Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 11 страница



2015-11-20 407 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В 86 году до н. э. страну объехала специальная комиссия, которая должна была оценить тяготы жизни простых людей. Вслед за этим самые обездоленные слои получили помощь государства. В 81 году до н. э. восемьдесят видных ученых-конфуцианцев, назначенных провинциями, собрались в сто­лице, чтобы доложить о нуждах страны и предложить сред­ства исправления ситуации. Жаркие споры, разгоревшиеся на этом собрании, были увековечены в трактате, составлен­ном несколько лет спустя и озаглавленном «Спор о соли и железе».

Название это отнюдь не исчерпывает содержания дискус­сии, поскольку словесные баталии развернулись по гораздо более широкому кругу вопросов, затронув не только пробле-


Ранняя Хань. Окончание 179

му государственной монополии на производство соли и же­леза, но и философию, действия правительства, а также эко­номическую и международную политику. Спор шел между сторонниками двух точек зрения, так называемыми рефор­мистами и модернистами. Обе стороны часто обращались, как это было принято в Китае, к историческим прецедентам: тени Чжоу-гуна и Шан Яна незримо присутствовали в дис­куссиях. Если на Западе говорят, что все доказательства мож­но найти в Библии, то в Китае эту функцию выполняет ис­тория (или мифология).

Обе стороны рассматривали мир как место действия из­вечного ритма пяти сил (первоэлементов, или фаз), но если реформисты считали, что каждая последующая сила, при­ходящая на смену предыдущей, вырастает из нее, то модер­нисты были убеждены, что каждая сила побеждает предше­ственницу. Более жесткий и свободный от идеализма мо­дернистский подход нашел отражение в приверженности к легистским принципам управления, опирающимся на силу закона, на поощрение и наказание, а также к идее государ­ственного управления экономикой, сочетавшего национа­лизацию с поощрением торговли, производства и развития транспорта; в международной политике упор делался на ак­тивные действия против сюнну. Таковы были взгляды пра­вящих кругов, подвергавшиеся жестокой критике со сторо­ны реформистов.

Реформисты утверждали, что моральные уроки и мораль­ный пример важнее наказания и что законы несправедливы по отношению к людям и лишь способствуют росту преступ­ности. Государственные монополии и государственное ре­гулирование, которые, по утверждению модернистов, пере­распределяли прибыль в пользу государства и способство­вали стабилизации цен, на самом деле лишь ведут к появлению некачественных товаров и усиливают расслое­ние между богатыми и бедными — расточительство и рос-


180 Ранняя Хань. Окончание

кошь одних соседствовали с нуждой других, причем это на­блюдалось не только в столице. Реформисты сожалели об использовании трудовой повинности в промышленном про­изводстве, поскольку, как и их предшественник Шан Ян, верили, что процветание Китая связано с сельским хозяй­ством, а не с промышленностью; схожего мнения придержи­вался Цицерон во времена Римской республики, а также Джефферсон в первые годы существования США, восемнад­цать столетий спустя. Что касается международной полити­ки, то реформисты утверждали, что расширение империи ослабило страну, не гарантировав безопасности. Реформис­ты и модернисты также спорили по поводу подготовки ми­нистров и государственных чиновников — модернисты во главу угла ставили практические потребности правительства, а не теорию, тогда как реформисты настаивали на повсемест­ном применении системы экзаменов с упором на моральные качества, поскольку чиновничий аппарат непомерно раздут и коррумпирован.

Жаркие споры не привели к немедленным результатам, но указывали на перемены в политическом мышлении. Последу­ющие годы были отмечены императорскими указами, рефор­мистскими по своему характеру. Новое мышление находило опору и в неблагоприятных природных явлениях, посредством которых Небо реагировало на земные события. В 74 году до н. э., после подозрительной смерти императора Чжао-ди в воз­расте двадцати двух лет и двадцатисемидневного правления внука одной из жен У-ди, который был низложен за незнание этикета, новый император Сюань-ди дал объяснения этим яв­лениям. Не все они были неблагоприятными: к благословению небес были причислены гнезда прекрасных птиц в царском дворце, медвяная роса и видения в виде золотых драконов, все увековечены в названиях периодов царствования императора. С другой стороны, такие знамения, как неурожай, землетрясе­ния и резкая перемена климата интерпретировались в импера-


Ранняя Ханъ. Окончание 181

торских указах как признак недовольства Неба жесткой поли­тикой правительства. В этом случае снижались расходы двора, цены на соль и налоги.

В международной политике новое мышление привело к отказу от агрессии по отношению к варварам. Вместо этого возобладала идея расширения сельскохозяйственных коло­ний в западных районах, а также налаживания дружеских отношений с окружавшими Китай мелкими княжествами, чтобы те не искали союза с ордами сюнну. В процессе этого перехода сформировался институт дани, в котором вырази­лось отношение китайцев к иностранцам, сохранившееся до наших дней.

Считалось, что Сын Неба имеет дело с низшими по ран­гу, то есть вассалами. Их правители или послы знатного рода должны были являться к императорскому двору в день но­вогодней аудиенции, принося дары и в свою очередь полу­чая подарки от императора. Вассалы также обязаны были присылать императору одного из юных князей в качестве заложника, который содержался при дворе за счет государ­ства и воспитывался в духе уважения к китайской культуре. Вассальные царства должны были поддерживать мир, за что им полагалась денежная субсидия, а в случае начала воен­ных действий предоставлять Ханьской империи войско и провиант. Если Сын Неба отправлял распоряжение васса­лу, оно удостоверялось правой половиной бронзовой эмб­лемы, на которой обычно изображался тигр; левая половина эмблемы хранилась у вассала. Однако такие распоряжения были редкостью, потому что Китай не вмешивался во внут­ренние дела подчиненных государств, хотя китайские дип­ломаты постоянно посещали вассалов, чтобы информировать двор о положении дел — в первую очередь о возможностях для торговли.

Китай получил выгоду от многолетнего мира и расцвета торговли, но империи пришлось заплатить за это немалую


182 Ранняя Хань. Окончание

цену. Стоимость собираемой ежегодно дани была гораздо меньше стоимости подарков императора, в число которых входили колесницы, лошади, золото, шелк и зерно. Вассалы нередко получали экономическую помощь, а также прибыль от экспорта товаров в Ханьскую империю. Другими словами, система дани, утверждавшая культурное и моральное превос­ходство китайцев, просто прикрывала грандиозные подачки варварам, призванные их умиротворить. По оценкам совре­менников, на это тратилось до семи процентов доходов каз­ны, но кто знает, сколько человеческих жизней и материаль­ных ценностей помогла сохранить такая политика.

Правление Сюань-ди знаменательно и вторым большим собранием ученых. После указа императора У-ди от 136 года до н. э. о создании академии для изучения пяти классиче­ских произведений, когда пять канонов стали основой экза­менов на государственные должности, споры и дискуссии по поводу этих текстов не прекращались. Не существовало ав­торизованных версий и общепризнанных интерпретаций сочинений, превратившихся в каноны китайской культуры, и периодически появлялись их новые варианты. Этот воп­рос представлял не просто академический интерес, но имел важное практическое значение: в посланиях из прошлого содержались не только нормы и правила, определяющие поведение человека в быту, но и наставления правителям. Многочисленные дебаты завершились собранием, на которое по приглашению императора прибыли лучшие ученые со всей страны и которое состоялось в 51 году до н. э. в Павильоне каменного канала главного дворца. Больше двух лет ученые вели дискуссии и работали над различными вариантами тек­стов, прежде чем опубликовали официальные версии и ин­терпретации, которые с тех пор изучались в Высшей школе и знание которых было обязательным для кандидатов на го­сударственные должности, хотя альтернативные интерпре­тации не подверглись запрету.


