Пути повышения конкурентоспособности товаров
Повышение конкурентоспособности товара базируется на разработанной и детально обоснованной на фирме конкурентной стратегии. Именно конкурентная стратегия, определяющая направление движения фирмы к намеченным целям в конкурентной борьбе, позволяет выделить ключевые действия в области совершенствования товара. Создавая конкурентоспособный товар и позиционируя его на рынке, фирма реализует различные конкурентные стратегии. В частности, она может стремиться к тому, чтобы ее товар существенно отличался в восприятии потребителей от всех конкурирующих на рынке товаров. Фирма может сосредоточить свою деятельность на производстве одной модификации товара для всего рынка или же будет ст ремиться в максимальной степени приспособить товар под требования конкретных сегментов рынка в соответствии со вкусами и потребностями конкретных потребителей. Также фирма может в рамках существующего товара пытаться найти новые сферы его применения, новые рынки сбыта. Одним из наиболее перспективных направлений является совершенствование системы сервисного обслуживания товаров. Именно в сфере сервиса формируются сегодня ключевые конкурентные преимущества товаров, поскольку в области качественных параметров и дизайна представленные на рынках товары мало уступают уже друг другу. Средиосновных направлений повышения конкурентоспособности товара можно выделить: • более точное приспособление товара к рыночным условиям; • индивидуализация товара под запросы конкретного потребителя; • постоянное обновление товара; • совершенствование сервисного обслуживания; • выбор и освоение новых рынков сбыта; • повышение качественных и стоимостных характеристик товара. Более точное приспособление товара к рыночным условиям. При реализации данного направления ориентируются на то, что повышение уровня соответствия товара требованиям рыночного сегмента или ниши будет способствовать и росту уровня его конкурентоспособности. При этом следует более тщательно изучать рынок, выявлять текущие и перспективные потребности. Особое внимание должно уделяться тем потребностям клиентов, которых существующий товар фирмы не в состоянии удовлетворить. Необходимо искать резервы для реализации этих потребностей в товаре фирмы посредством модификации товара или производства новых товаров. Это направление повышения конкурентоспособности товара базируется на более тщательном и глубоком осуществлении процесса сегментирования рынка и поиска рыночных ниш. Индивидуализация товара под запросы конкретного потребителя. Данное направление повышения конкурентоспособности товара базируется на реализации концепции «маркетинга отношений», или ее еще называют «концепцией взаимодействия». Эта новая концепция управления маркетингом на рынках товаров и услуг была предложена шведскими учеными. Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли- продажи. Прогрессивность концепции маркетинга взаимодействия подтверждается тем, что продукты все больше становятся стандартизированными, а услуги унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя — это индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного взаимодействия партнеров. В этом контексте отношения становятся важнейшим ресурсом, которым владеет компания наряду с материальными, финансовыми, информационными, человеческими и т. п. ресурсами. Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций. Более того, он распределяет ответственность за принятие решения в области маркетинга на весь персонал фирмы, поскольку требует участия в маркетинговой деятельности не только специалистов службы маркетинга, но и работников других служб фирмы, включая менеджеров верхнего звена. Следовать концепции маркетинга взаимодействия фирму стимулируют разнообразные причины: изменение в технологии, увеличивающаяся требовательность покупателей и усиливающаяся конкуренция, которая ориентирует фирму на внесение изменений в структуру существующего предложения за счет превосходства в управлении взаимоотношениями. Особую значимость концепция маркетинга взаимодействия приобретает в промышленном маркетинге, поскольку производители, как правило, имеют дело не с розничными, а с оптовыми потребителями, которых меньше, и они более крупные. Так как клиенты не поддаются однозначной сегментации с четко очерченными границами и большинство из них требуют к себе индивидуального подхода, то эффективность использования классической, традиционной концепции маркетинга, базирующейся на разработке стандартного комплекса (рецепта) маркетинга для среднестатистического потребителя, значительно снижается. Несмотря на то, что концепция «маркетинга отношений» более применима в корпоративном секторе, она начинает интенсивно внедряться и на потребительский рынок. На рынке потребительских товаров это направление получило название «массовой персонификации спроса», т.е. изготовление изделий на основе массового производства и приспособление их в каких-либо деталях под индивидуальные запросы клиентов. По такой схеме работают, например, производители корпусной мебели, предлагая блочно-модульную схему производства мебели с комплектацией модулей под индивидуальные запросы конкретного клиента. Массовую персонификацию осваивают и производители джинсовой одежды, которые заготавливают полуфабрикаты, которые затем подгоняют под размеры и особенности фигуры конкретного заказчика. Постоянное обновление товара. Важнейшим направлением повышения конкурентоспособности товаров фирмы является постоянное обновление выпускаемых товаров, а также своевременный выпуск новых товаров и отказ от производства уже существующих товаров. Как показывают статистические данные, после освоения новой или существенно обновленной продукции темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов [ 104, с. 163]. Выпуская новую продукцию, а также обновляя и расширяя линейку производимых товаров, фирма снижает зависимость от одного товара, повышает свою рыночную устойчивость. Разработка и внедрение на рынок новых товаров осуществляются в соответствии с принципами и методами инновационной политики, в частности, процесса инновации товара. Процесс инновации товара включает шесть основных этапов: • поиск идей о новых товарах; • отбор идей; • экономический анализ коммерциализации идеи нового товара; • разработка товара; • испытание товара в условиях рынка, тестирование; • вывод, внедрение товара на рынок. При разработке политики создания новой продукции опираются прежде всего на требования потребителей. Кроме того, учитываются следующие обстоятельства: • создание и вывод на рынок нового товара необходимы, но они сопряжены со значительным риском. Зарубежная практика показывает, что на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения — 20%, а на рынке услуг — 18%. К причинам можно отнести ошибочное определение размера спроса, недостаточную рекламу и малые усилия по формированию спроса и стимулированию сбыта вообще, завышение цены, ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, неправильное позиционирование товара; ' новый товар может быть получен двумя способами: путем приобретения чужого изделия (покупка предприятия, патента, лицензии) или путем разработки товара предприятием; • товар должен отвечать потребностям, которые сформируются у потенциальных покупателей к моменту вывода его на рынок, что требует прогнозирования, формирования новых потребностей и сокращения сроков между выдвижением новых идей и пробной продажей товара. По утверждениям специалистов, из 80—100 новых идей в жизнь воплощается всего лишь одна, наиболее отвечающая перспективным потребностям рынка. Совершенствование сервисного обслуживания. В условиях развитого рынка ключевым фактором успеха товаров становится сервисное обслуживание. Кроме информатизации предпринимательской и маркетинговой деятельности, существенным фактором, который формирует генезис эволюционного развития современного маркетинга, является развитие отрасли сервисного предпринимательства. За рубежом будущее общество называют сервисным или экономикой услуг, так как считается, что более половины национального продукта в мире будет производиться в сфере услуг [10]. Переход к сервисному обществу означает, что, как и в эпоху промышленной революции, Потребуются новые управленческие и организационные решения в маркетинге, технологии, управлении взаимоотношениями между людьми: работниками фирмы и клиентами, покупателями. В условиях развития сервисной конкуренции возникает необходимость новой организационной логики предпринимательства по сравнению с индустриальным обществом. Услуги становятся источником конкурентного преимущества, независимо от того, где они оказываются: в промышленности (техническое обслуживание и ремонт, обучение персонала, консультации, обеспечение материалами и т.д.) или в традиционной сфере услуг (банки, туризм, гостиницы, рестораны и т. п.). Выбор и освоение новых рынков сбыта. На эффективность деятельности фирмы и уровень ее конкурентоспособности может существенно повлиять выбор и освоение новых рынков сбыта товаров. Конкурентоспособность имеет свойство конкретности проявления в отношении рынка. Если товар исчерпал свои возможности на одном рынке, то это не значит, что он будет неконкурентоспособен на других рынках. Освоение новых рынков сбыта для базовых товаров фирмы является одним из важнейших направлений продления жизненного цикла товара. Повышение качественных и стоимостных характеристик товара. Данное направление повышения конкурентоспособности товара является традиционным и, тем не менее, всегда можно найти возможности для укрепления конкурентных позиций товара на рынке посредством поиска оптимального сочетания цены и качественных характеристик товара. Резервами снижения цены товара могут быть резервы экономии затрат: экономия на масштабах производства, за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, рациональных конструкций изделий, повышения квалификации персонала, экономии на трансакционных издержках, за счет повышения эффективности менеджмента фирмы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2661)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |