Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Виды организаций. Форма оранизационных структур




Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей

Организации бывают формальными и неформальными. Неформальные организации формируются стихийно, в контексте неупорядоченных человеческих отношений. Как правило, во главе неформальных организаций стоит человек, который признан всеми или большинством членов как лидер. Формальные организации — это организации, которые намеренно создаются людьми. В основе таких организаций лежит договоренность. Формальные организации имеют устав (или любой другой документ, который разграничивает обязанности членов организации).

Формальные организации принято делить на простые и сложные. Простыми называют организации, у которых имеется только одна цель; при достижении этой цели организация может прекратить свое существование. Сложные организации соответственно обладают несколькими целями Акционерное общество - объединение акционеров (фирм, физических лиц, банков, компаний, страховых обществ и т.д.) для получения прибыли (дивиденда) на вложенный капитал. Высшими органами управления делами Общества являются общее собрание акционеров и избираемое им правление. Консорциум - временный союз хозяйственно независимых фирм для достижения скоординированной деятельности в различных сферах бизнеса, включая банки и иные финансовые организации. Концерн - крупная многоотраслевая компания-объединение многих фирм в целях осуществления полного замкнутого цикла воспроизводства конечной продукции, сочетающая жесткий внутрифирменный финансовый контроль с самостоятельностью предприятий. Корпорация - объединение акционеров, предполагающее коллективное владение капиталом (собственностью), которое отделено от управления предприятиями профессионалами-менеджерами. Зарубежное законодательство гарантирует существование корпорации независимо от изменения состава владельцев капитала. В случае банкротства корпорация отвечает только по своим обязательствам. Транснациональная корпорация - крупнейший концерн международного масштаба с большой децентрализацией управления производством. Кооператив - добровольное объединение граждан для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на основе коллективной собственности, самофинансирования, самостоятельности и самоуправления, материальной заинтересованности, сочетания интересов их членов, коллектива и общества. Партнерство - состоит из двух и более лиц, заключивших между собой контракт на совместное владение предприятием. Каждый из партнеров несет равную ответственность за общее дело, получает долю прибыли, уплачивает самостоятельно на нее налог. Индивидуальный бизнес - мелкая фирма, находящаяся в единичном владении. Совместное предприятие (СП) - договорное объединение одного или нескольких предприятий с одной или с несколькими иностранными фирмами для осуществления взаимовыгодной хозяйственной или иной деятельности на основе Устава и договора, после регистрации которых предприятие приобретают права юридического лица. Малые предприятия (МП) в СНГ - предприятия с числом работающих до 200 человек, создаваемые гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими хозяйство, а также государственными органами, предприятиями, организациями любых форм собственности. Действуют на основе Устава, утвержденного учредителями, приобретают права юридического лица после регистрации в исполкомах Советов народных депутатов.



Производственно-коммерческая ассоциация - это добровольное объединение фирм, предприятий (кооперативов, частных, научных, торговых, сбытовых и т.д.) для совместной взаимовыгодной деятельности, но при сохранении их полной самостоятельности.

 

45.СТАТУС РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ
1) позиция, занимаемая работником в структуре социальных отношений в организации;
2) способ идентификации работника с социальной структурой орга-низации (см. Структура организации).
В соответствии с принятой классификацией социальной организации на формальную и неформальную различают формальный (официальный) и неформальный статус работника;. Формальный статус является характеристикой места работника в структуре формальных отношений. Он означает официальную (формально закрепленную) ролевую позицию, отделенную от конкретного работника и отраженную в нормативных документах, т. е. должностную и (или) профессиональную. Занятие работником данной ролевой позиции авто-матически предполагает наделение его определенным формальным статусом. Неформальный статус характеризует место работника в системе межличностных неформальных отношений, возникающих в процессе и по поводу деятельности (или в процессе, но не по поводу этой деятельности) и реализуемых на уровне контактной целевой группы. Статус в этом случае есть характеристика работника. Он базируется на признании (непризнании) коллегами его определенного места в системе (прежде всего в иерархии) указанных отношений, а также его определенных значимых для группы качеств. Именно наличие и признание группой этих качеств обусловливают авторитет работника среди коллег. Структура межличностных отношений динамична и неотделима от конкретных лиц, вступающих во взаимодействие.
В рамках сложившихся представлений о формальном С. Р. в О. можно выделить две существенно отличные точки зрения. Первая точка зрения, высказанная Дж. Морено и Т. Парсонсом («роли статуса»), более традиционна: формальный статус означает прежде всего позицию, занимаемую работником в структуре вертикальных властных, иерархических отношений (см.: Иерархия; Власть в организации). Он выступает характеристикой, предопределяющей то, что в классической традиции именовалось формальным авторитетом работника ( см. Авторитет в организации). Такая точка зрения на С. Р. в О. в отечественной традиции ярко представлена в работах А. И. Пригожина, который идентифицирует должностную позицию работника с понятием «формальный статус», а для характеристики позиции в горизонтальных отношениях употребляет понятие «функция».
Согласно второй точке зрения на С. Р. в О., высказанной Р. Линтоном и развиваемой в современной теории социальных ролей (теория театра), формальный статус рассматривается, во-первых, как характеристика социальной структуры, а не личности в организации; во-вторых, описывается исключительно как горизонтальная (функциональная) характеристика места работника в системе формальных отношений. Формальный статус как характеристика социальной структу-ры фиксирует профессиональную принадлежность работника, а также вытекающие из нее предписанные права и обязанности. Следовательно, любой работник в организации обладает формальным статусом. С. Р. в О. рассматривается в ряду таких переменных, как: актор (активный субъект деятельности); личность (человек, имеющий статус); роль (поведение, диктуемое статусом); экспектации, или ожидания, предъявляемые к актору в процессе исполнения роли разными инстанциями и группами делового взаимодействия. Они интерпретируются и в разной степени учитываются актором при исполнении роли: экспектации, предписанные сценарием, - ожидания, заданные формальной структурой; экспектации других акторов - ожидания коллег по работе, других профессионалов; экспектации аудитории - ожидания потребителей услуг (руководитель, клиенты). Такая точка зрения является наиболее адекватной механизму функционирования современных административных организаций на Западе.
Руководитель в этом случае перестает восприниматься как лицо, обладающее особым статусом. Его полномочия являются лишь одной из рядоположенных функций, закрепленных формальной структурой наряду с друЕго полномочия являются лишь одной из рядоположенных функций, закрепленных формальной структурой наряду с другими, а сама его деятельность - лишь одной из разновидностей профессиональной деятельности в организации. Такое понимание формального статуса отражает характерные для западной культуры тенденции к построению организации на принципах высокой специализации и профессионализации деятельности, а также специфический взгляд на природу власти (см.: Власть в организации; Формальная (официальная) организация). Будучи в определенной степени адекватной логике построения организации в американской и западноевропейской реальности, эта точка зрения на С. Р. в. О. вряд ли может рассматриваться как универсальная и пригодная для описания организационных отношений вне этой культуры.
Статус наемного работника
Сотрудники организации — прежде всего наемные работники. Статус наемного работника выгоден подчиненному, поскольку не ставит его в личную зависимость от «шефа», но зато оставляет его под опекой и защитой законов государства и законов организации. Последняя может нанимать и увольнять работников, повышать или понижать в должности, сообразуясь не с личными интересами вышестоящего лица, а исключительно с целями организации. Статус наемного работника не позволяет организации использовать индивида сверх меры и по произволу. Должностное лицо имеет четко установленный рабочий день, сверх которого без добровольного согласия его никто не имеет права занимать.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)