Ранняя Хань. Окончание 183

Преобладающей идеологией стали взгляды Дун Чжун-шу (см. предыдущую главу), а мистические и космологические аспекты его учения привели к появлению так называемой апокрифической литературы. Эти работы, пользовавшиеся большой популярностью, отличал особый подход к класси­ческим произведениям, особенно к «Книге перемен». Смесь старых неконфуцианских представлений, истории, мифоло­гии, а также манипуляций с приметами и числами использо­валась для объяснения мира. В центре внимания оккультиз­ма также находилось понятие времени, а взаимозависимость между Небом, Землей и человеком требовала пристальных наблюдений за звездами, движением планет и их располо­жением по отношению к двадцати восьми созвездиям, за сол­нечными и лунными коронами, затмениями, кометами и метеоритами. Так появилась наука о катастрофах, предмет которой охватывал и небесные явления и земные бедствия, такие как наводнения, засухи и нашествия саранчи. Сопер­ничающие школы предлагали прямо противоположные ин­терпретации, используемые политическими фракциями для борьбы друг с другом или для маскировки критики в адрес императора:

С тех пор, как Ваше Величество взошло на трон, солнце и луна утратили свой блеск; звезды изменили своим обычным путям; горы рушатся, реки выходят из берегов; земля сотрясается, скалы крошатся. Летом холодно, зимой гремит гром; весной все сохнет, а осенью сгорает. Что Ваше Величество думает — процветает империя или нет?

Эти необычные рассуждения их автор завершал предпо­ложением, что виновных следует искать среди министров, и


184 Ранняя Хань. Окончание

этот вывод привел сановников в такую ярость, что сочини­телю отрубили голову. Тем не менее эта интерпретация при­мет оказала влияние на императора, который, как и его со­временники в древнем Риме, верил в приметы и предзнаме­нования.

В 49 году до н. э., когда на трон взошел император Юань-ди, реформистские тенденции усилились. Сторонники этих взглядов утверждали, что виной роста преступности стали такие факторы, как суровость наказания, непомерные нало­ги и коррупция. Поэтому на протяжении следующих сорока лет было объявлено восемнадцать всеобщих амнистий, а жесткая легистская политика несколько смягчилась: число судебных процессов сократилось, а наказания стали более мягкими. Император ввел эти послабления тремя указами, объявив, что прислушался к предостережениям Неба и на­мерен восстановить равновесие, нарушенное прежней невер­ной политикой.

Реформистам удалось значительно сократить государ­ственные расходы, объявив о начале эры скромности. Были упразднены специальные ведомства, занимавшиеся предос­тавлением повозок и лошадей, принадлежащих государству, а также охраной некоторых парков и озер. Численность двор­цовой стражи была сокращена, а чиновникам предписали уменьшить свои расходы. Экономия коснулась государствен­ных приемов и транспорта, а игры, устраивавшиеся для раз­влечения знати, были отменены. Закрылись охотничьи доми­ки, а также фабрики, снабжавшие дворцы шелковыми одеж­дами. Постепенное сокращение персонала Палаты музыки в 7 году до н. э. завершилось ее упразднением, и 829 певцов и музыкантов остались без работы. Было прекращено выращи­вание овощей в зимний период — на это уходило слишком много дорогостоящего топлива. Однако из-за резкого сни­жения доходов казны через три года пришлось восстановить отмененную монополию на добычу соли и железа.


Ранняя Хань. Окончание 185

Еще большие возможности для экономии представляли религиозные обряды. В период правления Юань-ди в столи­це и провинциях насчитывалось 343 храма для поклонения предкам императора, что требовало 25 тысяч жертвоприно­шений ежегодно, а на обслуживании этих храмов были заня­ты более 60 тысяч человек — стражников, жрецов, поваров, музыкантов, работников, ухаживающих за жертвенными животными, и так далее. Императорский указ предписывал закрыть более двухсот храмов. В период болезни императо­ра Юань-ди службы возобновились в надежде заручиться помощью божественных сил, но после того, как император умер, храмы вновь закрылись. Второй раз они временно от­крывались для того, чтобы помочь — тоже тщетно — Чэн-ди, который в 33 году до н. э. сменил на троне Юань-ди, об­завестись наследником, но в целом экономия средств оказа­лось значительной. Через год или два после восшествия Чэн-ди на престол была пересмотрена еще одна большая ста­тья расходов. Традиционные места религиозных церемоний, совершаемых императором, находились на некотором уда­лении от Чаньани, что требовало дорогостоящих император­ских процессий, а также использования нефритовых сосу­дов и богато украшенных алтарей. Большую часть расходов по этой статье удалось сократить, построив новые храмы Неба и Земли в самой столице, с фаянсовыми сосудами вме­сто нефритовых и простыми алтарями. Кроме того, были предприняты меры по уменьшению стоимости императорских гробниц — ритуал погребения требовал не только драгоцен­ностей, богатого убранства и значительных запасов продоволь­ствия, но и больших расходов на обслуживание, а иногда и на перемещение огромного числа рабочих.

