Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. История педагогической мысли и образования



2015-11-27 2112 Обсуждений (0)
Раздел 1. История педагогической мысли и образования 5.00 из 5.00 3 оценки




1. Вводный модуль.

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. Понятие мирового историко-педагогического процесса. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность на ранних этапах развития человечества. Феномен “учительство-ученичество”.

 

2. Образовательные системы Древнего Востока и античного общества.

Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире Особенности обучения и воспитания в школах Ближнего Востока. Философско-педагогические идеи в Древнем Китае. Кастовое воспитание в Индии. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах. Педагогический метод Сократа. Социально-педагогические идеи Платона. Аристотель об идеале общего образования. Распространение греческой образованности в эпоху эллинизма. Семейное воспитание и школьное обучение в Риме. Квинтиллиан о готовности учителя учить, а ученика учиться. Сущностные характеристики педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни человека) и ее специфика.

 

3. Светское и религиозное образование и воспитание.

Образование в Европе в первые века Христианства. Изменение взглядов на человека под влиянием христианского учения. Светское и религиозное образование и воспитание. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Философствующее богословие - схоластика. Центры схоластического образования - средневековый университет. Сословные школы. Монастырское образование. Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании. “Библейская” культура и народное образование Практика обучения религиозных братств – опыт «братских школ». Народное просвещение в идеологии деятелей Реформации. Организация народного образования, всеобщее элементарное образование. Гимназия И. Штурма - первое учебное заведение нового типа. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье.

 

4. Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании.

Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Школа, ученичество и идеалы образования средневековой Европы и Византии. Педагогическая мысль и практика школьного и домашнего образования средневекового Ближнего Востока. Арабская культура – «мост», соединивший средневековую Европу с сокровищами античной культуры. Византийское образование. Влияние Византийского образования на древнерусскую культуру и образованность.

 

5. Становление и развитие гуманистических педагогических идей.

Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании. Гуманизм и реакция в теории и практике воспитания в Эпоху Возрождения и Реформации в Европе. Возникновение и исторический генезис профессии «учитель». Гуманистическая природа педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем новой школы в трудах гуманистов. Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования. Педагогические идеи Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Агрикола, Х.Л. Вивес. Гуманистические школы: “Дом радости” Витторино да Фельтре, французские коллежи, “паблик скулз”. Возникновение гуманистических тенденций в отношении детей с проблемами. Основные авторские педагогические системы прошлого. Значение философского учения Ф. Бэкона для развития педагогических теорий нового времени. Я.А. Коменский – автор педагогической системы, основу которой составляет принцип природосообразности, основоположник традиционного обучения. Классно-урочная система обучения – основа педагогической системы Я.А. Коменского. Традиционное обучение в учебных заведениях Европы. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока. Идеи Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта в практике дореволюционной русской гимназии и народной школы. Традиционное обучение в практике советской школы 30-50-х годов.

 

6. Развивающее обучение.

Идеи развивающего обучения в зарубежных педагогических системах. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения. Развитие идей И.Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля и лучших учебных заведениях Западной Европы. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега. Подготовка учителя народной школы. Обогащение идеи развивающего обучения К.Д. Ушинским. Понимание К.Д. Ушинским народности в общественном воспитании и обучения, учебные книги «Родное слово», «Детский Мир». Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике. К.Д.Ушинский о подготовке учителя. Развивающее обучение в опыте советской школы. Влияние идей К.Д. Ушинского на развитие теории и практики образования. 20-х годов XX в. Концепции В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина 60-х годов. Возможность использования идей развивающего обучения для детей разного уровня развития.

 

7. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.

Свободное воспитание – педоцентрическая ориентация в педагогических теориях и практике образования. «Теория естественного и свободного воспитания» в трудах Ж.Ж. Руссо. Цель, содержание, система воспитательных воздействий, обеспечивающих свободное развитие личности ребенка. Свободное воспитание в понимании Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Цель, содержание, методы обучения, организация обучения. Учебные книги. Развитие идеи свободного воспитания в России. Деятельность С.Т. Шацкого – колония «Бодрая жизнь», опытные станции Наркомпроса. Взгляды К.Н. Вентцеля – развитие «внутреннего человека», «Дом свободного ребенка» – создание условий для свободного развития личности. Педагогика «ненасилия». Педагогические идеи Януша Корчака. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Вечное иисторическое в профессии учителя. Гуманитарный характер профессии «учитель».

Коммуникативная деятельность в педагогической профессии. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей. Средства общения (вербальные, невербальные). Значение коммуникативных способностей и умений в профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль общения.

 

8.Реформаторская педагогика конца XIX - начала XX вв.

Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Альтернативное образование. Критика традиционной школы представителями реформаторской педагогики. Основные реформы образовательной политики XX века. Метод М. Монтессори. Педагогика С. Френе. Йена-план школа П. Петерсена. Дальтон-план школа. Сельские общины, школы–лаборатории. Вальдорфская педагогика. Идея свободного развития Р. Штайнера. Современные «свободные» школы. Влияние идей Р. Штайнера на развитие гуманного отношения к «проблемному» ребенку.

 

9. Элитарное и специальное образование.

Элитарность образования и воспитания в эпоху Просвещения.Идеи Д. Локка. Основа элитарного образования – воспитание характера. Элитарное образование в Европейских странах, в дореволюционной России. Обучение одаренных детей – одно из направлений в элитарном образовании. Элитарное образование в развитых странах мира. Дифференцированный подход в обучении.

 

10. Трудовое образование и трудовая школа.

Идея о необходимости трудового воспитания в трудах философов Эпохи Возрождения. Трудовое образование в системе «элементарного образования» И.Г. Песталоцци. Педагогика рабочего класса – «фабричная система» Р. Оуэна, модель политехнического образования. Преобразование народных школ в трудовые школы. Трудовая школа Г. Кершенштейнера. «Школа действия» – А. Лая. Прагматическая школа Д. Дьюи. Трудовое образование в теории и практике советской школы. Принцип политехнизма и пути его воплощения в советской школе. Современные поиски новых подходов в решении задач трудового образования.

 

11. Национальная школа.

Общечеловеческое воспитание. Общечеловеческое воспитание – ведущая идея Н.И.Пирогова. Общечеловеческое и национальное в образовании. Идея национальной школы в различных зарубежных педагогических учениях. Процесс интеграции национальных систем образования. Становление русской национальной школы и педагогики. Основные этапы развития русской педагогики. И.И. Демков, П.Ф. Каптерев о тенденциях и основных направлениях развития русского образования. Церковно-религиозная педагогика – педагогика «душевного строения», государственная педагогика – реформы образования и развитие государственной школы XVIII–XIX г., общественная педагогика – общественно-педагогические течения и движения, XIX–XX веков.

 

12. Педагогическая профессия.

Современная система отечественного образования: стратегия развития. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества). Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Источники педагогических идей. Педагогические учебные заведения.

 

13. Профессиональное становление педагога.

Профессиональное становление педагога. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Соотношение общей и педагогической культуры. Основные компоненты педагогической культуры. Педагогическая культура личности как условие успешности в педагогической профессии. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза. Противоречия и кризисы профессионального становления. Внешние и внутренние условия саморазвития. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной профессиональной перспективы. Планирование профессионального роста. Способы достижения профессиональных целей. Этика и эстетика, мастерство и техника, творчество в профессии педагога. Карьера педагога. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека



2015-11-27 2112 Обсуждений (0)
Раздел 1. История педагогической мысли и образования 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Раздел 1. История педагогической мысли и образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2112)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)