Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 16 страница



2015-11-20 477 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 16 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Благодаря трудностям военных походов, в которых им­ператор участвовал с юношеских лет, он обладал могучим телосложением и величественной фигурой, внушавшей страх придворным. Эмоциональный и легко теряющий самообла-


Тан 269

дание, он багровел от ярости — к ужасу окружающих. Тем не менее первые годы его правления, получившего название Чжень Гуань (Подлинное Видение), отмечены уважением к министрам и чиновникам.

Император искренне стремился улучшить управление страной и поэтому поощрял критику: он объявил, что вся­кий может без страха высказывать свое мнение. Он устано­вил близкие личные отношения с высшими чиновниками, дабы те чувствовали себя полноправными участниками про­цесса управления государством. Он строго придерживался конфуцианского принципа назначения на должности уче­ных людей, отличался бережливостью, с подозрением отно­сился к всевозможным гаданиям и эликсирам и вплотную приблизился к реализации идеи императора-мудреца, кото­рую за тысячу лет до него провозгласил учитель Кун-цзы (Конфуций).

Министры его правительства отбирались из семей чинов­ников всех рангов и имели большой опыт государственной службы. Они были в высшей степени компетентными, не­коррумпированными и разделяли заботу императора о бла­ге народа. «Угнетение народа с целью заставить его служить правителю, — наставлял император чиновников, — подобно отрезанию собственной плоти с целью насытить желудок». С этими людьми в первые годы своего правления он при­нялся совершенствовать институты центральной и местной власти, которые его не удовлетворяли. Он трудился без уста­ли, ожидая такой же преданности делу от высших сановни­ков, которые спали посменно, чтобы быть в распоряжении императора в любое время дня и ночи. Доклады императору от чиновников всех рангов стали столь многочисленными, что он развешивал их на стенах своей спальни и читал по ночам, а на ширмах были записаны послужные списки про­винциальных чиновников, которых он собирался повысить или понизить в должности.


270 Тан

Он продолжил реформу власти на местах, начатую еще при его отце, назначал наместников-губернаторов провин­ций, рационализируя и улучшая систему управления; самая беспощадная борьба велась с коррупцией. Тай-цзун дважды отправлял комиссии для проверки деятельности местных властей, наказал тысячи чиновников и казнил семерых за ненадлежащее исполнение обязанностей. В области военно­го строительства он тоже старался усовершенствовать уже имевшиеся структуры; особое внимание обращалось на под­держку отрядов ополчения, которые должны были сами обес­печивать себя провиантом и большей частью вооружения, что значительно уменьшало нагрузку на государственную казну.

Бережливость занимала центральное место в экономиче­ской политике Тай-цзуна. В сочетании с миром на внешних границах, разумным управлением, улучшенной благодаря Великому каналу системе транспорта и связи, а также хоро­шим урожаям эта политика принесла процветание всей на­ции. Процесс ускорялся развитием торговли: по мере рас­ширения владений империи Тан купцы из Центральной Азии, Персии и Византии привозили в страну многочислен­ные зарубежные товары, знакомили китайцев с иностранны­ми развлечениями и традициями. Дань поступала даже из таких далеких земель, как Сибирь и Урал. Чаньань превра­тилась в многонациональный город, дала приют многочис­ленным национальным общинам, а в ее монастырях и шко­лах получала образование аристократия соседних стран. Среди государственных школ столицы, созданных для под­готовки студентов к сдаче экзаменов, была школа каллигра­фии и школа юриспруденции. В них обучались несколько тысяч студентов, а еще многие тысячи молодых людей из провинции слушали лекции по классическим произведени­ям и истории в других школах, разбросанных по всему горо­ду. В то же время составление официальной истории динас-


Тан 271

тий — важная особенность китайской культуры — было по­ставлено на прочную бюрократическую основу.

Среди гостей столицы наибольшим энтузиазмом отли­чались японцы, которые жили в Чаньани десятилетиями, а затем возвращались на родину, чтобы сформировать госу­дарственные институты по образцу империи Тан, в резуль­тате чего китайская культура оставила неизгладимый след в культуре японской. В столицу также приезжали много­численные посольства из зарубежных стран, ближних и дальних. Смерть Мухаммада в 632 году положила начало арабской экспансии, и когда эта экспансия достигла Пер­сии, последний правитель династии Сасанидов обратился с призывом о помощи к Тай-цзуну, но получил отказ, и Пер­сия пала. Китайский император даже принимал посольство из византийской провинции Сирия, отправленное, по неко­торым данным, императором Восточной Римской империи Константином II.

Появились в городе и чужие религии; в частности, пер­вое знакомство с христианством произошло через монаха-несторианца. Он прибыл в столицу империи Тан в 635 году и был благосклонно принят Тай-цзуном, который попросил его перевести книги несторианцев на китайский язык. Буд­дизм, уже прочно укоренившийся в Китае, переживал новый подъем после возвращения из Индии величайшего из палом­ников Сюань Цзана, который провел в путешествиях пят­надцать лет. Сам Тай-цзун был приверженцем даосизма и даже объявил себя потомком мудреца Лао-цзы, а свое отно­шение к буддизму наиболее полно сформулировал к концу жизни, назвав тот вульгарной и несерьезной религией. Тем не менее император восхищался уникальными познаниями Сюань Цзана в географии Индии и Центральной Азии, а так­же в обычаях, товарах и политике и тщетно пытался угово­рить мудреца отказаться от монашеского обета и занять долж­ность при дворе.


272 Тан

Именно на Центральной Азии сосредоточилась военная политика Тай-цзуна. Это произошло после того, как стоты­сячная китайская армия наголову разбила войска восточно­го тюркского каганата в сражении на юге Гоби (630 г.). Тюр­ки, ослабленные внутренними противоречиями, признали Тай-цзуна великим ханом, и на территории каганата обосно­вались многочисленные китайские поселенцы. Западный тюркский каганат, под властью которого находились земли от Великой Китайской стены на востоке до Персии на запа­де и от Кашмира на юге до Алтайских гор на севере, тоже раздирали внутренние противоречия, и Тай-цзун умело под­питывал эти раздоры, поддерживая то одну партию, то дру­гую. Таким образом, опасность со стороны тюрков была уст­ранена, но государства в оазисах котловины Тарим, где сме­шались индийская, афганская и персидская культуры, продолжали угрожать Великому Шелковому пути, по кото­рому шли караваны из Центральной Азии, Персии и Визан­тии. Тай-цзун покорял их по одному; его войска удалились от столицы на расстояние пять тысяч миль, оставляя в каж­дом государстве китайские гарнизоны под управлением на­местников. Военными и дипломатическими мерами под­держивался мир с уйгурами на северо-востоке современной провинции Синцзян, а также с тибетцами, воинственные пле­мена которых в конце концов объединились в союз. Однако в 644 году Тай-цзун повторил ошибку Ян-ди, которая при­вела к падению династии Суй: он поддался искушению по­корить корейское царство Когурё.

Большинство министров пытались переубедить Тай-цзу­на, но он больше не был императором-мудрецом, как в пер­вые годы своего правления. Он стал высокомерным и свое­вольным и был полон решимости вернуть себе земли, когда-то принадлежавшие империи Хань. Для китайской истории характерно фанатичное стремление вернуть утраченные тер­ритории, которые ранее были отобраны у других. Дважды


Тан 273

ч, •*.* * - $ jul

Ученые поднимаются на гору-остров Инчжоу. Из коллекции академика В. М. Алексеева. По повелению императора Тай-цзуна была учреждена Литера­турная палата, куда пригласили 18 прославленных ученых; при­дворный живописец нарисовал портреты этих ученых, о которых восхищенно говорили, что они «поднялись на гору-остров Инчжоу» (обитель бессмертных в Восточном океане)

император направлял многочисленные армии — одну из них он возглавил сам — и армады судов против Когурё и даже одержал несколько побед, но не добился желаемого резуль­тата. В 648 году он объявил, что через год соберет 300-ты­сячное войско, но его планам не суждено было сбыться.

Император, которому еще не исполнилось пятидесяти лет, заболел неизвестной болезнью, вызывавшей головокруже­ние, нарушение зрения и упадок сил. В отчаянии он обра­тился к индийскому магу, но никакие средства не помогали, и в пятом месяце 649 года Тай-цзун умер. Он оставил после себя могущественную империю с эффективной государ­ственной властью, процветающей экономикой и сильной армией, спокойную и уверенную в себе страну. Более того, для последующих поколений Тай-цзун стал ярким приме­ром конфуцианского идеала правителя — мудрого и честно­го, обладающего непререкаемым авторитетом, основанном


274 Тан

на чутком отношении к тщательно подобранным ученым советникам, а также искренней заботе о благополучии свое­го народа.

Наследником Тай-цзуна в последние шесть лет правле­ния считался его девятый сын, который взошел на трон — согласно традиции, перед гробом отца — в 649 году и взял себе имя Гао-цзун. Он был исполнен благих побуждений, но обладал слабым характером и слабым здоровьем (импера­тор страдал от повышенного кровяного давления). Гао-цзун правил тридцать четыре года, но настоящим властителем страны была его жена, самая необычная из череды выдаю­щихся женщин, которые наводили страх на Китай.

Ее звали У-хоу. Говорят, что она была служанкой налож­ницы императора Тай-цзуна, и Гао-цзун, впоследствии уна­следовавший трон отца, был сражен красотой девушки, ког­да увидел ее в одном из женских монастырей. Вернувшись во дворец, она безжалостно лспользовала свои незаурядный ум, знание людей и твердость характера, чтобы занять место жены Гао-цзуна и стать императрицей. Через месяц она рас­порядилась убить бывшую жену и любимую наложницу им­ператора: женщинам отрубили руки и ноги и оставили уми­рать в бочке из-под вина.

У-хоу полностью подчинила себе и мужа, и правитель­ство. Она избавилась от министров, служивших императору Тай-цзуну. Увлечение императрицы религией и магией при­вело к тому, что ее обвинили в колдовстве — одной из «деся­ти мерзостей», — но эта попытка окончилась казнью против­ников императрицы, а сама она не пострадала. Притязания ее не знали границ. Она превратила Лоян во вторую столи­цу империи, наравне с Чаньанью, что привело к огромным затратам на ремонт зданий и постоянные переезды органов управления из одного города в другой. Два первых импера­тора из династии Тан удовлетворялись одним тронным ти­тулом, тогда как у Гао-цзуна таких титулов было тринадцать,


Тан 275

и его супруга настояла на жертвоприношениях фэн и шань. Обряды были совершены на главной священной горе китай­цев Тайшань и представляли собой сообщения Небу и Зем­ле о том, что император успешно осуществил задуманное. Большинство императоров опасались, что подобные заявле­ния могут быть необоснованными и вызовут серьезную дис­гармонию в природе, и всего шестеро из них осмелились про­вести такие церемонии — последний раз за шестьсот лет до Гао-цзуна. Император Гао-цзун не только совершил эти об­ряды, начиная с первого дня нового 666 года, но в них, нару­шив традицию, принимала участие и императрица У-хоу. В 674 году правящая чета приняла титулы Небесного импе­ратора и Небесной императрицы.

В начале правления Гао-цзун собрал группу ученых, ко­торые должны были составить историю династии, а затем финансировал выпуск серии новых антологий китайской литературы; одновременно буддийские монахи переводили с санскрита священные тексты. Впоследствии инициативу взяла на себя императрица — по ее распоряжению была сфор­мирована группа ученых, из-под пера которых выходили работы на разные темы, в том числе биографии знаменитых женщин. Эта группа, однако, была известна и своей небла­говидной деятельностью — она превратилась в тайную кан­целярию, известную под названием «Ученые Северных во­рот». Эта канцелярия определяла политику государства и присвоила себе другие функции шести министерств, нахо­дившихся в ведении Государственного совета.

У-хоу не останавливалась ни перед чем, чтобы сохранить власть. Когда умер престолонаследник, она быстро добилась ссылки двух других подававших надежды сыновей импера­тора, а когда новый наследник престола стал проявлять спо­собности к управлению, императрица при помощи интриг заставила его покончить жизнь самоубийством. Законным наследником был объявлен ее третий сын от императора,


276 Тан

четырнадцатилетний принц Инь, пока не представлявший угрозы для матери. Три года спустя, в двенадцатом месяце 683 года продолжительная болезнь императора закончилась его смертью.

Тем временем страна переживала финансовый кризис: к огромным тратам на Лоян прибавились наводнения, неуро­жаи, засухи и нашествия саранчи. Цены на зерно взлетели, и массы крестьян бежали в необжитые районы, чтобы не платить налоги. Однако административная система была настолько устойчивой, что продолжала работать без сбоев, несмотря на стихийные бедствия и разорительную деятель­ность У-хоу. Так, например, в свод законов регулярно вно­сились изменения, а экзаменационная система была реор­ганизована, чтобы увеличить набор на государственную службу — даже несмотря на то, что большинство новичков по-прежнему были из семей знати или высокопоставленно­го чиновничества, поскольку получали преимущество при сдаче экзаменов. Правило, что имена кандидатов на долж­ность не должны раскрываться, чтобы их происхождение и социальное положение не повлияли на результаты экза­менов, продержалось недолго. Основу курса обучения по-прежнему составляло конфуцианство, но к нему добави­лись классические тексты даосизма. Помимо специальных школ юриспруденции и каллиграфии появились школы математики.

На северных границах империи от поражения оправил­ся западный каганат тюрков, вернув себе утраченные тер­ритории, и только после нескольких лет военных действий китайский экспедиционный корпус наголову разбил про­тивника. К 660 году владения империи Тан протянулись от Китайского моря до границ Персии — самая большая тер­ритория за всю историю Китая. Однако для удержания та­кой территории стране не хватило ресурсов, и через не­сколько лет тюрки вернули себе независимость.


Тан 111

Через десять лет после смерти Тай-цзуна царство Когурё все еще оставалось непокоренным, и Китай вновь обратил свой взор на это государство на севере Корейского полуост­рова, приняв предложение о союзе с более крупным и кита­изированным царством на юге Кореи. Восьмилетняя война закончилась полной победой: 200 тысяч пленников из Ко­гурё были отправлены в Китай, а само северокорейское цар­ство превратилось в протекторат. В ходе войны против Ки­тая сражалось и самое маленькое из южнокорейских госу­дарств. Ему на помощь выступил японский флот, но был разбит, потеряв при этом четыре сотни судов — одна из ве­личайших катастроф на море. Однако победа над Когурё — как и над тюрками в Центральной Азии — оказалась недол­говечной. Сопротивление захватчикам было настолько силь­ным, что от протектората пришлось отказаться. В то время как волнения охватили весь Корейский полуостров, китай­ская армия вела военные действия в Тибете.

Десятью годами раньше объединенное тибетское царство начало проводить политику экспансии. Тибетцы атаковали на всех направлениях, включая котловину Тарим, и в конце концов им удалось вовлечь китайцев в военные действия и нарушить спокойствие на западной границе империи. Кро­ме того, к концу правления Тай-цзуна объединившиеся ос­татки восточных тюрков — теперь их называли северными — возобновили набеги из-за Великой Китайской стены, что привело к постоянным стычкам на северной границе.

Все эти приграничные войны, а также финансовый кри­зис стали главными заботами наследника Гао-цзуна, принца Иня, известного под своим храмовым именем Чжоу-цзун. Но самым опасным «наследством» императора стала его мать У-хоу, которая отреагировала на первые признаки самостоя­тельности сына тем, что лишила его трона и выслала из сто­лицы. Императрица правила от лица его более сговорчивого брата, двадцатидвухлетнего Жуй-цзуна. Через год вспыхнул


278 Тан

бунт в крупном торговом центре, располагавшемся в месте соединения Янцзы с Великим каналом. Восстание быстро подавили, но паранойя императрицы усилилась. Началась ужасная эпоха террора.

Некоторые историки рассматривают действия У-хоу как попытку ограничить власть аристократии — репрессии были направлены на высших сановников государства, одновремен­но императрица поощряла набор на государственные долж­ности простолюдинов через систему экзаменов. Она заста­вила цензурное управление и управление наказаний создать сеть шпионов и информаторов, жертвы которых, обвинен­ные в подстрекательстве к мятежу, помещались в специаль­но построенную тюрьму, где под пытками у них выбивали признания, а затем казнили или подвергали другим жесто­ким истязаниям, например бросали в котел с кипящей во­дой. В городе была установлена бронзовая урна, в которую люди могли опускать доносы, нередко ложные. Многие не­грамотные информаторы со всех концов империи за госу­дарственный счет доставлялась в столицу для дачи показа­ний, а также получали награды и должности. От жестоких репрессий пострадали сотни аристократических семей — мно­гих казнили, их родственников отправили в ссылку или про­дали в рабство, а имущество конфисковали. Никто из мини­стров не отваживался противоречить императрице, боясь, что его арестует тайная полиция. В такой обстановке У-хоу без стеснения предавалась разврату; одним из наиболее скан­дальных ее увлечений был продавец косметики, которого она посвятила в духовный сан и назначила настоятелем самого известного монастыря.

Но императрица стремилась завоевать популярность сре­ди народных масс, и этой цели служили несколько так назы­ваемых «актов милосердия», которые предусматривали, не­смотря на спад экономики, серьезные налоговые льготы и


Тан 279

другие послабления, а также налагали ограничения на непо­пулярный в народе класс торговцев. Кроме того, императ­рица ратовала за справедливое применение закона.

В то же время У-хоу умело поддерживала культ собствен­ного величия. Императрица часто появлялась на публике, проводила грандиозные церемонии и возродила ритуалы золотого века империи Чжоу — она считала себя потомком великого Чжоу-гуна. В 688 году в реке был «обнаружен» бе­лый камень с надписью: «Мудрая Мать будет править людь­ми, и ее правление принесет вечное благоденствие». Неиз­вестно, знала ли У-хоу, что это подделка, но императрица с присущим ей пылом восприняла пророчество. Вместе со всем двором она отправилась к алтарю Неба, объявила реку свя­щенной, запретив ловить в ней рыбу, и взяла себе титул Мудрой Матери Божественного Властелина. Еще она пла­нировала провести самую пышную церемонию в истории Китая, чтобы благословить находку и изменить название периода правления на Вечное Благоденствие.

Императрица объявила, что все видные люди империи обязаны присутствовать на церемонии в Лояне. Члены цар­ского рода Ли и другие аристократы подозревали, что их за­манивают в ловушку. Вспыхнувшие во многих местах мя­тежи были быстро подавлены. Последовавшие казни, само­убийства и наказания посеяли хаос среди знати, а род Ли был почти полностью истреблен.

В этом успехе У-хоу увидела покровительство Неба, что еще больше подогрело ее тайные желания. Ее любовник-монах раздобыл буддийский текст, предсказывающий ско­рую реинкарнацию некоей богини, которая принесет «без­граничную радость» народу, и настойчиво внушал импе­ратрице мысль, что она и есть эта реинкарнация. У-хоу позаботилась о том, чтобы эти идеи получили широкое рас­пространение, и подняла авторитет буддийского духовен-


280 Тан

ства, основав и финансируя храмы в каждой префектуре, а также удостоив некоторых монахов титула «герцога» и по­святив в духовный сан более тысячи человек.

Подготовив грандиозную церемонию, У-хоу наконец дала волю своему честолюбию. Скромно отвергнув три петиции с просьбой занять трон, она затем изменила решение — пос­ле сообщений о том, что над дворцом видели птицу феникс, которая считалась символом императрицы, а над тронной залой порхала стайка птиц с алым оперением, что было ис­толковано как знаки Небес. Жуй-цзун отрекся от престола, У-хоу объявила себя властительницей Поднебесной, став первой и единственной женщиной-императором, и переиме­новала династию, назвав ее Чжоу.


ГЛАВА 17

Тан (618-907 гг.).

Продолжение

Склонность китайских правителей перемещать огромные массы людей из одного района в другой была еще раз проде­монстрирована императрицей, сорвавшей с насиженных мест в районе Чаньани сто тысяч семей и переселившей их в Лоян, который стал новой столицей и по замыслу У-хоу должен был иметь соответствующее его статусу население (это со­всем немного по сравнению с четырьмя миллионами чело­век, переселенными в 1999 году из-за строительства плоти­ны на реке Янцзы). Правительница без колебаний казнила двух любимых наложниц Жуй-цзуна — теперь тот получил титул «Будущего императора» и некоторое время находил­ся фактически под арестом в своем дворце, — осужденных по сфабрикованному обвинению. Тем не менее У-хоу в це­лом ослабила масштаб репрессий и организовала убийство начальника своей тайной полиции, а затем отдала под суд восемьсот пятьдесят его подчиненных.

Более конструктивное ее начинание — доступность экза­менационной системы, что позволило значительно увели­чить прием на государственную службу представителей низ­ших классов. Резкое увеличение численности чиновников привело к дополнительным расходам, но высшие должност-


282 Тан. Продолжение

ные лица находились под жестким контролем У-хоу, кото­рая постоянно тасовала и меняла своих министров — восемь­десят процентов из них были отправлены в ссылку, казнены или понижены в должности. Тем не менее в большинстве своем это были в высшей степени компетентные люди, по­могавшие управлять государством.

У-хоу проводила жесткую внешнюю политику. Понача­лу это было нетрудно, поскольку междоусобные конфлик­ты устранили угрозу со стороны приграничных племен. Однако для отпора северным тюркам и тибетцам, набеги которых не прекращались, требовались умелые военные действия. Кроме того, с западной части современной Мань­чжурии повела наступление новая сила в лице монгольско­го племени киданей; им удалось захватить обширные тер­ритории до самого Пекина, прежде чем имперские войска отбросили их назад.

Последние годы правления У-хоу отмечены широкомас­штабной коррупцией и протекционизмом, которые до этого были крайне редким явлением, а также любовными связями императрицы. Превосходное знание косметики и неугасаю-щая страсть к плотским наслаждениям позволяли ей скры­вать семидесятилетний возраст. Когда императрице надоел монах, она заманила его во дворец и убила, а затем вступила в связь со своим врачом. Его сменили братья Чжан — два прекрасных юноши, «накрашенных и напудренных, в богато расшитых халатах». Братья так вскружили голову правитель­нице, что она не предпринимала никаких усилий для обуз­дания их многочисленных пороков. Когда придворные, же­лавшие избавить У-хоу от влияния братьев, выдвигали про­тив них обвинения, императрица пресекала все попытки. Во время довольно частых недомоганий она допускала к себе лишь братьев Чжан, грубо прогоняя министров.

Наконец в начале 705 года группа высших сановников уговорила свергнутого императора Чжун-цзуна, которому


Тан. Продолжение 283

было разрешено вернуться из ссылки, покинуть дом и с пя­тью сотнями солдат дворцовой стражи направиться во дво­рец. Здесь они схватили и убили братьев Чжан. Внезапно появилась неряшливо одетая и разгневанная У-хоу; она осы­пала оскорблениями своего сына и других заговорщиков, а затем вернулась в постель, где и умерла несколько месяцев спустя в возрасте восьмидесяти двух лет. С ее смертью за­кончились семнадцать лет пребывания на троне так называ­емой династии Чжоу и пятидесятилетнее правление У-хоу. На смертном одре она великодушно простила врагов и сло­жила с себя титул императрицы. Посмертное имя, которого она удостоилась, должно было понравиться ее духу — Под­ражатель Небу.

Правда, после нее правительство пребывало в состоянии больше напоминавшем преисподнюю. Это был рассадник коррупции, кумовства и безответственности. Министры со­перничали между собой, добиваясь расположения вернув­шегося на трон императора Чжун-цзуна и его супруги Вэй, не брезгуя в этой борьбе никакими средствами. И вновь к вершинам власти поднялась женщина — на сей раз в лице распутной и безнравственной императрицы, к которой при­соединилась ее дочь, принцесса Ан-ло. Первая не успевала менять любовников, а вторая коррупцией сколотила себе огромное состояние. Класс чиновничества раздулся до не­вероятных размеров — за счет тысяч евнухов, а также лю­дей, которые либо купили себе должность, либо прошли че­рез деградировавшую систему экзаменов. С ростом эконо­мических трудностей ширилось недовольство масс.

В 710 году умер Чжун-цзун — полагают, что его отравила императрица Вэй, пытаясь занять место У-хоу. Она подде­лала завещание императора, объявив наследником своего пятнадцатилетнего сына. Но через две недели ее владыче­ству положил конец двадцатипятилетний Ли Лун-цзи, сын свергнутого императора Жуй-цзуна от одной из наложниц.


284 Тан. Продолжение

Однажды ночью он вместе со своими сторонниками и при­мкнувшей к ним дворцовой стражей обезглавил приближен­ных императрицы Вэй, а затем ворвался во дворец и убил саму императрицу, которая пыталась спастись бегством, и накладывавшую грим принцессу Ан-ло. Сестра Ли Лун-цзи, принцесса Тай-пин, лично стащила юного ставленника им­ператрицы с трона и объявила, что императором вновь ста­новится Жуй-цзун.

Реальная власть перешла в руки этой принцессы, потому что Жуй-цзун был начисто лишен энергии и честолюбия. Однако усиливающийся хаос в управлении и проблемы на границах империи заставили его занервничать, а знамение в виде яркой кометы побудило отречься от престола в пользу сына. В 712 году Ли Лун-цзи стал императором — в анналах истории он остался под именем Сюань-цзун. Отношения между ним и честолюбивой принцессой Тай-пин быстро ис­портились. Она пыталась отравить брата, а потерпев неуда­чу, замыслила военный переворот, но Сюань-цзун был пре­дупрежден о заговоре. Он приказал казнить сторонников принцессы прямо перед залом приемов, а ей позволили со­вершить самоубийство. Так закончилась необычная для Ки­тая эра правления женщин.

Сюань-цзуну было двадцать восемь лет, когда началось его долгое и блистательнее правление, прославившее динас­тию Тан. В эпоху правления У-хоу он вместе со своей семь­ей пережил домашний арест, а его мать была одной из двух наложниц, казненных по приказу императрицы. Эти пере­живания, а также три года жестокой борьбы за власть перед восшествием на трон не только оставили глубокие раны в его душе, но и помогли сформировать сильный характер. Он славился мягкостью манер, любовью к братьям и родствен­никам, прямотой, вспыльчивостью, привязанностью к совет­никам, а также твердым и в то же время разумным примене­нием власти. На Западе его назвали бы «человеком эпохи


Тан. Продолжение 285

Возрождения» — он был талантливым музыкантом, поэтом и каллиграфом, глубоко разбирался в философии даосизма, любил как театральные представления, так и спортивные состязания, нечто вроде современного поло.

Он избавился от насквозь прогнившей предыдущей ад­министрации и окружил себя тремя или четырьмя выдаю­щимися людьми, которые не принадлежали к высшей знати, но преодолели жесточайший экзаменационный отбор импе­ратрицы У-хоу. Эти советники долго оставались на своих постах, что резко контрастировало с постоянной сменой чи­новников в эпоху У-хоу. Лучшие из них согласились занять свои должности только после того, как Сюань-цзун объявил о конкретной программе реформ. Эта программа заложила основы имперской политики на долгие годы и включала в себя следующие элементы: гуманное управление, не опира­ющееся на жестокость законов, отказ от военных кампаний, равенство всех перед законом, включая друзей императора, устранение политического влияния евнухов, снижение на­логов, выведение из центрального правительства родствен­ников императора, возможность министрам открыто и без опаски высказывать свое мнение. Движущей силой всех этих мер было стремление к возрождению морали в обществе.

На восстановление дееспособности правительства ушло почти десять лет: к составлению указов привлекались уче­ные, все некомпетентные чиновники лишились должностей, знающие люди были назначены в провинцию, где теперь все государственные служащие должны были иметь опыт рабо­ты, возродилась деятельность инспекционных комиссий, выезжавших на места, а также были пересмотрены законы и уложения, что позволило обеспечить единство правил и практики государственной службы по всей империи. Послед­няя мера сыграла важную роль в регистрации налогоплатель­щиков, небрежность проведения которой значительно сни­жала доходы казны. Основная проблема, с которой сталки-


286 Тан. Продолжение

вались власти, — огромное число бродяг, которые покинули свои дома, чтобы избежать уплаты налогов или трудовой повинности, или были согнаны с земель в результате фор­мирования обширных поместий чиновников и знати. Уста­новив шестилетний период освобождения от налогов для зарегистрировавшихся жителей империи, правительство увеличило число налогоплательщиков на восемьсот тысяч семей.



2015-11-20 477 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 16 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 16 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)