С другой стороны, проводить политику экономии меша­ли два неблагоприятных фактора. Первый из них — череда стихийных бедствий, таких как разлив Хуанхэ в 30 году до н. э., вызвавший панику в столице и потребовавший пяти


186 Ранняя Хань. Окончание

сотен лодок для эвакуации жителей из тех районов, кото­рым угрожало затопление. С ситуацией удалось справиться при помощи принудительных работ, когда за тридцать шесть дней был построен комплекс дамб, направлявших лишнюю воду во вспомогательные каналы. Завершение грандиозно­го строительства было увековечено в названии периода прав­ления императора — Усмирение Реки.

Другим неблагоприятным экономическим фактором ста­ли все возраставшие трудности сбора налогов. Воспитанные в духе конфуцианства чиновники нарушали принципы, за­ставляя крестьян платить налоги вместо них. Более того, выс­шие сановники и министры становились крупными земле­владельцами — в неурожайные годы они по дешевке скупа­ли земельные наделы — и использовали любую возможность, чтобы скрыть новые приобретения от сборщиков налогов.

Знать, чиновники и богатые торговцы сосредоточивали в своих руках все больше земли, обеспечивая себе экономи­ческие преимущества по отношению к крестьянству, что при­носило вред правящей династии. Попытки справедливого распределения сводились на нет заинтересованными круга­ми. Землю обрабатывали наемные работники, которыми ру­ководил либо собственник, живущий на доходы от своего поместья, либо — если владельцем был чиновник, занимаю­щий государственный пост, — арендатор, деливший прибыль с владельцем.

Рабы редко использовались для возделывания земли, поскольку в рабочих руках недостатка не ощущалось. Те из них, кто находился в частном владении, исполняли обязан­ности прислуги, а в больших семьях из них формировались охрана, вооруженное ополчение, конные конвои. Рабы были акробатами и певцами, а красивые молодые девушки, обу­ченные актерскому искусству, часто удовлетворяли сексу­альные аппетиты своих хозяев или даже становились налож­ницами. Государственные рабы трудились на государствен-


Ранняя Хань. Окончание 187

ных предприятиях, в лесах, на конных заводах, в арсеналах и имперских мастерских; их использовали на гражданской службе на должностях писцов, счетоводов, посыльных и но­сильщиков, а также как дворцовую прислугу. Всего в стране насчитывалось несколько сот тысяч рабов, находившихся в государственном и частном владении, или менее одного про­цента населения. Государственные рабы были преступника­ми, отбывавшими наказание по приговору суда, а частные лица приобретали рабов двумя способами: либо крали, либо покупали в периоды бедствий, когда впавшие в нужду семьи продавали женщин и детей. Кроме того, рабы поступали из Центральной Азии или из варварских племен на далеком юге. Обращались со всеми рабами, как правило, хорошо.

Владение землей и рабами являлось одним из аспектов роскошного образа жизни богачей. Они хвастались своим богатством — ездили в двухколесных колясках, носили до­рогие халаты с длинными обшлагами и разноцветные тюр­баны, прогуливались по дорожкам парков и берегам озер в своих поместьях, где устраивались бега, соревнования луч­ников, игры в мяч и пикники. Гостей на роскошных пирах развлекали певцы, музыканты и танцоры, бродячие артисты из Центральной Азии, борцы, акробаты и фокусники.

Заболевших пользовали врачи, руководством для кото­рых служили стандартные конфуцианские учебники по ме­дицине. К ним относились такие труды, как «Внутренний канон Желтого Владыки» и «Лекарства Божественного Зем­лепашца» (считалось, что оба этих трактата содержат зна­ния легендарных мудрецов и поэтому священны), а также «Трудные вопросы» и «Трактат о лихорадке» (эти работы рассматривались как собрание человеческих знаний, накоп­ленных опытным путем). Традиционная китайская медици­на почти не изменилась с тех времен, когда были написаны эти книги. Кроме врачей, исповедующих принципы конфу­цианства, были еще и так называемые потомственные лека-


188 Ранняя Хань. Окончание

ри, которые работали помощниками у своих отцов и иногда выполняли обязанности семейных врачей, получающих предварительные годовые гонорары. Помимо них врачева­нием занимались многочисленные знахари, шаманы, жрецы и просто пожилые женщины, которых считали невежествен­ными и недобросовестными, но все же часто приглашали в дома знати в качестве нянек и акушерок.

