Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Империя Цин в XVIII в. 4 страница



2015-11-20 491 Обсуждений (0)
Империя Цин в XVIII в. 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок





462 Цин: Опиумные войны и тайпины

международной торговли, но быстрее всех развивался Шан­хай, превратившийся в самый большой город Китая. Разви­тие этих открытых портов тормозилось сложными взаимоот­ношениями между китайскими чиновниками, китайскими купцами, или «компрадорами», консулами и «тайпанами» — главами западных компаний. Жизнь в поселениях европей­цев — «концессиях» — часто романтизировалась, но на са­мом деле она имела и темную сторону, с обманом и мошен­ничеством, которыми не брезговали обе стороны, и взятка­ми, считавшимися обычным явлением.

Гроза приближалась. Сотни людей, теснившиеся в ино­странных «концессиях» в прибрежной полосе Кантона, тре­бовали доступа в город. Одновременно возникали оборони­тельные отряды из местных крестьян и мелкопоместных дво­рян, враждебно настроенных по отношению к британцам. Бунты не прекращались на протяжении нескольких лет — иностранцев забрасывали камнями и избивали, на них напа­дали во время прогулок. В 1847 году англичане, раздражен­ные отказом китайских властей открыть города, отправили вверх по Жемчужной реке военные корабли, которые приве­ли в негодность более восьмисот китайских пушек. После это­го Ци-ин пообещал в течение двух лет открыть ворота горо­дов. Когда же по прошествии двух лет англичане напомнили об этом обещании, им пришлось столкнуться с отрядами опол­чения, а Ци-ин к этому времени уже уехал из Кантона.

Это были тяжелые времена бесчисленных мятежей, пи­ратства, засилья «триад» и других тайных обществ, а кон­трабанда процветала на всем южном побережье страны, от Шанхая до Макао. После запрета работорговли потребность в дешевой рабочей силе на плантациях всего мира, от Ма­лайзии до Перу, привела к тому, что поставщики опия стали заниматься нелегальной торговлей китайскими рабочими (кули). В 1854 году волнения на побережье захватили и Кан­тон. Опасность для города исходила от движения «красных


Цин: Опиумные войны и тайпины 46 3

Популярное в Шанхае гуляние с фонарями.

Китайская народная картина из коллекции академика

В. М. Алексеева

повязок», подавить которое удалось при помощи крестьян­ского ополчения и нанятых аристократией наемников. Ты­сячи бунтовщиков были приговорены к смертной казни.

Но все это не остановило англичан, которые стремились не только получить доступ в Кантон, но и полностью пере­смотреть Нанкинский договор. В 1857 году Палмерстон вновь занял пост министра иностранных дел и возродил по­литику принуждения в отношении Китая, отправив туда новый экспедиционный корпус. После задержки, вызванной мятежом в Индии, эскадра к концу года достигла Кантона, где к ней присоединились французские войска, отправлен­ные покарать виновных в убийстве миссионера из числа их соотечественников.

Англо-французские силы осадили Кантон — так началась Вторая опиумная война. После обстрела города они преодо­лели стены и отправили патрули, чтобы захватить генерал-губернатора, которого затем вывезли в Калькутту, где он и умер год спустя. В течение следующих четырех лет городом


464 Цин: Опиумные войны и тайпины

управлял созданный союзниками комитет, которому подчи­нялась марионеточная китайская администрация. Местное ополчение продолжало сопротивление, а в 1858 году напало на город. Атака была отбита, и патрули союзников проник­ли в глубь китайской территории, а когда на них было со­вершено нападение, захватили и сожгли штаб-квартиру по­встанцев. Воинственные настроения постепенно улеглись, и жители Кантона начали привыкать к власти «варваров».

Лорд Элгин, руководивший действиями англичан в Ки­тае, приказал экспедиционному корпусу союзников двигать­ся дальше на север. Захват морских ворот Пекина и наступи ление на Тяньцзинь, расположенный всего в семидесяти пяти милях от столицы, вынудил правительство Цин в спешном порядке отправить своих представителей для переговоров. Однако дипломатические хитрости Ци-ина и его коллег ни к чему не привели, и они, несмотря на протесты, были вы­нуждены подписать новые договоры с Британией, Франци­ей, Россией и Соединенными Штатами. Престарелый Ци-ин потерял лицо, и император сначала предал сановника су­ду, а затем, из соображений «справедливости и милосердия», приказал ему совершить самоубийство. Условия Тяньцзин-ского договора действительно были тяжелыми для Китая. Китайское правительство согласилось допустить постоянных послов иностранных держав в Пекин, выплатить огромную контрибуцию, утроить количество открытых портов, открыть для торговли реку Янцзы вплоть до Ханькоу, установить низкие торговые пошлины, допустить на таможню иностран­ных инспекторов и разрешить иностранцам (при наличии паспорта) разъезжать по стране. Более того, договор легали­зовал торговлю опиумом — зло получило официальный ста­тус. После подписания договора войска союзников отступи­ли, а затем лорд Элгин лично проплыл шестьсот миль вверх по Янцзы, чтобы оценить новые перспективы для торговли.


Цин: Опиумные войны и тайпины 465

На этом война не закончилась. Англо-китайские согла­шения приносили пользу в открытых портах, где обе сторо­ны сотрудничали в попытке пресечь нелегальную торговлю кули, но Пекин был недоволен. Особую неприязнь у при­верженцев традиций вызывал пункт о постоянных дипло­матических представительствах в Пекине. Они были твердо уверены, что послы варваров могут быть только гостями, которые каждые три или пять лет привозят дань и бьют зем­ные поклоны. В марте 1859 года вышел императорский указ, запрещавший послам иметь штат более десяти человек, но­сить оружие и передвигаться по Пекину в паланкинах. Ни один иностранный король не мог считаться равным импера­тору, владевшему мандатом Неба, — таков был основопола­гающий принцип.

Через несколько месяцев случайное столкновение в ок­рестностях Тяньцзиня привело к гибели четырехсот британ­ских солдат и четырех военных кораблей, и ликующие «яст­ребы» императорского двора добились отказа от Тяньцзин-ского договора. Ответ англичан и французов последовал незамедлительно. В середине 1860 года они отправили на се­вер Китая двести пятьдесят кораблей и двадцать тысяч сол­дат, часть которых была набрана среди гонконгского «дна». Вскоре те сломили сопротивление гарнизона, оборонявше­го Тяньцзинь, и уже входили в город, когда прибыли послы из Пекина с предложением прибыть в столицу для перего­воров. Однако союзники настаивали на аудиенции у импе­ратора. Когда англо-французские войска приблизились к Пекину, император бежал, укрывшись за Великой Китайской стеной. Китайцы взяли в заложники тридцать девять чело­век из числа сотрудников посольств, и после того как они отпустили лишь треть заложников, казнив остальных, союз­ники разграбили и сожгли Летний дворец императора к се­веро-западу от Пекина. Некогда это был величественный


466 Цин: Опиумные войны и тайпины

комплекс из павильонов для отдыха и развлечений в не­обычном стиле «китайского барокко», спроектированных итальянским иезуитом, — с искусными фонтанами и мебе­лью, скопированной с французских гравюр, со стенами, уве­шанными зеркалами и гобеленами, которые прислал в дар французский король в 1767 году.

В Пекине остался младший брат императора принц Гун, который должен был договориться с занявшими столицу варварами. Пекинский договор подтвердил все положения Тяньцзинского договора, только сумма контрибуции увели­чилась, а Британия, кроме Гонконга, получила полуостров Коулун. Союзники отвели войска, оставив гарнизон в Тянь-цзине, и на этом вторая опиумная война завершилась.

На следующий год умер император. После нескольких дворцовых переворотов трон занял его сын Тун-чжи, а веду­щую роль при дворе стала играть партия дяди нового импе­ратора, принца Гуна, которая выступала за мир и компро­мисс с Западом. Установился новый порядок: юрисдикция консульств в отношении граждан иностранных государств в открытых портах, иностранная администрация в «концесси­ях», иностранные военные корабли в китайских водах и ино­странные войска на китайской земле, доступ иностранных торговых судов к морскому побережью Китая и внутренним водным путям, ограничение тарифов условиями договора, постоянно расширяющиеся возможности торговли в верх­нем течении Янцзы. Торговля процветала. Укрепились свя­зи между мандаринами, торговцами и консулами; иностран­цы покупали недвижимость в центрах торговли, многие из которых превратились в крупные города, а большое число китайцев получало английское образование.

Оглядываясь назад, можно сказать, что опий был всего лишь одним из элементов Опиумных войн, длившихся с 1840 по 1860 год, а истинной их причиной являлась прибыль от торговли в целом. Результатом войн стало не уничтожение


Цин: Опиумные войны и тайпины 467

суверенитета Китая, а его ограничение условиями договора. Эти условия все сильнее действовали на традиционное ки­тайское общество и китайскую культуру, а появление быст­роходных судов с паровыми двигателями и телеграфной свя­зи постепенно втягивало страну в орбиту Запада. Время по­кажет, действительно ли Китай усвоил преподнесенный урок: Поднебесная не является владычицей мира.

Как бы то ни было, волнения, вызванные вторжением Запада, не угрожали самой династии Цин. Значительно опас­нее были грандиозные восстания, потрясавшие страну с 1851 по 1864 год, что совпало по времени со Второй опиумной войной. Фактической причиной восстаний стала первая опи­умная война и Нанкинский договор, в результате чего для иностранцев открылся порт Шанхая, и центр торговли пе­реместился из Кантона на север, а тысячи людей остались без работы. Эти люди пополнили ряды недовольных в «ки­пящем котле», который представляла собой провинция Гу­андун (с городами Кантоном, Макао и Гонконгом), а также провинция Гуаньси к западу от нее и большая часть провин­ции Хунань на севере.

Бывшие наемники, услуги которых уже не требовались для борьбы с англичанами, пираты, оттесненные в глубь ма­терика британским флотом, остатки «Общества Белого ло­тоса», этнические сообщества — в частности, иммигранты, которых китайцы называли «хакка», отряды самообороны, сформированные местным дворянством, обедневшие крес­тьяне — все объединились в своей ненависти к маньчжурам. Полная неспособность властей обеспечить соблюдение за­конности привела к восстаниям 1836 и 1847 годов, и именно в этот период сформировалось «Общество поклонения Бо­гу», впоследствии ставшее известным под кровавым именем тайпинов.

Во главе самого жестокого мятежа за всю историю Китая стоял высокий человек с умными глазами и звучным голо-


468 Цин: Опиумные войны и тайпины

сом по имени Хун Сюцюань. Он родился в деревне к северу от Кантона, и его стремление к знаниям не было оценено по достоинству — он неоднократно проваливался на экзаменах на право занятия государственных должностей. Будучи в Кантоне во время второй попытки сдать экзамены, он по­знакомился с миссионером, который вручил ему христиан­скую брошюрку. Каковы бы ни были успехи христианских проповедников в распространении своего учения, эти люди редко являлись предвестниками мира и спокойствия, хотя справедливости ради следует признать, что миссионер, по­давивший Хуну брошюру, не мог предполагать последствий своего поступка. Это было сочинение необразованного жи­теля Кантона, написанное под влиянием британского про­поведника-пресвитерианца и содержавшее искаженные от­рывки из Библии вперемешку с проповедями автора. Книга излагала основные принципы протестантской веры: всемо­гущество Бога, мерзость такого греха, как идолопоклонство, и возможность выбора между проклятием и спасением души. После третьего провала на экзаменах Хун слег с нервным расстройством: в своих галлюцинациях он скитался в кос­мосе, убивая злых духов, а затем очистился и пережил вто­рое рождение. В 1843 году он, немного оправившись от бо­лезни, предпринял еще одну попытку сдать экзамены, но снова провалился. Он злился на весь мир, и особенно на маньчжуров, и презрение к ним за неспособность противо­стоять варварам с Запада разделяли многие его земляки. Вновь обратившись к христианской брошюре, он теперь вос­принял ее как призыв Господа: он, Хун Сюцюань, является младшим братом Иисуса Христа, и его священная миссия заключается в том, чтобы вернуть веру в Бога через христи­анство. Он сочинил несколько трактатов и поэм, в которых стремился примирить христианство с конфуцианством, в результате чего лишился места школьного учителя и занял­ся миссионерской деятельностью, обращая в христианство


Цин: Опиумные войны и тайпины 469

иммигрантов-«хакка» на юге провинции Гуанси. У него по­явились энергичные помощники, которые использовали про­тиворечия внутри сельских общин, чтобы внедрять идеи Хуна, благодаря чему люди объединялись в религиозном экстазе. Хун, которого в 1847 году под свое крыло взяла аме­риканская баптистская миссия, удвоил усилия, и через не­сколько лет его организация, получившая название «Обще­ство поклонения Богу», превратилась во влиятельную и все более агрессивную силу.

В 1851 году многочисленная паства Хуна собралась в де­ревне на берегу Западной реки: двадцать тысяч крестьян, городских рабочих и даже членов триад, которые сожгли свои дома, отказались от косичек и отрастили волосы по всей голове, чтобы продемонстрировать ненависть к маньч­журам, и обосновались в этом месте, которое вскоре пре­вратится в военный лагерь. Они поклялись поддерживать строгую дисциплину и чистоту нравов, и в день, когда Хун Сюцюаню исполнилось тридцать восемь лет, объявили о создании Небесного государства великого равновесия, ин­терпретировав видения вождя как подтверждение его влас­ти над всем Китаем.

Затем они отправились в «крестовый поход» на север. Введя новый календарь — традиционный способ утвержде­ния легитимности режима — и призывая крестьян к восста­нию против маньчжуров, которые объявлялись чужаками, угнетателями и носителями зла, они объявили о своем на­мерении построить Царство Божье на земле. Вступив на территорию богатых регионов в низовьях Янцзы, мятежни­ки вели сражения с разрозненными правительственными отрядами, чередуя победы с поражениями, но при этом фа­натично шли вперед, собирая под свои знамена все больше сторонников. В 1853 году, когда тайпины захватили Нан­кин, их численность составляла около двух миллионов че­ловек.


4 70 Цин: Опиумные войны и тайпины

Мятежники переименовали Нанкин в Небесную столи­цу и принялись строить христианское государство фунда­менталистского толка, граждане которого были твердо убеж­дены, что спасут свои души в битве против зла. Под запрет попали вино, опиум, табак, азартные игры и внебрачные свя­зи, а также традиция иметь наложниц и бинтовать ноги жен­щинам, а женщины получили равные права с мужчинами и даже служили в армии. Земля принадлежала Богу, а госу­дарство справедливо распределяло ее между всеми мужчи­нами и женщинами — в полном соответствии с доктринами тайпинов, направленными против землевладения и богат­ства. Хун Сюцюань объявил себя Небесным князем, а его помощники стали просто князьями, причем многие из них впадали в транс, чтобы лучше воспринимать веления Неба. Для претендентов на должности в государственном аппара­те были введены экзамены, предметами которых являлись христианское вероучение и добродетели тайпинов. Если представители высших классов, которых отпугивал отказ от традиций, ненависть к богатым и крестьянских характер дви­жения, отказывались занимать должности в государстве тай­пинов, их заставляли под угрозой смертной казни.

Однако именно дворянство в конечном счете оказало ре­шительное сопротивление тайпинам, которые распространи­ли свое влияние на север и на запад, контролируя отрезок Янцзы протяженностью триста миль и 100 тысяч квадрат­ных миль территории страны. Тайпины даже организовали поход на север, и лишь голод и холод остановили их в непо­средственной близости от Пекина. Над маньчжурской дина­стией нависла смертельная угроза. Ее армия бежала от тай­пинов, прокладывавших кровавый путь из центра страны, и европейцев, наступавших с побережья. Одновременно пра­вительству пришлось иметь дело с еще одним крупным вос­станием. Это движение называлось Ньен. На протяжении многих лет в сельской местности к северо-западу от Нанки-


Цин: Опиумные войны и тайпины 471

на активно действовали остатки «Общества Белого лотоса», а также многочисленные разбойничьи банды, а когда в 1855 го­ду Хуанхэ внезапно изменила русло, переместившись с юга на север полуострова Шаньдун, положение местного насе­ления сделалось невыносимым. Во главе движения Ньен встал образованный землевладелец и контрабандист, зани­мавшийся незаконной торговлей солью; он объединил раз­розненные преступные группы и иногда сотрудничал с три­адами. Правительственным войскам потребовалось десять лет, чтобы подавить этот мятеж, и успех был достигнут лишь после отказа от традиционных кавалерийских атак маньч­журов в пользу тактики окружения противника. Эту такти­ку, позволившую разгромить Ньен, разработал бывший учи­тель из Пекина Цзэн Гуо-фан, который сумел высоко под­няться по служебной лестнице и имел опыт боевых действий против тайпинов.

Цзэн был ярким представителем нового типа людей, по­явившихся в провинции после восстания тайпинов. Они принадлежали к тем представителям местной элиты, ари­стократам и землевладельцам, которые перед лицом угрозы для своей жизни, собственности и традиций взялись за ору­жие и сформировали отряды ополчения. Цзэн и его товари­щи организовали вооруженное сопротивление тайпинам, причем во главу угла они ставили качество, а не количество войск, набирая в свои отряды людей, связанных родствен­ными узами. Хорошо обученные и имеющие грамотных ко­мандиров, те объединились в так называемую Хунаньскую армию, содержать которую помогал Пекин — продажей зва­ний и титулов, а также посредством отказа правительства от налогов на торговлю. Усиленная правительственными вой­сками, эта армия противостояла «Обществу поклонения Богу».

Тайпины были заняты тем, что строили собственное го­сударство внутри Китайской империи. Они перераспреде-


472 Цин: Опиумные войны и тайпины

лили землю, снизили арендную плату и налоги. Простой на­род был обязан соблюдать пуританские нормы, которые про­поведовала новая религия, а вожди тайпинов присваивали себе все новые права и привилегии, купаясь в роскоши и не отказываясь от многочисленных наложниц. Вскоре среди них началась яростная борьба за власть, сопровождавшаяся убий­ствами и казнями (так, например, после убийства одного из самых известных «князей», который считал себя воплоще­нием Святого Духа, были казнены двадцать тысяч человек). В это период разброда (1856-1858 гг.) тайпины потеряли несколько стратегически важных городов в долине Янцзы, но вскоре в окружении Хун Сюцюаня появились новые энер­гичные лидеры — сам Небесный князь становился все более замкнутым и безумным, — одержавшие победы в двух круп­ных сражениях. Затем они повернули армию тайпинов на восток, чтобы захватить дельту Янцзы и использовать ее как экономическую базу для наступления вверх по течению реки. Хун Сюцюань рассчитывал на помощь братьев-христиан с Запада, но европейцы считали «Общество поклонения Богу» аморальным, богопротивным и, самое главное, представляв­шим угрозу для торговли. Поэтому они отказали тайпинам в просьбе предоставить пароходы для наступления в верхо­вья Янцзы, а когда мятежники приблизились к Шанхаю, англичане и французы пришли на помощь правительствен­ным войскам, поставляя им продовольствие, артиллерию и магазинные ружья, а также непосредственно принимая уча­стие в боевых действиях. На стороне союзников сражались и американские офицеры, а среди англичан выделялся май­ор Чарльз Джордж Гордон, который затем стал генералом и погиб в Хартуме. Стычки, продолжавшиеся несколько лет, позволили очистить от тайпинов окрестности Шанхая, а выше по течению Янцзы отряды Цзэн Гуо-фана постепенно брали верх над повстанцами. В 1864 году Цзэн Гуо-фан на­чал наступление на Нанкин.


Цин: Опиумные войны и тайпины 473

Стены города были разрушены, сам город сожжен, а его обитатели убиты. Тайпины яростно сражались до самого конца — 100 тысяч фанатиков добавились к списку милли­онов жертв на обширных землях, некогда завоеванных «Обществом поклонения Богу». Небесный князь, отвергнув­ший просьбы своих приверженцев покинуть Небесную сто­лицу, когда к ней приблизился враг, принял смертельную дозу яда, и его тело впоследствии было найдено рядом с двор­цом — в желтых атласных одеждах, расшитых драконами. Часть его сторонников, которые сумели избежать смерти и присоединились к движению Ньен, продолжали сопротив­ляться вплоть до 1868 года, но разрушение Нанкина поло­жило конец государству тайпинов.

Однако этим далеко не исчерпывались драматические события в истории империи Цин в первые семь десятилетий XIX века. На обширной территории от Маньчжурии на се­веро-востоке и Монголии на севере до Синьцзяна на северо-западе и Тибета на западе мир и спокойствие были редкими явлениями. Горы, пустыни и степи населяли многочислен­ные племена и народы: китайцы, маньчжуры, монголы, тюр-коговорящие и исповедующие ислам племена Центральной Азии, тибетцы. Торговля или даже попытки обеспечить воз­можность торговли, наталкивались на сопротивление, по­скольку политика китайских властей — в чем Запад имел возможность убедиться — была направлена на запрет меж­дународной торговли и обложение пошлинами разрешенного товарообмена.

В 1816 году Британия покорила Непал, и государствен­ный флаг Соединенного Королевства оказался на границе Тибета, который с 1792 года входил в состав Поднебесной; в последующие годы британцы безуспешно пытались наладить торговлю с этим «царством снега». Россия расширяла свое влияние на севере, и Британия изо всех сил старалась не до­пустить русских в Индию, но они предпочли двигаться вдоль


474 Цин: Опиумные войны и тайпины

реки Амур на северо-запад Маньчжурии. По договору 1864 го­да Россия получила значительный кусок территории, а так­же право обменивать свои меха на чай, который в Москве пользовался не меньшей популярностью, чем в Лондоне.

Каждая из трех подвластных Китаю территорий, то есть Тибет, Монголия и Синыдзян (Китайский Туркестан, завое­ванный в 50-х годах XVIII века), шла своим путем. Тибет был практически автономным и развивался в направлении, определяемом далай-ламой. Некогда могущественные мон­гольские племена с переходом от кочевого к оседлому обра­зу жизни утратили былую силу; крестьянство разоряли дол^ ги, ставшие следствием экспансии китайских торговцев; большинство населения болело сифилисом. В Синыдзяне, который находился в окружении мятежной провинции Гань-су, Тибета, Кашмира и России, мусульманские фанатики из Восточного Туркестана вели борьбу за получение права тор­говли для своих купцов.

Однако в целом, несмотря на уступки России и мусуль­манам, правительству Цин — при помощи дипломатии, ми­грационной политики, а в некоторых случаях и применения силы — удавалось сохранять контроль над территорией стра­ны. Империя вступала в судьбоносные для нее последние годы XIX века, сумев сохранить единство.


ГЛАВА 27

На пороге XX века

Император Вэнь-цзун умер в 1861 году, не успев вернуться в столицу, из которой он бежал после того, как англо-фран­цузские войска взяли Тяньцзинь. Наследником стал его единственный сын, пятилетний мальчик, который взошел на трон под именем Тун-чжи. Перед смертью император назна­чил совет из восьми сановников, которые должны были по­могать малолетнему правителю, но в результате дворцового переворота, устроенного принцем Гуном, все они были каз­нены или сосланы, а власть в стране перешла в руки двух вдовствующих императриц — официальной вдовы последне­го императора и наложницы, матери наследника династии Цин. Ведущую роль в этом тандеме играла бывшая налож­ница и мать юного императора — вдовствующая императри­ца Цыси руководила правительством на протяжении следу­ющих сорока семи лет. Династия, которую ей предстояло сохранить и которая пошатнулась, но все же устояла под на­пором трагических событий XIX века, столкнулась с двумя главными проблемами.

Во-первых, как выразился первый министр китайского правительства, это был «новый демонический мир усиления государств». То есть китайцы, не отказываясь от убеждения


476 На пороге XX века

в превосходстве своей цивилизации и культуры, были вы­нуждены считаться с некоторыми аспектами западной ци­вилизации — в частности, с передовой технологией, особен­но в области вооружений. Несмотря на осознание того фак­та, что Запад стремится к увеличению прибыли, а не к расширению территорий, риск применения силы к тем, кто не желает подчиниться требованиям европейцев, заставлял Китай принимать меры по защите своих интересов. Лозун­гом эпохи стала модернизация, которую называли «самоук­реплением». Немалую роль в этом процессе играло усвое­ние накопленных Западом знаний — в империи издавалц огромное количество литературы, посвященной производ­ству ружей, пушек, мин, бомб и взрывчатых веществ в стра­нах Запада.

Давала о себе знать и вторая проблема, о которой уже упоминалось, — ухудшение качества управления, особенно на местном уровне. Требовалось возродить забытые ценнос­ти конфуцианства. Правительство, писал один из видных сановников и ученых того времени, опирается на человече­ский талант, а талант опирается на образование. Его едино­мышленники, исповедавшие неоконфуцианство, открыто призывали восстановить моральные принципы, и в стране вновь стала действовать классическая экзаменационная си­стема. Это тоже было частью процесса «самоукрепления», поскольку, как записал в своем дневнике один из китайских министров, «в свете самоусовершенствования важнейшими задачами, безусловно, являются улучшение управления и поиск ценных талантов; однако следует предпринять и кон­кретные меры, чтобы научиться отливать пушки, строить пароходы и производить оружие».

Для поддержки реформы вооруженных сил открыли не­сколько новых верфей и арсеналов, самыми крупными из которых стали предприятия в Шанхае и в окрестностях Фуч-жоу. К 1870 году шанхайская верфь превратилась в одно из


На пороге XXвека All

Деревенщина становится уездным начальником, да не разумеет чиновничьего языка. Китайская народная картина из коллекции

академика В. М. Алексеева На картине изображен неграмотный земледелец, купивший долж­ность начальника уезда (справа на стуле) и пришедший предста­виться губернатору провинции (слева в кресле)

крупнейших предприятий мира. Китаю оказывали помощь английские и французские специалисты, а правительства этих стран поставляли Цинской династии артиллерию, ко­торая помогла разгромить тайпинов. При этих предприяти­ях были организованы школы, где преподавали не только китайцы — в них наряду с классическими канонами конфу­цианства обучали западным наукам.

Процесс «самоукрепления» получил новый импульс в 1872 году, когда в Хартфордский университет (США, штат Коннектикут) прибыли тридцать китайских студентов, пре­имущественно из Кантона. Первый уроженец Поднебесной, получивший образование в Соединенных Штатах, закончил Йельский университет в 1854 году и по возвращении домой предложил программу обучения китайских студентов в Аме­рике. После долгих споров — масла в огонь подлило извес-


478 На пороге XX века

тие, что Япония посылает своих граждан в Европу, чтобы те учились лить пушки и строить корабли, — двор наконец со­гласился ежегодно отправлять на учебу сто двадцать маль­чиков от двенадцати до шестнадцати лет (сначала верхняя граница возраста была установлена на уровне двадцати лет, но затем ее снизили, чтобы уменьшить вероятность возник­новения ситуации, когда сын не в состоянии исполнить по­ложенных ритуалов в случае смерти отца); эта цель была достигнута в 1875 году. Юноши, которых поселили в семьях и над которыми взяло шефство управление образования штата Коннектикут, вскоре увлеклись бейсболом — косич-i ки они прятали под большими кепками, — но сохраняли вер­ность традициям родины, посещая лекции по «Священным указам маньчжурского императора» и периодически делая заявления о верноподданнических чувствах к Пекину.

Тем не менее лишь небольшое количество их соотече­ственников побывали в Соединенных Штатах до начала американской «золотой лихорадки» и последующего рас­ширения железнодорожной сети, которые привлекли тыся­чи рабочих из-за рубежа, перевозившихся на переполнен­ных грузовых судах, прозванных «плавучим адом». К концу XIX века во многих американских городах выросли китай­ские кварталы; иммигранты из Поднебесной выращивали фрукты, ловили рыбу, работали в заброшенных шахтах, что­бы добыть средства к существованию, трудились на обувных и сигарных фабриках, открывали прачечные и рестораны. Поначалу к ним относились терпимо, но со временем они восстановили против себя профсоюзы и стали объектом не­нависти невежественной толпы — во время беспорядков в Лос-Анджелесе были убиты более двадцати китайцев, в Вайоминге — около тридцати.

Параллельно с программой обучения в Америке осуще­ствлялась и другая образовательная программа — в Европе. Она была предназначена для более взрослых студентов.


На пороге XX века 479

С 1877 года, когда впервые в истории открылось китайское дипломатическое представительство в Лондоне, студенты из Китая приезжали учиться в Военно-морское училище в Гринвиче, в кораблестроительные школы в Шербуре и Ту­лоне и в школу минеров в Париже; химию, юриспруденцию и политику они изучали в Королевском колледже в Лондоне, а также в Париже. В период с 1882 по 1897 год в Европу при­бывали и другие группы.



2015-11-20 491 Обсуждений (0)
Империя Цин в XVIII в. 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Империя Цин в XVIII в. 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)