Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды нематериальных активов



2015-11-20 598 Обсуждений (0)
Понятие и виды нематериальных активов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современных условиях все большее значение в хозяйственной деятельности предприятий приобретают нематериальные активы. Согласно Положению (стандартом) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы" нематериальные активы – это немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован (отделен от предприятия) и содержится предприятием с целью использования на протяжении периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам.

К нематериальным активам относятся:

права пользования природными ресурсами - право пользования недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и другой информацией о природной среде и т.п.;

права пользования имуществом - право пользования земельным участком, право пользования зданием, право на аренду помещений и т.п.;

право на знаки для товаров и услуг – товарные знаки, торговые марки, фирменные названия и т.п.;

права на объекты промышленной собственности – право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорт растений, породы животных, ноу-хау и т.п.;

авторские и сопредельные с ними права – право на литературные и музыкальные произведения, программы для ЭВМ, базы данных и т.п.;

другие нематериальные активы – право на проведение деятельности, использование экономических и других привилегий и т.п.

Нематериальный актив является таковым при определенных условиях, во-первых, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, а во-вторых, его стоимость может быть достоверно определена.

По характеру применения нематериальные активы похожи на основные средства. Они используются продолжительный период, приносят прибыль, и со временем постепенно теряют свою стоимость.

Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибыли от их применения.

Оценка нематериальных активов схожа с оценкой основных средств. Приобретенные или созданные нематериальные активы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Если нематериальный актив приобретен, то его первоначальная стоимость состоит из цены приобретения, пошлины, косвенных налогов и других расходов, непосредственно связанных с его приобретением, а также с доведением его до состояния, пригодного для использования по назначению. Если нематериальный актив приобретен в результате обмена на подобный объект, его первоначальная стоимость равняется остаточной стоимости переданного нематериального актива. Но если остаточная стоимость переданного объекту превышает его справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью нематериального актива, полученного в обмен на подобный объект, будет его справедливая стоимость, а разность относится к расходам отчетного периода.

Если нематериальные активы безвозмездно получены или внесены в уставный капитал, их первоначальной стоимостью будет справедливая стоимость, а также расходы предприятия (пошлина, косвенные налоги и т.п.).

Первоначальная стоимость нематериального актива, созданного предприятием, включает прямые расходы на оплату труда, прямые материальные расходы и другие расходы, непосредственно связанные с его созданием и приведением к состоянию пригодности для использования.

Предприятие может осуществлять переоценку нематериальных активов. Переоцененная первоначальная стоимость и износ объекта нематериального актива определяется как произведение соответственно первоначальной стоимости или износа и индекса переоценки. Индекс переоценки определяется как отношение справедливой стоимости переоцениваемого объекта к его остаточной стоимости. Переоценка нематериальных активов осуществляется при условиях, если относительно этих нематериальных активов существует активный рынок, т.е. рынок, которому присущи такие условия:

предметы, которые продаются и покупаются на этом рынке, являются однородными;

в любой момент времени можно найти заинтересованных продавцов и покупателей;

информация о рыночных ценах является общедоступной.

Нематериальные активы, также как и основные средства, подлежат амортизации. Сроки полезного использования нематериальных активов устанавливаются предприятием, но законодательством Украины установленный максимальный срок - не больше 20 лет.

При определении срока полезного использования нематериальных активов необходимо учитывать сроки полезного использования подобных объектов, моральный износ, правовые или другие ограничения относительно сроков его использования.

Именно предприятие избирает метод амортизации нематериального актива. К нематериальным активам могут применяться такие же методы амортизации, как и к основным средствам, которые определены Положениям (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные средства". Для нематериальных активов при расчете амортизируемой стоимости ликвидационная стоимость приравнивается к нулю, кроме частных случаев, а именно:

когда существует обязательство другого лица относительно приобретения этого объекта в конце срока его полезного использования;

когда ликвидационная стоимость может быть определена на основании информации существующего активного рынка, и можно ожидать, что такой рынок будет существовать в конце срока полезного использования этого объекта.

 

 

Патент

 

Патент представляет собой документ, издаваемый компетентным органом государства и удостоверяющий признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство и исключительное право патентообладателя на его изобретение, или использование, продажу нового изобретения. Патент дает владельцу право собственности на изобретение. Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые технические изобретения, применяемые в производстве и дающие возможность достичь качественно нового технического результата. Разного рода улучшения и усовершенствования, а также технические знания и опыт патентной защите не подлежат, и контроль над ними сохраняется путем засекречивания. В международном торговом обороте основное значение придается указанному исключительному праву, при наличии которого возникает возможность в пределах срока действия патента производить и сбывать продукцию, которая воплощает соответствующее изобретение, на монопольной основе. Тем самым исключается доступ фирм-конкурентов к запатентованной новинке и обеспечивается условие для получения дополнительной прибыли, пока новая техника не станет достоянием многих предприятий. Срок действия патента, равно как и другие вопросы его выдачи, определяется национальным законодательством и составляет в среднем 15-20 лет. Однако реальный срок действия патента в современных условиях значительно меньше ( 6-9) лет. Это связано прежде всего с быстрым научно -техническим прогрессом и появлением у фирм-конкурентов более современных технических решений, которые обесценивают старое изобретение.

Большинство патентовладельцев, особенно крупных фирм, сами используют запатентованные изобретения путем производства и реализации изделий, которые воплощают изобретение. Однако в современных условиях резкого обострения конкурентной борьбы на рынке патент выступает не только и не столько как средство охраны производственной и хозяйственной деятельности патентовладельца, сколько как самостоятельный объект коммерческих, особенно внешнеторговых сделок.

В современных условиях практически все изобретения в развитых странах патентуются, поэтому все новые товары, которые выпускаются на рынок, являются запатентованными.

Под патентоспособностью понимается основанная на законе возможность получения правовой охраны изобретений. Для получения патента в большинстве развитых стран необходимо наличие следующих признаков:

1) моральная новизна, т.е. отсутствие предшествующих заявок, публикаций, раскрывающих сущность изобретений и доступных неопределенному кругу лиц;

2) промышленная применяемость, т.е. возможность использования изобретений в любой области экономики, в частности в сельском хозяйстве и торговле;

3) неочевидность, которая означает определенный "изобретательский шаг" вперед по отношению к достигнутому в данной отрасли уровню техники.

 

 

Лицензия

 

Лицензия - это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки на протяжении определенного периода времени за обусловленное вознаграждение.

Различают три вида лицензий: неисключительная (простая), исключительная и полная. Основой для такого распределения служит объем переданных прав по использованию предмета лицензии.

При продаже неисключительной лицензии лицензиар разрешает лицензиату на определенніх условиях использовать секрет производства, оставляя при этом за собой право как на иего самостоятельное использование, так и предоставление аналогичных по условиям лицензии прав другим заинтересованным предприятиям или лицам.

При продаже исключительной лицензии лицензиар предстовляет лицензианту исключительное или монопольное право на использование изобретения или секрета производства в пределах оговоренных в нем условий и на определенной географической территории, указанной в соглашении.

При этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования данного изобретения и тем более от продажи аналогичных лицензий третьим лицам на тех же условиях и на той же территории. Это, однако, не лишает лицензиара права на самостоятельное использование данного изобретения и на выдачу лицензий другим лицам на отличных условиях и вне оговоренной территории.

При предоставлении исключительной лицензии лицензиар очень часто вносит в соглашение разного рода оговорки, которые ограничивают права лицензиата. Такая лицензия называется ограниченной исключительной лицензией. Наибольшее распространение в практике лицензионной торговли получили следующие оговорки:

лишение права лицензиата на самостоятельную реализацию лицензируемой продукции (сбыт ее в этом случае производится через сбытовые органы лицензиара или какой-нибудь другой фирмы, предназначенной лицензиаром или избранной по согласованию сторон);

запрет экспорта продукции или ограничение его определенной территорией;

ограничение сферы использования предмета соглашения строго определенной областью;

ограничение количества выпускаемой продукции и установление максимального уровня ее производства и др.

При продаже полной лицензии лицензиатору предоставляется исключительное право на ее использование в течениие всего срока действия соглашения. На этот период лицензиар лишается права на использование изобретения или секрета производства как самостоятельно, так и путем выдачи лицензии другим лицам.

Промышленные фирмы для осуществления непосредственных операций по продаже лицензий создают у себя лицензионные (патентные) отделы, отделы заграничного лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию. Лицензионные отделы (сектора) создаются в крупных компаниях развитых стран, которые осуществляют в большом объеме научно-исследовательские работы и патентуют свои изобретения.Функции этих отделов обширны.

Во-первых, они включают изучение торговли патентами и лицензиями, сбор и предоставление подразделениям, отделам, службам информации о новых технических достижениях, о новых патентах конкурентов, о состоянии спроса на рынке изобретений, об условиях лицензирования в разных странах. Они также изучают фирмы, которые обнаруживают интерес к покупке лицензий, выдают рекомендации о целесообразности продажи лицензий по сравнению с организацией товарного экспорта в страну предпролагаемого лицензиата.

Во-вторых, эти отделы обеспечивают патентную охрану результатов научных исследований и технических достижений своей фирмы.

Они осуществляют патентование изобретений в своей стране и за границей, регистрацию товарных знаков и промышленных образцов, наблюдают за случаями нарушения другими фирмами патентных прав в отношении своей фирмы, ведут суды и другие процессы по патентным делам фирмы.

Лицензионное соглашение - договор, согласно которому собственник изобретения или технологических знаний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, «ноу-хау», товарные знаки и т.д.

В лицензионных соглашениях определяется вид лицензии (патентая, беспатентная), характер и объем прав на использование технологии (простая, исключительная, полная лицензия), производственная среда и террториальные границы использования предмета лицензии.

По способу передачи технологии лицензионные соглашения делятся на самостоятельные и сопутствующие.

При передаче самостоятельной лицензии технология или технологические знания передаются независимо от их материального носителя.

Сопутствующая лицензия, это такая лицензия, когда она предоставляется вместе с заключением соглашения на строительство предприятия, снабжение комплетного технологического оборудования или предоставление инженерно-консультационных услуг.

Лицензионные платежи - вознаграждение продавцу за предоставление права покупателю на использование предмета лицензионного соглашения.

Практикуется два основных вида лицензионных платежей:

1) периодические отчисления от дохода покупателя на протяжении периода действия соглашения;

2) одноразовый платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основании экспертных оценок.

К первому виду относятся платежи в виде роялти, а также оговоренное участие в прибыли лицензиата, ко второму - выплата паушального платежа, передача части ценных бумаг лицензиата, встречная передача технологической документации.

Периодические отчисления (роялти) на практике устанавливаются в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Ставка роялти устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, ее себестоимости, валовой прибыли или определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции. Наиболее распространенным методом является исчисление роялти в процентах от стоимости продаж продукции:

 

, (8.33)

 

где Rs –ставка роялти;

R – годовая сумма роялти;

S – годовая сумма чистых продаж за исключением косвенных налогов, сборов, пошлины.

 

Формирование ставки роялти определяется на практике многочисленными факторами. К ним относятся:

факторы степени риска (производственного и коммерческого);

конкуренция со стороны альтернативных технологий;

монополизация рынка продукции, в производство которой внедряется новая технология, и ряд других.

Уровень роялти в современной лицензионной торговле варьирует в пределах от 2 до 10% при более часто встречаются ставках 3-5%.

Участие в прибыли лицензиата предполагает отчисление в пользу лицензиара определенной части прибыли, полученной в результате использования предмета лицензий. Доля лицензиара колеблется от 10% по простой к 20-30% прибыли по исключительной лицензии.

Паушальные платежи являются твердо зафиксированной в лицензионном соглашении суммой вознаграждения, осуществляемой единовременно и не зависимой от объема производства или сбыта лицензионной продукции. Паушальный платеж представляет собой собственно говоря фактическую цену лицензии.

Паушальный платеж может быть определен по формуле:

 

t, (8.34)

 

где П – паушальный платеж;

n – срок действия лицензионного соглашения;

– дисконтированная стоимость предполагаемых роялти в год t;

Rc – ставка роялти в процентах от стоимости чистых продаж;

St – годовая стоимость чистых продаж в год;

r – ставка дисконта.

Паушальный платеж практикуется при передаче сопутствующих лицензий вместе со снабжением технологического оборудования, при продаже лицензий малоизвестной фирме, нежелании лицензиата допустить контроль над производством лицензионной продукции, при возможных осложнениях в процессе перевода прибыли и в некоторых других случаях. Как правило, в выплате паушального вознаграждения больше заинтересован продавец (лицензиар).

Передача части встречных бумаг лицензиата (акций и облигаций) нередко встречается в международной практике, что связано со стремлением лицензиара установить контроль над производственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций, а в ряде случаев эта доля бывает существенно выше.

Встречная передача технической документации чаще всего используется при перекрестном лицензировании и предполагает взаимный обмен лицензиями, технологическими знаниями и опытом. На практике часто встречаются разные сочетания описанных форм вознаграждения.

 

Ноу-хау»

 

К ноу-хау принадлежат знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и другого характера, которые имеют коммерческую ценность, могут быть применены в производстве и профессиональной практике и не обеспеченные патентной защитой. В буквальном переводе с английского ноу-хау означает "знать как".

Содержание понятия "ноу-хау" чрезвычайно широко, оно может охватывать всяческую информацию, необходимую для эффективной организации производства и сбыта продукции. Ноу-хау могут включать в себя коммерческие секреты, незапатентованные технологические решения и другую информацию производственного и торгового характера, которая недоступна широкому кругу лиц. Элементами ноу-хау могут быть разнообразные руководства к использованию, спецификации, формулы и рецептура, документация, схемы организации производства, характеристики технологического процесса, знание и опыт в области маркетинга, в области оформления, упаковки продукции и т.д. Одним из основных признаков ноу-хау является конфиденциальность, секретность этого вида информации, еще не ставшего общим достоянием.

Ноу-хау широко используются при заключении лицензионных соглашений, договоров о всяческих видах технического сотрудничества, обмене и передаче технологий, инвестиционном сотрудничестве, представлении инженерно-консультационных услуг.

Передача информации типа ноу-хау может осуществляться согласно контракту в следующих формах:

технической документации, т.е. чертежей, проектов, схем, технико-экономического обоснования, технологических карт, методик, расчетов и т.д.;

устной информации и показа, в процессе которых сообщаются технические сведения, передается опыт, приемы работы;

изготовленных образцов технических объектов, ознакомление с которыми раскрывает заложенные в них конструктивные и другие решения.

В последнее время в мировой практике наблюдается стойкая тенденция к расширению торговли ноу-хау, которая вызвана разными причинами. Развитие науки и техники привело к тому, что практическое использование переданных на основе лицензионных соглашений запатентованных технологий в силу их сложности является – без помощи разработчиков – либо очень затруднительным, либо влекущим неоправданно большие затраты материальных, финансовых, трудовых ресурсов и времени. Поэтому приобретение вместе с технологиями ноу-хау на их освоение с экономической точки зрения более выгодно. Включение в договора и соглашения пунктов о передаче ноу-хау ведет, с одной стороны, к увеличению доходов продавца, а с другой - к ускорению освоения предмета соглашения у покупателя, так как это способствует быстрой и полной передаче накопленного технологического опыта, производственных секретов, участию специалистов продавца в пуско-наладочных работах, обучению технического персонала покупателя.

В современных условиях предприятия, остерегаясь указать конкурентам направление научного поиска в публикуемом описании патента, все чаще отказываются от патентования создаваемых изобретений. Практика показывает, что сохранение в секрете новых технических и иных решений с поледующим их распространением по договорам на передачу ноу-хау превратилась в самостоятельный объект договорных отношений.

Значительную ценность в современных условиях могут приобретать не патентоспособные решения, реализация которых по договорам на передачу ноу-хау может принести существенную прибыль или другие выгоды.

Тенденция к расширению торговли ноу-хау свойственна прежде всего высокоразвитым странам. В Украине, например, договоры на ноу-хау пока довольно редкое явление. Хотя можно предположить увеличение их количества в ближайшему будущему в силу развития рыночных отношений, конкуренции, технического и технологического перевооружения действующих и вновь создаваемых предприятий. Именно эти обстоятельства диктуют спрос на знания и опыт, именуемые ноу-хау.

Превращение ноу-хау в товар, по мнению венгерского специалиста И.Газды, произошло в 30-х годах 20-го столетия. Существенное же повышение значения ноу-хау началось лишь в 50-х годах.

Товарный знак

 

Сегодня предприниматели целеустремленно идут к рынку и каждый стремится найти в нем свою нишу. Появление большого количества малых предприятий, частных фирм и индивидуальных производителей привело к появлению на рынке массы однородной продукции, которая имеет разный уровень качества. Идет естественный процесс формирования конкурентных отношений.

Разобраться в большом количестве однородных товаров и услуг потребителю поможет товарный знак предприятия-производителя, знак обслуживающего сервисного предприятия.

Товарный знак - это лицо фирмы, гарантия качества товара или услуг и защита коммерческих интересов в условиях рынка. Товарный знак как один из видов промышленной собственности является объектом правовой охраны. Понятие ''товарный знак'' предусматривает в качестве охранного документа свидетельство, выдавааемое Государственным патентным ведомством Украины.

Товарный знак – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров и услуг, которые производят или представляют одни юридические или физические лица, от однородных товаров и услуг, которые производят или представляют другие юридические или физические лица.

Свидетельство на товарный знак удостоверяет факт регистрации товарного знака, его приоритет и исключительное право владельца на пользование товарным знаком для маркирования выпускаемой продукции либо услуг. Владельцем товарного знака может быть юридическое или физическое лицо. Если выпуском товаров или оказанием услуг, имеющих общие характерные признаки, занимаются объединения предприятий, то такое объединение может быть владельцем коллективного товарного знака.

Право собственности на знак удостоверяет свидетельство.

Объем правовой охраны, который предоставляется владельцу товарного знака, определяется приведенным в свидетельстве изображением знака и перечнем товаров и услуг, на которые он распространяется.

Зарегистрированный товарный знак, также как и патент на изобретение, относится к объектам промышленной собственности и после определения его стоимости может войти в состав нематериальных активов его владельца - юридического или физического лица. Владелец свидетельства имеет право проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку, указываюшую на то, что знак зарегистрирован в Украине.

Предупредительная маркировка представляет собой большую букву латинского алфавита R, заключенную в окружность ®, или же две бальшие буквы ТМ, обозначающие, что заявка на товарный знак подана.

Физические и юридические лица, осуществляющие посредническую деятельность, вправе использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком производителя товаров и услуг, а также вместо товарного знака последнего на основе договора между ними.

Любое физическое или юридическое лицо Украины вправе зарегистрировать свой товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию. В последнем случае требуется произвести первоначальную регистрацию товарного знака в Украине.

Использование зарегистрированного товарного знака третьими лицами, а также использование аналогичного товарному знаку обозначения считается нарушением прав владельца свидетельства.

Существуют следующие виды товарных знаков:

словесные – в виде слов естественного языка или в виде искусственных словообразований;

изобразительные – в виде конкретных изображений, символов, абстрактных изображений;

объемные – это трехмерные изображения. Предметом товарного знака этого типа может быть оригинальная форма, упаковка.

комбинированные товарные знаки - комбинация элементов разного характера.

Особой разновидностью товарного комбинированного знака являются этикетки и ярлыки.

Одной из основных функций товарного знака является его рекламная функция. Для обеспечения устойчивого положения на рынке владелец товарного знака должен постоянно подтверждать свой имидж производителя качественной продукции. Наличие товарного знака вызывает доверие потребителей к товару, и тем самым ставит производителей, имеющих товарный знак, в более выгодное положение по сравнению с предпринимателями, не имеющими товарного знака. Товарный знак должен иметь новизну идеи, обладать выразительностью, быть ассоциативным, т.е. вызывать в сознании представление о качестве товара или каком-либо из его свойств, лаконичным и эстетичным.

Контрольные вопросы

 

1. Сущность нематериальных активов.

2. Состав и особенности нематериальных активов.

3. Оценка нематериальных активов.

4. Переоценка нематериальных активов.

5. Амортизация нематериальных активов.

6. Патент, патентная защита.

7. Лицензия, ее виды.

8. Функции лицензионных (патентных) отделов.

9. Лицензионные соглашения, их виды.

10. Виды лицензионных платежей.

11. Факторы формирования ставки роялти.

12. Сущность ноу-хау.

13. Причины расширения торговли ноу-хау на современном этапе.

14. Товарный знак, его виды.

15. Товарный знак как объект правовой охраны.

16. Функции товарного знака.

 

 



2015-11-20 598 Обсуждений (0)
Понятие и виды нематериальных активов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды нематериальных активов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)