Тема 7. основная функция Мотивация
¯ Мотивация – одна из важных управленческих функций, направленная на побуждение и желание всего коллектива организации эффективно (а не только производительно) трудиться для достижения поставленных целей. Люди приходят трудиться в организацию не только и не столько для достижения чьих-то целей, в частности владельцев, руководителей, а в первую очередь для удовлетворения своих внутренних Потребностей, достижения своих личных целей. Поэтому, возникает проблема: «Как личные интересы и цели сотрудников соотносятся с целями и интересами организации?», рис.7.1.
Рис. 7.1. Модель удовлетворения внутренних потребностей человека
Рис. 7.2. Взаимосвязь индивидуальных потребностей, целей и организации
Эффективный менеджер должен суметь заинтересовать, то есть мотивировать сотрудников возможностью удовлетворить и свои потребности в процессе трудовой деятельности по достижению общих целей организации. à Сущность, роль мотивации
Мотивация - это побудительная сила, желание человека что-то сделать. С точки зрения психологии-Мотивация - это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека.
С позиции менеджмента -Мотивация - это процесс побуждения человека или группы людей (сотрудников) к деятельности, направленной на достижение целей организации
Роль мотивации в управлении организации ü организация - это открытые социальные системы, коллективы людей, реализующие в труде свои потребности ü Работники организации желают ощущать собственную значимость коллективного труда, быть сотрудниками организации ü Результативный труд приносит человеку удовлетворение и вызывает желание работать более производительно ü Успехи организации определяют его сотрудники, Персонал.
Отличие стимулирования от мотивации
Закон удовлетворения потребностей по А. Маслоу: ÿМотивация потребностей имеет иерархию - потребности вышестоящих уровней начинают действовать только после удовлетворения потребностей нижестоящих! Движение проходит снизу вверх.
!Практические рекомендации менеджерам: ü установить уровни удовлетворения потребностей своих сотрудников ü дать возможность удовлетворить важнейшие (первичные) потребности ü найти возможности удовлетворить сотруднику потребности последующего (более высокого) уровня посредством такого образа действий, который способствует достижению целей организации ü нельзя мотивировать сотрудников потребностями более высокого уровня, если не удовлетворены потребности нижестоящих уровней основные резервы мотивации людей сосредоточены на более высоких уровнях! Теория справедливости ÿбазируется на субъективной оценке и сравнении сотрудником полученного вознаграждения с затраченными усилиями, с вознаграждениями других сотрудников за “аналогичную” работу. !Практические рекомендации менеджерам: ü применение теории целесообразно, если работа в коллективе осуществляется по принципу - одна команда; ü применение теории требует полного разъяснения сотрудникам, почему вознаграждение для кого-то больше, а для других - меньше; ü использование теории возможно только в случае открытости и гласности получаемых вознаграждений и подготовленности к этому сотрудников. Теория Ф. Герцберга
ÿНа работу людей оказывают влияние две группы факторов:
Рис. 11.3. Теория мотивации Ф. Герцберга ! Основные выводы теории: ü Гигиенические факторы могут лишь вызвать чувство неудовлетворения работой (при их отсутствии), но они не могут быть причиной удовлетворения работой и не являются мотивацией на высокопроизводительный труд. ü Отсутствие мотивационных факторов не приводит к неудовлетворению работой, однако их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует человека на более производительный труд.
Рис. 11.4. Чувства и факторы их вызывающие !Практические рекомендации менеджерам: ü обеспечивать выполнение гигиенических факторов, так как их невыполнение может вызвать у сотрудников неудовлетворенность работой ü следует разрабатывать программы “обогащения” труда сотрудников (разнообразие, ответственность, значимость и т.д.), чтобы они могли реализовать свои многочисленные потребности. Теория МакКлеланда ÿОпределяет три основные мотивирующие потребности человека: · Потребность Достижения · Потребность Власти · Потребность Принадлежности
Мотивация потребностью Достижения - определяет поведение человека, связанное с поставленными целями и устремлением их достичь Достижение успеха Избегание неудач
Мотивация потребностью Власти - определяет поведение человека, имеющее своей целью воздействие (влияние) на других людей Принуждение властью Побуждение (влияние)
Мотивация потребностью Принадлежности - ориентирует поведение людей в установлении дружественных отношений в коллективе, контактов и знакомств, оказании помощи и поддержки.
Рис. 11.5. Практическое использование теории МакКлеланда Процессуальные теории мотивацииосновываются на том, как ведет себя человек в функции восприятия и ожидания возможных последствий выбранного типа поведения. Акцент с внутренних потребностей как мотиватора поведения переносится на ожидаемые последствия достижения результата. Процессуальные теории: · Теория Ожидания · Теория Справедливости · Теория-модель Портера-Лоулера
Теория ожидания базируется на том, что человек ожидает и надеется, что выбранный тип поведения позволит достичь цель и получить желаемое вознаграждение, т.е. в полной мере удовлетворить свои потребности. Мотивация человека (сотрудника) к труду определяется вероятностной оценкой ожидания трех взаимосвязанных факторов (событий): ü ожидания в отношении затрат труда к полученным результатам “З – Р”; ü ожидания в отношении достигнутых результатов к возможным вознаграждениям “Р – В”; ü ожидания в отношении степени относительного удовлетворения (валентность вознаграждения) за достигнутые результаты “В”. Если в процессе достижения результата или после достижения результата ожидания окажутся неадекватны затраченным усилиям, то у человека возникает чувство неудовлетворенности и, как следствие, демотивация к дальнейшему производительному труду.
!Практические рекомендации менеджерам: ü всякий труд должен вознаграждаться в соответствии с потребностями каждого сотрудника в отдельности; ü важно установить соответствие между достигнутыми результатами и вознаграждением для каждого сотрудника; ü вознаграждения необходимо производить сразу же после получения результатов; ü уровень ожиданий менеджера не должен быть слишком высоким и слишком низким, а профессиональные навыки сотрудников - достаточными для достижения результата.
“Делай только то, что вознаграждается!”
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |