Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 15 страница



2015-11-20 404 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Можно привести мрачный список интриг, убийств и во­енных кампаний в борьбе между партиями и с внешними врагами, тогда как императоры, которых сажали на трон, свергали или убивали, не являлись самостоятельными по­литическими фигурами. Часто императорами становились дети, а взрослые больше интересовались вином и женщина-


Раздел империи 251

ми, а не государственными делами. За сто лет после Юань-ди, основателя династии Восточная Цинь, на троне Нанки­на сменились не менее десяти императоров. Этот период от­мечен вторжением миллионной армии тибетского правите­ля северной империи, а также несколькими мощными восстаниями, среди которых выделяется мятеж 400 года, когда крестьяне южного побережья и внутренних районов восстали против угнетения и эксплуатации. Их протест при­вел к образованию тайного общества, похожего на движение «желтых повязок» двумя веками раньше.

В 420 году военачальник по имени Ю Люй убил импера­тора-марионетку и — поскольку сам принадлежал к царско­му роду — объявил себя первым императором династии Сун, которую обычно называют династией Люй-Сун, чтобы от­личить от последующей династии Сун. Война между север­ной и южной империями практически не прекращалась, и самым серьезным можно считать обострение 450 года, когда империя Тоба, чтобы защитить новую столицу Лоян, захва­тила большой кусок южных территорий. Несколько десяти­летий спустя восстание местных князей привело к провоз­глашению императором полководца Сяо Дао-Чэна, который сначала убил правящего императора, а затем и его юного наследника.

После его восшествия на трон династия Люй-Сун смени­лась династией Южная Ци, и многие из недовольных или лишившихся собственности аристократов бежали — как это бывало после всех дворцовых переворотов — на север, что привело к новым атакам со стороны империи Тоба. Закат ди­настии Южная Ци начался в 494 году, когда власть захватил один из принцев, сначала убивший императора, а затем унич­тоживший всю свою семью, чтобы никто не смог претендо­вать на трон. После его смерти в результате конфликта между дальними родственниками трон занял один из них, Сяо Янь (502 г.). Он взял себе имя У-ди и основал династию Лян.


252 Раздел империи

Любитель литературы и буддизма, У-ди продержался на троне необычно долго, целых сорок семь лет, пока не пал от руки вождя из рода Тоба, возглавившего один из мятежей, обычных для эпохи заката империи Тоба. Этот человек впо­следствии сам занял трон в Нанкине, но ненадолго — китай­ская армия разгромила его и восстановила династию Лян. Новый император и его сторонники пришли из верховьев Янцзы и считали, что Нанкин расположен слишком далеко от их поместий. Поэтому столицу перенесли в Ханькоу, в трехстах милях к западу, но венное командование осталось в Нанкине, в результате чего южный Китай разделился на две части, восточную и западную.

В 555 году армия Северной Чжоу, государства, образо­вавшегося после распада империи Тоба, вторглась на юг, поддерживаемая одной из соперничающих партий. Ханькоу был захвачен, и вассальным императором стал принц из рода Чжоу; его династия получила название Поздняя Лян. На востоке через год или два императором был провозглашен один из нанкинских военачальников; его династия называ­лась Чэнь. Обе династии, Поздняя Лян и Чэнь, просущество­вали не более двух десятилетий. В 589 году они были унич­тожены тем же самым Ян Цзянем, который покорил север Китая и основал династию Суй. Через триста шестьдесят лет страна вновь объединилась: династия Суй правила всем Ки­таем, от Вьетнама и Тайваня на юге до Ташкента в Централь­ной Азии. Дальнейшая история — это повесть о жизни отца и сына.


ГЛАВА 15

Суй

(581-618 гг.)

Ян Цзянь, ставший владыкой всего Китая, происходил из аристократической семьи, владения которой располагались между Лояном и Чаньанью. Он сделал карьеру на военном поприще, занимая различные командные посты в Северном Чжоу. Коротконогий, с непропорционально широкой тали­ей, суровый и резкий в обращении, скупой, лишенный обая­ния и привлекательности, подверженный припадкам ярос­ти, он оказался удивительно искусным правителем — несмот­ря на то, что занял трон в результате жестокой борьбы за власть и многочисленных убийств. Ян Цзянь взял себе трон­ное имя Вэй-ди. Он был необыкновенно счастлив в браке, и жена, ассимилировавшаяся сюнну, разделяла его буддий­скую веру, пуританские взгляды и приверженность монога­мии. В их уникальный союз — брачный и государственный — она привнесла рассудительность и здравый смысл, хотя иног­да и проявляла упрямство, характерное для женского пола. Императрица плакала каждый раз, когда слышала о казни, но когда муж захотел помиловать одного из ее родственни­ков, совершивших преступление, наказуемое смертью, она сказала: «Это чисто государственное дело. Зачем примеши­вать к нему личные мотивы?» И преступник был казнен.


254 Суй

Вскоре Вэй-ди основал новую столицу. После обязатель­ного обращения к прорицателям было выбрано место к юго-востоку от Чаньани, и в полном соответствии с имперскими традициями там построили город, ставший одной из архи­тектурных жемчужин той эпохи. Столица была названа Да-син («Великое возрождение») и занимала более тридцати квадратных миль; в центре города располагался обнесенный стеной дворцовый комплекс с огромным залом приемов.

Вэй-ди отменил закон Северной Чжоу, запрещавший буд­дизм и даосизм. Он основал множество буддийских храмов и поддерживал образованных и дисциплинированных мона­хов, которые занимались благотворительной деятельностью, проводили религиозные церемонии во славу империи, мо­лились о дожде или его прекращении, просили благосло­вения у предков императора. Тем не менее он не осуждал даосизм, буддийская форма которого формировалась на про­тяжении столетия, в результате чего Лао-цзы превратился в главное божество и появились храмы, монашеские ордена, святые места и священные тексты. Но в том, что касалось уп­равления страной, Вэй-ди твердо придерживался конфу­цианских принципов с их проповедью послушания, что так импонировало солдатскому мышлению императора. Имен­но конфуцианство лежало в основе масштабной политиче­ской реформы, проведенной в эпоху династии Суй и при­несшей спокойствие, единообразие и стабильность на тер­риторию огромной империи, терзаемой бесконечными войнами, соперничеством провинциальных кланов, корруп­цией и даже разнообразием диалектов.

Прежде всего требовалось создать дееспособное централь­ное правительство. Оно имело следующую структуру: верх­ний эшелон власти состоял из трех «наставников» и трех «герцогов», у них в подчинении находились три министер­ства, в которых была сосредоточена вся реальная власть, управление имперских дел, канцелярия и дворцовый секре-


Суй 255

тариат. Управление имперских дел состояло из нескольких управлений: чинов, налогов, обрядов, военных дел, наказа­ний и общественных работ; к другим важным подразделе­ниям относились цензурное управление, главная инспекция водоснабжения и девять «дворов» — двор императорских жер­твоприношений, двор императорских пиров, двор император­ского рода и так далее. Глава каждого подразделения, как и любой государственный служащий, имел определенный ранг, форму одежды, жалованье и привилегии. Ядро правитель­ства составляли жесткие и безжалостные люди, многие из которых были чужеземцами из остатков северных империй, где когда-то правили уроженцы степей. Кандидатов на выс­шие должности рекомендовал императору совет из высоко­поставленных сановников, а государственных служащих низ­шего ранга отбирало управление чинов.

Это управление совершило настоящую революцию в про­винциальных органах власти, которые до того оставались вотчиной местной знати. Гражданское управление было вос­становлено в тех областях, которые ранее находились на во­енном положении. Все чиновники были поделены на девять рангов (в соответствии с численностью населения префек­туры или провинции), которые определяли размер жалова­нья — его выплачивали ковшами зерна два раза в год, — а расходы оплачивались из дохода от принадлежавших госу­дарству полей. Срок пребывания в должности ограничивал­ся тремя годами; повторное назначение не допускалось, и чиновник не мог принимать на службу близкого родствен­ника, дабы исключить неуместное влияние. Цензурное уп­равление и инспекторы из столицы тщательно проверяли деятельность властей на местах, став глазами и ушами им­ператора, который позволял своим тайным агентам искушать чиновников взятками и приговаривал к смерти всякого, кто не устоял перед искушением. Сам император, отказавшись назначать канцлера и лично выполняя большую часть его


256 Суй

обязанностей, внес существенный вклад в достижения им­перии, уделял много внимания наведению порядка на мес­тах. Более того, три раза в год три представителя каждой из ста девяноста префектур, на которые была поделена страна, должны были являться в столицу для проверки действий местных властей, за чем следовала раздача наград или нака­заний. Кроме того, они удостаивались аудиенции у импера­тора, который напоминал им о честности и других обязатель­ных принципах конфуцианства.

Неутомимое стремление императора Вэй-ди к реформи­рованию государства имело два основных направления. Во-первых, это стремление сформировать класс компетентных государственных служащих, которые набирались из всех слоев населения, независимо от национальности, региональ­ных или классовых различий — за исключением торговцев и ремесленников. Возродилась практика экзаменов, в осно­ве которых лежало знание классических канонов; поддерж­ка оказывалась людям с высокими моральными качествами, а не тем, кто мог похвастаться знатным происхождением. Другое направление деятельности Вэй-ди — новый свод за­конов, состоявший из 1735 статей и вышедший в свет через пятьдесят лет после появления свода законов византийско­го императора Юстиниана, заложившего основы западной юриспруденции. Несмотря на то что в новом законодатель­стве запрещались такие наказания, как публичная демонст­рация отрубленных голов, расчленение тела и порка, в нем все же чувствовалась приверженность букве закона, харак­терная для мышления императора. Так, например, вор, ук­равший незначительную сумму, мог быть приговорен к смерт­ной казни — как и чиновник, совершивший мелкий просту­пок, не донесший о преступлении или принявший небольшое подношение. Вэй-ди признавал конфуцианскую идею о не­нужности законов при наличии добродетельного правителя: «Возможно, недалеко то время, когда оно [уголовное право]


Суй 257

будет провозглашаться, но не применяться. Пусть тысяча про­винций и несметное число князей узнают об этих наших на­мерениях». Разумеется, такие времена никогда не наступили, и основы свода законов Суй просуществовали многие века. Кроме того, был разработан подробный табель о рангах, куда были занесены чиновники всех без исключения государствен­ных учреждений — земельных, налоговых и т. д., — чтобы все точно представляли, что от них требует закон.

В области военного строительства Вэй-ди также ввел жесткий контроль центральных властей. Все оружие, за ис­ключением того, что находилось в армии, было объявлено незаконным, а его частное производство запрещено. Воен­ные зоны были демилитаризованы, а местные отряды напря­мую управлялись из штаб-квартиры в столице. Привилегии аристократов в военной карьере уступили место таланту и заслугам, а полномочия гражданской администрации были четко очерчены законом, что исключало какое-либо вмеша­тельство со стороны армии. Значительная часть необыкно­венно эффективной военной машины империи Суй требо­валась для сдерживания непрекращающихся набегов варва­ров на севере страны, где под защитой Великой Китайской стены были основаны колонии, которые поставляли продо­вольствие для армии, а сама Великая Китайская стена была отремонтирована и продлена — результат принудительного труда миллионов человек из числа местного населения. Ка­рательные экспедиции далеко на восток, в современную Маньчжурию, а также на юг, во Вьетнам, не всегда приноси­ли успех, но в целом спокойствие в империи удавалось под­держивать умелым сочетанием военных и дипломатических мер, в число которых входило и восстановление системы уплаты дани.

Все это способствовало процветанию империи Суй. Сис­тема распределения земли, аналогичная существовавшей в империи Тоба, обеспечивала обилие сельскохозяйственной


258 Суй

продукции, а также приток налогов в виде зерна и текстиля. Система продовольственных запасов включала в себя пять главных зернохранилищ, в которых скопилось до пяти мил­лионов бушелей зерна, собранных государством в виде на­логов.

Со временем Вэй-ди и его супруга поддались паранойе — совершенно необоснованной — относительно готовивших­ся против них заговоров. В число подозреваемых вошли и их дети, и император нашел поводы, чтобы лишить наслед­ства, казнить или каким-либо другим способом отстранить от власти пятерых сыновей. Исключение составлял лишь вто­рой сын, любимец императора Ян Гуан. Именно он в 604 году после смерти отца — мать умерла на два года рацыне — стал вторым императором династии Суй, взяв себе тронное имя Ян-ди.

На посту наместника Юга, который пожаловал ему отец, он уже многое сделал, чтобы искоренить враждебность юж­ных провинций по отношению к северным, которая нако­пилась в результате многовекового конфликта, а также умерить презрительное отношение южан к северным «вар­варам». Снижение налогов, казнь притеснявших простой народ чиновников, великодушие к потерпевшим пораже­ние полководцам, поддержка и буддизма, и даосизма — все это приносило плоды. Кроме того, он женился на южанке, образованной и тонко чувствующей девушке, обладавшей литературным талантом; уважение и любовь к ней он про­нес через всю жизнь.

Тем не менее женитьба не спасла его — если верить ки­тайским историкам — от распутства. Поскольку мандат Неба был отобран у Ян-ди и за ним закрепилось унизительное прозвище «губитель династии», историки не брезговали под­логом и подтасовкой фактов, чтобы его очернить. Что бы ни говорили о похотливости императора, он был тонким поэтом и прозаиком, ценителем прекрасного и поклонником эсте-


Суй 259

тики, характерной для старой южной, империи. Однако об­винения в расточительстве, резко контрастировавшем с эко­номностью его отца, вполне обоснованы. Он любил пыш­ность и показуху. Выбрав цвета и наряды для своего двора, Ян-ди приказал восстановить Лоян, лежавший в развалинах после длительных войн. Город был отстроен с необыкно­венной роскошью и стал третьей столицей страны — наряду с Дасином его отца и Нанкином, где располагался двор. Пыш­ные императорские процессии постоянно курсировали меж­ду этими городами, а также добирались до самых дальних уголков страны, в том числе до новых храмов и нескольких святых мест, где император совершал торжественные жерт­воприношения и молился о благополучии страны.

Эти постоянные переезды в сопровождении сотен чинов­ников и помощников обходились невероятно дорого. В со­четании с ненавистью к повседневным делам они расшаты­вали структуры централизованного управления, созданные его отцом, и после казни трех видных государственных му­жей Ян-ди стал окружать себя льстецами и лизоблюдами, которые изолировали его от реальности. Тем не менее прав­ление императора Ян-ди отмечено серьезным достижени­ем — широкомасштабными работами по прокладке сети ка­налов, начатыми еще при его отце. Это позволило значи­тельно улучшить систему транспорта и связи в центральных районах Китая.

Новый канал соединял восстановленные старые каналы и реки, протянувшись на несколько сот миль на северо-за­пад от современного Гуанчжоу до реки Янцзы; следующий отрезок, длиной более семисот миль, выходил к Хуанхэ в окрестностях Лояна, а последний пятисотмильный участок шел на северо-восток, заканчиваясь неподалеку от Пекина. На строительство Великого Императорского канала, продол­жавшееся шесть лет, были мобилизованы более пяти мил­лионов человек, и при нехватке мужчин власти впервые в


260 Суй

истории Китая привлекали к принудительным работам жен­щин. Уклонявшимся от мобилизации отрубали голову, а нерадивых работников ждали суровые наказания. Такие грандиозные проекты, как прокладка Великого Император­ского канала и строительство Великой Китайской стены, не имеют себе равных в человеческой истории. Вдоль берегов канала были проложены дороги, обрамленные вязами и ива­ми, а между почтовыми станциями появились император­ские домики — на участке, соединяющем Янцзы с Хуанхэ, их насчитывалось сорок. Именно по этой ветке канала по за­вершении строительства проплыла пышная императорская процессия: сам Ян-ди располагался на четырехпалубной джонке в форме дракона, длиной двести пятнадцать футов, с двумя просторными залами для приемов, его сопровожда­ло несметное число судов, вытянувшихся непрерывной це­почкой на шестьдесят миль. Вдоль всего маршрута чинов­ники были обязаны снабжать караван судов продовольстви­ем, и один из историков так описывает ситуацию: «Те, кто устраивал обильные подношения, награждались должностью или титулом, скупых же ждало наказание — вплоть до смерт­ной казни».

Связи с Японией, поддерживавшиеся (в основном через Корею) на протяжении четырех столетий, еще со времен цар­ства Вэй, увенчались прибытием первого полноценного по­сольства. Гораздо большую тревогу вызывали тюрки, осно­вавшие могущественную империю, протянувшуюся от север­ного Китая до границ Византии и впоследствии распавшуюся на восточную и западную. Западная империя тюрков распо­лагалась на северо-восточной границе Китая, и мир в этом районе удавалось поддерживать лишь с помощью искусной дипломатии. Более серьезную опасность представляли вос­точные тюрки, оккупировавшие территорию современной Монголии, и именно для защиты от них отец Ян-ди прика­зал продолжить Великую Китайскую стену. Однако этих мер


Суй 261

оказалось недостаточно, и пришлось прибегнуть к традици­онным средствам — подкупу, династическим бракам, залож­никам, дани и демонстрации силы. Так, например, во время одного из церемониальных путешествий на север страны Ян-ди принимал в своем роскошном передвижном дворце вож­дя восточных тюрков, великого хана; они обменялись подар­ками — три тысячи лошадей от хана и тринадцать тысяч лок­тей шелка от императора.

Однако в отношениях с одним из соседей не помогали ни дипломатия, ни угрозы. На территории современной Мань­чжурии и на севере Корейского полуострова окрепло цар­ство Когурё. Отец Ян-ди уже предпринимал неудачную по­пытку его подчинить, а сам Ян-ди, империя которого про­стиралась на три тысячи миль с востока на запад и на пять тысяч миль с севера на юг, считал это маленькое царство ча­стью империи Хань; кроме того, он хотел помешать возмож­ному союзу Когурё с тюрками. В период с612по614 год были предприняты три дорогостоящих военных похода, и все они закончились поражением. Ян-ди не отступил и приказал го­товиться к четвертой кампании, но его планам помешали бунты, охватившие всю страну. Это была расплата за огром­ные людские и финансовые потери, связанные с прокладкой канала и войнами против Когурё, с расточительством импе­ратора, а также слабостью центрального правительства, обус­ловленной постоянными переездами. За два года число вос­станий достигло двух сотен, и аристократия стала отворачи­ваться от императора, выдвигая своих претендентов на трон. Льстецы, окружавшие Ян-ди, продолжали скрывать от него истинное положение дел — один человек, попытавшийся рассказать правду, был забит до смерти прямо в зале для приемов. Когда приближающуюся катастрофу скрывать ста­ло уже невозможно, император бежал в южную столицу.

Еще в 615 году прорицатель предупреждал Ян-ди, что вскоре императором станет человек по имени Ли. О том же


262 Суй

рассказывала популярная народная баллада. Ян-ди казнил одного из видных полководцев по фамилии Ли — вместе с тридцатью двумя членами его семьи, — а дальние родствен­ники были отправлены в ссылку. Однако один Ли, извест­ный своей преданностью императору, избежал подозрений. Это был Ли Юань, князь Тан, в котором текла кровь несколь­ких царских родов древних северных империй. Храбрый воин, умелый руководитель и хитрый стратег, он быстро продвигался по службе и зарекомендовал себя решительны­ми действиями против мятежников и бандитов.

Однако в 617 году, наблюдая за бессилием правительства и, возможно, не без влияния баллады о неизбежном воцаре­нии Ли, он уступил уговорам своих сторонников и сам стал главным мятежником. Опираясь на помощь великого хана тюрков, он собрал 200-тысячную армию и захватил столицу империи Суй Дасин. После этого он низложил Ян-ди, пре­дававшегося унынию в южной столице, и объявил импера­тором его шестилетнего внука. Однако бедный ребенок не­долго продержался на троне — в 618 году Ли Юань захватил Лоян и объявил себя императором. Со смертью Ян-ди, уби­того в домике для купаний собственной стражей, с истори­ческой сцены исчезла и династия Суй.

Несмотря на краткий сорокалетний период правления, эта династия, состоявшая из отца и сына, не только вновь объ­единила Китай, но и путем культурной унификации, а также через созданные ею политические, военные, юридические и экономические институты проложила дорогу «китайскому средневековью» и стала одной из самых известных динас­тий этого периода. За три десятилетия были заложены осно­вы следующей династии, просуществовавшей три столетия.


ГЛАВА 16

Тан

(618-907 гг.)

Китайская история постоянно повторяется, будто подчиня­ясь величественному ритму времени. Из хаоса и руин воз­никает талантливый правитель, который основывает динас­тию, возрождающую страну. Государство процветает. Затем начинается период упадка. Страна погружается в хаос, и вновь становится слышен ритм барабанов истории. Так про­исходило и с династией Тан.

Именно такое имя дал династии Ли Юань, основавший ее в 618 году. Он взял себе тронное имя У-ди, но в истории остался под своим посмертным храмовым именем Гао-цзун. Ему исполнилось пятьдесят три года, и он был искусным наездником и лучником, любителем охоты и пышных музы­кальных представлений. Рассказывали, что он выиграл свою прекрасную жену, состязаясь в стрельбе из лука; мишень была изготовлена в виде павлина, и его стрелы поразили оба глаза нарисованной птицы.

Он объявил столицей империи Дасин и переименовал город в Чаньань — в честь расположенной неподалеку древ­ней столицы страны. Главной своей задачей он считал до­стижение мира, и на это у него ушло десять лет. Он добился своей цели не только с помощью силы, выиграв несколько


264 Тан

крупных сражений, но и умелой политикой. Гао-цзун отда­вал префектуры под управление добровольно сложивших оружие лидеров мятежников и амнистировал их войска, включал разбитые отряды противника в состав своей армии, казня их полководцев, восстанавливал на должностях мест­ных чиновников, сохранивших верность Ян-ди, и сумел уго­ворить многих мятежников перейти на свою сторону. По­степенно он восстановил жесткий контроль центрального правительства над местными властями, гражданскими и во­енными, причем последние были заменены местным опол­чением, призываемым на службу на короткие периоды вре­мени.

Он сохранил систему распределения земли, установлен­ную империями Тоба и Суй, ввел подушный налог в разме­ре двухсот мер зерна, двадцатифутового рулона шелка и два­дцати рабочих дней трудовой повинности, а также начал че­канить унифицированные монеты (при династии Суй было восстановлено денежное обращение). Он жестко контроли­ровал торговлю, назначая управляющих каждого рынка в столице и провинции, которые должны были поддерживать порядок, регистрировать все лавки, проверять гири и весы, следить за ценами и качеством товара. Он продолжил вос­становление системы экзаменов, начатое в период правле­ния династии Суй, — сначала в ограниченных масштабах и при сохранении привилегий знати. И наконец он назначил комиссию для разработки нового единого свода админист­ративных и уголовных законов.

В этом знаменитом своде законов Тан количество статей уменьшилось с 1735 (свод законов Суй) до 502-х. Древние верования настолько прочно укоренились в китайском мыш­лении, что новые законы основывались на классическом принципе инь-ян, а также представляли собой компромисс между философией конфуцианства и представлениями ле-гистов. В соответствии с принципом инь-ян и теорией пяти


ВОСТОЧНЫЕ ТЮРКИ


Танская империя в VIII в.


266 Тан

первоэлементов законы были направлены на достижение гармонии с природой, частью которой является человеческое общество; этой гармонии угрожали преступления, разрушав­шие общество, и если преступления оставались ненаказан­ными, это вызывало природные катастрофы — наводнения и засухи. Поэтому в части наказаний новый кодекс был очень жестоким, причем наказания предусматривались за широ­кий круг проступков, от невнимательной проверки докумен­тов чиновником до предупреждения врага о готовящемся нападении или занятий магией.

Иногда преступление наказывалось штрафом или уволь­нением с должности, но в общем случае кодекс предусмат­ривал пять видов наказаний: от десяти до пятнадцати уда­ров легкой палкой, от шестидесяти до ста ударов тяжелой палкой, каторжные работы сроком до трех лет, пожизнен­ная ссылка и смертная казнь путем отсечения головы или удушения. Смертью карался мятеж, а также осквернение часовен предков, гробниц и императорских дворцов. Эти два вида преступлений предусматривали удушение отца и сы­новей преступника, обращение в рабство нескольких поко­лений его семьи, конфискацию имущества. Они возглавляли список так называемых «десяти мерзостей», в число кото­рых входило и неуважение к родителям: избиение родите­лей или родителей отца или покушение на их убийство ка­рались смертью, а если человек должным образом не оп­лакивал их смерть, его могли приговорить к пожизненной ссылке. Жена, ударившая мужа, наказывалась годом испра­вительных работ, а наложница — полутора годами. Подоб­ные наказания предусматривались за оскорбление персон, стоящих на более высокой ступени сложной китайской та­бели о рангах.

Суровость наказания усиливалась по мере снижения ран­га преступника — за исключением высших должностных лиц, которые были обязаны строго соблюдать законы и поэтому


Тан 267

лишались привилегий своего класса. Сложность системы наказаний можно оценить по количеству ступеней админи­стративной и социальной лестницы, для каждой из которых предусматривалась своя кара за то или иное преступление. Общество состояло из трех классов: знати и чиновников, простолюдинов и низшего класса, к которому относились крепостные и рабы. Родовая знать делилась на пять рангов, а чиновничество — на девять рангов с тридцатью степенями. Наказание смягчалось в зависимости от ранга и степени, и такие же послабления делались несовершеннолетним, ста­рикам, женщинам, инвалидам и умственно неполноценным. Добровольное признание — прежде чем дело дошло до суда — могло стать основанием для помилования, тогда как ложное обвинение наказывалось так же, как и преступление, в кото­ром доносчик обвинял жертву. В целом свод законов Тан оказался таким всеобъемлющим и точным, что просущество­вал вплоть до XIV века и стал образцом для законодатель­ных систем Японии, Вьетнама и Кореи.

В международных делах никак не удавалось устранить угрозу с севера, со стороны восточного тюркского каганата. Щедрые подношения императора Гао-цзуна не смогли оста­новить регулярные набеги, однако новые фортификацион­ные сооружения помогли ослабить их силу. Эти достиже­ния, а также успех в подавлении восстаний внутри страны были во многом заслугой умелых действий сына императо­ра по имени Ли Ши-минь. Однако законным наследником трона был назначен не он, а его старший брат, что привело к соперничеству между ними, причем в этом конфликте тре­тий брат принял сторону наследника. В 626 году после бес­конечных интриг и маневров наступила развязка. Ли Ши-минь, знавший о том, что братьям удалось настроить против него отца, и получивший сообщение шпиона, что соперники собираются его убить, был вынужден перейти к решитель­ным действиям.


268 Тан

Ли Ши-минь обвинил братьев в незаконной связи с жен­щинами из отцовского гарема. Предупрежденные одной из наложниц, они отправились во дворец, чтобы заявить о сво­ей невиновности. Им нужно было пройти через ворота, охра­няемые императорской стражей, но Ли Ши-минь подкупил командира и с двенадцатью своими сторонниками занял по­зицию у ворот. Когда браться приблизились, Ли Ши-минь стрелой из лука пронзил наследника престола, а его люди убили другого брата.

Один из военачальников Ли Ши-миня вошел во дворец в полном вооружении и с копьем — это считалось серьезным правонарушением — и объявил пораженному ужасом импе­ратору о смерти братьев. Через три дня Ли Ши-минь был провозглашен законным наследником и возглавил прави­тельство. Несколько недель спустя Гао-цзун отрекся в пользу Ли Ши-миня и оставшиеся девять лет своей жизни провел в сельской глуши.

Так в 626 году Ли Ши-минь, которому исполнилось двад­цать шесть лет, стал вторым императором династии Тан. Он остался в истории под своим посмертным именем Тай-цзун и почитался как блестящий образец государя всеми после­дующими правителями китайской империи. Об этом вряд ли можно было догадаться по его первым действиям, когда он, дабы избавиться от возможных соперников, приказал казнить десятерых детей убитых им братьев, что противоре­чило конфуцианскому воспитанию, которое он получил как член чужого, но могущественного клана Шэнси. Он был не только отважным, энергичным и искусным военачальником, но также прекрасно разбирался в поэзии и истории и в со­вершенстве владел искусством каллиграфии.



2015-11-20 404 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 15 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)