«Административные правонарушения в Российской Федерации»
Автор-составитель: к.ю.н., доцент Ломакина В.Ф.
Цели изучения
дисциплины
Развитие знаний студентов об институте административной ответственности;
- усвоение понятия и признаков административного правонарушения;
- формирование четкого представления о каждом из элементов состава административного правонарушения;
- выявление и усвоение особенностей отдельных видов административных правонарушений;
- формирование четкого представления о понятии, правилах квалификации административных правонарушений;
- освоение навыков правильной квалификации административных правонарушений;
- усвоение понятия, целей и правил назначения административных наказаний;
- оказание помощи студентам в подготовке проектов процессуальных документов по делам об административных правонарушениях и в реализации предъявляемых к этим актам требований.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
«Административные правонарушения в Российской Федерации» - учебная дисциплина по выбору вариативной части профессионального цикла ОП.
Содержание учебной дисциплины «Административные правонарушения в Российской Федерации» является логическим продолжением содержания учебной дисциплины общенаучного цикла - «Философия права», учебных дисциплин базовой части профессионального цикла: «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы конституционного права», а также учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла: «Актуальные проблемы административного права и государственного управления».
Содержание учебной дисциплины «Административные правонарушения в Российской Федерации» служит основой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Защита прав и свобод человека и гражданина в РФ», «Организация управления юридической деятельностью», «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы», «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества», «Правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Административно-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере государственной службы», «Судебный контроль за законностью нормативных правовых актов» и др.
Компетенции,
формируемые в
результате освоения дисциплины (модуля)
1. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие, признаки и элементы состава административного правонарушения.
2. Субъекты административной ответственности и их виды.
3. Виды административных правонарушений.
4. Квалификация административных правонарушений.
5. Административные наказания.
Структура
дисциплины
(модуля), виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет для очной и заочной форм обучения 2 зачетных единицы или 72 часа. Из них аудиторных занятий: 12 часов (лекций – 4 часов, семинаров и практических занятий - 8 часов). Основные виды учебной работы: лекции, практические занятия, семинары. Самостоятельная работа - 60 часов.
Знания, умения и
навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
Знать:
- понятие и особенности административной ответственности;
- принципы административной ответственности;
- понятие и признаки административного правонарушения;
- элементы состава административного правонарушения;
- понятие и формы вины, особенности вины юридического лица в совершении административного правонарушения;
- виды субъектов административных правонарушений;
- виды составов административных правонарушений;
- понятие и правила квалификации административных правонарушений;
- этапы (стадии) квалификации административных правонарушений;
- понятие и цели административных наказаний;
- виды административных наказаний;
- правила назначения административных наказаний.
Уметь:
- толковать и применять нормы об административной ответственности к конкретным ситуациям;
- осуществлять правовую экспертизу норм об административной ответственности;
- анализировать конкретные виды административных правонарушений по элементам состава;
- отграничивать административные правонарушения от смежных с ними преступлений;
- правильно квалифицировать совершенные административные правонарушения и определять за них соответствующие административные наказания.
Владеть:
- методологией изучения и категориальным аппаратом института административной ответственности;
- навыками самостоятельного анализа и прогнозирования развития института административной ответственности с учетом судебной и административной практики;
- навыками оценки административно-правовых фактов и явлений и проведения самостоятельных правовых исследований;
- основными приемами законодательной техники при квалификации административных правонарушений.
Технология
проведения занятий
Тема 1. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие, признаки и элементы состава административного правонарушения. (2 часа). Семинарское занятие проводится в форме дискуссии по каждому вопросу темы.
Тема 2. Субъекты административной ответственности и их виды (2 часа). Семинарское занятие проводится в форме круглого стола с элементами деловой игры (проблемы и задание для участников разрабатываются преподавателем).
Тема 3. Виды административных правонарушений (2 часа). В ходе семинарского занятия проводится тестирование студентов и решаются задачи.
Тема 4. Квалификация административных правонарушений (2 часа). Семинарское занятие проводится в форме дискуссии по вопросам темы и решения задач.
Тема 5. Административные наказания(2 часа). Семинарское занятие проводится в формеделовой игры, в процессе которой происходит моделирование практических ситуаций.
В процессе проведения всех семинарских занятий используются активные и интерактивные методики, моделируются практические ситуации, возникновение которых возможно при осуществлении выпускниками соответствующей юридической деятельности в органах публичной власти.
В ходе самостоятельной работы (92 часа) студенты осуществляют подготовку эссе, докладов, презентаций, самостоятельно изучают нормативные правовые акты и материалы судебной практики, используя СПС Консультант-плюс, Гарант; изучают рекомендованную учебную, научную и методическую литературу, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.), изучают материалы периодических изданий, сведения и данные в сети Интернет; дорабатывают конспект лекций, готовятся к семинарским и практическим занятиям, а также к текущему контролю.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные
средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук),пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» или их адекватные заменители, «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» -«Znanium.com».
Формы текущего
контроля
успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков в ходе семинарских и практических занятий, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ и внутрисеместровая аттестация.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины «Административные правонарушения» созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Фонды оценочных средств включают: контрольные вопросы по учебным дисциплинам; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина основания тем заданий.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оценивается письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию, активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола, творческий подход к решению новых задач, выполнению заданий, в том числе связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов решения поставленных перед студентом вопросов, поиск необходимых знаний при помощи информационных, инструментальных и программных средств
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выставления оценок за выполнение контрольных работ и работы студента на семинарских занятиях.