Управляется предпринимателем
Неформальная структура
Основа роста - творчество
| Функциональная организация управления
Рост в определенном направлении
| Децентрализация структуры с целью мотивации нижних уровней
Центры прибыли
Основа роста – делегирование полномочий
| Объединение децентрализован-ных подразделений
Центры инвестирования
Основа роста - координация
| Сотрудничество и работа в проблемно-ориентированных группах
Основа роста - кооперация
|
¨ Крупная
| Кризис
руководства
| Кризис
автономии
| Кризис
контроля
| Кризис
финиша
|
| РАЗМЕР КОМПАНИИ
|
Вступление
|
Формализация
|
Экспансия
|
Координация
|
Соучастие
|
Небольшая
| Молодая
|
|
|
| Старая
|
|
|
| ВОЗРАСТ КОМПАНИИ
|
|
|
| | | | | | |
Рис. 4.8.Стадии организационного развития по Л. Грейнеру
Рис. 4.9. Жизненный цикл организации по И. Адизес
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, учебного занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия)
| Литература
| Формы контроля знаний
|
Лекции
| Практические (семинарские занятия)
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа студента
| иное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основы менеджмента (46 ч.)
|
|
|
| 8 ЛЗ
|
|
|
|
|
| Введение в менеджмент (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1
| 1. Управляющая и управляемые подсистемы.
2. Организация (предприятие) как открытая система
3. Сущность предпринимательства и менеджмента.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №1
|
|
|
1.2
| 1. Взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса
2. Менеджер, бизнесмен, предприниматель – общие признаки и отличительные черты
3. Менеджмент как социальное и предпринимательское
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №1
|
| Эволюция теории управления (7 ч.)
|
|
| |
|
|
|
|
|
2.1
| 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента
2. Научная школа управления.
3. Административная школа управления.
4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №2
|
|
|
2.2
| 1. Содержание и этапы процессного подхода
2. Сущность системного подхода к менеджменту
3. Ситуационный подход к менеджменту
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №2
|
2.3
| 1. Задачи прагматической школы
2. Концепции социальной школы и этапы развития социальной ответственности
3. Многофакторные, синтетические теории управления
4. Концепция управления по целям
5. Современные зарубежные модели менеджмента
|
|
|
| 4 ЛЗ
|
|
| [1,2,3]
| Конспект лекций
|
| Система категорий менеджмента (5 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1
| 1. Система категорий менеджмента и их взаимосвязь.
2. Содержание понятие цели в менеджменте.
3. Классификация целей.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №3
|
|
|
3.2
| 1.Требования к формулировке принципов менеджмента.
2.Принципы управления современным предприятием, их состав и системность.
3.Управление по целям
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
|
3.3
| 1.Области применения программно-целевого управления.
2.Понятие принципов менеджмента.
|
|
|
| 2 ЛЗ
|
|
| [1,2]
| Конспект лекций
|
4.
| Функции менеджмента (6 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.
| 1. Понятие функций менеджмента и их место в системе категорий менеджмента.
2. Общие и специальные функции менеджмента, их взаимосвязь.
3. Планирование как функция менеджмента: цель, содержание и результаты выполнения функции.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №4
|
|
|
4.2
| 1. Организация как функция менеджмента.
2. Делегирование полномочий
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №4
|
|
|
4.3
| 1. Контроль как функция менеджмента.
2. Виды и этапы контроля.
3. Мотивация как функция менеджмента.
4. Процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации.
5. Применение теорий мотивации в практике
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №5
|
| Общая характеристика традиционных и новых структур управления (5 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1
| 1. Сущность и содержание организационной структуры управления предприятием.
2. Элементы и связи в организационной структуре.
3. Типы организационных структур управления.
4. Критерии эффективности применения бюрократических структур и систему управления.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №5
|
|
|
5.2
| 1. Характеристика проектных структур управления.
2. характеристика матричных структур управления.
3. Характеристика новых структур и систем управления.
4. Критерии эффективности применения адаптивных структур и систему управления.
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
|
5.3
| 1. Методы проектирования организационных структур предприятия.
2. Анализ существующей организационной структуры.
3. Корректировка организационных структур.
|
|
|
| 2 ЛЗ
|
|
| [1,2]
| Конспект лекций
|
| Методы менеджмента. (4 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1
| 1. Понятие, состав, место методов в системе категорий менеджмента.
2. Классификация методов менеджмента.
3. Административные методы менеджмента.
4. Место экономических методов в системе методов менеджмента.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №6
|
|
|
6.2
| 1.Факторы, определяющие приоритетное значение экономических методов в практике работы предприятий. 2.Экономические законы, интересы и расчет как основа экономических методов.
3.Социально - психологические методы менеджмента.
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №7
|
| Управленческие решения (4 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1
| 1.Управленческие решения: понятие, функции, требования и свойства, место в системе категорий менеджмента. 2.Классификация управленческих решений.
3.Технологический процесс управления: общая характеристика, этапы принятия управленческих решений и их реализации.
4.Методы принятия управленческих решений.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №7
|
|
|
7.2
| 1.Коллегиальные формы принятия управленческих решений: основные проблемы, принципы и методы.
2.Экспертные методы.
3.Эвристические методы
4.Табличная техника принятия решений.
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №8
|
| Лидерство и стиль руководства (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.1
| 1.Природа и понятие лидерства.
2.Лидер и менеджер, их отличия.
3.Основные подходы к проблеме лидерства: теория личных качеств, поведенческий и ситуационные подходы.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №8
|
|
|
8.2
| 1.Теории «X» и «Y».
2.Характеристика одномерных стилей: авторитарный, демократический и либеральный стили руководства
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №9
|
| Управление конфликтами и стрессами (3ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.1
| 1.Природа конфликта.
2.Функциональный и дисфункциональный конфликты.
3. Действия менеджеров при разрешении конфликтов.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №9
|
|
|
9.2
| 1.Разработка мероприятий, снижающих уровень стресса в организациях
2.Управление стрессами.
3.Природа и причины стресса.
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №10
|
| Деловое общение (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.1
| 1.Понятие коммуникации.
2.Вербальная и невербальная коммуникации.
3.Процесс коммуникации.
4. Коммуникационные барьеры
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №10
|
|
|
10.2
| 1.Формы делового общения: деловой разговор, деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры, симпозиум, семинар, презентация.
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №11
|
| Организационная культура предприятий (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.1
| 1.Содержание и признаки организационной культуры.
2. Основные подходы к классификации организационной культуры.
3. Субъективная и объективная организационная культура.
|
|
|
|
|
| Компьютерная презинтация №11
|
|
|
11.2
| 1.Изменение и развитие организационной культуры
2.Механизм формирования организационной культуры.
3.Роль менеджера в формировании организационной
|
|
|
|
|
|
| [1,2,3]
| Опрос
Тест №12
|
Тема 5. основная функция планирование
Теперь посмотрим на развитие менеджмента с других позиций, выражающих его содержательную направленность и отражающих научные познания в практике разработки основополагающих документов и проектов развития и управления организацией в частности, коммерческих планов, стратегических планов, стратегий развития и управления.
Целеполагание или стратегические ориентиры деятельности организации.Целеполагание - это:
Ø Процесс связанный с поиском, оценкой и выбором целей.
Ø Для человека Цель выступает в роли средства удовлеиворения своих потребностей
Ø Для организации Цель является Причиной ее создания, а сама организация служит Средством достижения Целей
Ø Цель - это взгляд в будущее
Ø Цели характеризуют не то, что Вы делаете, предмет деятельности организации, а для чего это делаете
|
Планирование (в последствии, стратегическое планирование):
- это взгляд в будущее состояние компании во внешней среде;
- это выбранный путь движения к цели;
- это способ достижения целей (движение к целям).
Стратегические ориентиры:
· Видение или общая концепция (философия) бизнеса
· Бизнес-идея
· Миссия
· Целевые установки
· Цели
· Задачи
· Мероприятия
Дерево целеполагания:
Рис. 5.1.Дерево целеполагания
Видение - это:
Ø Руководящая философия бизнеса;
Ø Идеальная картина того состояния бизнеса, которое может быть достигнуто при самом благоприятном стечении обстоятельств и в соответствии с мечтами владельца или руководителя;
Ø Ориентир в процессе разработки целей, отражающих уровень деловых притязаний.
|
В Видениеотражаются ценностные ориентиры руководителей и хозяев предприятия, и их индивидуальные потребности, уровень притязаний, образ мышления, уровень культуры, знания, опыт.
Через Видениевыражаются потребности людей, побуждающие к действию факторы
Назначение Видения:
Ø Придать смысл труду, создать мотивацию;
|
ПРИМЕРЫ
· SKANSKA намерена стать мировым лидером – первое слово и право выбора за клиентом в проектировании и строительстве объектов и сервисной инфраструктуры
· Достигнуть 100%-го уровня удовлетворения клиента …ежедневно… в каждом ресторане… каждого клиента (MCDONALDS)
· Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйдя на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности (GENERAL ELECTRIC)
· Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу клиентов (APPLE COMPUTER)
Бизнес-идея - это:
Ø Наиболее общие ориентиры предмета деятельности фирмы: "Что мы желаем производить?", "Чем будем заниматься?", Кто наши потенциальные клиенты?".
|
Миссия - это:
Ø Четко выраженная Причинасоздания организации, ее Главная Цель, определяющая качественно ее желаемое состояние.
|
В Миссии должны быть чётко сформулированы ответы на вопросы:
1. Какой вид бизнеса мы выбираем?
2. Какие отличительные особенности этого бизнеса?
3. На каких потребителей он рассчитан? Кто наши клиенты?
4. Какими Ценностными ориентирами мы будем руководствоваться в своей деятельности?
5. Какой уровень наших притязаний?
|
Сущность бизнес-миссии:
Миссия - это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры фирмы и стратегии их достижения, важные с точки зрения как объединения усилий всего персонала, так и восприятия фирмы потребителями, партнёрами, общественностью.
Изменение бизнес-миссии:
Миссия бизнеса не определяется раз и навсегда. Она должна все время приспосабливаться к изменениям во внешней среде и, прежде всего, к изменениям в потребностях клиентов. Разрабатывается, как правило, до 3-х лет.
Ограничения при формировании бизнес-миссии:
Если фирма слишком узко определяет свою миссию, она сдерживает возможности расширения сферы деятельности.
Напротив, миссия не должна быть слишком широка, т.к. в этом случае она не будет задавать направление работы фирмы.
В зависимости от ориентации компании, бизнеса (на товар/услуги – на продажу или на потребителя – на создание потребительской ценности), Миссия формулируется по разному алгоритму: