- Усвоение комплекса теоретических знаний о понятии коррупционных деяний, об основных направлениях, методах и формах противодействия коррупции в России и зарубежных странах;
- выработка необходимых навыков профессионального толкования и применения законодательных актов противодействия коррупции;
- выработка практических навыков выявления коррупционных деяний и противодействия коррупционной деятельности.
Место дисциплины в структуре
магистерской
программы
Курс «Административно-правовые механизмы противодействия коррупции» является учебной дисциплиной вариативной части профессионального цикла, которая обеспечивает углубление профессиональных знаний студентов в сфере административно-правового регулирования, полученные в рамках таких дисциплин, как «Актуальные проблемы государственного права и государственного управления», «Организация и управление управленческой деятельностью» , «Правовое обеспечение реформирования в Российской Федерации государственного и муниципального управления», «Административные правонарушения в Российской Федерации».
Компетенции,
формируемые в
результате освоения дисциплины (модуля)
1. Понятие коррупции в российском законодательстве и международно-правовых документах.
2. Система российского законодательства о противодействии коррупции.
3. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов.
4. Представление государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
5. Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам.
6. Запреты и ограничения антикоррупционного характера, связанные с государственной службой.
7. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
8. Институт утраты доверия.
9. Ротация государственных служащих.
10. Административная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения.
Структура
дисциплины
(модуля), виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы - 72 часа.
Из них аудиторных занятий 12 часов (лекций – 2 часа, семинаров и практических занятий - 10 часов).
Знания, умения и
навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- понятие коррупции;
- федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты субъектов Российской Федерации о противодействии коррупции;
- административно-правовые институты противодействия коррупции.
Уметь: Владеть навыками:
- системно-правового анализа административно-правовых механизмов;
- работы с законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими;
- использования информационных технологий, в том числе работать с электронными базами данных, официальными сайтами.
Технология
проведения занятий
Темы 1, 2. Понятие коррупции в российском законодательстве и международно-правовых документах. Система российского законодательства о противодействии коррупции (2 часа). Работа с нормативными правовыми актами. Моделирование практических ситуаций.
Тема 3. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (4 часа). Мастер-класс по работе с нормативными правовыми актами. Подготовка экспертных заключений.
Темы 4, 5. Представление государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам (2 часа). Обсуждение проблем правового регулирования в малых группах. Составление документов. Моделирование практических ситуаций.
Темы 7, 8. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов. Институт утраты доверия (2 часа). Моделирование ситуаций, решение задач. Ролевые игры.
В процессе проведения всех семинарских занятий используются активные и интерактивные методики, организуются дискуссии, моделируются практические ситуации, возникновение которых возможно при осуществлении выпускниками соответствующей юридической деятельности в органах публичной власти. По инициативе студентов количество деловых игр может быть увеличено.
В ходе самостоятельной работы (60 часов) студенты осуществляют подготовку эссе, докладов, презентаций; самостоятельно изучают и систематизируют соответствующие нормативные правовые акты с использованием СПС "КонсультантПлюс", "Гарант", сети Интернет; изучают рекомендованную учебную, научную и методическую литературу, материалы периодических изданий, сведения в электронных средствах официальной, статистической, периодической и научной информации; дорабатывают конспекты лекций с учетом изучения рекомендованной лектором учебной литературы, в том числе информационных образовательных ресурсов; готовятся к семинарским и практическим занятиям, а также к текущему контролю.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные
средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» - «Znanium.com».
Формы текущего
контроля
успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на семинарских занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ и внутрисеместровая аттестация.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “Актуальные проблемы административного права” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, включающие: контрольные вопросы по учебной дисциплине; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина освоения темы.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оцениваются: письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию; активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола; творческий подход к решению задач и выполнению заданий; поиск необходимой информации при помощи информационных, инструментальных и программных средств.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выполнения контрольных работ, опроса студентов на семинарских занятиях.