Тема 1. Государство: основные теоретические аспекты
Н.Н. Розанова
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Пособие к семинарским занятиям
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Смоленск Издательство СмолГУ
Рецензенты: Н.З. Гончарова, доктор экономических наук, профессор; М.М. Казаков, доктор исторических наук, профессор
Пособие разработано на основе Государственного образовательного стандарта. Оно включает программу курса «История государственного управления в России», планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов по подготовке к ним. Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Государственное и муниципальное управление», может быть полезно преподавателям факультета управления, исторического факультета.
УДК 351/354 (47+57) (075.8) ББК 63.3(2)я73
© Составление. Розанова Н.Н., 2010 © Издательство СмолГУ, 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Государственное управление – сложное многоплановое явление, требующее разносторонних знаний о государстве, власти, управлении, праве. Эффективное управление общественными процессами, поиск путей становления новой российской государственности, формирование адекватных современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления и местного самоуправления невозможны без глубокого изучения и критического осмысления уникального отечественного исторического опыта в сфере государственного управления, учета исторических особенностей и условий его развития. Предметом изучения учебного курса являются основные закономерности и особенности возникновения, развития и преобразования российского государства и его институтов, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов. Основная цель курса заключается в том, чтобы вооружить будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления знаниями по истории становления и развития национальной государственности; раскрыть содержание ключевых понятий и концептуальных подходов, лежащих в ее основе; проследить эволюционный процесс формирования и функционирования существовавших в разные периоды истории России качественно различных систем государственного управления; проанализировать развитие системы управления в целом и отдельных ее сегментов (структур, институтов и механизмов властвования). Основные задачи учебного курса: Ø изучение исторических (социально-экономических и политических) предпосылок возникновения российского государства, системы его учреждений (государственного аппарата), их функций и полномочий, направлений их деятельности; Ø раскрытие общего и особенного в формировании и развитии российской государственности; Ø изучение особенностей исторического развития системы высших, центральных и местных органов власти; Ø объективный анализ административных реформ и контрреформ на всем протяжении истории России; Ø изучение традиционных основ и исторических особенностей формирования и развития государственной службы в России; Ø выявление роли отдельных государственных деятелей в истории российcкoй государственности; Ø анализ и раскрытие ключевой для российской государственности проблемы взаимодействия общества и власти. В результате изучения курса студент должен получить объективное и емкое представление об основных тенденциях и направленности процессов видоизменений систем государственного управления; уметь их самостоятельно идентифицировать и систематизировать; знать содержание базовых терминов историко-управленческой науки; понимать логику взаимодействия и взаимообусловленности государственных структур (типы и формы государственного устройства, государственный аппарат, государственные органы) и социальных институтов (общество, политическая культура, правосознание, ментальность). Важно представлять целостную картину эволюции и трансформации государственно-управленческой системы нашей страны, поскольку только связь времен позволяет рассматривать все явления в единой исторической ретроперспективе. Именно это послужит надежной основой совершенствования как специально-профессиональной подготовки студентов, так и формирования их гражданственно-патриотической культуры. Изучение особенностей истории российской государственности, взаимоотношений власти и общества, отечественной политической и управленческой культуры позволяет глубже понять современные проблемы государственного строительства в нашей стране, избежать ошибок в будущем. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОПД.Ф.02 от 17.03.2000 г. «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ» Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX–XI вв.); государственное управление в древнерусских княжествах XII – начала XIII веков; система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII– ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ПРОГРАММА КУРСА Раздел I. Теоретические и концептуальные основы истории государственного управления в России Тема 1. Государство: основные теоретические аспекты Государственная власть и государственное управление. Природа и сущностные характеристики государства. Теории возникновения государства. Признаки государства. Функции государства. Типы и формы государства. Государственная политика и условия ее эффективности. Государственный аппарат и государственный орган. Классификации государственных органов. Сущность и назначение государственной службы. Бюрократия и ее модели (имперская и рациональная). Патримониальная бюрократия. Особенности российской бюрократии. Негативные явления в государственном управлении (бюрократизм, взяточничество, клиентелизм, коррупция) и пути их преодоления. Модернизация: сущность, виды, критерии в различных сферах общественной жизни. Основные способы модернизации: революция и реформа. Условия эффективности политической системы. Понятие и признаки гражданского общества и правового государства, условия формирования и основы взаимодействия.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |