«Структура и организация работы органов местного самоуправления»
Автор-составитель: к.ю.н. Мещерякова М.А.
Цель изучения
дисциплины
Углубление представлений структуре и организации работы муниципальных органов, осознания места муниципальной власти в системе публичной власти в РФ, понимания роли деятельности органов местного самоуправления в разрешении проблем жизнеобеспечения населения, умения критически оценивать действующее законодательное регулирование, проводить теоретические исследования и понимать механизм решения конкретной юридической ситуации.
Формирование у обучаемых комплекса знаний и компетенций, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности в законодательных, исполнительных и судебных органах государственной власти и органах местного самоуправления, связанной с вопросами муниципального права; уяснение закономерностей функционирования органов местного самоуправления, порядка оказания гражданам муниципальных услуг, а также достижения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Дисциплина «Структура и организация работы органов местного самоуправления» относится к циклу дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла.
Для её освоения используются знания, полученные в ходе изучения учебной дисциплины базовой части общенаучного цикла: «Философия права», учебных дисциплин базовой части профессионального цикла: «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы конституционного права», а также учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Актуальные проблемы муниципального права», «Защита прав и свобод человека и гражданина в РФ», «Организация управления юридической деятельностью», «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» и др.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- осознание социальной значимости юридической профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
компетентное использование на практике приобретенных умений в организации исследовательских работ (ОК-5);
- способность разрабатывать нормативные правовые акты в области муниципального права (ПК-1);
- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в области муниципального права (ПК-2);
- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты в области муниципального права (ПК-7);
- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в области муниципального права, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам муниципального права (ПК-8).
- способность квалифицированно проводить научные исследования в области муниципального права (ПК-11);
- способностью преподавать правовые дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)
Содержание
дисциплины
1. Система органов местного самоуправления. Обязательные и факультативные органы.
2. Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования, структура и организация работы.
3. Глава муниципального образования: порядок осуществления деятельности. Вспомогательные органы при Главе муниципального образования.
4. Местная администрация: порядок формирования, структура и организация работы.
5. Деятельность иных органов местного самоуправления.
6. Проблемы повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Структура
дисциплины, виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет для очной и заочной форм обучения 2 зачетных единицы или 72 часа. Из них аудиторных занятий: 12 часов (лекций – 4 часов, семинаров и практических занятий - 8 часов). Основные виды учебной работы: лекции, практические занятия, семинары. Самостоятельная работа - 60 часов.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные институты, закономерности развития и проблемы функционирования местной власти;
- имеющиеся научные подходы к решению ключевых теоретических и практических проблем деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления;
- основы правовой культуры и принципы профессионального мышления современного юриста;
- особенности судебной практики по отдельным вопросам работы муниципальных органов власти;
Уметь:-соотносить структуру органа местного самоуправления с вопросами местного значения муниципального образования;
- анализировать судебную практику, в том числе высших судов на предмет выявления проблематики деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также путей ее разрешения;
- анализировать взаимосвязи между различными органами местной власти;
- выявлять проблематику функционирования органов местного самоуправления и формулировать предложения по ее разрешению;
-дискутировать по проблемным вопросам деятельности местных органов;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Владеть:
- понятийным аппаратом, касающимся муниципального права;
- первичными навыками философско-правового анализа институтов муниципального права.
Технология поведения занятий
Формами аудиторной работы применительно тематике семинарских занятий:
1. опрос, подготовка докладов, презентаций и рефератов по теме, контрольная работа, обсуждение отдельных теоретических проблем;
2. деловая игра по теме: «Проведение заседания представительного органа местного самоуправления»
3. опрос, подготовка докладов, презентаций и рефератов по теме, контрольная работа, обсуждение отдельных теоретических и практических проблем, подготовка текста решения главы муниципального образования;
4. деловая игра по теме: «Организация приема населения руководителем местной администрации»;
6. опрос, подготовка докладов, презентаций и рефератов по теме, контрольная работа, обсуждение отдельных теоретических отраслевых проблем, анализ последних законодательных изменений в рамках дисциплины.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук),пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» или их адекватные заменители, «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М»-«Znanium.com».
Формы текущего
контроля успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на практических занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ и внутрисеместровая аттестация.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “ Структура и организация работы органов местного самоуправления ” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Фонды оценочных средств включают: контрольные вопросы по учебным дисциплинам; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина основания тем заданий.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оценивается письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию, активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола, творческий подход к решению новых задач, выполнению заданий, в том числе связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов решения поставленных перед студентом вопросов, поиск необходимых знаний при помощи информационных, инструментальных и программных средств
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выставления оценок за выполнение контрольных работ и работы студента на семинарских занятиях.