Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Построение интегральной оценки конкурентоспособности фирмы



2015-11-11 1815 Обсуждений (0)
Построение интегральной оценки конкурентоспособности фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок




В практике оценки конкурентоспособности наиболее широко применяется аддитивный оператор агрегирова­ния — линейная свертка показателей. При применении линейной свертки следует учитывать два основных усло­вия ее использования:

• агрегируемые показатели взаимно компенсируют друг друга, т.е. уменьшение одного показателя можно компенсировать увеличением других;

• линейная свертка корректна при условии попарной независимости показателей по предпочтению.

При оценке уровня конкурентоспособности фирмы ис­пользование аддитивного оператора для получения обоб­щенной оценки конкурентоспособности считается при­емлемым. Обобщенная оценка конкурентоспособности определяется по анализируемой фирме и выбранной базе

сравнения. При этом используется следующая формула:

"' *

 

Обобщенная оценка представляет собой своеобразный «абсолютный» показатель уровня конкурентоспособно­сти фирмы относительно «идеальной» базы сравнения, представленной первой типологической группой. По ее величине можно судить о месте фирмы в ряду типологи­ческих групп по совокупности всех показателей оценки. Поскольку с точки зрения временного фактора «идеаль­ная» база сравнения является относительно устойчивой, можно проследить динамику уровня конкурентоспособ­ности и определить эффективность реализации плановых мероприятий, направленных на укрепление конкурент­ных преимуществ фирмы.

Интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой фирмы определяется посредством соотно­шения обобщенного показателя конкурентоспособности анализируемой фирмы и аналогичного показателя вы­бранной базы сравнения:

Интегральный показатель конкурентоспособности фирмы отражает уровень относительной конкурентоспо­собности анализируемой фирмы по сравнению с выбран­ной базой.

Контрольные вопросы

Каково основное условие конкурентоспособное!и товара на рынке?

Дайте определение товара и качества товара.

Раскройте сущность методики оценки конкурентоспо­собности товара на основе определения интегрального показателя уровня конкурентоспособности.

На основе каких параметров товара базируется оценка его конкурентоспособности?

Что выступает в качестве базы сравнения при оценке уровня конкурентоспособности товара?

Перечислите ключевые нормативно-производственные параметры товаров.

Назовите составляющие цены потребления.

Какие параметры товара относятся к группе потреби­тельских товаров?

С какой целью в методике оценки конкурентоспособ­ности рассчитываются параметрические индексы?

Как определяется параметрический индекс по потре­бительским параметрам?

Как рассчитать параметрический индекс по группе экономических параметров?

Почему агрегирование нормативно-производственных параметров осуществляется на основе произведения, а не суммы?

На основе каких классификационных признаков осу­ществляется группирование методов оценки конкуренто­способности товара?

Какие методы оценки конкурентоспособности товара Вам известны? Охарактеризуйте коротко каждый из ме­тодов.

Какие выделяют две основные группы методов оценки уровня конкурентоспособности фирмы?

В чем отличие метода «построения профиля требова­ний» от метода построения «многоугольника конкуренто­способности»? »

Какие методы оценки конкурентоспособности фирмы выделяются в группе матричных методов? Охарактери­зуйте сущность матричных методов.

Охарактеризуйте основные бизнес-позиции матрицы «Бостон консалтинг групп» и матрицы «Мак-Кинси».

Какие методы относятся к группе аналитических методов оценки конкурентоспособности фирмы? Пред­ставьте их краткую характеристику.

Чем дифференцированный метод оценки отличается от интегрального?

В чем сущность метода оценки конкурентоспособности фирмы на основе теории эффективной конкуренции?

Тесты для самоконтроля

1. Нормативно-производственные параметры оценки уровня конкурентоспособности товара включают:

а) показатели качества товара и другие его потреби­тельские свойства;

б) патентную чистоту изделий, соответствие параме­тров изделия существующим стандартам и нормам;

в) составляющие цены потребления.

2. Потребительские параметры оценки уровня конку­рентоспособности товара включают:

а) показатели качества товара и другие его потреби­тельские свойства;

б) патентную чистоту изделий, соответствие параме­тров изделия существующим стандартам и нормам;

в) составляющие цены потребления.

3. Все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимуще­ства высокого порядка. К конкурентным преимуществам низкого порядка относятся:

а) возможность использования дешевых составляю­щих: рабочей силы, материалов (сырья), энергии;

б) уникальная продукция, уникальная технология;

в) оптимальная маркетинговая структура, организация производства, хорошая репутация фирмы.

4. Все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимуще­ства высокого порядка. К конкурентным преимуществам высокого порядка относятся:

а) возможность использования дешевых составляющих: рабочей силы, материалов (сырья), энергии;

б) уникальная продукция, уникальная технология;

в) оптимальная маркетинговая структура, организация производства, хорошая репутация фирмы.

5. Под конкурентоспособностью товара понимается:

а) совокупность качественных и стоимостных харак­теристик товара, которая отражает его отличие от товара- образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;

б) совокупность качественных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обе­спечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;

в) совокупность стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обе­спечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени;

г) совокупность качественных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспе­чивает этому товару преимущества на мировом рынке в заданный промежуток времени.

6. Условие конкурентоспособности товара в общем виде может быть представлено следующим соотноше­нием:

7. Оценка конкурентоспособности товара произво­дится на основе трех групп показателей:

а) нормативно-производственные, потребительские и экономические;

б) показатели надежности, эргономические, стоимост­ные;

в) показатели безопасности, эстетические, стоимостные;

г) экологические, потребительские, экономические.

8. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе нормативно-производственных показателей от­носится:

а) уровень надежности изделия;

б) патентная чистота изделия;

в) уровень безопасности изделия;

г) все вышеперечисленные показатели.

9. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе нормативно-производственных показателей от­носятся:

а) патентная чистота изделия;

б) соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;

в) уровень надежности изделия;

г) все вышеперечисленные показатели.

10. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе потребительских параметров относится:

а) патентная чистота изделия;

б) соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам;

в) уровень надежности изделия;

г) все вышеперечисленные показатели.

11. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе потребительских параметров относятся:

а) технические характеристики изделия;

б) эстетические показатели;

в) конструктивно-эргономические показатели;

г) все вышеперечисленные показатели.

12. При оценке уровня конкурентоспособности товара к группе экономических параметров относятся:

а) цена закупки изделия;

б) расходы на транспортировку и монтаж изделия;

в) расходы на ремонт изделия в процессе эксплуатации;

г) все вышеперечисленное.

13. При оценке конкурентоспособности товара в ка­честве экономических параметров рассматриваются со­ставляющие:

а) цены изделия;

б) цены потребления;

в) себестоимости изделия;

г) издержек производства и реализации изделия.

14. При оценке уровня конкурентоспособности товара к составляющим цены потребления относятся:

а) цена закупки изделия;

б) расходы на транспортировку и монтаж изделия;

в) расходы на ремонт изделия в процессе эксплуатации;

г) все вышеперечисленное.

15. При оценке уровня конкурентоспособности товара сводный индекс по группе нормативно-производствен­ных параметров определяется по формуле:

16. При оценке уровня конкурентоспособности товара сводный индекс по группе потребительских параметров определяется по формуле:

17. Интегральный показатель относительной конку­рентоспособности изделия определяется по формуле:

18. При оценке конкурентоспособности товара пара­метрический индекс в случае, если увеличение значения параметра приводит к улучшению потребительского свойства, определяется как:

а) отношение значений параметра анализируемого то­вара и образца;

б) отношение значений параметра образца и анализи­руемого товара;

в) произведение значений параметра анализируемого товара и образца;

г) произведение значений параметра образца и анали­зируемого товара.

19. В перечень факторов конкурентоспособности пред­приятия входят:

а) объем продаж (натуральные и стоимостные показа­тели);

б) занимаемая доля рынка;

в) размещение предприятия;

г) все вышеперечисленное.

20. В перечень факторов конкурентоспособности пред­приятия входят:

а) уровень цен;

б)уровень технологии;

в) качество продукции;

г) все вышеперечисленное.

21. К методам оценки уровня конкурентоспособности предприятия относится:

а) метод суммы мест;

б) метод балльной оценки;

в) метод на основе теории эффективной конкуренции;

г) все вышеперечисленное.

22. К методам оценки уровня конкурентоспособности предприятия относится:

а) метод построения профиля требований;

б) метод построения многоугольника конкурентоспо­собности;

в) метод балльной оценки с учетом коэффициентов ве­сомости факторов;

г) все вышеперечисленное.

23. Метод построения профиля требований является аналитическим методом оценки уровня конкурентоспо­собности фирмы ?

а) да:

б) нет.

24.

 

25. Косвенные методы оценки конкурентоспособно­сти товара опираются на соотношение «качество/цена» товара. Верно ли это утверждение ?

а) да|

б) нет.

26. Верно ли утверждение, что метод «радара конку­рентоспособности» товара относится к группе графиче­ских методов?

а) да;

б) нет.

27. Установите правильную последовательность эта­пов оценки уровня конкурентоспособности товара на основе матричного метода оценки.

1. Градация уровня конкурентоспособности по трем группам качественной оценки — «ниже среднего» (0—40 баллов), «среднее» (41—70 баллов), «выше среднего» (71 — 100 баллов).

2. Комплексная оценка конкурентоспособности с ис­пользованием совокупности групповых критериев.

3. Расчет обобщенного показателя конкурентоспособ­ности с учетом коэффициентов весомости групповых кри­териев по анализируемому товару и товару-образцу.

4. Характеристика признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп.

5. Расчет интегрального показателя конкурентоспо­собности анализируемого товара как отношение обоб­щенного показателя конкурентоспособности данного то­вара к обобщенному показателю конкурентоспособности товара-образца.

28. Установите соответствие между группой мето­дов оценки конкурентоспособности фирмы и примерами методов оценки:

1. Графические методы 1. Метод «профиля требований», матричные методы, метод многоугольника конкурентоспособности
2. Аналитические методы 2. Метод на основе теории интенсивной конкуренции, дифференцированный метод, интегральный метод оценки

 

29. К основным конкурентным позициям матрицы «Бостон консалтинг групп» относятся:

а) «звезда», «дойная корова», «собака» и «трудный ре­бенок»;

б) поражение, успех, средний бизнес, знак «?».

30. Матрица «Мак-Кинси» строится относительно таких характеристик, как:

а) темп роста рынка, относительная доля рынка, зани­маемая фирмой;

б) привлекательность рынка, конкурентоспособность;

в) темп роста рынка, привлекательность рынка;

г) конкурентоспособность, темп роста рынка.

Практические задания

Задание 1

Выберите конкретный товар и перечислите основные его потребительские и экономические параметры, кото­
рые, на Ваш взгляд, должны участвовать в оценке уровня его конкурентоспособности.

Задание 2

Исходные данные для оценки конкурентоспособности продукции
Таблица 10.16
Параметры, единицы измерения Коэффициент весомости, доли еди­ницы Значение параметров
анализи­руемый товар товар- образец
Нормативно-производственные параметры:      
- соответствие требованиям техничес­ких условий на изготовление изделий - 1,0 1,0
- патентная чистота - 1,0 1,0
Потребительские параметры: Qj
- эстетические, баллы 0,3
- конструктивно-эргономические, баллы 0,5
- технологические, баллы 0,2
Экономические параметры: К    
- цена, руб. 1,0

Выполните оценку конкурентоспособности продукции с использованием исходных данных, представленных в та­блице 10.16.

 

Задание 3

Дать оценку деятельности оптово-коммерческой фирмы «Валерия» и ее конкурентов с помощью следующих методов:

' суммы мест;

• балльной оценки;

• построения профиля требований;

• балльной оценки с учетом коэффициентов весомо­сти показателей;

• построения многоугольника конкурентоспособно­сти.

Выявить наиболее сильного конкурента предприятия. Определить относительный показатель преимуществ пред­приятия по сравнению с конкурентами. Сделать выводы.

Исходные данные для оценки

Исходные данные для расчета представлены в таблице 10.17.

Таблица 10.17 конкурентоспособности фирмы «Валерия»
Факторы Фирма «Валерия» Конкуренты
Доля рынка, %
Рентабельность услуг, %
Конкурентоспособность услуг (качество +      
цена + обслуживание), 1,07 1,0 0,93
Уровень качества товаров среднее высокое среднее
Комплексный показатель качества обслу­      
живания, доли единицы 0,95 0,80 0,60
Уровень известности услуг фирмы хорошо известны »малоиз­
  известны   вестны
Расходы на рекламу, тыс. руб

 

Задание 4

Необходимо оценить конкурентоспособность фирмы «Пушинка», специализирующейся на оказании услуг по вязке трикотажных изделий. Для решения данной задачи используйте следующие методы:

а) суммы мест;

б) балльной оценки;

в) метода профиля требований;

г) балльной оценки с учетом коэффициента весомости;

д) многоугольника конкурентоспособности Оцените уровень конкурентоспособности фирмы «Пу­шинка».

Исходные данные для оценки
конкурентоспособности фирмы «Пушинка»

Исходные данные для расчета представлены в таблице 10.18.

Таблица 10.18
Факторы Фирма «Пушинка» Конкуренты
Фирма «Светлана» Фирма «Клубок»
1 Доля рынка, %
2 Рентабельность услуг, %
3 Средневзвешенная цена, р
4 Качество услуг среднее высокое среднее
5 Срок исполнения заказов, дни
6 Уровень известности услуг фирмы хорошо известны малоизвестны
7 Расходы на рекламу известны    
  высокие средние низкие

 

Задание 5

Исходные данные

Выполните оценку конкурентоспособности швейной продукции фирмы «Силуэт» с использованием исходных

данных, представленных в таблице 10.19.

Таблица 10.19
Параметры Значения параметров: Коэф­фициент
товар фирмы «Силуэт» товар- образец весомости
Потребительские параметры:     1,0
эстетические, баллы; 0,4

 

Окончание табл. 10.19
конструктивно-эргономические, баллы; 0,4
технологические, баллы. 0,2
Экономические параметры:     1,0
цена, руб. 1,0
Примечание: Балльная оценка потребительских параметров осуществлена по со­рокабалльной шкале

 

Задание 6

Единичные показатели конкурентоспособности фирмы

Оцените уровень конкурентоспособности фирмы в динамике, используя модифицированный метод, осно­ванный на теории эффективной конкуренции. В таблице 10.20 представлены итоги расчета единичных показателей конкурентоспособности фирмы.

Таблица 10.20
Наименование критериев и показателей конкуренто­способности Правило расчета показателя Значение показателя
База Отчет
1. Эффективность производственной деятельности предприятия
1.1. Издержки производ­ства на единицу продукции, тыс. руб. Валовые издержки / объем вы­пуска продукции 7,26 7,96 %
1.2. Фондоотдача, руб. Объем выпуска продукции / Средняя за период стоимость основных производственных фондов 0,51 0,69
1.3. Рентабельность това­ра, % Прибыль от реализации х 100 % / Полная себестоимость про­дукции
1.4. Производительность труда, тыс. руб./чел. Объем выпуска продукции / Среднесписочная численность работников 352,72 384,57

 

Окончание табл. 10.20
2. Финансовое положение предприятия
2.1. Коэффициент автономии Собственные средства / Общая сумма источников финансиро­вания 0,88 0,89
2.2. Коэффициент платеже­способности Собственный капитал / Общие обязательства 2,54 3,36
2.3. Коэффициент абсолют­ной ликвидности Денежные средства и быстро реализуемые ценные бумаги / Краткосрочные обязательства 0,11 0,24
2.4. Коэффициент оборачи­ваемости оборотных средств Выручка от реализации продук­ции / Средний за период остаток оборотных средств 0,98 1,26
3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара
3.1. Рентабельность про­даж, % Прибыль от реализации х 100 % / Объем продаж
3.2. Коэффициент затоварен­ности готовой продукцией Объем нереализованной про­дукции / Объем продаж 0,12 0,18
3.3. Коэффициент загрузки производственной мощности Объем выпуска продукции / Про­изводственная мощность 0,62 0,72
3.4. Коэффициент эффектив­ности рекламы и средств стимулирования сбыта Затраты на рекламу и стиму­лирование сбыта / прирост прибыли от реализации 0,11 0,19
4. Конкурентоспособность товара
4.1. Критерий конкурентоспо­собности товара по срав­нению с наиболее сильным конкурентом Комплексный метод оценки 1,12 1,15

Раздел V



2015-11-11 1815 Обсуждений (0)
Построение интегральной оценки конкурентоспособности фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Построение интегральной оценки конкурентоспособности фирмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1815)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)