Формирование у обучаемых системы знаний взглядов об основных направлениях реформирования и совершенствования государственного и муниципального управления в соответствии с конституционными основами и принципами, а также - публичной сущностью власти, призванной осуществлять свою деятельность исходя воли и интересов многонационального народа России.
Освоение обучаемыми концептуальных основ и базовых юридических понятий и дефиниций, характеризующих системность, комплексность и последовательность планируемых и проводимых мероприятий по таким важнейшим направлениям реформирования государственного и муниципального управления как: оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, упразднение их избыточных и дублирующих функций; совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений; повышение эффективности и результативности государственной гражданской службы, внедрение управления по результатам и др.
Создание у обучаемых устойчивой системы взглядов и представлений об основных направлениях деятельности по детальной правовой регламентации критериев определения эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, а также - обеспечения ориентированности показателей служебной деятельности государственных и муниципальных служащих на результативность их труда, достижение целей и приоритетов публичной власти.
Формирование у обучаемых четкого представления об основных направлениях деятельности по повышения эффективности государственного и муниципального управления путем упорядочивания функций и полномочий органов публичной власти, исключения их дублирования, приведения системы и структуры региональных органов исполнительной власти в соответствии с трехуровневой моделью построения федеральных органов исполнительной власти, основу которой составляет типология реализуемых ими функций.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Учебная дисциплина «Правовое обеспечение реформирования в РФ государственного и муниципального управления» относится к вариативной части профессионального цикла, является дисциплиной по выбору.
Содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение реформирования в РФ государственного и муниципального управления» является логическим продолжением содержания учебных дисциплин базовой части профессионального цикла: «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы конституционного права» и служит основой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Актуальные проблемы административного права и государственного управления», «Организация управления юридической деятельностью», «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов», «Актуальные проблемы реализации и применения Конституции РФ в деятельности органов публичной власти», «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы», «Нормотворческий процесс в РФ», «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества», «Толкование права и юридическая техника», «Защита прав и свобод человека и гражданина в РФ», «Административно-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере государственной службы», «Правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.
Компетенции,
формируемые в
результате освоения дисциплины (модуля)
1. Теоретико-правовые и конституционные основы правового обеспечения реформирования в РФ государственного и муниципального управления.
2. Основные исторические этапы реформирования государственного управления в Российской Федерации и её субъектах (на примере города Москвы).
3. Оптимизация структуры и системы федеральных и региональных органов исполнительной власти.
4. Совершенствования контрольно-надзорных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти.
5. Повышение эффективности и результативности государственной гражданской службы, внедрение управления по результатам.
6. Снижение административных барьеров, повышение качества и доступности государственных услуг, оказываемых федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Структура
дисциплины
(модуля), виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет для очной и заочной форм обучения 2 зачетных единицы или 72 часа. Из них аудиторных занятий 12 часов (лекций - 4 часа, семинаров и практических занятий - 8 часов), самостоятельная работа - 60 часов.
Знания, умения и
навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- содержание нормативных правовых актов, регламентирующих основные направления реформирования государственного управления на федеральном и региональном уровнях публичной власти в условиях её модернизации и совершенствования;
- основы конституционного строя и принципы, в соответствии с которыми должен происходить процесс реформирования государственного и муниципального управления и построения в России демократического, правового, социального государства с республиканской формой правления;
- базовые юридические понятия и дефиниции, основные положения либеральной стратегии реформирования государственного и муниципального управления в РФ;
- содержание правового обеспечения деятельности по повышению эффективности государственного и муниципального управления за счет оптимизации системы органов исполнительной власти, упорядочения их функций и полномочий, исключения избыточного государственного регулирования;
- основные направления деятельности по совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти в различных сферах общественных отношений;
- публично-правовые механизмы повышения эффективности и результативности государственной и муниципальной службы, внедрения управления по результатам;
- основные направления деятельности по снижению административных барьеров, повышению качества и доступности государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти.
- принципы, основные категории и закономерности развития и совершенствования системы правового обеспечения организации государственного и муниципального управления в Российской Федерации и её субъектах.
Уметь:
- осуществлять правотворческую, правоприменительную и организационно-управленческую деятельность в соответствии с полученными знаниями об основных направлениях реформирования и повышения эффективности государственного и муниципального управления;
- использовать на практике результаты правового анализа организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц в целях выявления фактов правонарушений, определения мер ответственности и наказания виновных;
- принимать оптимальные управленческие решения, обосновывать и применять полученные знания об основных направлениях реформирования и повышения эффективности государственного и муниципального управления в своей профессиональной юридической и общественно-политической деятельности,
- самостоятельно пополнять свои правовые знания с учетом практики инновационного развития системы государственного и муниципального управления;
- воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации через призму своей профессиональной юридической деятельности в органах публичной власти;
- предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав человека, закрепляемых в Конституции и федеральных законах Российской Федерации;
- на практике использовать результаты правового анализа организации и деятельности органов власти и должностных лиц в целях, прежде всего, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения мер ответственности и наказания виновных;
- предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав человека, закрепляемых в Конституции, опираясь на новые для нашего Отечества положения Основного закона Российского государства об их естественности и неотчуждаемости, а также непосредственном действии норм Конституции, закрепляющих права и свободы.
Владеть навыками:
- системно-правового анализа и использования государственно-правовых механизмов повышения эффективности государственного и муниципального управления;
- правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и организационно-управленческой деятельности в соответствии с полученными знаниями о правовом обеспечении основных направлений реформирования государственного и муниципального управления, а также - правотворческом процессе и юридической технике;
- оказания юридической помощи, консультирования по вопросам реформирования государственного и муниципального управления, а также осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов в целях юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего, с точки зрения обеспечения соответствии действий и решений органов публичной власти Конституции и законодательству, а также - соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина;
- подготовки заключений по проектам распорядительных актов и иных правовых актов, регламентирующих вопросы реформирования государственного и муниципального управления на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства и публичным интересам;
- внедрения инновационных подходов в правовом обеспечении организации управленческой деятельности органов исполнительной власти, способах обеспечения организационных взаимосвязей, укреплении организационных отношений;
- управления, необходимыми для осуществления служебных обязанностей в системе государственного и муниципального управления в условиях их модернизации и совершенствования.
Технология
проведения занятий
Тема № 1. Теоретико-правовые и конституционные основы правового обеспечения реформирования в РФ государственного и муниципального управления (2 часа).
Проблемная лекция, предполагающая неоднозначное решение поставленных преподавателем проблем путём активизации и развития поисковых и научно-исследовательских способностей студентов и обязательного диалога преподавателя и студента. Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам
Тема 2. Основные исторические этапы реформирования государственного управления в Российской Федерации и её субъектах (на примере города Москвы) (2 часа).
Семинарское занятие проводится в формеделовой игры, в процессе которой происходит моделирование практических ситуаций. Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам.
Тема 3. Оптимизация структуры и системы федеральных и региональных органов исполнительной власти (2 часа).
Лекция-беседа, лекция-дискуссия по сформулированным преподавателем актуальным проблемам, в ходе которой обязательно определяются пути их решения на основе теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства.
Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам.
Тема 4. Совершенствование контрольно-надзорных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти (2 часа).
Семинарское занятие проводится в форме круглого стола с элементами деловой игры (проблемы и задание для участников разрабатываются преподавателем).
Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам.
Тема 5. Повышение эффективности и результативности государственной гражданской службы, внедрение управления по результатам (2 часа).
В ходе семинарского занятия проводится тестирование студентов и решаются задачи.Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам.
Тема 6. Снижение административных барьеров, повышение качества и доступности государственных услуг, оказываемых федеральными и региональными органами исполнительной власти (2 часа).
Семинарское занятие проводится в форме круглого стола с элементами деловой игры (проблемы и задание для участников разрабатываются преподавателем).
Обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам.
В ходе самостоятельной работы (60 часов) студенты осуществляют подготовку эссе, докладов, презентаций. Кроме этого, ими осуществляется самостоятельное изучение и систематизация соответствующих нормативных правовых актов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; изучение рекомендованной учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; формирование, усвоение содержания конспекта лекций, его доработка на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.); подготовка к семинарским и практическим занятиям, а также к текущему контролю.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные
средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» или их адекватные заменители, «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» - «Znanium.com».
Формы текущего
контроля
успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на практических занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ и внутрисеместровая аттестация.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “Правовое обеспечение реформирования в РФ государственного и муниципального управления” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Фонды оценочных средств включают: контрольные вопросы по учебным дисциплинам; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина основания тем заданий.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оценивается письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию, активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола, творческий подход к решению новых задач, выполнению заданий, в том числе связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов решения поставленных перед студентом вопросов, поиск необходимых знаний при помощи информационных, инструментальных и программных средств
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выставления оценок за выполнение контрольных работ и работы студента на семинарских занятиях.