Механизмы рыночной экономики
Основой экономики являются производственно-хозяйственные системы (ПХС), т.е. образования, в которых целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, нацеленные на производство и реализацию продуктов, изделий, услуг. Любое образование, созданное человеком представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции\ услуги для конечного потребления. Такие социально-экономические системы в реальной жизни реализуются в виде предприятий, компаний, фирм и т.д. Их продукция – товары, услуги, информация. Теория управления выделяет виды организаций: социально-образовательные (цель – удовлетворение потребностей клиентов), социально-экономические (цель – получение максимальной прибыли), социально-культурные (цель – достижение эстетических целей,) Любая производственная системафункционирует в дифференцированнойсоциально-экономической среде. Это внешняя среда, включающая все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной и стратегической деятельности. Среда никогда не бывает стабильна, и, конечно, каждая организация должна не только знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде обернется в неудачный бизнес вообще. В центре современной методологии менеджмента — понятие адаптации. Адаптация социальная — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; включает как приспособление личности\группы к среде, так и изменение среды в соответствии с их запросами. три различных инструмента управления .Первое — это иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, и т.п. Второе — культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом,, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третье — это рынок, то есть сеть равноправных отношений основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. Иерархическая организация, культура и рынок — не просто «инструменты управления», а сложные явления, почти всегда сосуществующие в реальных хозяйственных и социальных системах. Любая производственная система функционирует в нестабильной внешней среде, к которой относятся всё то, что влияет на организацию, но чем сама организация не управляет. Эти компоненты влияют на организацию напрямую (например, государство) либо косвенно (например, экономическая ситуация). Существует разделение среды .Внутренняя среда (микросреда) организации, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная (независимая от формы организации) и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы. Внутренняя среда состоит из различных компонентов. В организации, принадлежащей одному предпринимателю, функции берутся на себя одним лицом, в то время как в больших организациях они разделены и закреплены за специализированными внутренними структурами. В социальной жизниобществаустойчивость связей и отношений, интеграция стремлений, действий и интересов индивидов обеспечиваетсясоциальными институтами(полит., эконом., соц., религ. и т.п.) Совокупность социально-экономических правил–институты рыночной экономики, которые регулируют, структурируют и облегчают отношения участников рынка. К ним относятся как положения гражданского кодекса, так и принципы разрешения житейских конфликтов, принятые в данном социуме. Институты бывают двух типов: формальные (нормы и правила, закрепленные в писаном праве; за нарушение – легальные санкции) и неформальные (сюда относятся общепринятые правила поведения; за нарушение – остракизм и снижение репутации).
28. Понятие структуры управления организацией (организационная структура управления).Орг. стр упр. – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие орг-ции как единого целого.Сущ. отношения взаимозависимости между эл-тами: изменения в каждом из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных.Структуры управления на многих современных предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер ¾ принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; ¾ вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; ¾ принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; ¾ принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; ¾ принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |