Возрастные закономерности изменения МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ показателей у ДЕТЕЙ 7-17 лет, проживающих в ростовской области
AGE-RELATED CHANGEs IN MORPHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF 7-17-YEAR-OLD CHILDREN IN THE ROSTOV REGION С.Н. Кульба Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, skulba@mail.ru S.N. Kulba Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
На доврачебном этапе профилактического осмотра детей требуется сопоставление измеренных физиологических и антропометрических параметров с нормами - референсными диапазонами измеренных параметров (Баранов и др., 2004). Принятие решения о соответствии норме является важным этапом при оценке функционального состояния человека и уровня его здоровья. Разработка норм требует изучения возрастных закономерностей изменения параметров с учетом пола обследуемых, региональных и других факторов (Fleming, 2011). Чаще всего при определении нормы референсный диапазон устанавливают кратным стандартному отклонению (сигме) от среднего по группе - это так называемый параметрический метод задания нормы (Баранов и др., 2008). При этом отклонение от нормы может несколько градаций: отклонение в пределах 1 сигмы рассматривается как норма, 1-2 сигмы - незначительные отклонения (предпатология), более 2 сигм - значительные отклонения (патология). Параметрический подход правомерен лишь тогда, когда распределение значений исследуемого показателя близко к нормальному. При использовании центильного метода, нечувствительного к нормальности распределения, границы нормы выглядят так: 15-85 % центильный коридор - норма, 3-15 % и 85-97 % незначительное отклонение от нормы, менее 3 % и более 97 % существенное отклонение от нормы (Ушаков, 2008).
В рамках проекта по созданию единого здо- ровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования Ростовской области было обследовано более 35 000 детей в возрасте от 7 до 17 лет, обучающихся в 100 общеобразовательных школах 53 муниципалитетов. Исследования проводились с использованием АПК «АРМИС», который позволяет проводить донозологическое скрининг-обследование обучающихся по комплексу значимых антропометрических и физиологических показателей (Айдаркин и др., 2010): Информация о всех измерениях, выполненных с помощью АПК «АРМИС», в обезличенном виде передается по сети Интернет на сервер и накапливается в единой базе данных. Обрабатываются и накапливаются данные по 54 параметрам основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой, нервной) и физического развития обследованных детей. Это позволяет не только получать репрезентативные выборки измеренных параметров, но и оперативно пересматривать региональные половозрастные нормы. Пример построения референсных диапазонов для индекса массы тела у мальчиков Ростовской области (N=17 000), показан на рисунке 1. Изучение регионального разнообразия и стандартизованная оценка морфофизиоло- гического развития детей и подростков является актуальными задачами при решении проблем здоровьесбережения в сфере образования (Ямпольская, 2005; Безруких, 2012).
Список литературы Айдаркин Е.К., Бахтин О.М., Иваницкая Л.Н., Кульба С.Н., Глумов А.Г., Леднова М.И., Хренкова В.В. Разработка диагностического модуля для экспресс-диагностики состояния здоровья учащихся // Валеология. Ростов-на-Дону, 2010. №. 1. С. 81-86. Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. 2012. № 2. С. 10-16. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководства для врачей). М.: Династия, 2004. 168 с. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. 216 c. Ушаков А.А. Использование центильного метода статистики в практике научных исследований // Успехи современного естествознания. 2008. № 5. С. 150-151. Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков // Педиатрия. 2005. № 6. С. 73-78. Fleming S., Thompson M., Stevens R., Heneghan C., Pluddemann A., Maconochie I., Tarassenko L., Mant D. Normal ranges of heart rate and respiratory rate in children from birth to 18 years of age: a systematic review of observational studies // Lancet. 2011 Mar 19;377(9770):1011-8.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |