, помогать им в налаживании отношений и т. д.

Модульный социотест Анцупова(МСА) предназначен для комплексной диаг­ностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру и включает две базовые и несколько дополнительных изме­рительных шкал.

В зависимости от целей в опросный лист может включаться от одного до семи-девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемого относительно возможности его идентификации по почерку. При ответе на каждый вопрос отно­шение к другому члену группы может оцениваться любым баллом от +5 до -5 и от 0 до 10.

Длительность процедуры опроса с помощью МСА зависит от количества ис­пользуемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 минут. Практика показывает, что количество оценок, даваемых опрашиваемым в ходе одного опроса, не должно превышать 100-120. При необходимости дать большее количество оценок опра­шиваемые начинают работать формально.

Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими его осо­бенностями:

□ оцениваются реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена группы за достаточно длительный период, что повышает объективность оценки;

□ учитываются абсолютно все взаимоотношения в группе;

□ повышается точность оценок в результате использования достаточно «тон­кой» 10-балльной шкалы;

□ повышается правдивость ответов путем определения самим опрашиваемым степени их анонимности;

□ выявляются не только конфликты, но и общий характер взаимоотношений в группе, оцениваются возможности коллектива, определяются лидеры и аут­сайдеры в разных сферах деятельности группы и др.;

□ все взаимоотношения и конфликты оцениваются количественно, что позво­ляет стандартизовать данные;

□ собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая не только диагностировать конфликты, но и определить некоторые их причины, оце­нить группу в целом и каждого из ее членов.

Основные недостатки МСА связаны с тем, что он ориентирован на диагностику взаимоотношений и конфликтов и не позволяет выявить их причины. Объяснение полученных данных требует от конфликтолога определенного опыта работы с ме­тодикой.



Раздел 2. Методологические основы конфликтологии


Оценка конфликтов и персонала с помощью модульного социотеста (вариант)


 

а m О ф )S - со I о X
Щ т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ИНТЕРЕСЫ С5                      
  О                      
  со                      
ОТНОШЕНИЕ КО МНЕ                        
со                      
LO +                      
г-                      
^1 +                      
со                      
СО +                      
л                      
см +                      
^-                      
+"                     со                      
о                     см                      
т-                      
                       
см                     о                      
со                     OI Z т- см со ^1 ю со 1^ со со    
                                             
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ С5                      
ю                      
о                      
OI Z - см со ^1 ю со р^. со со    
со                      
                         
МОЕ ОТНОШЕНИЕ ci К1                      
со                      
in +                      
г-                      
+                      
со                      
со +                      
ю                      
CM +                     ^-                      
со                      
т                      
см                      
о                      
1-                      
Y                      
о                      
CM                      
OI Z - см со ^1 ю со 1^ со со    
со                      
                         
-*                     ОТВЕТСТВЕННОСТЬ а ^                      
ю                      
о                      
Ol z - CM со *fr ю со Г- со О)    
со                      
                       
л а с о о а О                     со                      
1^-                      
со                      
ю                      
"d-                      
со                      
т- CM со ^> LO со г- со со    
см                      
   
  1-                      
се s о                      
OI Z - см со ^> ю со г- со О)    
Выделите выбранный Вами вари работы с бланком: а) работаю по списку, моя фамил в списке под № 1 б) работаю по списку, но не подписываюсь; в) список не соблюдаю, не подписываюсь.                          
| ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ Ci ь1                      
о                      
со                      
со                      
г-                      
со                      
ю                      
■*                      
со                      
см                      
1-                      
о                      
OI Z - см со *d- ю со г-- со О)    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Ci                    
о                    
со                    
                   
г-                    
со                    
ю                    
^-                    
со                    
см                    
1-                    
о                    
OI Z - см со ^~ ю со г- оо со  

э

2015-11-10 711 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)