Автор-составитель: доктор юр.наук, проф. Хабибулина Н.И.
Цель изучения
дисциплины
Дать углубленное представление об истории политико-правовых учений, об основных закономерностях возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, государственной власти и политике; а также развивать у студентов навыки самостоятельного анализа идей, концепций, учений и теорий, раскрывающих основные понятия данного курса.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Содержание учебной дисциплины «История правовых и политических учений» является логическим продолжением содержания учебной дисциплины базовой части общенаучного цикла: «Философия права», и служит основой для освоения учебных дисциплин базовой части профессионального цикла: «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы конституционного права» и вариативной части профессионального цикла «Актуальные проблемы административного права», «Защита прав и свобод человека и гражданина», «Нормотворческий процесс в Российской Федерации», «Толкование права и юридическая техника», «Актуальные проблемы реализации и применения Конституции РФ в деятельности органов публичной власти», «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества» и др.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
1. Предмет и метод истории правовых и политических учений.
2. Политические и правовые учение в Древнем Мире.
3. Политические и правовые учения Средневековья.
4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации.
5. Политические и правовые учения в период ранних буржуазных революций.
6. Политические и правовые учения европейского Просвещения в
XVII – XVIII вв.
7. Политические и правовые учения в Западной Европев конце XVIII-первой половине XIX вв.
8. Политические и правовые учения в США в период войны за независимость.
9. Политико-правовые учения в Россиив XI –XVII вв.
10. Политические и правовые учения в Россииво второй половине XVII– XVIII вв.
11. Политические и правовые учения в России вXIX в.
12. Политические и правовые учения в Европе в началеXX в.
Структура дисциплины (модуля), виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 108 часов.
Виды учебной работы: лекции, консультации, практические занятия, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные разделы и направления развития политико-правовой мысли.
- методы и приемы мировоззренческого анализа правовых проблем.
- специфику и своеобразие политической и правовой мысли, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания; сущность, назначение и смысл правовой активности человека; понимать специфику политико-правовых аспектов современной цивилизации и многообразие путей социального развития; понимать смысл духовной стороны правовых ценностей, их значение в творчестве и жизнедеятельности.
уметь:
использовать дефинитивный и категориальный аппарат истории политической и правовой мысли для системного анализа явлений юридической деятельности; использовать в случае необходимости различные мыслительные стратегии; уметь правильно интерпретировать политико-правовые точки зрения мыслителей прошлого; демонстрировать способность и готовность к использованию диалоговой и толерантной социальной коммуникации;
самостоятельно анализировать государственно-политическую и правовую литературу и действующие правовые акты; владеть методами аргументации и доказательства; анализировать сущность взаимосвязей между социальными, политическими и духовными явлениями современности.
владеть:
навыками критического восприятия информации; навыками культуры мышления, обобщения, анализа, синтеза; навыками обоснования своей профессиональной точки зрения, раскрывая не только ее формально-правовое, но и социально- гуманитарное значение; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, публичной речи, ведения дискуссии и полемики, самостоятельного анализа, логики различного рода рассуждений.
Технология поведения занятий
Лекционные занятия по всем темам курса проводятся в активной форме в аудитории, лекции содержат элементы дискуссии.
Практические занятия проводятся в интерактивной форме –дискуссия, разбор конкретных правовых ситуаций.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
1. Auditorium.rwww.auditorium.ru
2. Гуманитарные технологии www.ht.ru
3. Философские ресурсы rri.chat.ru
4. Институт социальной и полит.психологииwww.ispp.ru
5. Институт социологии РАНwww.isras.rssi.ru
6. Политическая психология polpsy.chat.ru
7. Социология www.sociology.ru
8. Центр стратегических разработок www.csr.ru9. Центр фундаментальной социологии www.sociologica.ru
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...