Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности 5 страница



2015-11-27 906 Обсуждений (0)
Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




4. Изготовление пробирных клейм заключается как в их полном несанкционированном изготовлении, так и в исправлении пришедших в негодность.

5. Под сбытом имеется в виду передача таких клейм для использования и распоряжения другим лицам.

6. Использованием государственного пробирного клейма является клеймение изделий в целях удостоверения качества драгоценного металла.

7. Подделка государственного пробирного клейма заключается в фальсификации подлинных клейм путем изменения их реквизитов.

8. Субъект преступления - любое лицо (в том числе работник Пробирной палаты или Монетного двора), достигший 16-летнего возраста.

9. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и мотивом (корыстной или иной личной заинтересованностью). Лицо осознает, что нарушает правила изготовления и использования государственных пробирных клейм, и желает этого, действуя из корыстной или иной личной заинтересованности.

10. Часть 2 ст. 181 устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные организованной группой. Понятие организованной группы определяется с учетом ч. 3 ст. 35 УК.

 

Статья 182. Заведомо ложная реклама

 

Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 162-ФЗ.

 

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

 

1. Объект рассматриваемого преступления - отношения, регулирующие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

2. Под предметом преступления имеются в виду сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Уголовный закон охраняет не только указанные, но и другие достаточно разнообразные виды тайн. Это и сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну (ст. 137), и тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), и тайна голосования (ст. 142), и тайна усыновления (удочерения) (ст. 155), и государственная тайна (ст. 275 и 276). Исходя из того, что объединяет указанные разновидности тайн, в юридической литературе сделана попытка (на наш взгляд, достаточно удачная) общего определения тайны в уголовном праве. Под ней понимаются сведения (информация), доступ к которым ограничен в соответствии с положениями федерального законодательства и за несанкционированное нарушение конфиденциальности которых установлена уголовная ответственность.

3. Определение коммерческой тайны дается в ст. 139 ГК РФ, где коммерческая, а также служебная тайна рассматриваются как информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

4. Наряду с нормативным определением понятия коммерческой тайны существует перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Он определяется, согласно ст. 139 ГК РФ, законом и иными правовыми актами. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731) коммерческую тайну не могут составлять учредительные документы и устав субъекта предпринимательской деятельности (для юридических лиц); документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

5. Понятие налоговой тайны вытекает из ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

6. Понятие банковской тайны дается в ст. 857 ГК ("Банковская тайна"). В соответствии с ней 1) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; 2) сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; 3) в случае разглашения сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Несколько более детальное определение (перечисление) сведений, составляющих банковскую тайну, и способах ее защиты дается в Законе РСФСР "О банках и банковской деятельности" 1991 г. (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ).

7. Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действием (собирание или разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну) и 2) способом (путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом).

8. Собирание сведений предполагает их противоправное получение из собственности или законного владения юридических, должностных и физических лиц.

9. Разглашение означает передачу сведений другим лицам (лицу), не допущенным к обладанию тайной (коммерческой, налоговой, банковской).

10. Похищение может заключаться в завладении указанными сведениями путем кражи, грабежа, разбойного нападения, присвоения, обмана или злоупотребления доверием.

11. Подкуп - это стремление завладеть указанными сведениями путем уплаты за них определенного вознаграждения (денежного, иного имущественного). Под угрозой в данном случае понимается угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, разглашением позорящих лиц сведений. К числу иных незаконных сведений может быть отнесено, например, использование в этих целях подслушивающих и других подобных технических устройств.

12. Субъектом преступления является любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

13. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что незаконным способом собирает или разглашает коммерческую, налоговую или банковскую тайну, и желает этого.

14. Часть 2 предусматривает ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. От состава преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи УК, этот квалифицированный состав отличается по объективной стороне и субъекту. Так, объективная сторона этого состава предполагает не только разглашение соответствующих сведений, но и их использование. Последнее предполагает распоряжение субъектом этими сведениями (продажа, обмен, применение их в других целях).

15. Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК, - специальный. Им может быть только лицо, которому соответствующие сведения были доверены или стали известны по службе или работе (сотрудники правоохранительных органов, налоговой службы, таможенных органов, работники коммерческих структур, банкиры и т.д.).

16. Часть 3 ст. 183 предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.

17. Крупный ущерб - это наступление неблагоприятных последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так и в виде упущенной выгоды) для владельца охраняемой данной статьей УК информации ввиду ее утраты. Корыстная заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду.

18. Часть 4 рассматриваемой статьи конструирует состав данного преступления при особо отягчающих обстоятельствах: если указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Их определение (как и размера крупного ущерба) - вопрос факта, и зависит от конкретных обстоятельств дела. К таким последствиям (тяжким) может относиться, например, вынужденное банкротство предпринимателя, заболевание тяжким недугом владельца соответствующей информации, разумеется при установлении причинной связи между указанными действиями и последствиями.

 

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов

 

1. Часть 1 ст. 184 предусматривает ответственность за подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов.

2. Объект рассматриваемого преступления - установленный законом и иными нормативными актами порядок проведения профессиональных спортивных соревнований и коммерческих зрелищных конкурсов как условие их объективности и справедливости.

3. Объектом подкупа являются спортсмены-профессионалы (т.е. спортсмены, обладающие профессиональным статусом, - футболист-профессионал, теннисист-профессионал и т.п.), спортивные судьи, руководители команд, организаторы и другие участники профессиональных соревнований (начальник команды, тренер, секундант и т.п.), а также организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов (например, конкурсов красоты).

4. Объективная сторона заключается в альтернативных действиях - подкупе спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

5. Подкупом являются передача лично или через посредника указанным выше лицам (или их представителям) имущественных ценностей или оказание имущественных услуг с целью повлиять на результаты профессиональных спортивных соревнований или зрелищных коммерческих конкурсов.

6. Оконченным подкуп является с момента получения адресатами подкупа имущества или имущественных услуг.

7. Субъектом преступления является любое лицо, достигшее 16 лет.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Лицо осознает, что осуществляет подкуп указанных в диспозиции ч. 1 ст. 184 лиц, и желает этого, преследуя цели оказания влияния на результаты соревнований и конкурсов.

9. Часть 2 ст. 184 устанавливает повышенную ответственность за те же действия, совершенные организованной группой (см. ст. 35 УК РФ).

10. Часть 3 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях. Таким образом, данный состав отличается от предыдущего (сформулированного в ч. 1 и 2 данной статьи) по объективной стороне, выражающейся в действиях (незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества или незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера), и по субъекту преступления (спортсмены-пофессионалы). К услугам имущественного характера относятся, например, оплата круиза, туристической поездки и т.д.

11. Часть 4 ст. 184 предусматривает ответственность за незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях, указанных в ч. 3 настоящей статьи. Таким образом, состав данного преступления отличается от состава, предусмотренного ч. 3 ст. 184, только по субъекту преступления. Им являются спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

12. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 и 4 ст. 184, характеризуется прямым умыслом и специальной целью - оказать влияние на результаты профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

 

Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

 

1. Объект преступления - установленный порядок выпуска ценных бумаг (эмиссии).

2. Предмет преступления - проспект эмиссии ценных бумаг и документы, которыми утверждается эмиссия.

3. Диспозиция ст. 185 бланкетная, и для определения основных понятий (признаков), характеризующих объект преступления, объективную сторону и его субъект, следует обращаться к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". В соответствии с ним эмиссия ценных бумаг - это установленная данным Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Понятие ценной бумаги дается в ст. 142 ГК РФ. В соответствии с ней ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые им права в совокупности.

В ст. 143 ГК РФ приводится перечень видов ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитивный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном порядке отнесены к числу ценных бумаг.

4. Однако ст. 185 УК РФ имеет в виду не все ценные бумаги, а так называемые эмиссионные ценные бумаги. К ним Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" относит любую ценную бумагу, в том числе бездокументарную, которая характеризуется одновременно следующими признаками: а) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных этим Федеральным законом формы и порядка; б) размещается выпусками; в) имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. К таким эмиссионным ценным бумагам Федеральный закон относит акции и облигации.

5. Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидентов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

6. Под облигацией понимается эмиссионная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

7. Эмитентом называют юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцем ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

8. Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными и на предъявителя. Под именными эмиссионными ценными бумагами имеются в виду ценные бумаги, информация о владельце которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных за ними прав требуют обязательной идентификации владельца. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя - это ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.

9. Выпуск ценных бумаг представляет собой совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельца и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения), все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Решение о выпуске ценных бумаг является документом, зарегистрированным в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержащим данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Сертификатом эмиссионной ценной бумаги называют документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата. Владелец ценных бумаг - это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

10. Объективная сторона данного преступления характеризуется: а) действием (внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, б) последствием (причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству) и в) причинной связью между указанными действиями и последствием.

11. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" проспект эмиссии должен содержать данные об эмитенте, о его финансовом положении (кроме некоторых проспектов эмиссии при создании акционерного общества), а также сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг. Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, в том числе проспекта эмиссии, производится финансовыми органами субъектов Федерации, Министерством финансов, Банком России.

12. Недостоверная информация о проспекте эмиссии может быть самой разнообразной и относиться к различным аспектам (разделам) проспекта. Обычно это сообщение ложных данных о государственной регистрации юридического лица - эмитента (при отсутствии таковой), отрицание факта обладания председателем совета директоров доли в уставном капитале эмитента, включение в проспект эмиссии фальсифицированных бухгалтерских балансов, занижение размера просроченной кредиторской задолженности, завышение размера уставного капитала, отрицание фактов предыдущих выпусков эмиссионных ценных бумаг (в проспекте), неверное указание цены эмиссионных ценных бумаг или порядка выплаты доходов по ним или методики определения размера доходов.

13. Утверждение проспекта эмиссии оформляется решением органа управления эмитента, имеющего на это полномочия в соответствии с законом и своими учредительными документами. В рассматриваемом случае это утверждение проспекта с той же недостоверной (т.е. ложной) информацией.

Утверждение результатов эмиссии предполагает их регистрацию. Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг (размещение - это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок) эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган (финансовые органы субъектов Федерации, Министерство финансов, Центробанк России). Он должен содержать в себе следующую информацию: даты начала и окончания размещения ценных бумаг; фактическая цена размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска); количество размещенных ценных бумаг; общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги. Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список лиц, владеющих патентом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Регистрирующий орган в двухнедельный срок рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.

Чаще всего недостоверные сведения утвержденного отчета (результатов эмиссии) относятся к данным о фактической цене размещения ценных бумаг, количестве размещенных ценных бумаг, об общем объеме поступлений денежных средств за размещенные ценные бумаги.

14. Указанные виды злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) являются уголовно наказуемыми лишь при условии причинения в результате этого крупного ущерба. В соответствии с примечанием к этой статье под крупным ущербом понимается ущерб, превышающий 1 млн. руб.

15. Субъектом преступления в виде внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации являются лица, выполняющие управленческие функции в организации-эмитенте (члены совета директоров, правления или органов управления эмитента, главные бухгалтеры), или должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющие эмиссию ценных бумаг, ответственные за достоверность включения в проспект эмиссии информации и подписавшие этот проспект. Субъектами преступления в форме утверждения заведомо недостоверных результатов эмиссии могут быть должностные лица государственного регистрирующего органа, уполномоченные на проведение регистрации выпуска ценных бумаг и отчета о проведенном выпуске.

16. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной (умысел возможен как прямой, так и косвенный). Лицо предвидит, что своими действиями по злоупотреблению при выпуске ценных бумаг (эмиссии) причиняет крупный ущерб владельцам этих ценных бумаг, и желает либо сознательно допускает наступление таких последствий или безразлично относится к их наступлению.

17. Часть 2 ст. 185 предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (так же, как и в других случаях, эти признаки понимаются в соответствии со ст. 35 УК РФ).

 

Статья 185.1. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

 

1. Объективная сторона данного преступления характеризуется действием (бездействием): а) злостным уклонением от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях о ценных бумагах либо предоставлением заведомо неполной или ложной информации; б) причинением в результате этого крупного ущерба гражданам, организациям или государству; в) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и последствиями.

2. В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмитент публично размещаемых ценных бумаг обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей финансовой деятельности при составлении ежеквартального отчета по ценным бумагам, а также сообщить о существенных событиях и действиях, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность. Ежеквартальный отчет предоставляется в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или в уполномоченный ею государственный орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию. В случае открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить возможность доступа к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, в том числе любым потенциальным инвесторам, до приобретения ценных бумаг.

3. Согласно примечанию к ст. 185 УК РФ под крупным ущербом понимается ущерб, превышающий 1 млн. руб.

4. Субъект рассматриваемого преступления - лицо, обязанное обеспечить информацией, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, инвестора или контролирующий орган. В качестве последнего может быть руководитель коммерческой или некоммерческой организации, должностное лицо органов исполнительной власти или местного самоуправления, осуществляющих эмиссию ценных бумаг.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает деяния, предусмотренные ст. 185.1, и желает этого.

 

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

 

О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 г. N 2.

1. Объект преступления - кредитно-денежная система Российской Федерации. Изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг представляют повышенную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость государственных денег и затрудняя регулирование денежного обращения.

2. Подделка денежных знаков (фальшивомонетничество) является международным преступлением. Международная борьба с данным преступлением регламентируется Женевской конвенцией по борьбе с незаконной подделкой денежных знаков 1928 г.

Под денежными знаками Конвенция понимает бумажные деньги и металлические монеты (в отношении последних в ней оговаривается, чтобы они имели "хождение в силу закона", т.е. речь идет о монетах, находящихся в обращении).

Участники Конвенции взяли на себя обязательства наказывать следующие действия: 1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, независимо от употребляемого для достижения этого способа; 2) сбыт поддельных денежных знаков; 3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен лицу, совершающему указанные действия; 4) покушение на эти преступления и действия по умышленному соучастию в них; 5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудия или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков.

В соответствии с Конвенцией лица, виновные в фальшивомонетничестве, должны привлекаться к ответственности независимо от того, были предметом подделки денежные знаки своего государства или иностранная валюта. Меры наказания также не должны различаться в зависимости от подделки "своих" денежных знаков или валюты иностранного государства. Конвенция допускает признание преюдициального значения за приговорами судов иностранного государства при расследовании дела о фальшивомонетничестве национальными судами (что имеет значение для квалификации соответствующего преступления и назначения наказания, например для признания рецидива). Конвенция формулирует ее универсальный принцип действия в пространстве: иностранные граждане, совершившие за границей действия, предусмотренные Конвенцией, должны понести наказание точно так же, как если бы их соответствующие действия были совершены на территории этого государства.

Недостатком Конвенции является ограничение ее действия подделкой только денежных знаков, хотя не меньшую опасность представляет подделка ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов и т.д.). Практика деятельности Интерпола (Международная организация уголовной полиции) показывает, что наиболее распространена именно подделка ценных бумаг и что совершение именно этого преступления все чаще становится проявлением организованной преступности. Это учтено в УК РФ 1996 г., в котором сформулирована ст. 186 УК об ответственности за изготовление или сбыт не только поддельных денег, но и ценных бумаг.

3. Предмет преступления - поддельные банковские билеты Центрального банка Российской Федерации и металлические монеты, государственные ценные бумаги или другие ценные бумаги в валюте Российской Федерации либо иностранной валюте, иностранная валюта, т.е. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, а также ценные бумаги в иностранной валюте.

Наличные деньги в Российской Федерации выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкноты) в рублях (любого достоинства) и металлических монет в рублях и копейках. К последним относятся и монеты, изготовленные из драгоценных металлов (золото, серебро, платина), если они выпускаются в обращение (обычно это юбилейные монеты, тиражируемые в небольших количествах).

Денежные знаки, не находящиеся в обращении (монеты старой, например дореволюционной, чеканки, советские и российские деньги, отмененные денежными реформами), не подлежащие обмену и имеющие лишь коллекционную ценность, не являются предметом данного преступления (их изготовление с целью сбыта и сбыт могут при наличии к тому оснований квалифицироваться как мошенничество).

4. Понятие ценной бумаги дается в ст. 142 ГК РФ (оно раскрывалось при характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 185 УК РФ). В ст. 143 ГК дается перечень видов ценных бумаг. Это государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.



2015-11-27 906 Обсуждений (0)
Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (906)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)