Взаимодействие элементов в обществе
ВВЕДЕНИЕ С 2009 года выпускные и вступительные экзамены в форме ЕГЭ стали обязательными на всей территории Российской Федерации. Из всех экзаменов по выбору предмет обществознания занял первое место, как в Санкт-Петербурге, так и во всей стране. По результатам 2009 года выпускники санкт-петербургских школ показали немного более высокий уровень обществоведческих знаний, чем в среднем по России, немного отставая однако от регионов, которые сдавали ЕГЭ по обществознанию в предыдущие годы, в рамках проводимого в стране эксперимента. В связи с этим особенно актуальной становится организация дополнительной подготовки школьников города к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Существующие многочисленные пособия для подготовки к ЕГЭ не в полной мере отвечают этим задачам. Содержание и тип заданий ЕГЭ по обществознанию в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, претерпел некоторые изменения – изменилось число заданий в частях А и В, изменилась система оценивания задания C8. Проверяемое обществоведческое содержание практически не изменилось, однако опыт проверки ЕГЭ в 2011 году требует внесения некоторых корректив и акцентов и в изложение содержания учебного материала материала. Все эти факторы учтены авторами при переиздании пособия. Данное пособие представляет собой основу теоретической подготовки к экзамену. Логика изложения содержания соответствует пунктами Спецификации ЕГЭ по обществознанию – элементы расположены в пособии в соответствии с номером задания, ни один элемент не пропущен. Содержание каждого пункта излагается кратко и может заменить учащемуся конспект необходимого материала. Особого внимания заслуживают содержательные модули «Политика» и «Право», где учащиеся сделали больше всего ошибок при сдаче ЕГЭ 2011 года. Методическая организация материала соответствует требованиям основных заданий ЕГЭ: выделены определения, признаки, типологизации и функции изучаемых явлений, приводятся примеры из общественной жизни. Для более успешной подготовки к выполнению задания С8 (составление сложного плана) в каждой теме выделяются пункты и подпункты. Для подготовки к выполнению задания В1 (заполнение пропуска в схеме или таблице) в пособии активно используется условно-графическая наглядность. Пособие состоит из теоретической и практической частей. В практической части помещен тренинг для подготовки к выполнению заданий ЕГЭ.
ЗАДАНИЕ А1 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО ОБЩЕСТВО Системное строение общества: элементы и подсистемы Определения общества В обществознании утвердилось несколько основных трактовок понятия общество. А) в самом широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом) Б) в более узком смысле общество – большая совокупность людей, общность, объединяемая каким-либо социально-значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим – французское общество и др.) В) в самом узком смысле общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество собаководов) 2. Общество как система А) Теория систем. Понятие системы является междисциплинарным и используется во всех науках (физики, биологии…) в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы – несводимость целого к простой его сумме частей. Выделяют: системы бывают · простые (состоят из неразложимых компонентов - элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов - подсистем) · статические (не развиваются) и динамические (находятся в постоянном развитии); · открытые (допускают новые элементы) и закрытые (не допускаю новых элементов); · биологические (живые) и механические. Б) Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Часть обществоведов относят общество к биологическим системам из-за отношений кровного родства и «эффекта Маугли». В) Общество и природа. В широком смысле слова под природой понимается весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. Обычно мы используем понятие природа в узком значении – естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (=культуры). Природа, так же как и общество, является динамической, открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы. Подсистемы общества А) Сферы общественной жизни. Как сложная система общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении – социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико-правовая сфера; потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. Б) Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. С точки зрения К. Маркса определяющей для развития общества является экономическая сфера. С точки зрения М. Вебера – духовная (прежде всего, религия). С точки зрения современных ученых – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимозависимости (политическая сфера влияет на все другие, прежде всего, через реформы и всю систему управления; экономическая – через создание материальных условий для развития других сфер; духовная – через ценности и развитие науки; социальная – через группы людей с определенными запросами) 4. Элементы общества. Общество – это одна из самых сложных систем, так как даже самый мелкий ее элемент – человек (индивид) – является биологической системой. Кроме того, элементами общества являются: социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты.
Социальная общность – это совокупность людей, объединенных какими-либо общими признаками. Выделяют мнимые общности (люди не контактируют, их выделили исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью (семья, компания, класс). Социальные группы отличаются от других общностей не только по численности, они обладают большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости, а также вхождением в более широкие социальные объединения. Социальную организацию отличает строгая структура, иерархия, формализация, сознательность и целенаправленность деятельности, разделение труда, кооперация и управление. В результате получается прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Главным элементом общественной системы обществоведы считают социальный институт. Взаимодействие элементов в обществе Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальное действие – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальное действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием.
Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями (например межнациональные, классовые, конфессиональные, международные и т.д.)
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3476)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |