«Актуальные проблемы административного права и государственного управления»
Автор-составитель: к.ю.н., профессор Салищева Н.Г.
Цель изучения
Дисциплины
Формированием у обучаемых комплекса знаний и умений о сферах деятельности органов исполнительной власти, о системе этих органов и их взаимодействии с государственными органами, относящимися к иным видам государственной власти, с негосударственными организациями и гражданами;
- формирование четкого представления о задачах и направлениях административно-правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности;
- усвоение основных институтов административного права и их взаимодействия;
- усвоение принципов и норм административного процесса и навыков правоприменительной деятельности в сфере административной юрисдикции;
-оказание помощи в подготовке проектов нормативных и индивидуальных административно-правовых актов и в реализации предъявляемых к этим актам требований.
Подготовка юридических кадров, способных успешно осуществлять в правотворческую, правоприменительную, экспертно-консультационную, организационно-управленческую и научно-исследовательскую деятельность в органах публичной власти, юридических службах, департаментах, отделах различной юридической направленности, государственных и муниципальных учреждениях и организациях, учебных заведениях, включая высшие, научно-исследовательские учреждения профессиональную деятельность.
Место дисциплины в структуре
магистерской
программы
«Актуальные проблемы административного права» являются учебной дисциплиной вариативной части общенаучного цикла ОП, которая обеспечивает логическую и содержательно-методическую взаимосвязь дисциплин общенаучного и профессионального циклов,проявляющуюся в том, что формирование, становление и развитие административно-правовых институтов рассматриваются в качестве важнейших задач демократических реформ в России, в том числе административной реформы и реформы государственной службы.
Кроме этого, деятельность органов исполнительной власти и государственных служащих обеспечивает формирование демократического правового социального государства, создает условия для формирования гражданского общества, реализацию прав и свобод человека.
Дисциплина «Актуальные проблемы административного права» занимает центральное место в системе учебных дисциплин профессионального цикла в силу того, что современное российское административное право – одна из основных отраслей национального права, определяющая основы и принципы формирования и деятельности государственного аппарата – как органов исполнительной власти, а так и аппаратов законодательной и судебной ветвей власти. Данная учебная дисциплина направлена на фундаментальное, научно осмысленное исследование понятийного аппарата и основных инструментов правового анализа административно-правовых институтов, которые являются методологической основой для изучения ряда юридических дисциплин профессионального цикла.
В силу указанных выше причин, а также исходя из особенностей магистерской программы учебная дисциплина «Актуальные проблемы административного права» призвана оказать помощь студентам в подготовке к междисциплинарному государственного экзамену, а также в выборе темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), определении её структуры, методологии, научных целей, задач и содержания.
Содержание учебной дисциплины «Актуальные проблемы административного права» является логическим продолжением содержания учебной дисциплины базовой части общенаучного цикла - «Философия права», основывается на знаниях, получаемых в процессе изучения дисциплины профессионального цикла «Актуальные проблемы конституционного права» и служит основой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Административно-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере государственной службы», «Административные правонарушения в РФ», «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» и др.
Компетенции,
формируемые в
результате освоения дисциплины (модуля)
1. Предмет и система административного права.
2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти: проблемы правового регулирования.
3. Проблемные вопросы института государственной службы.
4. Проблемы развития административно-правового статуса гражданина.
5. Институт административной ответственности.
Структура
дисциплины
(модуля), виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины для всех форм обучения составляет 3 зачетных единицы или 108 часов. Из них аудиторных занятий:
- Для студентов очной формы обучения 24 часа (лекций – 8 часов, семинаров и практических занятий - 16 часов);
- Для студентов заочной формы обучения 16 часов (лекций - 6 часов, семинаров и практических занятий - 10 часов).
Знания, умения и
навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- теоретические взгляды современных ученых на предмет и методы административного права, его основные институты;
- проблемы систематизации и кодификации норм административного права;
- основные тенденции развития административного права и административного законодательства;
- проблемы законодательного регулирования статуса органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях;
- задачи административной реформы и их реальное исполнение;
- роль административных процедур в упорядочении деятельности органов исполнительной власти и методов их работы;
- задачи и результаты реформы государственной службы;
- основные проблемы правового регулирования системы государственной службы;
- проблемы кодификации законодательства о правоохранительной службе;
- теорию должностного лица в административном праве;
- особенности реализации конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина в административном законодательстве;
- способы и формы защиты прав и законных интересов граждан в их взаимоотношениях с органами публичной власти;
- проблемы законодательного регулирования административного судопроизводства как важнейшей части судебной защиты граждан в сфере административно-правовых отношений в органами публичной власти;
- понятийный аппарат института административной ответственности;
- соотношение административного правонарушения и преступления;
- основные тенденции развития законодательства об административных правонарушениях;
- систему административных наказаний и проблемы их применения судьями и иными субъектами административной юрисдикции;
- Проблемы регулирования производства по делам об административных правонарушениях.
Уметь:
- толковать административно-правовые нормы;
- применять административно-правовые нормы к конкретным ситуациям;
- самостоятельно анализировать процессы становления и развития важнейших административно-правовых институтов;
- осуществлять правовую экспертизу административного законодательства;
- осуществлять правотворческуюи правоприменительнуюдеятельность в соответствии с полученными знаниями об основных путях повышения эффективности деятельности государственного аппарата;
- использовать на практике результаты правового анализа организации и деятельности государственных органов и должностных лиц в целях выявления фактов правонарушений, определения мер ответственности и наказания виновных;
- предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав человека, закрепляемых в Конституции и федеральных законах Российской Федерации;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Владеть навыками:
- системно-правового анализа и использования административно-правовых механизмов обеспечения государственного и муниципального управления;
- правотворческой и правоприменительной деятельности в соответствии с полученными знаниями о системности и иерархичности правовых актов;
- оказания юридической помощи, консультирования по вопросам права, а также осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов в целях юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств;
- самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в области государственного управления.
Технология
проведения занятий
Тема 1. Понятие и система административного права (2 часа). Семинарское занятие проводится в форме дискуссии по каждому вопросу темы.
Тема 2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти: проблемы правового регулирования (2 часа). Семинарское занятие проводится сначала в форме мастер-класса по работе с нормативными правовыми актами, а затем в форме круглого стола с обсуждением путей, методов и форм оптимального правового регулирования статуса органов исполнительной власти.
Тема 4. Проблемные вопросы развития административно-правового статуса гражданина (2 часа). В ходе семинарского занятия решаются задачи и проводится деловая игра (условия, задания и правила проведения объясняются преподавателем заранее).
Тема 5. Институт административной ответственности (2 часа). Семинарское занятие проводится сначала в форме обсуждения подготовленных докладов и презентаций, затем решаются задачи и проводитсяделовая игра, в процессе которой происходит моделирование практических ситуаций.
В процессе проведения всех семинарских занятий используются активные и интерактивные методики, организуются дискуссии, моделируются практические ситуации, возникновение которых возможно при осуществлении выпускниками соответствующей юридической деятельности в органах публичной власти. По инициативе студентов количество деловых игр может быть увеличено.
В ходе самостоятельной работы (94 часа) студенты осуществляют подготовку эссе, докладов, презентаций; самостоятельно изучают и систематизируют соответствующие нормативные правовые акты с использованием СПС "КонсультантПлюс", "Гарант", сети Интернет; изучают рекомендованную учебную, научную и методическую литературу, материалы периодических изданий, сведения в электронных средствах официальной, статистической, периодической и научной информации; дорабатывают конспекты лекций с учетом изучения рекомендованной лектором учебной литературы, в том числе информационных образовательных ресурсов; готовятся к семинарским и практическим занятиям, а также к текущему контролю.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные
средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» - «Znanium.com».
Формы текущего
контроля
успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на семинарских занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ и внутрисеместровая аттестация.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “Актуальные проблемы административного права” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, включающие: контрольные вопросы по учебной дисциплине; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина освоения темы.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оцениваются: письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию; активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола; творческий подход к решению задач и выполнению заданий; поиск необходимой информации при помощи информационных, инструментальных и программных средств.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выполнения контрольных работ, опроса студентов на семинарских занятиях.