Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права человека, свободы и принципы,



2015-11-27 384 Обсуждений (0)
Права человека, свободы и принципы, 0.00 из 5.00 0 оценок




Включенные в Хартию основных прав

Европейского Союза

Хартия основных прав ЕС является новаторским политико-правовым актом. Она построена без оглядки на традиционное подразделение прав человека на политические и социально-экономические, на права различных поколений. Хотя, как специально подчеркивается в Протоколе № 30 «О применении Хартии основных прав Европейского Союза к Польше и Великобритании», она содержит права, которые являются по своещ характеру гражданскими и политическими, а равно экономическими и социальными. В основу классификации в ней положен не предмет субъективного права, а ценности, на защиту которых оно направлено: человеческое достоинство, свобода, равенство, солидарность. Конкретные права человека, закрепляемые Хартией, сгруппированы в соответствии с этими критериями.

54 статьи Хартии разбиты на семь глав.

Глава I «Достоинство» (пять статей) закрепляет права и гарантии, обеспечивающие достойное существование человече*


13 19. Права человека в правовой системе Европейского Союза 343

ком личности в обществе, включая право на жизнь, запрет пыток. рабства и т. д.

Глава II «Свободы» (14 статей) включает права на невмеша-кльство в частную жизнь — это права на свободу и личную неприкосновенность, на уважение частной и семейной жизни, запит- персональных данных, вступление в брак и создание семьи. свободу мысли, совести и вероисповедания, свободу на кшятие искусством и научной деятельностью, свободу предпринимательства.

Глава III «Равенство» (семь статей) наряду с принципом равенства в разных его проявлениях закрепляет права лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Речь идет о детях, пожилых, инвалидах.

Глава IV «Солидарность» (12 статей) имеет своей целью обеспечение социальной справедливости в обществе, смягчение противоречий между разными группами населения. В нее включены права трудящихся. В ней также закрепляются права ни социальное обеспечение, охрану здоровья, другие социальные права и гарантии.

Глава V «Гражданство» (восемь статей) перечисляет права, пользование которыми, как общее правило, связано с наличием у лица гражданства ЕС.

Глава VI «Правосудие» (четыре статьи) закрепляет гарантии прав личности на эффективную судебную защиту. Сюда же включены презумпция невиновности, недопустимость обратной силы закона, соразмерность наказания и др.

Глава VII «Общие положения» (четыре статьи) определяет сферу применения Хартии, ее соотношение с ЕКПЧ, ограничения на пользование устанавливаемыми ею правами, свободами ti принципами.

Остановимся несколько подробнее на статьях Хартии, содержащих элементы кодификации и прогрессивного развития основных прав человека.

Статья 1 провозглашает достоинство человека неприкосновенным и обязывает уважать и защищать достоинство каждого. Согласно Хартии оно не подлежит никаким ограничениям и образует фундамент всех остальных утверждаемых ею прав.

Статья2 о праве на жизнь, запрете высшей меры и приведения смертной казни в исполнение воспроизводит ст. 3 ЕКПЧ в


344 Часть 111. Правовое обеспечение защиты прав человека


iBa 19. Права человека в правовой системе Европейского Союза 345


 


редакции, включающей все более жесткие и безусловные формулировки дополнительных протоколов № 6 и 13.

Личное право на физическую и психическую целостность в ст. 3 дополнено чрезвычайно актуальными в современных условиях принципами, заимствованными из Конвенции Совета Европы о правах человека и биомедицине 1997 г. и других договорных актов Совета Европы в данной области. Пункт 2 ст. 3 Хартии устанавливает ряд запретов в области биомедицины. Запрещается репродуктивное клонирование человека. Вне закона ставится использование человеческого тела и его частей в целях получения прибыли.

Статья 5 о запрете рабства и принудительного труда по сравнению с аналогичной статьей ЕКПЧ дополнена запретом на торговлю людьми (п. 3). В контексте мобилизации общества на борьбу с такими формами организованной преступности, как эксплуатация проституции, сексуальная эксплуатация малолетних и т. п., такое дополнение представляется вполне нафеп-

шим.

Глава II Хартии теснее других связана с ЕКПЧ. Она объединяет права, гарантирующие свободу и безопасность человека. Положения ст. 6 о праве каждого на свободу и безопасность. ст. 7 об уважении частной и семейной жизни, ст. 9 о праве на вступление в брак и создание семьи, ст. 10 о свободе мысли, совести и религии, ст. 12 о свободе собраний и объединении и основном соответствуют аналогичным нормам ЕКПЧ.

Вместе с тем этот классический набор дополнен правот каждого на защиту касающихся его персональных данных по ст. 8. В ней в концентрированном виде излагаются важнейшие положения Директивы 95/46/ЕС «О защите лиц при обработке и свободном обращении персональных данных» и соответствующей конвенции Совета Европы.

Статья 9 о праве вступать в брак и создавать семью несколько отличается от аналогичной ст. 12 ЕКПЧ. Она имеет более широкую сферу применения. В ней закрепляется возможность не только классического понимания брака, если она предусмотрена в законодательстве государств-членов.

Пункт 2 ст. 10 в контексте свободы мысли, совести и вероисповедания закрепляет право на отказ от военной службы по религиозным мотивам, оставляя конкретные формы обеспечения права на альтернативную службу на усмотрение тсу-


ларстн-членов. Анализом ситуации в этой области обстоятельно шкмалась ПАСЕ. Она констатировала, что, за исключением буквально нескольких европейских стран, альтернативная служба повсеместно регламентирована, стала правовой реальностью.

Свобода выражения мнений и информации, подтверждаемая ст. 11, в соответствии с практикой ЕСПЧ дополнена все более актуальным в современных условиях требованием уважения свободы СМИ и принципом их плюрализма (п. 2).

По сравнению с ЕКПЧ существенно детализирована свобода собраний и ассоциаций. В ст. 12 специально определяется действие этих свобод в политической, профсоюзной и общественной сферах на всех уровнях. Подчеркивается, что политические партии должны способствовать выражению политической воли всех граждан ЕС.

Новелла Хартии — провозглашение свободы искусства и научного познания (ст. 13). В этот раздел из протокола к ЕКПЧ перенесено также право на образование (ст. 14).

Сюда же включен ряд социально-экономических прав, заимствованных из Европейской социальной хартии 1961 г. и ее пересмотренного текста 1994 г., а также Хартии основных социальных прав трудящихся 1989 г. При их формулировании учтена практика Суда ЕС.

Статья 15 провозглашает свободу профессиональной деятельности и право на труд в трактовке, связанной с реализацией четырех свобод, лежащих в основе единого рынка.

Статья 16 гарантирует свободу предпринимательства. Статьи 17 по сравнению со ст. 1 Протокола № 1 к ЕКПЧ уточняет, что защитой пользуется право на собственность, приобретенную законным способом.

Статья 18 подтверждает право на убежище в соответствии с Женевской конвенцией 1951 г. и Протоколом к ней о правовом статусе беженцев 1967 г.

Статья 19 помимо запрета на коллективную высылку уста-■ыкливает в п. 2 недопустимость выдворения или выдачи лиц в страны, где им угрожает реальный риск смертной казни, применения пыток, бесчеловечного или унижающего наказания I in обращения, как это следует из практики ЕСПЧ.

Своеобразие гл. III «Равенство» заключается в том, что наряду с провозглашением формального равенства каждого перед


346 Часть III. Правовое обеспечение защиты прав человека


Глапа 19. Права человека в правовой системе Европейского Союза 347


 


законом (ст. 20) в ней предпринимается попытка провеет» » жизнь определенные начатки фактического равенства. Делается это прежде всего в целях предотвращения дискриминации и заботы о нуждающихся в повышенной защите и внимании группах населения.

Статья 21, содержащая развернутый перечень признаков дискриминации, идет намного дальше, нежели ст. 14 ЕКПЧ или ст. 19 ДФЕС. Она во многом созвучна узловым положениям дополнительного Протокола № 12 к ЕКПЧ об общем ianpe-те дискриминации.

Требование о недопустимости дискриминации подкреплено в Хартии положениями о позитивных мерах обеспечения реального равенства между мужчинами и женщинами (ст. 23) и поддержки таких уязвимых групп общества, как дети (ст. 24), мо-жилые люди (ст. 25) и инвалиды (ст. 26).

Отдельно провозглашается многообразие культур, религии к

языков.

Глава IV «Солидарность» содержит широкий набор социальных прав. Многие из них перекликаются с соответствующими положениями пересмотренной Европейской социальной хартии и Хартии основных социальных прав трудящихся. Их главная направленность состоит в обеспечении социального мира. партнерства и сплоченности. Значительное место среди них «-нимают права в области трудовых отношений.

В Хартии провозглашаются права трудящихся на информацию и консультации (ст. 27), коллективные переговоры и кол-.лективные действия, включая проведение забастовок (ст. 28). справедливые и достойные условия труда и оплачиваемый отпуск (ст. 31), защиту от необоснованного увольнения (ст. 30). получение помощи в трудоустройстве (ст. 29). Запрещается эксплуатация детского труда.

В контексте общих представлений о справедливости гарантируется правовая, экономическая и социальная защита семь» и такие ее конкретные проявления, как защита от увольнении по мотивам, связанным с материнством, право на оплачиваемый отпуск по беременности и отпуск по уходу за новорожденными (ст. 33).

Статья 34 регламентирует основные виды социального обеспечения и социальной поддержки материнства, а также социальной защиты в случае болезни, потери трудоспособности, на-


хождения на иждивении, необходимости в уходе по старости и увольнения. Признается право на социальную помощь и помощь в обеспечении жильем, призванное обеспечить достойное существование всем тем, кто не располагает достаточными средствами. Вместе с тем, как и в отношении многих других со-ииальных прав, оговаривается, что их конкретное наполнение ишисит от правил, устанавливаемых правом ЕС, национальным иконодательством и практикой.

В ст. 35 закрепляется право каждого человека на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Статья 37 предписывает ЕС осуществлять политику защиты и повышения качества окружающей среды. Этому положению придан явно программный характер. Напротив, о защите потребителей согласно ст. 38 говорится как о уже свершившемся факте.

Глава V «Гражданство» суммирует специфические права, вытекающие из принадлежности к гражданству ЕС. Они также 1КИШ1ДЯТСЯ Хартией в ранг основных прав человека.

Статья 39 воспроизводит признаваемое за гражданами ЕС учредительными договорами активное и пассивное избирательное праио в отношении выборов в Европарламент. Статья 40 — праио голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах на тех же условиях, что и для граждан государства, в котором они проживают.

Наряду с классической для права ЕС свободой передвижения н выбора места жительства на территории всего региона (ст. 45), Хартия закрепляет и некоторые права, присутствующие в учредительных актах и законодательстве ЕС в менее четкой форме. В частности, ст. 41 устанавливает право на надлежащее управление. Она гарантирует каждому, что его проблемы должны быть рассмотрены институтами и органами ЕС беспристрастно, справедливо и в разумные сроки. Службам ЕС предписывается жлушивать тех, в отношении кого готовятся индивидуальные решения, давать обоснование таких решений, предоставлять каждому человеку доступ к затрагивающему его информационному досье.

Статья 42 устанавливает право на доступ к информационным материалам ЕС также и в более общем виде.

Статьи 43 и 44 адаптируют к внутренним потребностям ЕС такие классические для конституционных традиций государств-членов права человека, как право на подачу петиций и обраще-


348 Часть 111. Правовое обеспечение защиты прав человека


1 liiiu 19. Права человека в правовой системе Европейского Союза 349


 


ние с жалобами. В них подтверждается право направлять петиции в Европарламент и право подавать жалобы омбудсману ЕС на действия институтов и органов ЕС.

Глава VI «Правосудие» перечисляет процессуальные гарантии прав, устанавливаемых Хартией, и в более широком плане общие принципы судопроизводства в ЕС.

Статьи 47—50 Хартии в основном воспроизводят положения ст. 6, 7, 13 ЕКПЧ и ст. 2 и 4 Протокола № 7 к ЕКПЧ. В соответствии с ними каждому предоставляется право на эффективные средства правовой защиты, на справедливое публичное разбирательство в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона. Подтверждаются презумпция невиновности, право на защиту, право не подвергаться судебному преследованию и уголовному наказанию дважды за одно и то же преступление (поп bis in idem). Полроо-но раскрывается принцип законности и соразмерности преступления и наказания.

В главе VII «Общие положения» определен порядок реализации всех материальных норм, содержащихся в документе. Статья, касающаяся сферы применения Хартии, рассмотрена выше. Остальные следуют правовой традиции, установленной ЕКПЧ. Так, ст. 54 «Запрет на злоупотребление правами» дословно повторяет ст. 17 ЕКПЧ, гласящую: «Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как подразумевающее, что какое-либо государство, группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на невыполнение любых прав и свобод, изложенных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей степени, чем это предусматривается в Конвенции».

Статья 53 детализирует применительно к нуждам Хартии ст. 53 «Гарантии в отношении признанных прав человека" ЕКПЧ и сходные предписания других международно-праноныч актов в области защиты прав человека, имеющие целью не допустить снижения уровня защиты, уже гарантируемого лично сти в соответствии с какими-либо иными действующими пор мами. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести их сопоставление. Хартия устанавливает, что включенные в нее права не должны толковаться как ограничивающие или ущемляющие пользование любыми другими правами человека, устанавливаем


мыми правом ЕС, национальным законодательством госу-ларстн-членов или международным правом и международными конвенциями, в которых участвуют Союз или все государства-члены. При этом особо выделяется значение ЕКПЧ.

Несколько иначе, чем в Конвенции, решается в Хартии проблема ограничений прав человека. В ЕКПЧ они даются применительно к отдельным правам. В Хартии вынесены в горизонтальную статью. Иной подход был бы невозможен ввиду гораздо более широкого набора основных прав, включенных в Хартию, и их гетерогенного характера. Статья 52 устанавливает требование, согласно которому всякое ограничение на осуществление прав и свобод, гарантируемых Хартией, должно быть пропорциональным, предусмотренным законом, учитывать содержательную сущность ограничиваемого права, налагаться только тогда, когда оно является необходимым и вызванным общими интересами или потребностями в защите прав и свобод других лиц. Особо оговаривается, что принципы, включенные в Хартию, получают судебную защиту по мере того, как они воплощаются в позитивные нормы действующего права.

Одним из центральных положений горизонтальных статей является признание особого места ЕКПЧ в системе прав, гарантируемых Хартией.

Таким образом, Хартия дает современную и актуализированную трактовку и кодификацию основных прав человека, сохраняя вместе с тем язык и формулировки общепринятых международно-правовых актов в данной области. Хартия не содержит революционных новаций. Она лишь слегка расширяет перечень гарантируемых прав за счет тех, которые нашли отражение в отраслевых международных договорах. Она подробно излагает права, присущие лишь гражданам ЕС, не противопоставляя их универсальным правам человека. В ней не проводится различия между правами различных поколений, но все же уточняется, что содержание прав программного типа не выходит за рамки, определяемые действующим законодательством. Общие для различных международных инструментов права человека описываются в ней так, чтобы не вносить путаницы в международно-правовое регулирование и не создавать новых разделительных линий между различными международными системами ишиты прав человека. Удалось выдержать при написании Хар-


350 Часть III.Правовое обеспечение защиты прав человека

тии и ориентацию на сохранение ЕКПЧ и практики ЕСПЧ и качестве базовой составляющей права ЕС.

Превращение Хартии в обязывающий акт, приравниваемы)! по своей правовой силе к ДЕС и ДФЕС, в результате вступления ДР в силу формально не влечет ни малейших изменении в распределении компетенции между ЕС и государствами-членами, поскольку он составлен с полным учетом принципа субси-диарности. Чтобы снять даже тень сомнений на этот счет, при окончательном согласовании Хартии п. 1 ст. 51 в части, касаю* щейся соблюдения институтами ЕС и государствами-членами при применении права ЕС прав человека, свобод и принципов в соответствии с их соответствующими полномочиями, был дополнен словами «с уважением пределов полномочий, как они вверены Союзу», а положение п. 2 ст. 51 о том, что Хартия не наделяет ЕС никакими новыми полномочиями и не ставит перед ним никаких новых задач, усилено частично тавтологической записью о том, что Хартия также «не расширяет сферу применения права Союза за рамки полномочий Союза». Все отсылки по тексту Хартии к национальным законодательству и практике, как это вытекает из принципа субсидиарности, были повторены в общем виде. Еще более четко в уточненной редакции горизонтальных статей было установлено, что повторение в Хартии в том числе таких основных прав человека, которые уже регламентируются правом ЕС, в частности прав, вытекающих из союзного гражданства, не влечет появления какого бы то ни было несоответствия между новым документом и действующей, причем гораздо более конкретной, нормой права ЕС.

Хартия была также дополнена положением, разъясняющим. как следует понимать довольно часто встречающуюся в ней отсылку к конституционным традициям государств-членов. В п. 4 ст. 52 указывается: «В тех случаях, когда настоящая Хартия признает основные права, как они вытекают из конституционных традиций, общих для всех государств-членов. такие права должны толковаться в соответствии с этими традициями».

И еще один принципиальный момент: обстоятельная фиксация порядка применения тех прав человека, которые хотя и включены в Хартию, скорее являются принципом, нежели материальной нормой права, и не поддаются прямому примене-


Глана 19. Права человека в правовой системе Европейского Союза 351

нню. Этим целям служит п. 5 ст. 52: «Положения настоящей Хартии,содержащие принципы, могут быть реализованы путем ириня гия законодательных и исполнительных актов институтами и органами Союза и актов государствами-членами, когда последние применяют право Союза, осуществляя свои соответствующие полномочия. Они подлежат судебной защите только юре 1 толкование таких актов и вынесение определений об их икон поста».

Первоначальный текст Хартии оставлял некоторые теоретические возможности для расширительного толкования включенных в него положений. Окончательная редакция горизон-НШьных статей такие возможности в принципе исключает. Тем не менее Польша, Великобритания, а в последний момент и Чехия настояли на том, чтобы получить особый статус в отношении Хартии. Он зачастую трактуется как изъятие соответствующих стран из-под ее действия. На самом деле упоминавшийся выше Протокол № 30 составлен несколько тоньше. Он ишь якобы уточняет соотношение между положениями Хартии и внутренними правовыми актами и ориентирует национальные судебные органы. В частности, согласно ст. 1 он запрещает Суду ЕС и национальным судам высказываться по поводу несоответствия любых внутренних актов и практики требованиям Хартии (п. 1). Кроме того, за конкретно указанными положениями Хартии признается возможность порождать у кого-либо индивидуальные права применительно к Польше и Великобритании только в той степени, в какой это находит подтверждение в их внутреннем праве (п. 2).

(9.5. Перспективы присоединения Европейского Союза t к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

На протяжении всех лет существования Европейских Сообществ и ЕС связь между ними, Советом Европы и ЕКПЧ была очень тесной. Сначала Сообщества четко отделили свою деятельность от той, которой занимался СЕ, оставив за Страсбургом все вопросы международного контроля за соблюдением прав человека. Впоследствии Брюссель довольствовался ссылками на ЕКПЧ. Затем, когда ему потребовалось продемонстрировать свою приверженность принципу уважения прав челове-


352 Часть III. Правовое обеспечение защиты прав человека


Глава \9. Права человека в правовой системе европейского Союза 3


 


ка, он, по сути, пошел на прямое включение материальных норм ЕКПЧ и прецедентного права, формируемого ЕСПЧ, в свое внутреннее право. Для него это было самым разумным, экономным и рациональным решением.

Взявшись за разработку собственного законодательства в области прав человека и их кодификацию, ЕС выстроил свою линию в отношении ЕКПЧ достаточно продуманно. Ему удалось удержаться от соблазна дать новую редакцию ЕКПЧ, противопоставить Хартию и Конвенцию, списать ЕКПЧ в утиль как устаревший, отживший свои век и более ненужный докумеш Более того. ЕС пошел по пути усиления связи между своим внутренним правом и нормами и механизмами ЕКПЧ, позаботился о придании ей институционального характера.

При изложении прав человека, включенных в Хартию и корреспондирующих аналогичным положениям ЕКПЧ. использо-ваны формулировки, не допускающие их различного прсч» ним. Кроме того, требование единообразия прямо зафиксировано в горизонтальных статьях Хартии. Как гласит п. 3 ст. 52. «в тех случаях, когда содержащиеся в настоящей Хартии права соответствуют правам, гарантированным Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, содержание и объем ланныч прав должны быть такими же, как они установлены упомянутой Конвенцией» Это важно и потому, что все государства -члены ЕС в обязательном порядке являются участникам» ЕКПЧ. Поскольку ЕКПЧ ^живойу развивающийся документ. а содержание и объем гарантируемых ею прав определяются в решениях ЕСПЧ, Хартия, а затем и Лиссабонский договор фактически ы кренил и рецепцию ЕКПЧ и практики ЕСПЧ во внутреннее право ЕС. В пояснительном докладе к Хартии прямо указывается, что под материальной нормой права, содержащейся в ЕКПЧ, имеется в виду ее толкование и применение ЕСПЧ.

Вместе с тем вопрос о присоединении ЕС к ЕКПЧ все еше ждет своего практического решения. В пользу присоединения в прошлом высказывались следующие аргументы.

I. Граждане ЕС должны иметь возможность обжаловать международные .инстанции действия институтов и органов ЕС точно так же, как они это делают в случае нарушения признаваем ы х за ними 11 ра в властн ы м и органами государств-члс нов. ЕС обладает широкой компетенцией* Государства-члены пере-


дали ему часть своих суверенных полномочий, Поэтому при их отправлении tit обязан гарантировать своим гражданам тот же iровень зашиты, которым они пользуются на национальном \[ктне. Тем более что участие в ЕКПЧ в настоящее время рассматривается в качестве одного из обязательных условий приема в ЕС.

2. Присоединение позволило бы избежать весьма нежела-гельных различий в толковании одних и тех же прав человека Судом ЕС и ЕСПЧ. Зазор в их позициях остается. Так, под влиянием прецедентных постановлений ЕСПЧ Франция и Бельгия внесли необходимые уточнения в регулирование судопроизводства. Они изменили процессуальное положение правительственных комиссаров, статус которых был использован в качестве образца при создании института генеральных адвокатов Суда ЕС, предоставив возможность тяжущимся оспаривать lis иключения. Однако Суд ЕС отверг аналогичные выводы ЕСПЧ применительно к генеральным адвокатам. Хотя с недавних пор между Судом ЕС и ЕСПЧ установились хорошие деловые отношения, латентный конфликт между ними, по всей ви-шмостн, тлеет.

3. Важны и внешнеполитические соображения: о единстве ценностей, разделяемых как в рамках ЕС, так и в пределах всего континента, о единстве базовых элементов международной системы контроля нал соблюдением нрав человека в масштабах Большой Европы, если только ЕС не собирается отгораживаться от своих партнеров по Совету Европы правозащитными шрьерами.

4. Кроме того, предполагается, что присоединение к ЕКПЧ не нанесет ущерба автономному характеру права ЕС и статусу Суда ЕС в качестве единственного юрисликционного органа контроля над соблюдением права ЕС. ЕСПЧ в контексте права ЕС будет играть роль «специализированного суда», осуществляющего внешний контроль над соблюдением между народных обязательств ЕС, вытекающих из участия в ЬКПЧ.

5. Придание Хартии обязательной силы и присоединение к ПКПЧ не альтернатива, а взаимодополняющие шаги. То, что ЕС обзавелся своей собственной Хартией, не умаляет пользы, которую может принести обжалование в ЕСПЧ действий институтов и органов ЕС, Аналогичным обраипг присоединение к ЕКПЧ ничуть не ослабляет значения того, что ЕС обзавелся


354 Часть III. Правовое обеспечение защиты прав человека


Глава 19. Права человека в правовой системе Европейского Союза 355


 


своим собственным каталогом прав человека, юридически связывающих институты и органы ЕС. Оба эти шага приведут к гармонии правового порядка ЕС и государств-членов, к ситуации, когда и там, и там Обеспечивается каждодневная забота о соблюдении прав человека и вместе с тем действует страховочная сетка, предоставляемая европейской системой для их дополнительной защиты и обеспечения.

С учетом этих аргументов Лиссабонский договор положил конец всем дискуссиям о целесообразности участия ЕС в ЕКПЧ и дал ЕС однозначное указание присоединиться к Конвенции (ст. 6). Одновременно в ДР были закреплены все связанные с присоединением основные правовые, технические и процедурные решения. В частности, в нем оговаривается, что участие ЕС в ЕКПЧ не повлечет никаких изменений в компетенции ЕС и распределении полномочий между ЕС и государствами-членами. «Такое присоединение, — гласит п. 2 ст. 6, -не влияет на компетенцию Союза, как она определена в Договорах». Что касается мандата на переговоры, ведения переговоров с Советом Европы, консультаций с Европар-ламентом и т. д., то их процедура не должна отличаться от той, которая обычно применяется при заключении ЕС международных соглашений.

Присоединение ЕС к ЕКПЧ окажет большое влияние на правовое и политическое развитие континента. Но и для ЕС это будет во многом революционный сдвиг. Брюссель станет на порядок более подотчетен своим гражданам, всем физическяи и юридическим лицам, находящимся под его юрисдикцией. ЕКПЧ, фактически являющаяся частью права ЕС, окажется интегрированной в него и в процессуальном плане.

Брюссель торопит эту перспективу. За нее в безусловной форме высказался переизбранный на второй срок Председатель ЕК Жозе Мануэл Баррозу. Скорейшее присоединение поддержал Европейский совет на своих заседаниях в конце 2009 г. Большое внимание ему уделено в Стокгольмской программе дальнейшего обустройства пространства свободы, безопасности и законности ЕС.

На деле присоединение — процеос относительно длительный. 47 государствам — членам Совета Европы предстоит договориться о характере представительства ЕС в контрольных органах ЕКПЧ, о том, будет ли ЕС вступать в Совет Европы.


что сделать для того, чтобы разграничить дела против институтов и стран ЕС. Кроме того, предстоит придумать, как предот-лратнть затягивание разбирательства срочных дел против ЕС, и определиться с тем, закреплять ли за Брюсселем особые процессуальные и иные права по сравнению со всеми обычными участниками ЕКПЧ. К обсуждению всех этих вопросов специальный комитет, учрежденный Руководящим комитетом Совета Европы по правам человека, приступил только с начала 2010 г. А ведь ЕК еще нужно будет получать от всех стран ЕС мандат на ведение переговоров. И даже если они будут успешно завершены, трудно предсказать, сколько времени потребуется на ратификацию такого необычного смешанного международно-правового акта.

В этих условиях в Брюсселе и Люксембурге неожиданно, кома ДР уже вступил в силу, зазвучали голоса о том, что в присоединении нет никакой необходимости. Ведь ЕКПЧ и практика ЕСПЧ уже интегрированы во внутреннее право ЕС. Права человека, как они гарантированы ЕКПЧ, провозглашены высшими ценностями и принципом права ЕС. Ничего нового в правовом плане присоединение не добавит. Зато определенности права ЕС и нормальному функционированию Суда ЕС может помешать. Правда, на конец 2009 г. такие голоса оставались маргинальными.

В ДР не предусмотрено специальной процедуры обращения в Суд ЕС в целях защиты прав человека. Тем самым им отвергнута перспектива наделения Суда ЕС компетенцией, параллельной той, которой обладает ЕСПЧ. Как следствие этого, снята угроза возникновения в Европе двух напрямую конкурирующих между собой систем судебной защиты прав человека: одной — в рамках ЕС и другой — на основе ЕКПЧ. На ближайшие годы ЕСПЧ останется единственной специализированной инстанцией в Европе по защите прав человека и основных свобод.

Поэтому для того, чтобы разбираться в ныне действующем праве ЕС и перспективах его дальнейшей эволюции, важно мать практику ЕСПЧ и процессуальные аспекты его деятельности, хорошо представлять, как функционирует европейская система защиты прав человека, из каких элементов она складывается, каковы перспективы ее дальнейшего развития.


356 Часть (II. Правовое обеспечение защиты прав челонск.)

Глава 20



2015-11-27 384 Обсуждений (0)
Права человека, свободы и принципы, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права человека, свободы и принципы,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)