Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса проанализируйте различные гипотезы происхождения



2015-11-12 526 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса проанализируйте различные гипотезы происхождения 0.00 из 5.00 0 оценок




При подготовке первого вопроса проанализируйте различные гипотезы происхождения слова «Русь»; рассмотрите Древнюю Русь как совокупность различных общностей. Раскройте содержание предгосударственного этапа развития восточных славян в VI–IX вв.; определите характерные черты «военной демократии» как потестарной формы управления у восточных славян. Выявите предпосылки формирования государственности восточных славян в VIII–IX вв. Проанализируйте процесс создания единого Древнерусского государства. Определите модели образования государства на Руси и аргументируйте выбор наиболее предпочтительной. Проанализируйте теории возникновения Древнерусского государства и определите роль варяжского фактора в его формировании.

При рассмотрении второго вопроса раскройте сущность раннефеодальной княжеской монархии как формы государственного правления в Киевской Руси IX – первой половине XII в. Проанализируйте административно-территориальное устройство Древнерусского государства и докажите, что оно представляло собой федерацию древнерусских земель. Сформируйте целостное представление о системе государственного управления в Древней Руси: органы власти, должностные лица, их полномочия и особенности взаимодействия. Определите соотношение монархического, аристократического и демократического начал в управлении, выявите роль общинного самоуправления. Проанализируйте процесс становления системы местного управления (рассмотрите административно-налоговую реформу княгини Ольги), проследите эволюцию системы управления государством от десятичной к дворцово-вотчинной.

При изучении третьего вопроса выявите и раскройте содержание ключевых особенностей создания Древнерусского государства и функционирования системы его государственного управления в IX – первой половине XII вв. (в том числе в сравнении с государствами Западной Европы). Умейте аргументированно доказывать свою точку зрения при определении той или иной особенности.

Рассматривая четвертый вопрос, проанализируйте государственные преобразования русских князей и выявите их роль в укреплении древнерусской государственности. Особое внимание уделите таким важнейшим актам в сфере внутренней политики, как принятие православного христианства, становление церкви и их роль в развитии Древнерусского государства; государственная деятельность Ярослава Мудрого и значение создания Русской Правды. В сфере внешней политики – укрепление границ и установление дипломатических отношений с другими государствами (в первую очередь следует проанализировать влияние Византии на русскую государственность).

Базовые понятия темы: родоплеменное общество,потестарная форма управления (потестарность), род, племя, союз племен, военная демократия, вождество, вече, совет старейшин, жрецы, тысяча, тысяцкий, община (мир, вервь): кровнородственная, соседская, круговая порука, государственность, норманнская теория происхождения государства на Руси, «призвание варягов», раннефеодальная монархия, феодализм (феодальные отношения), вассалитет (вассальные отношения), династия, княжество, волость, удел (удельное княжество), уезд, вотчина, поместье, князь (великий князь, удельный князь), ряд, дружина, старшая (княжеский совет или дума: княжьи мужи, бояре) и младшая дружина (гридь), Боярская дума, снема, «старцы градские», княжеский двор, должностные лица княжеской администрации (дворский, огнищанин, тиун, вирник, мытник, пятенщик и др.), административно-налоговая реформа, наместник (посадник), волостель, дань, полюдье, урок, погост, система кормлений (кормление), десятичная и дворцово-вотчинная система управления государством, бояре, дворянство, помещики, духовенство, крестьянство, градские (посадские) люди, рядовичи, Русская Правда, вира, люди, смерды, челядь, холопы, закупы, язычество, христианство, православие, крещение Руси, церковь, патриарх, митрополит, церковная десятина, лествичная система княжения, отчинный (вотчинный) принцип княжеского наследования.

Контрольные вопросы

1. Каким может быть происхождение слова «Русь»? Что вкладывалось в это понятие в IX, X–XI вв.?

2. Какая общность являлась исходной при формировании Древней Руси?

3. Чем отличается «вождество» от «военной демократии»?

4. В чем состоит главное отличие патримониального господства от патриархального (по М. Веберу) как типов традиционной власти? Почему общественный строй древних славян относят к переходному от патриархального к патримониальному?

5. Какие факторы (предпосылки) обусловили зарождение государственных отношений в Древней Руси?

6. Какую модель образования государства на Руси, на Ваш взгляд, можно считать основной? Аргументируйте свою точку зрения.

7. Поддерживаете ли Вы норманнскую теорию происхождения древнерусского государства? Аргументируйте свою позицию. Какую роль сыграл в процессе формирования древнерусской государственности «варяжский фактор»?

8. Попробуйте провести аналогию федеративного устройства современной России и федерации древнерусских земель под сюзеренитетом киевского князя.

9. В чем заключались основные функции великокняжеской власти в Киевской Руси?

10. Каково соотношение основных политических сил государственного управления – князя и вече в древний период русской истории?

11. Какую роль играла в системе управления княжеская дружина? К каким последствиям в системе государственного управления привело социальное расслоение дружины?

12. В чем сущность системы «кормлений» как исторически первой модели местного управления в древнерусском обществе?

13. Чем различаются десятичная и дворцово-вотчинная системы управления?

14. В чем выразилось влияние византийской государственности на формирование Древнерусского государства?

15. Дайте характеристику Русской Правде как нормативно-правовой базе древнерусской государственности.

Темы докладов и рефератов

1. Принятие христианства и его значение для становления и развития древнерусской государственности.

2. Смоленская земля в VIII – начале XII века.

 

Литература

Основная: 7, 20, 21, 47.

Дополнительная: 53, 68, 97, 98, 131.

Хронология[1]

VI–VIII вв. – Выделение восточных славян в самостоятельную этническую общность. Разложение первобытнообщинных отношений. «Военная демократия». Возникновение предгосударственных объединений – союзов племен.

1-я половина IX в. – формирование и соперничество политических центров восточных славян (Куявия, Славия, Артания).

IX в. – образование государства у восточных славян.

862 г.упоминание в летописи о призвании варяжского конунга Рюрика на княжение в Новгород («призвание варягов»).

862–1598 гг. – период правления династии Рюриковичей.

863 г. – первое летописное упоминание о Смоленске.

882 г. – поход князя Олега на Смоленск.

882 г.объединение Киева и Новгорода под властью одного правителя (князя Олега).

945 г. – налоговая реформа княгини Ольги (введение «уроков» и «погостов»).

980–1015 гг. – правление Великого князя киевского Владимира I Святославовича Святого.

988 г. – принятие Русью христианства как государственной религии (крещение Руси).

начало XI в. – составление первых статей Русской Правды.

1019–1054 гг. – правление Великого князя киевского Ярослава I Владимировича Мудрого.

1054 г. – Смерть Ярослава Мудрого. Лествичный порядок престолонаследия.

1097 г. – Любечский съезд русских князей («каждо да держит отчину свою»).

1132 г. – окончательный распад Древнерусского государства.

XII–XIV вв. – удельная (политическая, феодальная) раздробленность Руси.



2015-11-12 526 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса проанализируйте различные гипотезы происхождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса проанализируйте различные гипотезы происхождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)