В доханьские времена молва объясняла болезни воздей­ствием злых духов, но теперь — по крайней мере, обеспечен­ные люди — относили их причины к сфере социального или сверхъестественного, например к каре за оскорбление чьих-то предков. Что касается профессиональных лекарей, то они искали дисгармонию внутри организма, а также в отноше­ниях между организмом, окружающей средой и вселенной — то есть нарушение баланса между жизненной энергией тела, инь-ян и пятью первоэлементами. Таким образом, медицин­ская наука опиралась на философские и космогонические представления своего времени. Она отличалась необычайно глубоким знанием анатомии, и подход китайского врача при выявлении конкретного заболевания у пациента мало чем отличался от подхода его современных коллег: он изучал историю болезни, окружающую среду и прощупывал пульс. Затем врач прописывал порошок или пилюли — их готовил он сам или фармацевт — с комбинацией сильнодействующе­го «главного» препарата, разжижающего загустевшую кровь, «ведущего» препарата, позволяющего добраться до поражен­ной системы, и вспомогательных веществ, дополняющих действия первых двух и предотвращающих побочные эффек­ты. Выбор лекарств — растительного и минерального про­исхождения — был огромен.

В качестве альтернативы или дополнения применялась акупунктура, а также моксибустион, методика сжигания су­шеной полыни в определенных точках на коже. Акупункту­ра, завоевавшая признание во всем мире, тоже представля-


Ранняя Хань. Окончание 189

ет собой воздействие на определенные точки кожи, распо­ложенные вдоль четырнадцати невидимых линий, или ме­ридианов, проходящих вдоль всего тела. Считается, что введение в эти точки тонких металлических игл длиной от половины дюйма до нескольких дюймов восстанавливает равновесие энергетического потока, нарушение которого вы­зывает боль или болезнь. Вдоль меридианов располагаются несколько сотен точек, каждая из которых отвечает за опре­деленное состояние, и все они приводятся в руководствах по акупунктуре.

Не приходится сомневаться, что медицинское сообщество процветало благодаря заболеваниям, вызванным распутным образом жизни богачей, часто выливавшимся в пьянство и чревоугодие. Падение нравов, знакомое нам как феномен «конца века», отмечалось и в самом сердце империи, при дворе императора Чэн-ди, которому было всего девять лет, когда он сменил на троне своего предшественника Юань-ди. Возмужав, он превратился в любителя вина, женщин и пе­ния; нередко император инкогнито бродил по столице в по­исках таких развлечений, как петушиные бои.

Возможно, неспособность императрицы родить сына ста­ла одной из причин того, что император Чэн-ди увлекся де­вушкой незнатного рода по имени Чжао, которая своим ис­кусством пения и танца заслужила прозвище Летящая Лас­точка. Вместе с ее сестрой, которая тоже пользовалась особой благосклонностью императора, Чжао удалось добиться от­ставки императрицы по обвинению в применении черной магии. Тем не менее две сестры тоже не смогли родить им­ператору наследника, а мальчики, рожденные рабыней, были убиты матерью по их приказу, поскольку представляли уг­розу сестрам, каждая из которых в свое время становилась императрицей.

Еще со времен У-ди управление империей постепенно переходило к группе пользовавшихся благосклонностью


190 Ранняя Ханъ. Окончание

императора гражданских и военных лиц, получившей назва­ние «внутреннего цвора» — в отличие от «внешнего двора» чиновников-конфуцианцев, выполнявших административ­ные функции. В эпоху династии Ранняя Хань евнухи не име­ли особого влияния на правительство и числились в двор­цовом секретариате; исключение составляли два человека при непосредственных предшественниках Чэн-ди. Когда первый Министр воспротивился их влиянию, то подвергся такому давлению, что был вынужден покончить жизнь са­моубийством. Это произошло в 46 году до н. э. — в том са­мом году, когда Юлий Цезарь вместе с Клеопатрой отпра­вился в путешествие по Нилу. Больше ни одному евнуху не удалось приобрести подобного влияния, и в первые годы своего правления император Чэн-ди отказался от услуг ев­нухов в должности канцеляристов.

«Внутренний двор» возглавлял высший сановник импе­рии, должность которого называлась да сы ма. Чэн-ди было всего девять лет, когда он взошел на трон, и поэтому глав­ную роль в управлении империей играла вдова императора Юань-ди. Вдовствующая императрица, происходившая из влиятельного рода Ван, была властной дамой. Она добилась, чтобы на должность первого да сы ма был назначен ее брат, а затем на этом посту сменились еще четыре ее родственника. Последний из них, однако, был отправлен в отставку в 7 го­ду до н. э., вскоре после смерти Чэн-ди, когда на трон под именем Ай-ди взошел один из внуков императора Юань-ди; новому императору еще не исполнилось восемнадцати лет.

Потеря власти — как потом оказалось, временная — се­мьей Ван привела к беспрецедентному соперничеству меж­ду влиятельными кланами, добивавшимися благосклонно­сти императора. К их ужасу, император, имевший двух жен, приблизил к себе катамита Дун Сяня, который был еще мо­ложе него. Во 2 году до н. э. Ай-ди назначил своего любов­ника на должность да сы ма и даже поговаривал о том, что


Прекрасный облик повергающих царство красавиц

разных династий. XII век.

Ксилография. Из коллекции академика В. М. Алексеева


192 Ранняя Хань. Окончание

собирается отречься от власти в его пользу. Но в 1 году до н. э. Ай-ди умер, не оставив наследника, и на следующий день Дун был с позором изгнан — согласно традиции такая серь­езная «потеря лица» требовала самоубийства.

Эти события привели к тому, что семья Ван вернула ут-раченнуи>власть. Старшинство вдовствующей императри­цы, которая теперь носила титул Великой Вдовствующей Императрицы, позволило ей издавать императорские указы, и она немедленно сделала да сы ма своего племянника Ван Мана. Жены Ай-ди были лишены императорского статуса, их могилы осквернены. На трон под именем Пин-ди взошел восьмилетний мальчик, сын одного из единокровных брать­ев императора Чэн-ди.

При императоре-ребенке власть сосредоточилась в руках императрицы Ван и ее выдвиженца Ван Мана. Первым де­лом они решили опровергнуть пророчества, которые еще со времен императора Чэн-ди — на основе разнообразных зна­мений и природных катастроф — предрекали закат динас­тии Хань. Указ, изданный в 5 году до н. э., провозглашал эру Начала Великих Свершений и объявлял всеобщую амнис­тию. Но из этого ничего не вышло, потому что вскоре Пин-ди, женившийся на младшей дочери Ван Мана, неожиданно умер, что привело к кризису власти. Его советник покончил жизнь самоубийством. Наследником престола был объявлен дальний родственник императора, которому исполнился все­го один год, а регентом при малолетнем императоре и фак­тическим правителем страны стал Ван Ман. Это вызвало гнев некоторых аристократов, которые даже обвинили Ван Ма­на — совершенно необоснованно — в убийстве Пин-ди. Ван Ману удалось довольно быстро подавить мятеж; убедившись, что большая часть чиновников его приняла, он пришел к выводу, что императорский дом лишился поддержки масс. На протяжении нескольких лет он проводил умелую кампа­нию, добиваясь популярности в стране. Особую роль в этой


Ранняя Хань. Окончание 193

кампании играли слухи, что он является потомком леген­дарного Желтого императора и что именно ему суждено ос­новать следующую династию — это предположение якобы подтверждалось разнообразными знамениями и пророче­ствами, в том числе появлением фениксов и драконов. В на­чале 9 года н. э. Ван Ман перешел к решительным действи­ям. Он объявил об окончании династии Хань и сам занял императорский трон, основав династию Синь — Новую.

Однако на этом история династии Хань не закончилась. Двухсотлетняя эпоха правления бывшего старосты Лю Бана и его потомков — период, впоследствии получивший назва­ние Ранняя Хань — оказалась всего лишь на время прервана знаменитым периодом междуцарствия Ван Мана.


ГЛАВА 12

Междуцарствие (9-25 гг.)

и реставрация династии Хань

Семья Ван Мана вознеслась к вершинам власти только при жизни его тетки, Великой Вдовствующей Императрицы. Последняя была правнучкой провинциального землевла­дельца, внучкой и дочерью мелких чиновников. В возрасте семнадцати лет она попала в гарем императора Сюань-ди, а затем стала женой его преемника, императора Юань-ди, и родила ему сына, унаследовавшего трон отца и взявшего себе храмовое имя Чэн-ди. Именно в период правления Чэн-ди его мать назначила пять своих родственников на должность да сы ма\ последним из них был Ван Ман.

Благодаря влиянию семьи он к тому моменту уже зани­мал ряд высоких официальных должностей, в том числе во­енных — например, был «начальником лучников, которые стреляют на звук», — а также неофициальных постов в каче­стве советника императора, в частности носил титул «госпо­дина Желтых врат». В двадцать девять лет он получил титул «маркиза», а семнадцать лет спустя, в 1 году н. э. был удо­стоен нового высокопарного титула — Князь, дарующий спо­койствие Хань.

Однако империю Хань ждали неспокойные времена, ког­да еще через десять лет Ван Ман взошел на трон в качестве


Междуцарствие и реставрация династии Хань 195

нового императора и стал править страной с населением бо­лее шестидесяти миллионов человек. Ван Ману было пять­десят четыре года. Все попытки описать эту личность разби­ваются об особенности китайской историографии. Авторы официальных династических хроник — начиная с Хань и далее, всех последующих двадцати трех династий вплоть до XX века, — руководствовались теорией мандата Неба. Им­ператор получал этот мандат за свои добродетели, но если у человека, занимающего трон, добродетели отсутствовали, то Небо могло отозвать свой мандат. Поскольку Ван Ман был низложен после относительно непродолжительного пребы­вания на престоле, утрата им мандата Неба трактовалась историографами как следствие отсутствия добродетелей. Таким образом, из Сына Неба он превращался в узурпатора и потому изображался недалеким, лицемерным и страдаю­щим манией величия. В Китае большое значение придава­лось лицу человека, которое считалось отражением его лич­ности (истинный Сын Неба должен был иметь большой нос и крутой лоб), и поэтому историки находили удовлетворе­ние в том, что приписывали Ван Ману большой рот, скошен­ный подбородок, глаза навыкате и громкий, хриплый голос. Неизвестно, какой в действительности была его внешность, но о характере Ван Мана можно судить по его делам.

Совершенно очевидно, что он получил хорошее образо­вание и в молодости много учился, сделавшись убежденным сторонником конфуцианства. Нет никаких сомнений и в том, что он заботился о своей семье и помогал ей, старательно соблюдал предписываемые нормы поведения и делился сво­им богатством с другими. Необычная широта его интересов проявилась в краткий период, когда императорский трон занимал несовершеннолетний Пин-ди: Ван Ман провел ре­форму провинциальных школ, расширил академию, проло­жил новую стратегическую дорогу через горы к югу от Ху­анхэ, построил множество величественных зданий и храмов.


196 Междуцарствие и реставрация династии Хань

В 5 году Ван Ман созвал представительное совещание, что­бы обсудить разнообразные вопросы, от камертонов и аст­рономии с астрологией до ворожбы и классических текстов.

Последний вопрос стал предметом тщательного изучения, потому что так называемые «современные тексты», одобрен­ные совещанием 51 года до н. э. в Павильоне каменного ка­нала, подвергались критике со стороны представителей шко­лы «древних текстов», желавших восстановить старинные комментарии относящиеся к эпохе Чжоу. Руководил обсуж­дением известный ученый Лу Синь, продолжавший работу отца по составлению каталога императорской библиотеки. Особую неприязнь у него вызывали разнообразные мисти­ческие учения и манипуляции классическими произведени­ями для гаданий и пророчеств.



2015-11-20 407 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 11 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)