Классификация типа Хордовые
Цель и задачи зоологии позвоночных. Место зоологии в системе биологических наук. Зоология позвоночных как учебная дисциплина. Связь зоологии с другими учебными дисциплинами. Зоология(от греч. «зоон» — животное, «логос» — учение) — раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека. Современная зоология — система наук о животных.Среди них морфологияи анатомия,изучающие внешнее и внутреннее строение организмов, цитология— их клеточное строение; физиологияизучает деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологиирассматривают индивидуальное развитие организмов, систематика— классификацию животных. Важную часть зоологии составляет экология,рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтологияизучает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: генетики,изучающей закономерности наследственности, зоогеографии— распространение животных, этологии— их поведение.
Цель и задачи зоологии позвоночных. Значение материалов курса для решения общебиологических проблем, для практики народного хозяйства. Целью учебного курса «Зоология позвоночных» является формирование у студентов комплекса научных знаний по современной зоологии: о морфофункциональной организации животных, приспособлениях их к среде, о закономерностях индивидуального и исторического развития хордовых животных, путях их эволюции, о многообразии позвоночных и их систематике, об их роли в природе и хозяйственной деятельности человека. Одна из основных проблем – выяснение динамики численности вредных и полезных животных, что открывает возможность прогнозирования изменения численности хозяйственно важных видов животных и создает научную основу управления численностью и рациональной эксплуатации промысловых видов, а с другой стороны – борьбы с вредителями сельского хозяйства, хранителями и переносчиками болезней.
Основные этапы развития в истории зоологии позвоночных (от Аристотеля до современности). Вклад белорусских ученых А.В. Федюшина, И.Н. Сержанина, М.С. Долбика, М.М. Пикулика, П.Г. Козло и др.) ученых в развитие зоологической науки. Первая попытка положить основание научной зоологии принадлежит Аристотелю (IV в. до н.э.). Аристотель не ограничивался описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, психическую жизнь, историю развития, биологию и Животное царство он подразделял на две больших группы: животных, имеющих кровь и лишенных крови. Он употреблял термины род и вид, но не в современном смысле, а скорее в том неопределенном смысле, в каком мы употребляем слово группа. С Аристотелем прекращаются в древности попытки сколько-нибудь научного изучения животных. Общий упадок науки в средние века, по духу своему чуждые научному исследованию, отразился и на зоологии. Даже сочинения древних остаются долгое время забытыми и хранятся лишь кое-где в монастырях. Сильный подъем в области зоологии замечается в XVI веке. Великие географические открытия обогатили науку множеством новых фактов и возбудили стремление к самостоятельным исследованиям. Важные открытия по физиологии и анатомии содействуют более глубокому пониманию организма животных. Гарвей открывает кровообращение. Азелли открывает лимфатические сосуды. Большое значение имеет применение микроскопа, изобретенного в конце XVI в., к изучению строения животных, открывающее целый новый мир. Мальпиги (1628-1694) применил к изучению строения животных ряд новых методов, дал полное описание строения насекомых и исследовал с помощью лупы развитие куриного яйца; он различал уже клеточное строение тела животных. Левенгук (1632-1723) открыл микроскопические организмы. Джон Рэй (1628-1678) установил понятие о виде и тем подготовил почву для обновления систематики животных, которым ознаменовался следующий век. Громадный шаг вперед делает зоологии в XVIII в. В конце XVII и начале XVIII вв. совершается ряд путешествий с научной целью в различные страны, которыеЗаслуга приведения в систему зоологического материала принадлежит Карлу Линнею (Linn e, 1707-78). доставляют обильный зоологический материал. Самым важным явлением в области зоологии в начале XIX в. являются труды Кювье (1769-1832); наиболее крупные заслуги его относятся к области сравнительной анатомии Выдающимся явлением в периоде после 1859 г. является развитие эмбриологии животных. Едва затронутая до этого времени эмбриология беспозвоночных сильно подвинулась трудами ряда исследователей, среди которых выдающееся место занимают и русские ученые: А. О. Ковалевский и И. И. Мечников. Геккель и ряд других зоологов устанавливают единство развития всех многоклеточных животных. Белорусские ученые А.В. Федюшин – изучал орнитофауну Беларуси. Большое внимание ученый уделял изучению и pазвитию охотничьего хозяйства pеспублики. Пpовел анкетиpование всех лесничеств с целью сбоpа инфоpмации об охотфауне, оpганизует в pеспублике 7 фаунистических экспедиций. Теме охраны природы он посвятил статьи в кpаеведческой и охотничьей литеpатуpе. М.М. Пикулик - ученый в области зоологии и охраны природы, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор биологических наук, директор Института зоологии НАН Беларуси. Под руководством М.М. Пикулика и при его непосредственном участии впервые проведено системное и глубокое изучение герпетофауны Беларуси. Особое внимание М.М. Пикулик уделяет современным прогрессивным зоологическим и экологическим исследованиям. Важное место в научно-организационной деятельности М.М. Пикулика с 1986 г. занимает разработка проблем, связанных с оценкой последствий аварии на Чернобыльской АЭС для животного мира. 4. Тип Хордовые –Сhordata. Общая характеристика типа. Положение Хордовых в система животного мира. Специфические черты организации. Тип Хордовые объединяет животных разнообразных по внешнему виду, образу жизни и условиям обитания. Географически хордовые распространены по всему земному шару. Общее число видов современных хордовых равно примерно 40 тыс. Все хордовые обладают рядом общих черт строения и развития: ü Имеется осевой скелет, первоначально возникающий в виде спинной струны, или хорды. Хорда представляет собой упругий нечленистый тяж, эмбрионально развивающийся путем отшнуровывания его от спинной стенки зародышевой кишки. Хорда имеет энтодермальное происхождение. Пожизненно она сохраняется только у низших хордовых (за исключением асцидий и сальп).У высших хордовых она в той или иной мере редуцируется в связи с развитием позвоночного столба. ü Над осевым скелетом располагается центральная нервная система, представленная полой трубкой. Полость нервной трубки носит название невроцеля. Почти у всех хордовых передний отдел нервной трубки разрастается и образует головной мозг. Нервная трубка имеет эктодермальное происхождение. ü Передний отдел пищеварительной трубки сообщается с наружной средой двумя рядами отверстий – жаберные щели. Пожизненно они сохраняются только у водных низших хордовых. У всех остальных они появляются как эмбриональное образование. Наряду с основными особенностями можно выделить следующие характерные черты организации хордовых: ü Имеют вторичный рот. Он образуется путем прорыва стенки гаструлы на конце, противоположном гастропору. ü Полость тела вторичная (целом). ü Метамерное расположение многих органов. У высших хордовых метамерия выражена слабо в связи с усложнением строения. ü Двусторонняя симметрия тела. Классификация типа Хордовые. Существование типа Chordata было обосновано известным русским зоологом А. О. Ковалевским, который, изучая развитие (онтогенез) оболочников (Tunicata) и бесчерепных (Acrania), установил принципиальное сходство их организации с позвоночными животными. Название типа хордовые предложено Бэллом в 1878 г. (+ вымершие группы).
