Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Империя Цин в XVIII в. 7 страница



2015-11-20 343 Обсуждений (0)
Империя Цин в XVIII в. 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок





516 Двадцатый век

несколько лет, в Китае главенствовала не идеология, а же­лание избавиться от маньчжуров. Основной задачей рево­люционеров было определить форму республиканского правления, хотя идея конституционной монархии тоже имела своих сторонников. Старый порядок был уничтожен практически полностью, и на его развалинах возникал но­вый Китай.

Примерно через десять недель после восстания в Учане, в декабре 1911 года, доктор Сунь Ят-сен наконец прибли­зился к осуществлению своей мечты. Он двадцать лет упор­но работал, путешествуя по миру в поисках средств и под­держки своих идей, поднял десять неудачных восстаний, а его «Объединенный союз» обладал лишь ограниченным вли­янием, но теперь при помощи революционеров из Нанкина он объявил о создании временного правительства Китайской республики, а сам вступил в должность президента. Сунь Ят-сен понимал, что с падением династии Цин он уступит мес­то Юань Шикаю, который объявил в Пекине, что положе­ние династии непрочно и что она больше не может рассчи­тывать на поддержку армии.

12 февраля 1912 года нелегкие переговоры закончились заявлением от имени императора, который, подчиняясь «воле провидения и народа», отрекся от престола. На смену монархии пришла республика. В Нанкине Сунь Ят-сен по­дал в отставку и рекомендовал на должность президента Юань Шикая. Юань Шикай был официально избран в ок­тябре 1912 года, и иностранные государства признали новую власть.

Мандат Неба, которым императорский дом владел на про­тяжении двух тысячелетий, был отозван, и могущественная династия, правившая страной почти триста лет, быстро и тихо ушла в небытие. Малолетнему императору вместе с семьей разрешили жить в Запретном городе, а в 1917 году, в резуль­тате странного стечения обстоятельств, ему на целых восемь


Двадцатый век 517

дней даже вернули трон. В 1924 году в возрасте восемнадца­ти лет Пу И выселили из дворца; впоследствии он был ма­рионеточным правителем в оккупированной японцами Маньчжурии, а закончил свою жизнь простым рабочим в Китайской Народной республике. Пу И умер в 1967 году.

Вернемся, однако, в Пекин, в насыщенный событиями 1912 год. Генерал Юань Шикай был способным, но веролом­ным человеком. В период «100 дней реформ» император Гу-аньсюй, понимая, что вступает в опасное противоборство с теткой, советовался с Юань Шикаем, но тот, делая вид, что помогает, информировал вдовствующую императрицу о пла­нах юного императора и тем самым помог ей совершить двор­цовый переворот. После смерти вдовствующей императри­цы предатель был отправлен на север якобы «для лечения больной ноги», но после восстания в Учане, когда револю­ция подступила к самой столице, двор запаниковал и в отча­янии вновь обратился за помощью к генералу. Поначалу Юань Шикай ответил, что его «нога не совсем зажила», но вскоре вернулся в Пекин — на этот раз на должность пре­мьер-министра. Однако вместо того чтобы использовать свое высокое положение и влияние в армии для защиты динас­тии, он стал искусно подготавливать ее свержение, очищая себе путь к президентству. Но и этого ему было мало — пос­ле успешного государственного переворота он поставил пе­ред собой еще более высокую цель.

Не все были довольны избранием Юань Шикая на пост президента: восстания следовали одно за другим, а армии пришлось усмирять Кантон, который попытался отделить­ся от Китая. Возникли проблемы и в отношениях с другими странами. Тибет стремился добиться независимости от Ки­тая, и его поддерживала Великобритания, поплатившаяся бойкотом ее товаров. (Вопрос статуса Тибета оставался не­разрешенным вплоть до 50-х годов XX века, когда страна была захвачена коммунистическим Китаем. Попытки по-


518 Двадцатый век

строить там общество по образцу китайского стали причи­ной восстания 1959 года; восстание было подавлено, далай-лама бежал в Индию, и с тех пор китайцы считают Тибет своей территорией.) Непростыми были отношения с Росси­ей, которая претендовала на Внешнюю Монголию; Юань Шикай подписал соглашение — тайное, чтобы избежать на­родного гнева, — согласно которому эта территория отходи­ла к России, тогда как Внутренняя Монголия оставалась в составе Китая. Но самая серьезная опасность по-прежнему исходила от Японии, которая не оставляла попыток проник­нуть в Маньчжурию, а в 1914 году, после начала Первой ми­ровой войны, захватила территории на полуострове Шань-дун, которыми на правах аренды владела Германия. В сле­дующем году Япония предъявила Китаю знаменитый ультиматум — «21 требование», в числе которых были пре­доставление прав на разработку полезных ископаемых и ис­пользование железнодорожной сети на Шаньдунском полу­острове, а также передача в аренду всей Маньчжурии.

Правительство Юань Шикая согласилось почти на все требования Японии. Пекинские студенты были в ярости, но президента занимали другие проблемы. Он желал стать им­ператором и основать новую династию, причем ему удалось получить на это согласие Национальной ассамблеи. Но осу­ществлению его планов помешало Небо — в июне 1916 года он внезапно умер, так и не успев вступить на престол.

Правительство быстро разваливалось. Провинции объяв­ляли о своей независимости. Страны Антанты, втянутые в войну с немцами, вынудили Пекин объявить войну Герма­нии, но никаких практических последствий этот шаг не имел. Власть продолжала выскальзывать из рук правительства; определенные силы даже предприняли попытку восстано­вить династию Цин, но военные отправили на Пекин само­лет, сбросивший две бомбы, и за восемь дней мятеж был по­давлен. Север Китая находился под властью генералов, а на


Двадцатый век 519

юге сторонники Сунь Ят-сена сформировали оппозицион­ное правительство. Все это время Япония оказывала финан­совую помощь военным и мятежникам.

Таким было положение в стране, когда в 1919 году в Па­риже собралась мирная конференция по Китаю. Принятое решение закрепляло права, которые Юань Шикай втайне предоставил японцам после изгнания Германии из арендо­ванных районов Шаньдунекого полуострова в 1914 году. Ненависть к японцам, вызванная «21 требованием», вспых­нула с новой силой, когда известия о соглашательстве Юань Шикая и решениях мирной конференции достигли Пекина. Днем 4 мая 1919 года три тысячи студентов собрались на митинг протеста у Ворот небесного спокойствия (то есть на современной площади Тяньаньмэнь). Мирные намерения уступили место насилию — студенты избили прояпонски настроенного чиновника и сожгли дом одного из министров. Правительство арестовало несколько сотен студентов, что вызвало всплеск возмущения по всей стране. Студенческие волнения охватили более двухсот городов; в Шанхае торгов­цы на неделю закрыли свои лавки, а рабочие сорока фабрик объявили забастовку. Столкнувшись с зарождением студен­ческого движения, в котором участвовали женщины и кото­рое пользовалось поддержкой широких слоев населения — это было абсолютно новое проявление национализма, — пекинские власти пошли на попятную, освободив из тюрем 1150 студентов. День 4 мая стал легендарным. Само по себе это событие не имело серьезных последствий, но оно дало название целой эпохе в интеллектуальной, культурной и политической жизни Китая, для которой характерен разрыв с привычками, идеями и убеждениями прошлого.

Лидер южных провинций Сунь Ят-сен получил звание генералиссимуса, а его партия снова сменила название на Гоминьдан (буквально — национальная партия); ее сторон­ников часто называли националистами. Одновременно с


520 Двадцатый век

этим при поддержке Советской России сформировалась ком­мунистическая партия — 1 июля 1921 года около десяти ки­тайцев и два агента Коминтерна собрались в одной из школ французского района Шанхая и объявили о ее создании. Делегаты придерживались разных точек зрения относитель­но того, какой должна быть коммунистическая революция в Китае, пролетарской или крестьянской, но, поскольку в Шанхае не было крестьян, победила идея пролетарской ре­волюции. В этот период партия Гоминьдан сотрудничала с коммунистами, которые присутствовали и в ее рядах — двое русских коммунистов были советниками Сунь Ят-сена при составлении устава партии, а еще сорок человек помогали в создании армии южного Китая, которой командовал верный помощник и зять Сунь Ят-сена, харизматичный и талантли­вый генерал Чан Кай-ши.

Сам «отец революции» Сунь Ят-сен умер в 1925 году в Пекине, куда он отправился в тщетной попытке достичь со­глашения между партией Гоминьдан и генералами с севера страны. В этот период на юге Китая были сильны антианг­лийские настроения, а расстрел британскими солдатами бе­зоружной толпы в Шанхае привел к бойкоту английских товаров, в результате чего Англия понесла серьезные убыт­ки, а Япония установила контроль над поставками товаров на восточное побережье, что поставило китайскую экономи­ку в еще большую зависимость от Японии.

В 1926 году на втором конгрессе Гоминьдана, проходив­шем в Кантоне, безусловным лидером партии стал Чан Кай-ши. Перед ним стояла непростая задача объединить четы­рехсотмиллионную нацию, девяносто пять процентов кото­рой составляли крестьяне, грамотных было менее двадцати миллионов, причем центральное правительство в Пекине не обладало реальной властью, а провинции воевали друг с дру­гом. Чан Кай-ши повел армию — сформированную в окрест­ностях Кантона, модернизированную и обученную при по-


Двадцатый век 521

мощи немецких военных специалистов — на север. Посред­ством дипломатии и военной силы он подчинил себе всех оппозиционных вождей. Достигнув Янцзы, он перенес сто­лицу в Ханькоу. За ним стояли огромные массы людей, вы­ступивших в поддержку Гоминьдана и коммунистов, кото­рые привлекали крестьян обещаниями раздать землю, кон­фисковать крупные поместья, снизить налоги и унизить бывших землевладельцев, заставив их носить остроконечные шутовские колпаки.

Гоминьдан был партией среднего класса с социалистиче­ской, а не коммунистической окраской, поскольку Чан Кай-ши испытывал глубокое недоверие к коммунизму. Захватив Шанхай, он повернул оружие против бывших союзников. Он уволил или казнил русских советников, убил тысячи ком­мунистов, вознамерившись уничтожить их всех, чем посеял семена будущей гражданской войны. Избежавшие смерти коммунисты рассеялись по всей стране, особенно по провин­ции Цзянси, где число их сторонников стремительно росло. Что касается самого Чан Кай-ши, то он, имея в своем распо­ряжении финансовые ресурсы банкирских домов Большого Шанхая (с ними была связана его жена) и доступ к иност­ранному капиталу, мог хорошо платить военным и сформи­ровать эффективное правительство, которое теперь обосно­валось в Нанкине и опиралось на поддержку небольшой, но хорошо обученной армии.

Все последующие годы, отмеченные разрухой, беззакони­ями и страданиями миллионов людей, Чан Кай-ши пресле­довал цель объединения страны. Он сражался, плел интри­ги, маневрировал и использовал подкуп, чтобы подчинить себе мятежных генералов. Одновременно его партия вела охоту на коммунистов, которые перед лицом постоянных атак гоминьдановской армии в октябре 1934 года приняли важное решение. Девяносто тысяч человек покинули Цзян­си и выступили в «великий поход», направляясь на север


522 Двадцатый век

Китая через западные районы страны. Впереди их ждали два года лишений, жестоких боев среди гор и болот, холод и го­лод, отсутствие медикаментов, бомбардировки, нападения враждебных племен. Потеряв пятьдесят тысяч человек, они остановились в городе Яньань, расположенном в северной провинции Шэнси. Здесь лидером коммунистов стал Мао Цзэ-дун — третий человек (после Сунь Ят-сена и Чан Кай-ши), оказавший решающее влияние на судьбы китайского народа в XX веке.

Мао Цзэ-дун родился в 1893 году в окрестностях города Чанша, столицы провинции Хунань. Он был старшим из тре^ выживших детей (всего их было семь) в семье и с шести лет работал на земельном наделе отца площадью в три акра; по­ступив в деревенскую школу, Мао в свободное время про­должал помогать отцу. При поддержке отца мальчик научил­ся считать на счетах, что могло пригодиться при ведении бухгалтерии, а в восемнадцать лет отец женил сына, но жена Мао умерла в возрасте двадцати одного года. Мао посещал разные школы и какое-то время занимался в библиотеке, делая перерыв лишь для того, чтобы съесть две рисовые ле­пешки; в семнадцать лет он прошел тридцать миль, чтобы поступить в новую школу. Мао читал запоем — сначала ис­торические романы, затем классику, а затем произведения европейских авторов — и сочинял стихи. Когда в провинции Хунань случился голод, бедняки стали отбирать запасы риса у более зажиточных крестьян, в том числе у его отца, и после этого Мао заинтересовался политикой. Книги познакомили его с великими людьми, такими как Наполеон, Екатерина Великая, Веллингтон, Гладстон, Руссо и Монтескье, но наи­большее впечатление на него произвел Вашингтон, который «после восьмилетней тяжелой войны одержал победу и со­здал свою нацию». Юноша был неутомимым путешествен­ником и великолепным пловцом. В 1911 году Мао, прочтя в газете о революции и восстании Сунь Ят-сена в Кантоне, за-


Двадцатый век 523

разился революционными идеями и, подобно многим совре­менникам, отрезал косичку в знак презрения к маньчжурам. Недолго прослужив в республиканской армии, он в двадцать четыре года получил диплом педагогического училища. За­тем он вместе с тремя другими студентами снимал три комна­ты на одной из узких улочек в бедном квартале Пекина и не­которое время работал в университетской библиотеке. В этот период он увлекся марксистской литературой. По возвраще­нии в Чанша он сначала преподавал историю в школе, а за­тем открыл книжную лавку, дела которой шли довольно ус­пешно. Он присутствовал на первом съезде коммунистиче­ской партии и стал ее активистом, вербуя новых членов и организуя забастовки. Мао участвовал в северном походе Гоминьдана, но отсутствовал в Шанхае, когда Чан Кай-ши повернул оружие против бывших союзников. Затем он на­чал формировать крестьянскую армию, которая базировалась в горной местности между провинциями Хунань и Цзянси. Именно здесь он присоединился к «великому походу», а по его завершении поселился в пещере, где у него родился ре­бенок, — всего у Мао было десять детей от трех женщин, но выжили лишь четверо.

Усилия Чан Кай-ши по объединению страны и уничто­жению коммунистов были полностью нейтрализованы ка­тастрофическими событиями, начавшимися в 1937 году. Уг­роза со стороны Японии, вынашивающей агрессивные пла­ны, никуда не исчезла. В 1928 году японские войска нанесли поражение доблестной, но неопытной армии Чан Кай-ши, через несколько лет окончательно подчинили Маньчжурию, на территории которой образовалось марионеточное госу­дарство Маньчжоу-Го, и вплотную приблизились к Пекину.

Тридцатые годы XX века стали судьбоносными для ми­ра — на Европу надвигалась тень нацизма. Политика Запада состояла в том, чтобы столкнуть Японию и Китай, а японцы стремились выбраться из изоляции, в которой они оказа-


524 Двадцатый век

лись после заключения союза с Германией и Италией (в 1936 году). Япония хотела создать «Великую Восточную Азию», которая служила бы источником сырья и рынком сбыта, преодолеть Великую депрессию, начать завоевание мира, а если Запад будет оказывать сопротивление, то обес­печить жизненное пространство для стремительно растуще­го населения и создать «санитарный кордон» вокруг России. Началом осуществления этих грандиозных планов должно было стать завоевание Китая. Требовался лишь предлог, ко­торым стал инцидент на мосту Марко Поло в июле 1939 го­да. 7 июля японские войска, размещенные между Тяньцзи-нем и Пекином в соответствии с «Заключительным прото­колом», вышли на учения вблизи моста, расположенного в десяти милях от Пекина, и неожиданно были обстреляны китайскими солдатами; в результате один японский воен­нослужащий был захвачен в плен (правда, его вскоре отпус­тили). Бряцание оружием продолжалось целый месяц, пос­ле чего японский премьер-министр объявил о намерении окончательно разрешить проблему японо-китайских отно­шений, тогда как Чан Кай-ши пообещал всеми силами за­щищаться от агрессии.

В ходе массированного наступления на Шанхай японские войска уничтожили более миллиона солдат гоминьдановской армии. Еще ужаснее была «нанкинская резня». После сдачи города китайцами японские солдаты устроили невиданную по своей жестокости бойню. Они убили всех защитников Нанкина, а затем на протяжении шести недель уничтожи­ли — закололи штыками, облили керосином и сожгли, зако­пали живьем — двести тысяч жителей города; восемьдесят тысяч женщин были изнасилованы, после чего им вспары­вали живот или отрезали груди. (После Второй мировой вой­ны по приговору Токийского трибунала несколько японских военнослужащих были казнены, однако Япония продолжа­ет замалчивать это военное преступление.)


Двадцатый век 525

Японцы контролировали обширные районы страны. Пос­ле падения Нанкина Чан Кай-ши бежал на крайний запад страны, в город Чунцин на реке Янцзы в провинции Сычу-ань. Это был сельскохозяйственный район, и поэтому го-миньдановцы привезли сюда оборудование, снятое с фабрик на восточном побережье; студенты и преподаватели переез­жали вместе с имуществом университетов. Из этого далеко­го города, снабжавшегося по воздуху союзниками (преиму­щественно Соединенными Штатами), Чан Кай-ши продол­жал руководить сопротивлением, которое усиливалось благодаря партизанским отрядам коммуниста Мао. Китай­цы храбро сражались, но их усилия были тщетными. Длив­шаяся восемь лет ужасная война унесла жизни пятнадцати миллионов китайцев, солдат и мирных граждан, а матери­альные потери страны не поддаются оценке. Война закончи­лась лишь в 1945 году, когда атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, похоронила японскую мечту о «Великой Восточ­ной Азии». Китай наконец обрел свободу.

Но мир в стране так и не наступил. Между национали­стами и коммунистами существовали непреодолимые раз­ногласия. Все усилия союзников, убеждавших противобор­ствующие стороны сформировать единый фронт, потерпели неудачу — даже несмотря на то, что Чан Кай-ши, временно захваченный одним из северных генералов, дал вынужден­ное согласие. Столкновение между гоминьдановцами и ком­мунистами было неизбежным. Мао Цзэ-дун, укрывшийся в своей ставке в Яньани, последние девять лет разрабатывал и совершенствовал тактику партизанской войны. С^м он вер­нулся к крестьянским корням, вел простую жизнь и, к не­удовольствию интеллектуалов, становился грубым до непри­личия: мог во время беседы расстегнуть ремень и начать вы­лавливать вшей или в жару снимая брюки и ложился на кровать, когда у него брали интервью. Но он был прочно свя­зан с крестьянскими массами, а его речи и письменные рабо-


526 Двадцатый век

ты легли в основу революционной программы и принципов коммунистов.

В возобновившейся кампании против Мао Чан Кай-ши поначалу сопутствовала удача: его войска захватили Яньань и повели наступление на Маньчжурию, но местный комму­нистический лидер, вооруживший свои отряды тем, что ос­талось от разгромленной японской армии, нанес им сокру­шительное поражение. Националисты были деморализова­ны. Они сдали коммунистам Шаньдун, а в 1948 году после решающего сражения оставили Пекин. За Пекином после­довал Нанкин, а потом и другие города. Чан Кай-ши бежал на Тайвань, который после капитуляции Японии был воз­вращен Китаю. Он привез с собой около двух миллионов сторонников, триста миллионов долларов из государствен­ной казны и под защитой Соединенных Штатов построил успешное капиталистическое государство. Съезд победив­шей коммунистической партии вновь перенес столицу в Пекин и вернул городу прежнее название. Именно в Пекине 1 октября 1949 года Мао Цзэ-дун объявляет о создании Ки­тайской Народной республики. После того как эти слова прозвучали на площади у Ворот небесного спокойствия, Мао стал руководителем нации, насчитывающей около милли­арда человек. Такой власти еще не было ни у одного прави­теля.

Родилась новая династия, и в ее основе лежала не генеа­логия и не семья, а коммунистическая партия. Возникла седь­мая (если считать Хань, Тан, Сун, Юань, Мин и Цин) китай­ская империя. На ее недоверие Запад отвечает взаимностью. Взаимоотношения могут наладиться, если в полной мере будут соблюдаться благородные принципы, характерные для каждой цивилизации: христианская доброжелательность и готовность подставить другую щеку, а также глубокая вера китайцев в то, что вселенная — природа и человек — посто­янно стремится к равновесию и гармонии, так что если зло


Двадцатый век 527

нарушает баланс, то для исправления ситуации необходимо добро, и таким образом инь и ян уравновешивают друг дру­га. Именно этот принцип красной нитью проходит через всю долгую историю огромной страны с ее неисчислимым насе­лением и величественной цивилизацией — историю, кото­рую мы попытались кратко очертить в этой книге.


БИБЛИОГРАФИЯ

A Gallery of Chinese Immortals / tr. L. Giles. John Murray, 1979.

Alexander W. Picturesque Representations of the Dress and Manners of the... Chinese. John Murray, 1814.

Allom Т., Wright, G. N. The Chinese Empire Illustrated. London: Printing and Publishing Co., 1845.

Anderson A. A Narrative of the British Embassy to China 1792-1794. London: J. Debrett, 1795.

AnderssonJ. G. Children of the Yellow Earth. Mass.: The MIT Press, 1934.

Anon. A Selection of Ancient Chinese Bronzes. Peking: Wen Wu Press, 1976.

Anon. Along the Yellow River. Peking: Foreign Languages Press, 1975.

Anon. Chinese Painting and Calligraphy from the Collection of John M. Crawford Jnr. N. Y.: Pierpont Morgan Library, 1965.

Anon. Historical Records Unearthed in New China. Peking: Foreign Languages Press, 1972.

Anon. Marco Polo's Adventures in China. Cassell, 1965.

Anon. New Archeological Finds in China. Peking: Foreign Languages Press, 1973.


Библиография 529

Anthology of Chinese literature / ed. С Birch. N. Y.: Grove Press, 1965.

Asian Folklore and Social Life / ed. Lou Tsu-k'uang. Taiwan: Orient Cultural Service, 1975.

Atlas of Primitive Man in China. Beijing: Science Press, 1980.

Balazs E. Chinese Civilization and Bureaucracy. Yale U. Press, 1964.

Baynes C. F. The I-Ching. Routledge & Kegan Paul, 1951.

Beattie H.J. Land and Lineage in China. Cambridge U. Press, 1979.

BeechingJ. The Chinese Opium Wars. Hutchinson, 1975.

Bennett A. A. John Fryer the Introduction of Western Science... China. Harvard U. Press, 1967.

Bielenstein H. The Bureaucracy of Han Times. Cambridge U. Press, 1980.

Bishop J. F. The Yangtze Valley and Beyond. John Murray, 1899.

Bishop J. F. Chinese Pictures. Cassell & Co., 1900.

Blake С Charles Elliot R. N. 1801-1875. London. Cleaver-Hulme Press, 1960.

Bloodworth С P. & D. The Chinese Machiavelli. Seeker & War­burg, 1976.

BoddeD. Festivals in Classical China. Princeton U. Press, 1975.

BoulnoisL. The Silk Road. George Allen & Unwin, 1966.

BraamA. E. Van. Embassy of the Dutch East-India Co. to... China. London: R. Phillips, 1798.

Brent P. The Mongol Empire. London: Book Club Assoc, 1976.

Cambridge History of China. Cambridge U. Press. Vol. 1, 1986 and ten subsequent vols, by 2000.

Cameron N. Barbarians and Mandarins. N. Y.: John Weatherhill, 1970.

Carl K. A. With the Empress Dowager of China. London: KPI, 1906.

Carter T. V. The Invention of Printing in China. N. Y.: Ronald Press Co., 1925.


530 Библиография

Catalogue of Important Archaic Chinese Bronzes. London: Sothebys, 1967.

Cathay and the Way Thither / tr. H. Yule. Taipei: Ch'eng Wen Publishing, 1972.

Ch'enJ. China and the West. Hutchinson, 1979.

Ch'en P. H. Chinese Legal Tradition under the Mongols. Princeton U. Press, 1978.

Ch'u Tung-tsu. Han Social Structure. Washington U. Press, 1972.

Chaffee J. W. The Thorny Gates of Learning in Sung China. Cambridge U. Press, 1975.

Chan W. К. K. Merchants, Mandarins, and Modern Enterprise in Late Ch'ing China, Harvard U. Press, 1977.

Chang Chung-li. The Chinese Gentry. Washington U. Press, 1955.

ChangK. С Early Chinese Civilization. Harvard U. Press, 1977.

Chang К. С The Archeology of Ancient China. Yale U. Press, 1977.

Chen Chi-yun. Hstin Yueh and the Mind of Late Han China. Prin­ceton U. Press, 1980.

Chen Chi-yun. Hsiin Yueh. Cambridge U. Press, 1975.

ChesneauxJ. and others. China from the Opium Wars to the 1911 Revolution. Sussex: Harvester Press, 1977.

China in Maps / ed. H. Fullard. London: George Philip & Son, 1968.

China under Mongol Rule / ed. J. D. Langlois. Princeton U. Press, 1981.

China's Examination Hell / tr. C. Schirokauer. Yale U. Press, 1976.

China's Incredible Find // National Geographic Magazine. Na­tional Geographic Society, April 1978.

Chinese Literature / ed. Mao Tun // Monthly No. 2. Peking: Foreign Language Press, 1964.

Chinese Medicine//Wellcome Historical Medical Museum and Library. 1966.


Библиография 531

Chinese Snuff Bottles // No. 3 / ed. H. M. Moss. London: Chinese Snuff Boxes.

Chinese Wit and Humour / ed. G. Kao. N. Y.: Coward—McCann, 1946.

Clark G. Impatient Giant: Red China Today. N. Y.: Ronald Press Co., 1925.

CotterellA. The First Emperor of China. Macmillan, 1981.

Cotterell Y. Y. & A. The Early Civilization of China. London: Book Club Assoc, 1975.

Cotterell Y. Y. & A. Chinese Civilization, Ming to Mao. London: Book Club Assoc, 1977.

Courtier and Commoner in Ancient China / tr. B. Watson. Co­lumbia U. Press, 1974.

Cranmer-ByngL. A Vision of Asia. London: Readers Union, 1932.

Creel С G. The Birth of China. Frederick Ungar, 1937.

Creel С G. The Origins of Statecraft in China. Chicago U. Press, 1970.

Creel CG. Shen Pu-hai. Chicago U. Press, 1974.

Danton G. H. The Culture Contacts of the U. S. and China. Co­lumbia U. Press, 1973.

DardessJ. W. Conquerers and Confucians. Columbia U. Press, 1973.

Davidson B. and others. Fossil Man in China. Peiping: Geological Survey of China, 1933.

Davis J. F. The Chinese. London: Charles Knight & Co., 1840.

Dawson R. The Chinese Chameleon. Oxford U. Press, 1867.

Dawson R. Imperial China. Hutchinson, 1972.

Dawson R. The Chinese Experience. Weidenfeld & Nicolson, 1978.

De Francis J. Beginning Chinese. Yale U. Press, 1963.

Dillon M. Dictionary of Chinese History. London: Frank Cass & Co., 1979.

Dolby W. A History of Chinese Drama. London: Elek Books, 1976.


532 Библиография

Drake F. W. China Charts the World. Harvard U. Press, 1975.

Dudbridge G. The Legend of Miao-shan. London: Ithaca Press, 1978.

Earner J. B. The English in China. London: Curzon Press, 1909.

Eberhard W. A History of China. Routledge & Kegan Paul, 1950.

Eberhard W. Conquerers and Rulers. Leiden: E.J. Brill, 1970.

Eberhard W. Social Mobility in Traditional China. Leiden: E.J. Brill, 1962.

Ebrey P. B. The Aristocratic Families of Early Imperial China. Cambridge U. Press, 1978.

ElisseeffD. and V. New Discoveries in China. N.Jersey: Chartwell Books, 1983.

Ellis H. Journal of the Proceedings of the late [Amherst] Embassy to China. John Murray, 1817.

Embassy from the East-India Company... to... China / tr. J. Ogil-by. London: John Macock, 1699.

Eminent Chinese of the Ch'ing Period / ed. A. Hummel. Taipei: Ch'eng Wen Publishing, 1970.

Erotic Art of China / ed. A. Franzblau. N.Y.: Crown Publishers, 1977.

FairbankJ. K. Trade and Diplomacy on the China Coast. Stanford U. Press, 1964.

Fan Hong. Footbinding, Feminism and Freedom. London: Frank Cass, 1997.

FesslevL. and others. China. Time-Life International, 1963.

Fitzgerald P. Ancient China. London: Elsevier Phaidon, 1978.

Franck L M. and Brownstone D. M. The Silk Road. N. Y.: Facts on File, 1986.

Franke W. A Century of Chinese Revolution, 1851-1949. Oxford: Basil Blackwell, 1970.

Freehill N. China: All About It! Berlin: Seven Seas Publishers, 1959.

Fry R. and others. Chinese Art. London: В. Т. Batsford, 1925.


Библиография 533

Fryer J. The Great Wall of China. London: New English Library, 1975.

Fung Yu-lan. A Short History of Chinese Philosophy. Macmillan, 1948.

Gascoigne B. The Treasures and Dynasties of China. Jonathan Cape, 1973.

GernetJ. Daily Life in China, 1250-1276. Stanford U. Press, 1962.

GernetJ. A History of Chinese Civilization. Cambridge U. Press, 1982.

GersonJ.J. Horatio Nelson Lay and Sino-British Relations. Har­vard U. Press, 1972.

Giles H. A. A History of Chinese Literature. Charles E. Tuttle Co., Inc., 1973.

Giles H. A. A Chinese Biographical Dictionary. Taipei: Ch'eng Wen Publishing, 1975.



2015-11-20 343 Обсуждений (0)
Империя Цин в XVIII в. 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Империя Цин в XVIII в. 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)