Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 17 страница



2015-11-20 407 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 17 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономика, долгое время не выходившая из кризиса, нуж­далась в доходах; особенно остро стоял вопрос о реконструк­ции системы зернохранилищ в стране, постоянно страдав­шей от стихийных бедствий — наводнений, засух, землетря­сений и нашествий саранчи. Не менее серьезная проблема чеканки монет — дошло до того, что законным средством платежа считались даже фальшивые деньги — оказалась не­разрешимой из-за огромного числа фальшивомонетчиков. Другие шаги правительства были более успешными — регу­лярный ввод в действие новых соляных шахт и сокращение численности войск в приграничных районах после подавле­ния восстания тюрков и тибетцев на плато Ордос.

Император стремился показывать пример бережливости: при дворе запретили парчу и одежду, украшенную вышив­кой, жемчуг и нефрит, а количество наложниц в гареме зна­чительно сократилось. Следует, однако, отметить, что при бездетной императрице у императора было пятьдесят девять детей, многие из которых унаследовали необыкновенную плодовитость отца — так, например, у одного из сыновей императора было пятьдесят пять детей, у другого пятьдесят восемь, а у третьего — тридцать шесть. Всем им полагались дорогостоящие дома и поместья, и на это уходили налоги от четверти миллиона семей. Когда император узнал о том, что императрица пригласила монаха, который намеревался про­вести магический обряд и дать ей амулет, излечивающий от бесплодия, он пришел в ярость. В своей нелюбви к магии он


Тан. Продолжение 287

зашел так далеко, что запретил всем чиновникам принимать у себя предсказателей, а один из чиновников, обвиненный в том, что прислушивался к советам прорицателей, был запо­рот до смерти. Еще он лишил императрицу всех привилегий и титулов, приравняв ее к простолюдинке, и больше никог­да официально не женился, удовлетворяя свои желания с любимыми наложницами.

При Сюань-цзуне была также проведена масштабная во­енная реформа. Набор в ополчение постепенно сокращался, а приграничные армии становились все более профессио­нальными. Солдат поощряли брать с собой семьи и основы­вать сельскохозяйственные колонии. Войска численностью от четырехсот до шестисот тысяч человек подчинялись во­енным губернаторам — нередко происходившим из числа варваров, — что по замыслу центрального правительства должно было обеспечить их лучшую управляемость.

Как и обещал Сюань-цзун своему первому министру, ос­новной задачей армии стала оборона, а не расширение импе­рии. На протяжении почти четырех десятилетий удавалось успешно сдерживать как непокорных тибетцев, так и племе­на восточных тюрков в Центральной Азии, куда уже добра­лись щупальца арабской экспансии; сильный китайский гар­низон был размещен, помимо всего прочего, в районе Каш­гара к северу от Кашмира. Постоянной угрозой оставались кидани, и сдерживать их стоило большого труда. С другой стороны, тюркско-монгольские племена уйгуров в конце концов вытеснили северных тюрков из своей столицы, рас­полагавшейся далеко на север от плато Ордос, установили дружеские дипломатические отношения, а также активные торговые связи с Китаем. На севере Маньчжурии образова­лось могущественное корейское государство Пэкчэ, друже­ственное Китаю; как Япония и южнокорейское царство Сила, оно имело сильные связи с китайской культурой, и все они в той или иной степени были копиями империи Тан.


288 Тан. Продолжение

Многочисленные государства и племена на границах им­перии, от северо-востока до дальнего запада, были тесно свя­заны с Китаем посредством военных союзов, династических браков или раздачи китайских титулов. Их послы, согласно традиции приезжавшие с данью и увозившие с собой подар­ки, наводнили столицу Сюань-цзуна. С 736 года столица, периодически переносившаяся в Лоян, окончательно оста­лась в Чаньани после масштабной рекультивации земли и реконструкции водных транспортных путей, что позволило снабжать город продовольствием, которое не всегда могли поставлять не очень плодородные окрестные земли. В город съезжались не только послы, но и купцы со всех концов им­перии, а также из дальних стран. Императорский двор бук­вально кишел членами всевозможных академий: к услугам императора всегда были писатели, поэты, буддийские и да­осские священнослужители, артисты, художники, каллигра­фы, искусные игроки в шахматы и специалисты в различных областях знаний. Чаньань в период правления Сюань-цзуна можно сравнить с Флоренцией эпохи Лоренцо Медичи — в 40-х годах VIII века империя Тан достигла своего расцвета и императорский двор в Чаньани поражал блеском и вели­чием.

Источником этого великолепия была возрождающаяся экономика, что можно считать заслугой необыкновенно эф­фективной бюрократической машины, в которой чиновни­ки отдыхали лишь каждый десятый день. После 736 года тщательной ревизии подверглась финансовая система, вклю­чавшая в себя налоги, трудовые повинности и бюджеты уез­дов, и при этом значительно сократилось число документов, необходимых для ее функционирования (ранее доходившее до полумиллиона). В страну, несмотря на непрекращающи­еся природные катастрофы, вернулось благоденствие. С два­дцати одного года до двадцати трех лет повысился возраст,


Тан. Продолжение 289

с которого мужчины были обязаны платить налоги и испол­нять трудовую повинность.

Тем не менее со временем начали проявляться разногла­сия между министрами центрального правительства. Так, например, конфликт между сторонниками конфуцианства и легистами разгорелся с новой силой после случая, когда два брата убили цензора, которого они считали виновником несправедливой казни их отца. Те, кто исповедовал принци­пы конфуцианства, настаивали на освобождении братьев, поскольку те придерживались традиционных норм сынов­него поведения, а легисты требовали для них смертной каз­ни за нарушение закона. Император распорядился казнить преступников. Следствием усиливающихся интриг и раско­ла на фракции стали обвинения в предательстве и несколь­ко казней высших сановников. Вновь подняли голову кор­рупция и кумовство. Так, например, известный своим неве­жеством сын первого министра получил высшие отметки на экзаменах, но, когда узнавший об этом император лично провел повторный экзамен среди кандидатов на государ­ственные должности, юноша не смог ответить ни на один вопрос.

Позиции первого министра были слишком прочны, что­бы он позволил себе обидеться. Это был Ли Лин-фу, чело­век благородного происхождения, долгие годы руководив­ший правительством, в котором древние аристократические роды пользовались все большим влиянием. Были официаль­но опубликованы и регулярно обновлялись генеалогии са­мых известных семей. Эти семьи, члены которых редко всту­пали в брак с чужаками, добились политического влияния через многочисленные родственные связи с императором и его наложницами. Постепенно они занимали высшие госу­дарственные должности, вытесняя обладателей ученых сте­пеней, прошедших строгую систему экзаменов.


290 Тан. Продолжение

Усиление власти Ли Лин-фу и его титулованных союз­ников совпало с усиливающейся склонностью Сюань-цзуна устраняться от государственных дел. Отчасти это было свя­зано с пылкими чувствами к любимой наложнице импера­тора Ян Гуй-фэй, которую называли Драгоценной Супругой или Любимой Супругой императора и которой поэт посвя­тил такие строки:

Ты в одеянии воздушном сравнишься чудною красой С пионом, что под небом южным хрустальной окроплен

росой. И, чтоб еще тебя увидеть, я этот мир забыть готов, Поднявшись по отвесным кручам в обитель райскую богов1.

Неизвестно, что стало причиной падения интереса им­ператора к государственным делам — увлечение красивой женщиной или просто усталость от почти четырех десяти­летий энергичного правления (хотя почти до самой кончи­ны он поддерживал традицию утренних аудиенций), — но Сюань-цзун все больше увлекался восточной разновидно­стью буддизма с его тантрической практикой. При импера­торском дворе жили знаменитый астроном и не менее зна­менитый математик, которые были приверженцами этого культа, обращавшегося к магическим заклинаниям и мис­тике, что сближало его с даосизмом. В распоряжении импе­ратора имелись адепты обеих религий, владевшие искусст­вом вызывать дождь и т. п. Как бы то ни было, Сюань-цзун остался верен своей давней любви к даосизму. Он распоря­дился, чтобы в каждом доме имелась копия главного текста даосизма (к которому он собственноручно составил коммен­тарий), основал специальные школы для изучения даосиз-

1 Ли Бо. Из цикла «Стихи на мелодию Цинь Хэ». Перевод Б. Ме­щерякова.


Тан. Продолжение 291

Опьяневшая Ян Гуй-фэй. Китайская народная картина из коллекции академика В. М. Алексеева

ма и включил священные тексты в перечень знаний, необхо­димых для успешной сдачи экзаменов. Даже название, кото­рое он выбрал для эпохи своего правления, носило даосский оттенок — Небесное Сокровище.

Совсем по-другому император относился к буддизму. Когда Сюань-цзун взошел на трон, буддийское духовенство пользовалось огромным влиянием и накопило несметные богатства. Император конфисковал все буддийские земли и водяные мельницы как незаконно приобретенные, запретил строить храмы богатым людям, которые таким способом ук­лонялись от уплаты налогов, положил конец практике зло­употреблений посвящением в духовный сан — что тоже слу­жило средством уклонения от налогов — и вернул более тридцати тысяч монахов к мирской жизни, а также ограни­чил деятельность духовенства храмами и запретил публич­ные проповеди, которые постепенно приобретали политиче­скую окраску. Все больше склоняясь к даосизму, император Сюань-цзун усиливал нажим на буддийскую церковь. Он приказал всем монахам зарегистрироваться, чтобы пресечь


292 Тан. Продолжение

мошенничества с посвящением в духовный сан, сократил число деревенских часовен, ограничил размер церковной соб­ственности и, поручив надзор за буддийской церковью ми­нистерству иностранных дел, явно причислил буддизм к иноземным религиям.

Тем не менее именно буддийскому монаху (или монахам) Китай обязан одним из самых выдающихся изобретений че­ловечества. Примерно в то время (50-е годы VIII века) по­явилось изобретение, сыгравшее огромную роль в сохране­нии, распространении и развитии знаний, — книгопечатание. Необходимым условием для его появления была бумага, которая с ханьской эпохи получила широкое распростране­ние и использовалась весьма разнообразно; из бумаги изго­тавливали игральные карты, цветы, ширмы, обои и даже одежду, бумажные фигурки сжигались во время религиоз­ных обрядов, а художники и каллиграфы пользовались бу­мажными листами всевозможных оттенков. Скорее всего, идею печати на обычных листах бумаги подсказало искусст­во изготовления печатей и резьбы по камню, возникшее еще в эпоху Шан.

На первом этапе процесс, который на Западе впослед­ствии назвали книгопечатанием, представлял собой кси­лографию: на гладкой поверхности куска дерева (обычно фруктовых пород) вырезали зеркальное изображение, по­крывали чернилами, а затем делали отпечаток на бумаге. Потребовалось еще три столетия, прежде чем изобрели на­борный шрифт, хотя в Европу ксилография попала еще позже — в XIII веке через Персию и Польшу в результате вторжения монгольских племен. К тому времени играль­ные карты, ткани с печатным рисунком и другие изделия пользовались большой популярностью в Европе, и говорят, что именно жена Гуттенберга, которая была турчанкой и в своей родной Венеции видела китайскую ксилографию, вдохновила его на создание первого на Западе печатного


Тан. Продолжение 293

станка с наборным шрифтом. Это произошло в 1458 году, через семьсот с лишним лет после изобретения китайцев.

Последствий этого изобретения не мог предугадать ни­кто. Для людей того времени основную славу эпохи Тан со­ставляло искусство. В дополнение к многочисленным ор­кестрам и школам, где обучали театральному искусству и музыке, Сюань-цзун основал высшее собрание ученых, так называемую академию Ханьлинь — наследницу академии «Ворот Ци», существовавшей в 318 году до н. э., — на тыся­чу лет опередившую аналогичные институты Европы и со­ставленную из любимых ученых, поэтов и художников им­ператора.

Искусство эпохи Тан отличают роскошь и утонченность. Художники создавали превосходные скульптуры, в том числе из мрамора, а также великолепные фрески и карти­ны. Самым известным из них был У Дао-цзы, грандиозные творения и неуемная энергия которого ставят его, по сло­вам художественных критиков, «в один ряд с Микеландже-ло». В его работах, которые были типичными для своего времени, индийская метафизика соединяется с традицион­ными китайскими мотивами. Портреты и жанровые сцены, например события дворцовой жизни, изображались живо и красочно, и на многих полотнах присутствовали лошади из западных районов империи — приземистые, но мощные животные. Появились две новые школы ландшафтной жи­вописи, одна из которых развивала технику точных линий, а другая использовала монохромную графику.

Расцвело искусство ювелиров, работавших с золотом и серебром. Мебель, музыкальные инструменты и игральные доски расписывались и покрывались лаком, а также укра­шались инкрустацией из перламутра, панциря черепахи и драгоценных металлов, причем в орнаменте преобладали животные и растительные мотивы. Обратную сторону зер­кал покрывали слоем золота или серебра и украшали пыш-


294 Тан. Продолжение

ным орнаментом, сменившим абстрактные и магические узо­ры древности. Великолепными достижениями было отмече­но искусство изготовления керамики — появилась цветная глазурь, был создан более совершенный фарфор. Среди гли­няных изделий важное место занимали фигурки, которые клали в могилу вместе с усопшими, — игрушки, лошади, дву­горбые верблюды, чиновники, слуги, танцовщицы и музы­канты, но чаще всего женщины, которые изображались вер­хом на лошади и даже играющими в поло.

Наивысшего расцвета достигла поэзия. Этот вид искус­ства не только пользовался покровительством при дворе и привлекался для разнообразных церемоний, но также зани­мал важное место в системе экзаменов на государственные должности. Прошедшие отборочные тур в провинции пригла­шались на экзамен в столицу, в ходе которого они должны были сочинить стихотворение, и изящный слог становился для кандидата не только художественным, но и социальным достижением. Стихи сочиняли на приемах, вечеринках, во время массовых гуляний, в гостях у друзей и у порога запер­той двери, говорящей об отсутствии хозяина. Поэзия слу­жила также средством продвижения по службе — стихи пре­подносились влиятельным покровителям или помогали про­никнуть в закрытое общество. Государственные чиновники, выезжавшие по делам службы или к месту нового назначе­ния, записывали поэтические строчки на беленых стенах постоялых дворов, и к этим строкам нередко добавлялись стихи следующих постояльцев. Для распространения своих творений поэты использовали свитки, а лучшие произведе­ния передавались из уст в уста или перекладывались на му­зыку и становились песнями (в частности, их исполняли проститутки Чаньани, с которыми любила проводить время «золотая молодежь»).

В основе поэтического размера лежало количество сло­гов в строке — чаще всего пять или семь, — а также тональ-


Тан. Продолжение 295

ная структура и ритм. Время глаголов, местоимения, пред­логи, единственное и множественное число, определенный или неопределенный артикль — все это по большей части отсутствует в китайском языке и передается смыслом, что открывает возможность для разнообразных интерпретаций. Поэты рассказывали о своих чувствах, обращались к да­осским мотивам, описывали исторические или легендарные события, природу, а также вымышленные места и происше­ствия минувших дней, пользуясь многочисленными энци­клопедиями, содержавшими сведения о животных и рас­тениях, а также сочиняли короткие сценки, ставшие пред­шественницами драматических произведений. На взгляд современного читателя их произведения по-прежнему пол­ны неотразимого очарования и поражают яркостью вообра­жения:

Облака отразились в водах И колышут город пустынный, Роса, как зерна жемчужин, Под осенней луной сверкает1.

Это строки из стихотворения Ли Бо, который вместе с Ван Вэем заслужил славу выдающегося поэта эпохи. Но пальма первенства все же принадлежит Ду Фу, которого все следу­ющие поколения чтили, как на Западе чтят Шекспира.

Поэтический дар Ду Фу достиг зрелости, когда он стал свидетелем крушения блестящей эпохи правления импера­тора Сюань-цзуна; значительная часть творчества поэта по­священа этим трагическим событиям. В 751 году китайская армия, отправленная на крайний запад империи, чтобы ос­тановить продвижение арабов, была разбита у реки Талас, в результате чего этот регион оказался открытым для про-

1 Перевод А. Ахматовой.


296 Тан. Продолжение

никновения ислама. (В сражении были захвачены в плен ма­стера, владеющие секретами изготовления бумаги; их при­везли в Самарканд, где они открыли мастерские, и оттуда это ремесло попало в Багдад, религиозный и культурный центр мусульманского мира, а затем и в Европу, куда его привези захватившие Испанию мавры, через тысячу лет пос­ле изобретения, сделанного во времена империи Хань.) В сле­дующем году умер всесильный первый министр Ли Лин-фу, продержавшийся на вершине целых девятнадцать лет. Пос­ле смерти он был обвинен в предательстве своим преемником Ян Го-чжуном и лишен всех званий; пятьдесят его родствен­ников были отправлены в ссылку или подверглись другим наказаниям, имущество бывшего министра конфисковали, а его самого похоронили как простолюдина, вытащив из сар­кофага все ценные погребальные принадлежности. Однако сменивший его Ян Го-чжун, двоюродный брат Драгоценной Супруги, не мог сравниться с ним в компетентности, и это обстоятельство, вкупе с устранением императора от государ­ственных дел, открыло дорогу к катастрофе.

За разгромом у реки Талас последовали новые неудачи и поражения на западной границе страны, но наибольшую опасность представляли войска самой империи, раскварти­рованные на северной и северо-восточной границах. Ими командовал честолюбивый наместник, в жилах которого тек­ла согдийская и тюркская кровь; он начинал с должности толмача в маленьком городке и быстро поднялся по служеб­ной лестнице. Его звали Ань Лу-шань — согласно преданию этот высокий и крепкий человек был сыном ведьмы, и при его рождении вокруг дома появилось яркое сияние, от кото­рого завыли дикие звери, — и он жестоко враждовал с Ян Го-чжуном. Когда министр заподозрил Ань Лу-шаня в мя­теже (из-за просьбы набрать стражу из людей некитайского происхождения), император, следуя привычке использовать


Тан. Продолжение 297

Ли Бо, пьяный, пишет ответ варварам. Китайская народная картина из коллекции академика В. М. Алексеева

евнухов в качестве личных представителей, отправил одно­го из них выяснить намерения Ань Лу-шаня. Но Ань Лу-шань подкупил посланника, чтобы тот сообщил о его абсолютной преданности императору. Отношения между Ян Го-чжуном и Анем продолжали ухудшаться — особенно после того, как подкуп евнуха был раскрыт и несчастного казнили. В декабре 755 года Ань Лу-шань, опасаясь отставки и опалы, поднял мятеж. Страна на семь лет погрузилась в кровопролитную гражданскую войну.

Боевые действия начались с броска Аня на юг, такого стре­мительного, что уже через несколько недель он достиг Ве­ликого канала в ста пятидесяти милях от Лояна, второй сто­лицы империи. Когда до него дошла весть, что император казнил его сына, а жену заставил покончить жизнь самоубий­ством, Ань Лу-шань вырезал весь гарнизон близлежащей крепости. Сломив слабое сопротивление поспешно набран-


298 Тан. Продолжение

ных рекрутов, он занял Лоян. Однако наступление на Чань­ань было остановлено имперской армией у неприступного перевала Дун-гуань.

Затем наступил период шаткого равновесия, когда мятеж­ники сражались с верными императору войсками на севере и востоке страны. Ань Лу-шань объявил себя императором новой династии, и тогда Сюань-цзун был вынужден призвать на помощь войска, расквартированные на западе империи, и оставить Восточный Туркестан беззащитным перед тибет­цами и уйгурами, так что китайцы на многие столетия утра­тили контроль над этим регионом. Он также назначил воен­ных наместников по всей империи, которые забирали себе полномочия центра, и плачевные последствия этого прояви­лись достаточно быстро.

Войска Ань Лу-шаня терпели поражение повсюду, и он был вынужден ослабить свою армию, стоявшую у перевала Дун-гуань, который охранял Чаньань. Ян Го-чжун посчитал момент подходящим для контрнаступления. Его настойчи­вость помогла преодолеть сомнения императора Сюань-цзу-на, который приказал своим нерешительным военачальни­кам перейти в наступление у перевала. В результате армия императора попала в засаду в ущелье между Хуанхэ и гора­ми и была безжалостно уничтожена.

Когда весть о разгроме достигла Сюань-цзуна, он посре­ди ночи бежал из Чаньани. В сопровождении Драгоценной Супруги, Ян Го-чжуна, нескольких евнухов и небольшого кавалерийского эскорта он направился на юго-запад, в сто­рону современной провинции Сычуань. Трудное путеше­ствие по горам превратилось в настоящий кошмар, когда взбунтовался эскорт императора. Сначала мятежники уби­ли Ян Го-чжуна, обвинив его в поражении на перевале Дун-гуань, а затем потребовали от Сюань-цзуна, чтобы тот убил Драгоценную Госпожу, которую они ненавидели за ее влия-


Тан. Продолжение 299

ние на императора; беспомощный Сюань-цзун приказал главному евнуху ее задушить.

По пути в Сычуань император оставил престолонаслед­ника, третьего из тридцати его сыновей, у излучины Хуанхэ, чтобы организовать сопротивление. Наследник справился с поручением весьма успешно, обратившись за помощью к данникам империи, но сначала поддался на уговоры своих военачальников и узурпировал власть. Узнав об этом, ста­рый, измученный и оплакивающий потерю любимой жен­щины Сюань-цзун тут же отправил все царские регалии но­вому императору, который остался в истории под своим по­смертным именем Су-цзун. Так закончилось самое длинное и славное царствование в эпоху империи Тан.

В следующем году армия Су-цзуна, ядро которой состав­ляли наемники-уйгуры, вернула Лоян и Чаньань. Импера­тор предложил отцу возвратиться в столицу, где четыре года спустя Сюань-цзун умер в возрасте семидесяти семи лет. Он пережил мятежника и самозваного императора Ань Лу-шаня, который был убит в 757 году. На смену Ань Лу-шаню при­шел его сын, первый из пяти лидеров мятежников, убитых своими преемниками. Они пытались раздуть пожар восста­ния вплоть до 763 года, но так и не сумели добиться массо­вой поддержки населения. В конечном счете огромные ре­сурсы империи Тан позволили подавить мятеж, но ущерб от него оказался серьезным и долговременным.


ГЛАВА 18

Тан (618-907 гг.).

Окончание

В последний год восстания Ань Лу-шаня произошли серьез­ные беспорядки в Сычуани и в бассейне реки Янцзы. Прави­тельственные войска, посланные на усмирение бунта в го­родах, расположенных неподалеку от современного Шанхая, проявили невиданную жестокость, ограбив и убив тысячи иностранных торговцев. Однако эти события не имели от­ношения к восстанию Ань Лу-шаня, самым главным резуль­татом которого стало катастрофическое падение престижа династии. Военные наместники региона Хубэй, где начался мятеж, подчинили себе гражданское население и сделали свои провинции практически независимыми от империи. Другие наместники провинций к востоку и юго-востоку от столицы последовали их примеру и даже объявили о пере­даче власти по наследству.

В 762 году умер император Су-цзун — в один год с отцом. Императрица намеревалась убить законного наследника пре­стола, который был сыном императора от другой женщины, и посадить на трон собственного сына, но ее заговор был рас­крыт одним из влиятельных евнухов, и супруга умершего императора поплатилась за это жизнью. Престолонаследник стал императором, взяв себе имя Дай-цзун.


Тан. Окончание 301

Его первейшей заботой стала угроза со стороны Тибета. Племена тибетцев все чаще нарушали западную границу империи, а однажды даже захватили Чаньань, успев разгра­бить и сжечь город, прежде чем их отбросили назад, к грани­це. Спорадические рейды и набеги на территорию империи вылились в пятидесятилетнюю войну. В результате китай­цы лишились земель, с которых прежде получали лошадей, и с тех пор были вынуждены покупать лошадей у уйгуров, на что ежегодно уходили тысячи рулонов шелка. Отноше­ния с самой империей уйгуров были неровными — однажды уйгурская армия даже захватила Лоян.

Восстания и приграничные войны стали причиной эко­номических трудностей. Чтобы возместить снижение дохо­дов казны из-за небрежной регистрации налогоплательщи­ков, была усилена соляная монополия: поставщиков соли обязали покупать лицензии, а также продавать свой продукт только представителям государства, которые облагали его огромным налогом, прежде чем передать торговцам. (Через десять лет точно такая же ситуация сложилась и в чайной отрасли. За сотни лет тибетский способ заваривания чая рас­пространился по всему Китаю — сначала его смешивали с мукой, солью и имбирем, а затем стали употреблять в чис­том виде, без добавок. Сычуань и юго-восток страны стали основными поставщиками чайного листа; торговцы закупа­ли его у крестьян и накапливали на складах, прежде чем пу­стить в продажу. Попытка правительства ввести государ­ственную монополию на чай провалилась, и тогда была со­здана комиссия, в обязанности которой входило закупать чай у производителей и продавать его торговцам, но коррумпи­рованность членов комиссии привела к сговору с крупными оптовиками и вытеснению с рынка мелких торговцев.) Фи­нансы империи также улучшились благодаря действиям но­вой волны специалистов со штатом бухгалтеров и клерков, которые эффективно противостояли старой бюрократии, а


302 Тан. Окончание

иногда даже поднимались по карьерной лестнице и попада­ли в правительство.

Характерной чертой эпохи, наступившей за восстанием Ань Лу-шаня — ее часто называют Поздняя Тан, — явилось возрождение евнухов как влиятельной политической силы. В былые годы их набирали из военнопленных, а также детей с крайнего юга страны, и теперь численность евнухов дости­гала нескольких тысяч. Коварные, коррумпированные, но нередко очень талантливые, евнухи являлись единственным связующим звеном между императором и правительством и постепенно распространили свое влияние с Внутреннего дворца на правительство, заседавшее во Внешнем дворце. С течением времени их стали удостаивать почетных титу­лов, а также назначать на высокие военные должности. Не­которые евнухи усыновляли мальчиков и брали себе «жен», чтобы иметь официальную «семью». Их ненавидели и пре­зирали чиновники, в том числе и те, что управляли финан­сами, но им приходилось вести дела с евнухами, которые за­ведовали Императорской казной, которая в тяжелые годы заменила государственную казну.

В последние годы своего правления Дай-цзун — по при­меру Сюань-цзуна — все больше увлекался буддизмом, ко­торый переживал возрождение благодаря притоку духовен­ства, строительству новых храмов и усилению влияния. Од­нако в 779 году этот процесс приостановился — после смерти императора на престол взошел старший из его двадцати сы­новей, Дэ-цзун, который отказался от политики государ­ственной поддержки буддизма.

Новый правитель был реформатором. Он настаивал на экономии, на восстановлении государственной казны и на отмене порочной практики, когда наместники вместо регу­лярного сбора налогов присылали из провинций «дань». При его правлении была пересмотрена вся налоговая система. Было бы преувеличением назвать налогообложение чрезвы-


Тан. Окончание 303

чайно интересной темой, но доходы казны — источник жиз­ненной силы любого государства. Введенная в 780 году сис­тема заменила разнообразные налоги двумя простыми сбо­рами, из-за чего получила название системы двух налогов. Один налог взимался со всех семей, в зависимости от их раз­мера и имущества, а второй — со всех возделываемых земель. Эти налоги, размер которых варьировался от провинции к провинции, собирались префектурами двумя долями, летом и осенью. Часть их поступала в распоряжение центрального правительства, а часть оставалась в распоряжении провин­ций, причем соотношение этих частей строго выдерживалось.

Еще до того, как налоговая реформа стала приносить пло­ды, Дэ-цзун попытался покончить с сепаратизмом, который охватил уже и крайний юг, в результате чего большая часть страны перестала подчиняться Чаньани, а многие наместни­ки вели себя как князья и даже императоры. Однако его уси­лия, направленные в первую очередь против провинции Ху-бэй, ни к чему не привели. Когда мятежники перекрыли ка­нал, по которому снабжалась продовольствием столица, попытка собрать налоги в Чаньани привела к восстанию, и император был вынужден бежать из города. Целый год он не мог вернуться в столицу, и к концу 80-х годов VIII века ему пришлось смириться с децентрализацией империи.

Он умер в 805 году, и страна вступила в судьбоносный IX век под управлением его старшего сына, взявшего себе имя Шин-цзун. К сожалению, в результате удара (инсуль­та?), случившегося за несколько лет до этого, новый импе­ратор был практически немым, и после месяца затворниче­ства с любимой наложницей и евнухом он отрекся от пре­стола в пользу старшего из своих двадцати трех сыновей, который под именем Сянь-цзуна остался в истории как са­мый могущественный император династии Поздняя Тан.



2015-11-20 407 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 17 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 17 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)