Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Степень трудности ситуации





Структура конфликтоустойчивости личности


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ


ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ


 



ПСИХОМОТОРНЫЙ КОМПОНЕНТ

 


 


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ


МОТИВАЦИОННЫИ КОМПОНЕНТ


Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций



Психологическая устойчивость— характеристика личности, состоящая в сохра­нении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Это свойство личности форми­руется одновременно с ее развитием и зависит:

□ от типа нервной системы человека;

□ опыта человека, профессиональной подготовки;

□ навыков и умений поведения и деятельности;

□ уровня развития основных познавательных структур личности.

Показателем устойчивости является вариативность. Вариативность рассматри­вается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся усло­виям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

Конфликтоустойчивость личности— специфическое проявление психологиче­ской устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.

Конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает ряд компо­нентов.

Эмоциональный компонент отражает состояние личности в трудной ситуации, уровень и характер возбудимости психики, влияние на успешность общения. За­ключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликт-ных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать эмоции, не перехо­дить в депрессивные состояния при затягивании или проигрыше в конфликте.

Волевой компонент — способность личности к сознательной мобилизации сил в ситуации взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, сво­им поведением и психическим состоянием. Позволяет регулировать свое эмоцио­нальное возбуждение в конфликтной ситуации. Он обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, самоконтроль, умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать развитие и возможные последствия, способность вы­делять главную проблему, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы.



Познавательный компонент — устойчивость функционирования познавательных процессов, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Включа­ет умение определить начало предконфликтной ситуации, анализ причин возник­новения конфликта, умение сводить к минимуму искажение восприятия ситуации и личности оппонента, а также своего поведения и т. п.

Мотивационный компонент — состояние внутренних побудительных сил, спо­собствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обес­печивает адекватность побуждений складывающейся ситуации.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность поведения и действий, их четкость и соответствие ситуации.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает грамотные действия и поведение в конфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия в конфлик­те, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на кон­структивных действиях.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Выбор стратегии поведения в конфликте (по А. И. Шипилову)

ЖЕСТКАЯ ПОЗИЦИЯ


Нормативная стратегия


Конфронтационная стратегия


 


м


м


* л


Оппонент

как субъект

взаимодействия


Оппонент

как объект

воздействия


 


Переговорная стратегия


Манипулятивная стратегия


МЯГКАЯ ПОЗИЦИЯ


Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций



Подход, в котором стратегии могут быть выделены на основе соотношения таких базовых параметров поведения, как жесткость позиции и модальность отношения к оппоненту, предложен А. И. Шипиловым.

Жесткость позицииимеет два полюса: жесткость и мягкость предъявления и от­стаивания своих интересов. Первый рассматривается как напористое, энергичное воздействие на оппонента путем требований, указаний и других форм социально­го, физического и психологического регулирования. Мягкая позиция чаще всего трактуется не как пассивность, вялость воздействий, а как тонкие, не прямолиней­ные, в определенной мере косвенные средства воздействия, учитывающие нюансы личностного характера оппонента, опора на психологизм ситуации.

Модальность отношения к оппоненту— параметр поведения, отражающий сте­пень уважительного отношения к оппоненту, который может рассматриваться как объект воздействия или как субъект взаимодействия. В первом случае на оппонен­та можно воздействовать силовыми методами, а также средствами, не соответ­ствующими общепринятым нормам морали. К объекту выказывается неуважение как в прямом, так и в косвенном виде. Отношение к оппоненту как к субъекту взаимодействия предполагает признание психологического равенства с ним и реа­лизацию уважительного отношения, предусматривает учет и реализацию право­вых и нравственных норм взаимодействия.

Различное сочетание проявлений рассмотренных параметров в виде системы координат дает возможность выделить четыре основные стратегии поведения в кон­фликте:

□ противоборство («борьба»);

□ отстаивание своей позиции на основе существующих норм и правил («пра­во»);

□ манипуляция другим («хитрость»);

□ открытый разговор («диалог»).

Нормативная стратегия— линия поведения, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента. Подроб­но излагается в различных правовых документах (инструкциях, распоряжениях, кодексах и т. п.).

Конфронтационная (или агрессивная) стратегияконфликтный тип поведе­ния. Активное использование угроз, психологического давления, блокирующих действий, физического и морального насилия. Слабый контроль над своими эмо­циями. Зачастую конфликтные действия из средства достижения поставленных целей превращаются в конечную цель — нанесение максимального ущерба оппо­ненту.

Манипулятивная стратегия— достижение поставленных целей путем косвенно­го психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении. В социально-психологических исследованиях манипулятивное решение проблем рассматрива­ется как психологическое воздействие, нацеленное на неявное изменение направ­ленности активности другого человека.

Переговорная стратегия— реализация стремления к поиску компромисса, к об­суждению проблемы, к разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также поиска такого решения, которое устраивает обе стороны. В переговорной стратегии реализуется установка на совместный поиск решения.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Основные стратегии поведения в конфликте (по К. Томасу)

КООПЕРАТИВНОСТЬ (ОРИЕНТАЦИЯ НА ПАРТНЕРА)


Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций



Конфликтное поведениезаключается в противоположно направленных действи­ях, в которых реализуются процессы мыслительной, эмоциональной и волевой сфер оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет види­мую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в кон­фликтной ситуации в большой степени влияют друг на друга, а также вытекают из предыдущих действий оппонента, то есть взаимообусловливаются, то в любом кон­фликте они обязательно приобретают характер взаимодействия.

Конфликтное поведение как особый тип поведения вполне естественно имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных прин­ципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.

Стратегия поведения в конфликте— ориентация личности (группы) по отно­шению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» — определя­ющей мотивации руководителя, ориентированного либо на решение стоящих перед ним задач, например на производство, либо на человека, производителя. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максимально высоким объемам прибы­ли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.

В конфликтологии и за ее пределами такой подход используется достаточно широко, а сама схема получила название двухмерной модели стратегий поведения личностиК. Томаса и Р. Киллмена, хотя чаще упоминается первый из авторов. Как правило, в конфликте мы не встретим случаев, когда используется только лишь одна стратегия. Скорее можно говорить о доминировании одной из них. Эти веду­щие стратегии могут быть представлены следующим образом:

избегание(бездействие) — участник находится в ситуации конфликта, пробле­ма осознается, но ни личная заинтересованность, ни интересы партнера (оппо­нента) не становятся стимулом для активных действий по его разрешению;

приспособление(уступка) свидетельствует о выходе на первый план в по­строении взаимодействия интересов оппонента;

соперничество(конкуренция) предусматривает исключительную заинтере­сованность в достижении собственных целей, как правило, за счет навязыва­ния другой стороне предпочтительного для себя решения;

компромисспредполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности;

сотрудничество(проблемно-решающая стратегия), признавая равную цен­ность интересов сторон, направляет на поиск решения, удовлетворяющего их и лежащего порой за пределами исходной ситуации.

В конфликте нет случаев, когда используется одна стратегия. Можно говорить о до­минировании одной из них. Часто приходится сталкиваться с комбинациями страте­гий. Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90 % кон­фликтов). Конфликт заключается в противоборстве, и личность (группа) идут на него, не имея других способов договориться с оппонентом. Поэтому тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и совершенствовались в большей степени.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Основные пути и способы разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии


 

   
  Л
  ^
  S
л и
с; к
S
О X
0) о
X
X CD
ш
X s
ш Q.
С
со
О.  
  о
  Q.
  |_
   

Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций



Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необ­ходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, при­чем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ разреше­ния конфликта получил название «сотрудничество».

Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным по­казало, что одна треть этих конфликтов завершается компромиссом, две трети — уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2 % конфликтов завер­шаются путем сотрудничества.

Объяснение такого разброса в применении способов разрешения конфликтов по вертикали кроется в стереотипах мышления, поведения, а также особенностях это­го вида конфликта. Большинство из нас ориентированы на противоборство. Деся­тилетия такой принцип преобладал во взаимодействии с теми, кто был не таким, как мы, был не согласен с нами. Да и в конфликтах между руководителем и подчи­ненным в 60 % ситуаций начальник прав в требованиях к подчиненному.

Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются сило­вым подавлением одной из сторон или ненасильственным путем — путем перего­воров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление — это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или приносит извинения за допущенные просчеты в деятельности, поведении или общении. Если же стороны понимают, что проблема важна для них и стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров.

Важно нормализовать отношения оппонентов в преддверии переговорного про­цесса. Одним из приемов, позволяющих сделать это, является техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения — С. Линд-скольд и др.). Метод ПРИСН предложен социальным психологом Ч. Осгудом и успешно применяется при разрешении конфликтов разного уровня: междуна­родных, межгрупповых, межличностных (Б. Бетс, В. Смит). Он включает в себя следующие правила:

□ делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет остановить эскалацию конфликта;

□ объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены. Со­общить, что, как и когда будет сделано;

□ выполнять обещанное;

□ побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний;

□ уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени, и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью. Они не должны приводить к увеличению уязвимости стороны, их осуществляющей;

□ расширять круг вариантов решения проблемы; искать взаимную выгоду; вы­яснять, что предпочитает другая сторона.


Глава 9. Классификация конфликтов Общая типология конфликтов


 


 

 

  ЗООКОНФЛИКТЫ
 
   

 


 

 

   
  ?
  ш
  S
  1-
  о
  и fl Ш
  От ■пО
 
  I?Id
  ST
  СЦ
  в
  л
  О
  ^

Глава 9. Классификация конфликтов



Классификациянаучный метод, заключающийся в разъединении всего множе­ства изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется осно­ванием классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнитель­ного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т. п.

Классификация — это не только приведение в систему определенной суммы понятий, характеризующих объект науки, хотя данная задача и занимает достаточ­но важное место в исследовательской деятельности. Это и получение новых знаний об объекте науки, и расширение понятийно-категориального аппарата конфлик­тологии, и приведение его в более полное соответствие объективным законам раз­вития конфликтов. Основная задача классификации — выявить те системные при­знаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов.

Выделим основные виды классификаций.

Типология— в ее основе лежит существенный признак конфликта. Это наибо­лее ценный и сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества кон­фликтов по выбранному основанию классификации.

Систематика— приведение в систему представлений о некоторой совокупности конфликтов. Основанием для классификации служит менее существенный при­знак конфликта, нежели тип. Созданы частные систематики конфликтов. Полная систематика конфликтов в конфликтологии в ближайшее время вряд ли достижи­ма. Однако в принципе создание полной систематики конфликтов возможно.

Таксономия— «теория классификации и систематизации деятельности, име­ющей обычно иерархическое строение». В конфликтологии таксономических клас­сификаций конфликтов пока нет, хотя они в принципе возможны. «Гроздь» сопод­чиненных, взаимосвязанных конфликтов называется таксоном.

Конфликтология находится на завершающем этапе выделения в самостоятель­ную науку. В этих условиях первоочередными задачами классификации выступа­ют уточнение границ того множества конфликтов, которые являются объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле кон­фликтологии. Один из существенных признаков конфликта — характер и особенно­сти участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, зависят характеристики конфликта. Например, используя основные виды класси­фикации, можно выделить ряд подвидов социальных конфликтов.

Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей или интересов личности и группы. Средние социальные группы по количе­ственному составу занимают промежуточное положение между малыми и больши­ми. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами.

Межгосударственные конфликты представляют собой борьбу между двумя го­сударствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между госу­дарством и группой государств.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия (по А. И. Шипилову)



Я


ПОТРЕБНОСТИ

_п

МАТЕРИАЛЬНЫЕ

ч.

СОЦИАЛЬНЫЕ

i

ДУХОВНЫЕ


К


ОБЪЕКТ

УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ

РЕСУРСЫ

т

СТАТУС В ГРУППЕ, РОЛЬ

В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

т

ОТНОШЕНИЯХ

т

ИДЕЯ, НОРМА, ПРИНЦИП

~^У^~


Классификация конфликтов (по С. М. Емельянову)

 

Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
Сферы проявления конфликта Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия. В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы. В основе лежат противоречия семейных отношений
Степень длительности и напряжен­ности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоречий. Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер
Субъекты конфликтного взаимодей­ствия Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность-группа» Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. Субъектами конфликта выступают две личности. Субъекты конфликта: с одной стороны —личность, а с другой —группа (микрогруппа). Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы
Социальные последствия Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты В основе лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы. В основе, как правило, лежат субъективные причины. Создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы
Предмет конфликта Реалистичные (пред­метные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты Имеют четкий предмет. Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

Глава 9. Классификация конфликтов



Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека,

за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней, куда входят следующие потребности: физиологические; в безопасности и защи­щенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Можно использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей — материальные, социальные и духовные.

В зависимости от типа противоречияконфликты можно делить на возникшие в результате антагонистического противоречия либо вследствие неантагонисти­ческого противоречия.

Важной характеристикой конфликта является острота противодействия уча­ствующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика назы­вается интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности — спор между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается фи­зическим уничтожением одной из сторон.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, поли­тические и др.

Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность. Конфликт имеет конст­руктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие по­зитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные. Американ­ские конфликтологии (Р. Даль и др.) классифицируют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их последствиям. Конфликты также можно классифицировать по степени разработанности норма­тивных способов их разрешения.

Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано никаких нор­мативных механизмов. Примером такого конфликта может быть ссора двух пасса­жиров в общественном транспорте. Можно выделить полностью институционали­зированные конфликты. Например, дуэль. Между этими крайними полюсами существует много видов конфликтов, нормативное урегулирование которых осу­ществляется частично.

Помимо общих классификаций существуют частные типологии. Они охватыва­ют часть объектного поля конфликтологии, связанную с одним из типов конфлик­тов. Например, это могут быть причинно-мотивационные связи.

Н. В. Гришина в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты как реакцию:

□ на препятствие к достижению основных целей трудовой деятельности;

□ поведение, не соответствующее принятым нормам отношений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям;

□ личные конфликты, возникающие в силу личных особенностей членов кол­лектива.


Глава 10. Структура конфликта Структура конфликтной ситуации


Глава 10. Структура конфликта



Конфликт наряду с тем, что он является системой, представляет собой и процесс.

Структура конфликтапонимается как совокупность устойчивых связей кон­фликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуа­ция» — фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов.

1. Участники конфликта— лица, чья степень участия в конфликте различна: от
непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход кон­
фликта. Выделяют несколько групп участников.

Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъ­екты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступа­тельные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает«возра-жающий, противник в споре».

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, груп­пами и т. д.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, орга­низатор и др.).

2. Информационные моделиконфликтной ситуации у основных и второстепен­ных участников конфликта.

3. Предмет конфликта— это объективно существующая или воображаемая про­блема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Борьба отражает стремление сторон разрешить это противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Так же ведет себя и противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной, пока противоречие не разрешится.

4. Объект конфликта— его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользова­нию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, эле­мент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных инте­ресов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

5. Микро- и макросреда.При анализе конфликта необходимо выделять усло­вия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро-и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассмат­ривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социаль­ные группы, представителем которых является данный индивид.



Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии


Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте (по С. М. Емельянову)





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)