Тип Хордовые — Chordata Подтип 1. Бесчерепные — Acrania Класс Головохордовые — Cephalochordata Подтип 2. Оболочники (лнчиночнохордовые) — Tunicata sen Urochordata Класс Асцидии — Ascidiae Класс Сальпы — Salpae Класс Аппендикулярии — Appendiculariae Раздел Бесчелюстные — Agnatha + Класс Птераспидоморфы — Pteraspidomorphi + Класс Цефаласпидоморфы — Cephalaspidomorphi Класс Круглоротые — Cyclostomata Раздел Челюстноротые — Gnathostomata Первичноводные — Anamnia Надкласс Рыбы — Pisces + Класс Панцирные рыбы — Placodermi + Класс Челюстножаберные — Aphetohyoidi (Acanthodii) Класс Хрящевые рыбы — Chondrichthyes Класс Костные рыбы — Osteiclithyes Надкласс Четвероногие — Tetrapoda (Quadrupeda) Класс Земноводные, или амфибии, — Amphibia Первичноназемные — Amniota Класс Пресмыкающиеся, или рептилии, — Reptilia Класс Птицы — Aves Класс Млекопитающиеся — Mammalia (Theria) 6. Бесчерепные –Acrrania – самая примитивная группа ходовых животных. Класс Головохордовые –Chephalochordata. Особенности организации на примере ланцетника. Бесчерепные – немногочисленная группа наиболее примитивных, исключительно морских хордовых животных. Все основные признаки типа сохраняются у них пожизненно. Нервная трубка бесчерепных недифференцирована на спинной и головной мозг, органы чувств почти не развиты. Черепной коробки нет. Кровеносная система замкнутая, сердце отсутствует. Скелет представлен хордой и соединительнотканной оболочкой. Питаются Бесчерепные пассивно, пищей являются мелкие животные и растительные организмы, взвешенные в воде. Головохордовые–Chephalochordata. Внешний вид. Ланцетник – мелкое полупрозрачное животное длинной 5-8см. . Тело сжато с боков. Имеется ланцетовидны й хвостовой плавник ,который является продолжением спинного плавника. Кожные покровы состоят из двух слоев: эпидермиса и кутиса. Эпидермис однослойный и прикрыт кутикулой. Мускулатура мало дифференцирована и обеспечивает несложные движения. Большая часть находится на спинной стороне тела, где мышечный слой состоит из двух продольных долей, разделенных на миомеры (сегменты). Миомеры отграничены друг от друга миосептами. Скелет представлен хордой, вокруг которой располагается соединительнотканный слой. Опорой для плавников служат стержни плотной ,студенистой ткани. Нервная система. ЦНС представлена продольной трубкой, внутренняя полость которой называется невроцель. На переднем конце трубки полость невроцеля расширяется. На передневерхней части головного отдела имеется углубление – обонятельная ямка. По краям невроцеля располагаются глазки Гессе (светочувствительные образования). Питание и дыхание в значительной мере пассивны. Питаются зоо- и фитопланктоном, которые попадают в рот с током воды, возникши при движении окружающих ротовую воронку усиков и мерцательного эпителия. Глотка прободена жаберными щелями, которые открываются в атриальную полость, которая сообщается с окружающей средой отверстием, которое носит название атриопор.. На брюшной стороне глотки тянется желобок – эндостиль (его железистые клетки выделяют слизь, которая обволакивает пищевые частицы). Кишка прямая и не подразделяется на отделы. Кровеносная система примитивна и представлена рядом сосудов. Сердце отсутствует. Под глоткой проходит брюшная аорта, от которой отходят жаберные артерии. На спинной стороне тела уже окисленная кровь поступает в парные наджаберные сосуды, которые на уроне глотки сливаются в спинную аорту. Спинная аорта распадается на ветви, которые несут кровь к внутренним органам. Далее кровь собирается в передние и задние кардинальные вены, где они образуют кувьеровы протоки и переходят в венозный синус, откуда берет начало брюшная аорта. Выделительная система представлена многочисленными нефридиями, располагающимися в области глотки. Один конец нефридиальной трубки открывается в атриальную полость, другой – сообщается с полотью тела через ряд отверстий – нефромостомы с соленоциами. Размножение и развитие ланцетника было изучено А.О. Ковалевским. Ланцетники – раздельнополые животные. Семенники и яичники расположены в жаберной отделе целома. Созревшие половые продукты попадают в атриальную полость, затем – наружу. Оплодотворение наружное. Личинка имеет размер 3 см, ее тело покрыто ресничками. Личиночная стадия длится около 3 месяцев. Затем личинка опускается на дно, формируется околоротовая воронка, образуются зачатки половых желез.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2549)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |