«Правовое регулирование государственной и муниципальной службы»
Автор-составитель: к.ю.н., доцент Штатина М.А.
Цели изучения
дисциплины
- Формирование убежденности в необходимости неукоснительного соблюдения законности и владение методами ее обеспечения в сфере государственной службы;
- повышение профессиональной эрудиции;
- выработка комплекса навыков и умений, способствующих эффективной работе в государственном аппарате;
- углубление научных знаний по вопросам организации и функционирования государственной службы в Российской Федерации;
- выявление существующих проблем и тенденций развития института государственной службы;
- выработка необходимых навыков профессионального анализа правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы;
- формирование устойчивых представлений о целях, задачах и направлениях проводимой в нашей стране административной реформы.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Учебная дисциплина «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы в Российской Федерации» является учебной дисциплиной вариативной части профессионального цикла, которая обеспечивает логическую и содержательно-методическую взаимосвязь дисциплин общенаучного и профессионального циклов,проявляющуюся в том, что формирование, становление и развитие административно-правовых институтов государственной и муниципальной службы является одним из условий становления демократического правового социального государства, формирования гражданского общества, реализации прав и свобод человека.
Содержание учебной дисциплины «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы в Российской Федерации» является логическим продолжением содержания учебной дисциплины базовой части общенаучного цикла - «Философия права», основывается на знаниях, получаемых в процессе изучения дисциплины профессионального цикла «Актуальные проблемы конституционного права», «Актуальные проблемы административного права», и служит основой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Нормотворческий процесс в РФ», «Судебный контроль за законностью нормативных правовых актов», «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества», «Организация и управление юридической деятельностью», «Структура и организация работы органов местного самоуправления», «Государственные и муниципальные услуги», «Правовое регулирование осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.
Компетенции,
формируемые в
результате освоения дисциплины (модуля)
1. Понятие, становление и развитие института государственной службы.
2. Понятие и система государственной службы.
3. Должности государственной службы.
4. Правовое положение (статус) государственного служащего.
5. Поступление на государственную службу. Прохождение и прекращение государственной службы.
Структура
дисциплины
(модуля), виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет для очной и заочной форм обучения 2 зачетных единицы или 72 часа.
Из них аудиторных занятий:
- для студентов очной формы обучения 30 часов (лекций - 12 часов, семинаров и практических занятий - 18 часов);
- для студентов заочной формы обучения 20 часов (лекций - 6 часов, семинаров и практических занятий - 8 часов).
Знания, умения и
навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- теоретические и практические основы функционирования института государственной службы и историю его развития;
- принципы государственной службы и ее нормативное правовое регулирование;
- особенности видов государственной службы;
- проблематику служебной деятельности государственных служащих, их права и обязанности, особенности оплаты труда и повышения квалификации государственных служащих;
- основы реформирования государственной службы в Российской Федерации.
Уметь:
- толковать административно-правовые нормы;
- применять административно-правовые нормы к конкретным ситуациям;
- самостоятельно анализировать процессы становления и развития институтов государственной службы, статуса государственных служащих;
- осуществлять правовую экспертизу административного законодательства, посвященного государственной службе;
- осуществлять правотворческуюи правоприменительнуюдеятельность в соответствии с полученными знаниями об основных путях повышения эффективности деятельности государственного аппарата;
- использовать на практике результаты правового анализа организации и деятельности государственных органов и должностных лиц в целях выявления фактов правонарушений, определения мер ответственности и наказания виновных;
- предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав человека, закрепляемых в Конституции и федеральных законах Российской Федерации;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Владеть навыками:
- системно-правового анализа и использования административно-правовых механизмов обеспечения государственного и муниципального управления;
- правотворческой и правоприменительной деятельности в соответствии с полученными знаниями о государственной службе, формах и методах работы государственных служащих;
- оказания юридической помощи, консультирования по вопросам права, а также осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов в целях юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств;
- самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в области государственного управления.
Технология
проведения занятий
Тема 2. Понятие и система государственной службы (2 часа). Семинарское занятие проводится сначала в форме мастер-класса по работе с нормативными правовыми актами, а затем в форме круглого стола с обсуждением путей, методов и форм оптимального правового регулирования системы государственной службы.
Тема 3. Должности государственной службы (2 часа). Работа с нормативными правовыми актами. Решение задач. Подготовка административных актов.
Тема 4. Правовое положение (статус) государственного служащего (2 часа).Работа с нормативными правовыми актами. Моделирование практических ситуаций. Решение задач.
Тема 5. Поступление на государственную службу. Прохождение и прекращение государственной службы (2 часа). Семинарское занятие проводится сначала в форме обсуждения подготовленных докладов и презентаций, затем решаются задачи и проводитсяделовая игра.
В процессе проведения всех семинарских занятий используются активные и интерактивные методики, организуются дискуссии, моделируются практические ситуации, возникновение которых возможно при осуществлении выпускниками соответствующей юридической деятельности в органах публичной власти. По инициативе студентов количество деловых игр может быть увеличено.
В ходе самостоятельной работы (60 часов) студенты осуществляют подготовку эссе, докладов, презентаций; самостоятельно изучают и систематизируют соответствующие нормативные правовые акты с использованием СПС "КонсультантПлюс", "Гарант", сети Интернет; изучают рекомендованную учебную, научную и методическую литературу, материалы периодических изданий, сведения в электронных средствах официальной, статистической, периодической и научной информации; дорабатывают конспекты лекций с учетом изучения рекомендованной лектором учебной литературы, в том числе информационных образовательных ресурсов; готовятся к семинарским и практическим занятиям, а также к текущему контролю.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные
средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» - «Znanium.com».
Формы текущего
контроля
успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на семинарских занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ и внутрисеместровая аттестация.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “Актуальные проблемы административного права” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, включающие: контрольные вопросы по учебной дисциплине; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина освоения темы.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оцениваются: письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию; активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола; творческий подход к решению задач и выполнению заданий; поиск необходимой информации при помощи информационных, инструментальных и программных средств.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выполнения контрольных работ, опроса студентов на семинарских занятиях.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...