Формирование профессиональных навыков владения юридическим языком и его корректного использования при составлении юридических текстов различных жанров.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла, является дисциплиной по выбору студента.
Содержание учебной дисциплины является логическим продолжением содержания учебной дисциплины базовой части общенаучного цикла: «Философия права», а также учебных дисциплин вариативной части общенаучного цикла: «Этические начала в праве», «Теория и практика делового общения».
Учебная дисциплина «Русский язык в деловой документации юриста или Письменная речь юриста» служит основой для освоения учебных дисциплин базовой части профессионального цикла: «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы конституционного права» и вариативной части профессионального цикла «Защита прав и свобод человека и гражданина», «Нормотворческий процесс в Российской Федерации», «Толкование права и юридическая техника», «Актуальные проблемы реализации и применения Конституции РФ в деятельности органов публичной власти», «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества» и др.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-3, ПК-4.
Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1. Письменная речь юриста в структуре профессиональной компетентности.
Тема 2. Трудные случаи применения лексической и грамматической нормы.
Тема 3. Трудности употребления самостоятельных и служебных частей речи в письменных текстах.
Тема 4. Лингвистический аспект юридических текстов.
Структура дисциплины (модуля), виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины для очной и заочной форм обучения составляет 1 зачетные единицы или 36 часов. Из них для студентов очной и заочной форм обучения аудиторных занятий 12 часов (лекций - 4 часа, семинаров и практических занятий - 8 часов). Виды учебной работы: лекции, консультации, практические занятия.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения
дисциплины
В результате освоения программы дисциплины«Русский язык в деловой документации юриста или Письменная речь юриста» обучающийся должен:
Знать:
- виды и жанры юридических текстов, их стилистические и композиционные особенности;
- формальные и неформальные требования, предъявляемые к юридическим текстам различных жанров;
- особенности языка и стиля юридических текстов;
- функционирование языковых единиц в письменной речи юриста;
- наиболее распространенные стилистические и грамматические ошибки в речи юристов;
- основные приемы законодательной техники;
- основные приемы толкования юридических текстов.
Уметь:
- редактировать юридические тексты с точки зрения грамматики, стилистики, композиции (расположения аргументов и структурных частей текста);
- выделять структурные единицы в юридических текстах различных жанров;
- анализировать юридические тексты различных жанров с точки зрения ясности, понятности, терминологической корректности, силы убеждающего воздействия на адресата текста;
- применять на практике различные приемы и способы толкования юридических текстов;
- работать с научной литературой, вести дискуссию по проблемам изучаемой дисциплины.
Владеть:
- юридической терминологией;
- иметь навыки редактирования юридических текстов различных жанров;
- написанием юридических текстов в соответствии с правилами грамматики, стилистики, логики и риторики;
Технология поведения занятий
Тема 1. Грамматическая и стилистическая правильность юридического текста. Наиболее распространенные ошибки в словоупотреблении и синтаксическом построении юридического текста. Эмоции в письменной юридической речи. Этика юридического письма.
Выполнение практических заданий по анализу и устранению лексических и синтаксических ошибок в юридических текстах.
Тема 2. Профессиональный юридический язык. Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слов. Юридическая терминология. Юридические клише и штампы. Юридические дефиниции. Многозначные слова, омонимы, синонимы и иноязычная лексика в юридическом тексте.
Выполнение практических заданий на правила составления и толкования нормативно-правовых дефиниций.
Тема 3. Предложение как элемент юридического документа. Рекомендации по структуре предложений. Использование логических приемов в процессе создания юридических текстов. Процессуальные документы и деловые бумаги юриста.
Составление и анализ юридических текстов. . Составление непроцессуальных документов (деловых бумаг). Упражнения на составление писем и жалоб.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Лекционные занятия: аудиторный фонд РГУП.
Семинары: аудиторный фонд РГУП, раздаточный материал, подготовленный преподавателем.
Практические занятия: аудиторный фонд РГУП,
Прочее: рабочее место преподавателя, оснащенное персональным компьютером с установленной СПС «Консультант Плюс» и доступом к ресурсам сети Интернет, в том числе интернет-сайту РАП.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...