Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аннотация рабочей программы дисциплины. «Актуальные проблемы конституционного права»



2015-11-11 861 Обсуждений (0)
Аннотация рабочей программы дисциплины. «Актуальные проблемы конституционного права» 0.00 из 5.00 0 оценок




«Актуальные проблемы конституционного права»

Автор-составитель: д.ю.н., профессор Писарев А.Н.

Цель изучения дисциплины Формированием у обучаемых комплекса знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, деятельности в органах публичной власти, юридических службах, департаментах, отделах различной юридической направленности, государственных и муниципальных учреждениях и организациях на основе конституционных принципов и ценностей, руководствуясь конституционным правосознанием, а также - научно-исследовательской и педагогической деятельности, в том числе в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в рамках проблематики научной специальности: 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право. Углубление представлений студентов о базовых теоретических концепциях государствоведения, наиболее актуальных проблемах конституционного права и практики осуществляемого в Российской Федерации государственного строительства, а также ведущих тенденциях и закономерностях, объясняющих демократические процессы становления и развития в Российской Федерации важнейших государственно-правовых институтов. Создание основы для формирования у студентов широкого кругозора университетского уровня и получение ими профессиональной подготовки, обеспечивающей готовность к самостоятельному решению исследовательских, проектных, практических задач в условиях появления новых социально-экономических вызовов и постоянной трансформации правовых, нравственных и культурно-бытовых ориентиров.
Место дисциплины в структуре магистерской программы «Актуальные проблемы конституционного права» являются учебной дисциплиной вариативной части общенаучного цикла ОП, которая обеспечивает логическую и содержательно-методологическую взаимосвязь дисциплин общенаучного и профессионального циклов,поскольку формирование, становление и развитие в большинстве случаев новых для Российской Федерации государственно-правовых институтов, образующих конституционное право, можно отнести к числу важных условий проведения демократических реформ в России. Такого рода взаимосвязь обеспечивается в силу того, что на основе положений Конституции Российской Федерации формируется гражданское общество, правовое государство, правовая система которого ориентирована на понимание права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов государственной власти России, в том числе и суда. Для изучения дисциплины «Актуальные проблемы конституционного права», необходимо освоение содержания такой дисциплины базовой (общеобязательной) части общенаучного цикла как «Философия права». Содержание учебной дисциплины «Актуальные проблемы конституционного права» является логическим продолжением содержания учебных дисциплин базовой части профессионального цикла: «История правовых и политических учений», «Сравнительное правоведение», «История и методология юридической науки». Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины «Актуальные проблемы конституционного права» служат базой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Актуальные проблемы административного права», «Актуальные проблемы муниципального права», «Защита прав и свобод человека и гражданина», «Нормотворческий процесс в Российской Федерации», «Толкование права и юридическая техника», «Актуальные проблемы реализации и применения Конституции РФ в деятельности органов публичной власти», «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества» и др. Это объясняется тем, что современное российское конституционное право - ведущая отрасль национального права, определяющая основы и принципы других ее отраслей. Данная учебная дисциплина направлена на более глубокое, фундаментальное, научно осмысленное государственно-правовое исследование понятийного аппарата и основных инструментов правового анализа, которые являются методологической основой для изучения дисциплин профессионального цикла. В силу указанных выше причин, а также исходя из особенностей магистерской программы учебная дисциплина «Актуальные проблемы конституционного права» призвана оказать помощь студентам в подготовке к междисциплинарному государственного экзамену, а также – выборе темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), определении её структуры, методологии, научных целей, задач и содержания.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОК-1, ОК-2, OК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15.  
Содержание дисциплины (модуля) 1. Актуальные проблемы формулирования общих положений конституционного (государственного) права России как отрасли права, науки и учебной дисциплины. 2. Актуальные проблемы учения о конституции. 3. Актуальные проблемы становления отечественного конституционализма. 4. Конституционно-правовые институты (формы) непосредственной демократии в России: проблемы теории и практики осуществления. 5. Актуальные проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации. 6. Актуальные проблемы российского федерализма. 7. Конституционные основы и принципы становления и развития системы органов государственной власти в Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики осуществления. 8. Актуальные проблемы становления и развития государственно-правового института главы Российского государства. 9. Актуальные проблемы развития отечественного парламентаризма. 10. Конституционно-правовые основы судебной системы и прокурорского надзора в России: актуальные проблемы совершенствования и реформирования. 11. Конституционные основы и установленные в законодательстве принципы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. 12. Актуальные проблемы совершенствования конституционно-правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации.
Структура дисциплины (модуля), виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы - 108 часов. Из них аудиторных занятий 16 часов (лекций -8 часов, семинаров и практических занятий -8 часов), самостоятельная работа - 92 часа, контрольные работы - 2 часа.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: -систему, особенности и классификацию государственно-правовых норм, институтов и отношений, методы их правового регулирования, а также иерархию источников национального права Российской Федерации в зависимости от принятой в стране системы права; - понятие, источники, историю развития и методологию науки конституционного права, а также основные наиболее актуальные проблемы отечественного государствоведения; - понятие, сущность и содержание политических, экономических и социальных основ конституционного строя Российской Федерации; - государственно-правовые механизмы обеспечения гарантированности, охраны и защиты личных, социально-экономических и политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации; - понятие, принципы, особенности, основные закономерности и тенденции становления и развития российского федерализма, а также конституционные основы системы организации государственной власти субъектов Российской Федерации; - понятие, принципы избирательного права, особенности, преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, актуальные проблемы правового регулирования отдельных стадий избирательного процесса; - понятие, систему и основные принципы организации и деятельности государственных органов, а также закономерности и тенденции их развития, вытекающие из классических представлений о полупрезидентской (смешанной) республике; - порядок избрания и прекращения полномочий, основные функции и необходимые для их реализации полномочия, структуру и основные организационно-правовые формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, а также конституционные основы деятельности правоохранительных органов; - конституционные основы, систему, основные полномочия и особенности местного управления и самоуправления в Российской Федерации, а также наиболее актуальные проблемы становления и развития в России муниципальной власти в качестве разновидности публичной власти. Уметь: - толковать и применять общепризнанные нормы международного права, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные, федеральные законы, другие нормативные правовые акты федеральных и региональных органов государственной власти, исходя из их юридического значения (иерархии); - грамотно и корректно оценивать последствия, проходящих в настоящее время в России конституционных преобразований, а также анализировать правовое положение новых для нашего Отечества правовых институтов президентства, парламента, конституционного суда, которые совсем недавно с классовых позиций подвергались резкой критике советской наукой как крайне реакционные органы буржуазного государства; - самостоятельно анализировать сложнейшие процессы становления и развития важнейших государственно-правовых институтов в Российской Федерации, выявлять их особенности, с учетом принятых во всех цивилизованных, демократических государствах классических представлений о принципах взаимоотношения государства и личности, организации государственной власти, местного самоуправления, руководства и управления экономикой; формах правления и политико-территориального устройства; видах государственного режима и др.; - осуществлять правотворческуюи правоприменительнуюдеятельность в соответствии с полученными знаниями об основных путях повышения эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии, прежде всего, с принципом правового государства; - исходя из единства системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, на практике принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом, четко разграничивающим предметы ведения и полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти; - на практике использовать результаты правового анализа организации и деятельности государственных органов и должностных лиц в целях, прежде всего, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения мер ответственности и наказания виновных; - предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав человека, закрепляемых в Конституции, опираясь на новые для нашего Отечества положения Основного закона Российского государства об их естественности и неотчуждаемости, а также непосредственном действии норм Конституции, закрепляющих права и свободы; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе по государственно-правовой специализации. - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; - обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати; Владеть навыками: - системно-правового анализа и использования государственно-правовых механизмов правового обеспечения государственного и муниципального управления; - правотворческой и правоприменительной деятельности в соответствии с полученными знаниями о системности и иерархичности правовых актов, их зависимости от принятой в стране системы права, а также - правотворческом процессе и юридической технике; - оказания юридической помощи, консультирования по вопросам права, а также осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов в целях юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего, с точки зрения обеспечения соответствии действий и решений органов публичной власти Конституции и законодательству, а также - соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина; - самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в области государствоведения.
Технология проведения занятий Тема № 1. Актуальные проблемы формулирования общих положений конституционного (государственного) права России как отрасли права, науки и учебной дисциплины (2 часа). Проблемная лекция, предполагающая неоднозначное решение поставленных преподавателем проблем путём активизации и развития поисковых и научно-исследова-тельских способностей студентов и обязательного диалога преподавателя и студента. Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам Тема 3. Актуальные проблемы становления отечественного конституционализма(2 часа). Семинарское занятие проводится в форме дискуссии по каждому вопросу темы.Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. Тема 4. Конституционно-правовые институты (формы) непосредственной демократии в России: проблемы теории и практики осуществления (2 часа). Семинарское занятие проводится в форме круглого стола с элементами деловой игры (проблемы и задание для участников разрабатываются преподавателем). Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным. Тема 5. Актуальные проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации (2 часа). В ходе семинарского занятия проводится тестирование студентов и решаются задачи.Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. Тема 6. Актуальные проблемы российского федерализма (2 часа). Лекция-беседа, лекция-дискуссия по сформулированным преподавателем актуальным проблемам, в ходе которой обязательно определяются пути их решения на основе теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства. Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. Тема 7. Конституционные основы и принципы становления и развития системы органов государственной власти в Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики осуществления (2 часа). Проблемная лекция, предполагающая неоднозначное решение поставленных преподавателем проблем путём активизации и развития поисковых и научно-исследовательских способностей студентов и обязательного диалога преподавателя и студента. Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. Тема 9. Актуальные проблемы развития отечественного парламентаризма (2 часа). Лекция-беседа, лекция-дискуссия по сформулированным преподавателем актуальным проблемам, в ходе которой обязательно определяются пути их решения на основе теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства. Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. Тема 10. Актуальные проблемы конституционно-правового развития судебной системы и прокурорского надзора в России (2 часа). Семинарское занятие проводится в формеделовой игры, в процессе которой происходит моделирование практических ситуаций. Для участия в семиранском занятии приглашаются судьи и сотрудники аппарата Верховного Суда Российской Федерации – квалифицированные специалисты в области изучаемой проблемы. Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. Кроме этого в процессе проведения всех семинарских занятий используются активные и интерактивные методики, организуются дискуссии, деловые игры, моделируются практические ситуации, возникновение которых возможно при осуществлении выпускниками соответствующей юридической деятельности в органах публичной власти. В ходе самостоятельной работы (92 часа) студенты осуществляют подготовку эссе, докладов, презентаций. Кроме этого, ими осуществляется самостоятельное изучение и систематизация соответствующих нормативных правовых актов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; изучение рекомендованной учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; формирование, усвоение содержания конспекта лекций, его доработка на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.); подготовка к семинарским и практическим занятиям, а также к текущему контролю.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер). Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» или их адекватные заменители, «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» - «Znanium.com».
Формы текущего контроля успеваемости Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на практических занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ и внутрисеместровая аттестация. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “Актуальные проблемы конституционного права” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Фонды оценочных средств включают: контрольные вопросы по учебным дисциплинам; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля. При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина основания тем заданий. При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оценивается письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию, активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола, творческий подход к решению новых задач, выполнению заданий, в том числе связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов решения поставленных перед студентом вопросов, поиск необходимых знаний при помощи информационных, инструментальных и программных средств Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выставления оценок за выполнение контрольных работ и работы студента на семинарских занятиях.
Форма промежуточной аттестации Зачёт


2015-11-11 861 Обсуждений (0)
Аннотация рабочей программы дисциплины. «Актуальные проблемы конституционного права» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аннотация рабочей программы дисциплины. «Актуальные проблемы конституционного права»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)