Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. Пути повышения конкурентоспособности фирмы



2015-11-11 1448 Обсуждений (0)
Тема 14. Пути повышения конкурентоспособности фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок




14.1. Резервы конкурентоспособности фирмы

Повышение конкурентоспособности фирмы базиру­ется на поиске и практической реализации резервов кон­курентоспособности .

Резервы конкурентоспособности фирмы — это неис­пользованные возможности фирмы по сокращению затрат живого и овеществленного труда в самом производстве и по максимальному использованию всего комплекса условий деятельности на конкретном рынке в целях повышения кон­курентоспособности, а в конечном счете, и прибыльности предприятия \ 117, с. 74].

В экономической литературе встречаются два основ­ных подхода к определению понятия резервов:

1 подход. Резервы рассматриваются как планируемые запасы, которые необходимы для непрерывного развития производства.

2 подход. Резервы представляются как неиспользован­ные возможности развития фирмы. Эти резервы связаны с совершенствованием материально-технической базы, технологии производства, повышением производитель­ности труда, экономным расходованием материальных ресурсов, умением воспользоваться благоприятными из­менениями рыночной ситуации и др.

Рассматривая категорию «резервов» с позиции форми­рования конкурентоспособности фирмы, нужно сказать, что резервы конкурентоспособности понимают именно с позиции второго подхода, т.е. как неиспользованные воз­можности. При этом резервы конкурентоспособности подразделяют на 2 группы:

1 группа. Резервы как возможность устранения потерь в ре­зультате нерационального использования собственного кон­курентного потенциала фирмы и условий рыночной среды.

2 группа. Резервы как новые возможности, возни­кающие в результате развития научно-технического про­гресса, техники, технологии, передового опыта, способов хозяйствования, а также в результате изменений рыноч­ных условий деятельности фирмы [89].

Рассмотрим классификацию резервов конкурентоспо­собности фирмы по пяти группам:

1 группа. Резервы использования рыночной ситуации.

2 группа. Резервы использования организационного потенциала фирмы.

3 группа. Резервы использования производственно- технологического потенциала фирмы.

4 группа. Резервы использования финансово-экономи­ческого потенциала фирмы.

5 группа. Резервы использования кадрового потенци­ала фирмы [117].

К резервам использования рыночной ситуации относятся:

• использование налоговых льгот;

• использование государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций;

• повышение эффективности использования государ­ственной системы страхования деятельности;

• улучшение использования возможностей государ­ственных программ по обеспечению конкурентоспо­собности фирм;

• учет и использование законодательной и норматив­ной базы хозяйствования;

• выбор целевого рынка;

• определение условий деятельности на целевом рынке.

В условиях рыночной экономики очень важно для

фирм при выработке стратегии обеспечения конкурен­тоспособности предприятия четко выделить целевой^ры- нок своей деятельности. Резервы правильного выбора целевого рынка возможно выявлять на основе анализа соответствующих показателей рынков или сегментов этих рынков, где предприятие может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые оно будет ориенти­ровать свою производственную программу.

Тесно связаны с резервами правильного выбора це­левого рынка и его сегмента резервы оценки условий деятельности на целевом рынке. Эти резервы могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов ин- тересуюших фирму рынков и их сегментов, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конку­ренции, рентабельности.

Резервы использования организационного потенциала фирмы включают:

• повышение эффективности рекламы и других средств продвижения товара на рынок;

• эффективное использование научно-технического потенциала фирмы;

• обеспечение сертификации продукции и систем управления;

• улучшение сервисного обслуживания;

• улучшение использования маркетингового потен­циала фирмы.

Резервы более эффективного использования научно- технического потенциала фирмы включают: повышение уровня патентно-правовой работы; обеспечение технико- экономических и качественных показателей, определяю­щих приоритетность продукции предприятия на рынке; изменение качества изделий и их технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов; выявление и обеспечение преиму­ществ продукта по сравнению с его заменителями; вы­явление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее исполь­зование этих результатов на своей фирме; изучение ме­роприятий конкурентов по совершенствованию анало­гичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами; определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характери­стик, например, таких, как долговечность, надежность, экономичность эксплуатации, улучшение дизайна; на­хождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, особенно новой.

К резервам использования производственно-технологи­ческого потенциала фирмы относятся:

1) улучшение использования основных фондов:

• эффективное использование производственных пло­щадей;

• повышение сменности работы оборудования;

• улучшение использования инструментов и приспо­соблений;

• ускорение обновления структуры основных фондов.

2) совершенствование технологии производства:

• улучшение технологической преемственности;

• интенсификация технологических процессов;

• сокращение технологической подготовки производ­ства;

3) улучшение материально-технического обеспечения;

4) повышение качества монтажных и пусконаладочных

работ;

5) повышение уровня погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Резервы использования финансово-экономического по­тенциала фирмы заключаются в:

1) повышении финансовой устойчивости фирмы:

• улучшении использования собственного капитала;

• повышении эффективности использования заемного капитала; ,

2) усилении инвестиционной привлекательности фирмы;

3)использовании ценовых факторов повышения кон- <урентоспособности фирмы, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объе­мов гарантий).

Резервы использования кадрового потенциала вклю- 1ают:

• сокращение потерь рабочего времени;

• повышение квалификации кадров;

• развитие творческой активности кадров.

При всей важности всех других групп резервов, при достаточно высокой технологичности современного про­изводства товаров существуют значительные резервы улучшения использования кадрового потенциала на пред­приятии. Это прежде всего улучшение использования ра­бочего времени как за счет уменьшения потерь рабочего времени, так и за счет повышения квалификации и твор­ческой активности персонала. Создание на фирме необ­ходимой социально-психологической поддержки всей системы управления является необходимым условием вы­явления и использования этой группы резервов.

Следует отметить, что представленная классификация резервов конкурентоспособности фирмы не претендует на исчерпывающий характер. Перечень резервов может быть расширен с учетом конкретных условий рынка и деятель­ности самой фирмы. Также нужно сказать, что все резервы предприятия взаимосвязаны.



2015-11-11 1448 Обсуждений (0)
Тема 14. Пути повышения конкурентоспособности фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. Пути повышения конкурентоспособности фирмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)