История как процесс развития природы и общества
Слово «история» заимствовано из древнегреческого языка и вошло в большинство современных языков. первоначальное значение этого термина: рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что исследовано. Современное значение: - процесс развития природы и общества; - комплекс социально-гуманитарных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества в его многообразии; - ход развития чего-либо; - прошлое, сохраняющееся в памяти людей (устная история); - рассказ; - происшествие. Типология исторических наук: - всемирная (всеобщая) история; - история отдельных континентов, стран и народов. Классификация по хронологии: - история первобытного общества; - история древнего мира; - история средних веков; - новая и новейшая история. Классификация по сферам общественной и духовной жизни: - священная история; - гражданская история; - политическая история; - социальная история; - история общественной мысли и т. д. Значение исторических знаний. Приведем ряд высказываний выдающихся историков разных эпох. М. Цицерон: «История – это свидетель эпох, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего». Н.М. Карамзин: «История… есть священная книга народов, главная и необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение и изъяснение настоящего и пример будущего…». В.О. Ключевский: «…Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться». «Великорус – историк от природы: он лучше понимает свое прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймет, что он не догадался. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нем больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства». Н.А. Бердяев: «Если бы для индивидуального человека не существовало путей приобщения к опыту истории, то как жалок, пуст и смертен по всему своему содержанию был бы человек!». Исторический процесс. Термин «процесс» означает ход какого-либо явления, последовательную смену состояний, стадий развития. Бывают разные процессы: производственный, судебный, учебный, химический и др. Для данной темы важно понятие «исторический процесс». Это последовательная смена экономических, политических, демографических, этнических, духовных явлений, событий, это – жизнь человеческого общества, государств и их регионов, поселений, отдельных семей и людей. Как всякий процесс, он может иметь начало, этапы развития и конец. Конкретно воссоздать процесс возникновения человека на Земле нельзя. Можно лишь предполагать на основании косвенных признаков какие-то элементы этого процесса. Как известно, имеется несколько версий появления человека: А) человек – божественное творение; Б) к появлению человека на Земле причастны инопланетяне (космическая версия); В) человека создала природа в процессе эволюции (естественнонаучная версия). В процессе эволюции (150 – 40 тысяч лет) человек менялся. Исторический процесс – итоговая слагаемая векторов действия общественных сил, государственных органов, людей во всех сферах жизни (экономической, политической, духовной, личной и т. д.). Развитие общества носит естественноисторический характер. Как и в природе, в нем действуют слепые силы, оно изменяется, совершенствуется, переходит из одного качественного состояния в другое независимо от желания людей, наделенных сознанием и поступающих сознательно (а порой и не по своей воле, а под давлением обстоятельств), а также бессознательно, инстинктивно. Парадокс: исторический процесс объективен, но он есть результат деятельности людей, субъектов, личностей. Взгляды на историю и исторический процесс менялись по мере развития человеческого общества. В древности форма восприятия исторического процесса была мифологической (впрочем, в генах современного человека эта склонность сохраняется). Господствовали фантастические представления людей об окружающем мире, природе, человеке. Не сразу было осмыслено и понятие «время». В средние века (Европа) имело место господство теологии и теократии, которые осмысливали исторический процесс как единую универсальную схему от сотворения мира и человека, явления Христа до страшного суда. В основе понимания исторического процесса лежало божественное провидение (провиденциализм). В период перехода от средневековья к Новому времени рождается рационалистическая концепция. Мыслители Возрождения освободили науку от религиозных догм, додумались, что источником развития является не провидение, а внутренние причины. Известный отрезок истории делился на три периода: А) античный период; Б) средние века; В) Новое время. В эпоху Просвещения торжествовали идеи свободы и прав человека, правового государства, разделения властей. В середине XIX века мир представлялся ученым последовательной сменой эпох: А) естественное состояние древнего человека; Б) дикое состояние; В) цивилизация. В начале XIX века появились теории локальных культур и цивилизаций. Рассмотрим некоторые теории, раскрывающие сущность исторического процесса. А) Теория исторического круговорота (Д. Вико): - Век Богов; - Век Героев; - Век Людей. Б) теория Ж. Кондорсе, выделившего десять эпох в развитии общества: 1. Первобытное состояние. 2. Переход от пастушества к земледелию. 3. Разделение труда. 4. Древняя Греция. 5. Древний Рим. 6 – 7. Средневековье. 8. Эпоха книгопечатания и развития наук. 9. Идея равенства людей. 10. Буржуазный способ производства. В) Марксистский подход к пониманию исторического процесса (формационный подход). В его основе лежит способ производства, экономические отношения, в которые органически включаются и другие социальные отношения. Марксизм выделяет: А) первобытнообщинный строй; Б) рабовладельческий строй; В) феодальный; Г) капиталистический; Г) коммунистический. От бесклассового общества через классово-антагонистические формации общество движется к бесклассовому. Смена происходит последовательно, по мере накопления производительных сил – скачками, как без революций, так и с революциями. Таким образом, у всех народов один исходный пункт и один и тот же конечный. Эти формации у разных народов могут проходить разновременно. На основе общественно-экономических формаций была установлена периодизация исторического процесса, при этом каждая формация составляет историческую эпоху. Марксистская теория признает неизбежность ухода со сцены капитализма, что очень не нравилось представителям имущих классов и их идеологам в XIX – XX веках и не нравится им ныне. Исключение – «легальные» марксисты в России. Можно было говорить о революционной роли буржуазии в свержении феодального строя. Современный антикоммунизм ведет идеологическую борьбу с коммунизмом. Г) Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса. Следует иметь в виду, что термин «цивилизация» имеет несколько значений: А) синоним слова «культура»; Б) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; В) ступень общественного развития, следующая за варварством. В XIX веке термин «цивилизация» употребляли для характеристики капитализма. Российский историк Н.Я Данилевский считал, что нет всемирной истории, а есть история цивилизаций-культур, замкнутых, индивидуальных. По мысли О. Шпенглера, цивилизация – заключительная стадия развития любой культуры. Выделяют три типа цивилизаций: А) цивилизации непрогрессивных форм существования; Б) цивилизации циклического развития; В) цивилизации прогрессивного развития. Существует также западная концепция единой цивилизации. Следует признать, что признаков общего в современных цивилизациях немало: А) общепланетарные системы информации; Б) международное разделение труда; В) попытки совместного решения глобальных проблем современности; Г) деятельность международных организаций. Таким образом, сформулированы несколько концепций исторического процесса: линейный, спиралевидный, цикличный, маятниковый, маятниково-спиралевидный и др. История как наука. История как наука зародилась в античную эпоху. Крупнейшими историками той эпохи были Геродот, Тацит, Полибий, Тит Ливий. В последующие эпохи крупнейшими исследователями были Э. Тайлор, Г. Морган и др. Отечественные классики исторической науки – Татищев, Ломоносов, Карамзин, Соловьев, Ключевский. В пушкинском наследии также есть исторические работы о Петре Первом и Пугачевском бунте. В советский период видными историками были М.Н. Покровский, Е.В. Тарле, Б.М. Рыбаков, К.В. Гусев и др. Историческая наука имеет обширный понятийный аппарат. Законы и закономерности истории. Законы у истории есть. Но проявляются они как законы больших чисел, с высокой вероятностью отклонений, причем и сами закономерности имеют исторический характер, меняются вместе с условиями своего проявления. Законы выражают результаты совокупной деятельности людей, которые не служат простыми винтиками колоссальной бездушной машины истории.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |