Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно – имущественные отношения



2015-11-27 1343 Обсуждений (0)
Административно – имущественные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок




2.09.09

Административное право как отрасль права

  1. Место АП в системе российского права и его история
  2. Предмет АП
  3. Метод АП
  4. Система

 

АП – (фундаментальная отрасль) - это отрасль публичного права. Публичное право в целом строится под конкретное государство, поэтому политическая трансформация публичным правом пережвается сложнее. В России публичное право берет свое начало в 18 веке, т.е. полицейское право (от слова полис – государство). Задачей его было максимально эффективно организовать деятельность государства, предложить адекватную систему органов. Подданные любого государства неразумны, только государство может установить разумную регламентацию общественной жизни.

До конца XIX века в России существовала доктрина: подданные являются объектами управления и имеют те права, которые дало им государство. На рубеже 19-20 вв. происходит коренной перелом: граждане признаются полноправными субъектами политического процесса, за которыми признаются неотчуждаемые права. На рубеже XIX-XX веков появляется институт судебного оспаривания гражданами действий государственной власти).

20-30-ые годы 20 в.: государство не может уйти из всех сфер жизни, оно постоянно берет на себя дополнительные социальные гарантии (пенсии, образование). Формируется институт административных процедур, который регламентирует деятельность государства и его должностных лиц, не позволяя им принимать произвольные решения, не основанные на законе.

В России на конечном пути к появлению государства – «ночного сторожа» произошла Октябрьская революция и доктрина поменяла все подходы к публичному праву. Был выдвинут тезис, о том, что советское государство создано народом и для народа, поэтому о отдельных граждан не может быть отдельных споров с государством. В результате советское административное право сосредотачивало свое внимание на 2 вещах: на рациональной организации государственного аппарата и на вопросе ответственности граждан перед государством.

Новый этап в развитии АП начался с Конституции 1993 года, но в значительной части является смесью законодательных новелл и старых советских подходов.

Сложность АП:

1. нет отдельного кодифицированного акта - кодекса

2. нет основополагающего акта

3. АП это право правоприменителей без юр. образования

4. АП нельзя усовершенствовать или поменять просто принятием какого-то нового кодекса.

Развитие АП - это очень медленный постепенный процесс изменения самих правоприменителей., но от АП требуются все эти процессы учитывать.

Основная функция АП - обслуживание деятельности исполнительной власти в ее взаимоотношениях с гражданами и организациями. При этом АП в след за исполнительной властью должно заниматься различными вещами. Исполнительная власть регулируется большинством отраслей российского права, и среди всех отраслей АП играет роль общего правого режима для ИВ.

Специфика ИВ, которая сказывается на особенностях АП:

1. ИВ - это многоуровневая и иерархическая система, со множеством органов и должностных лиц

2. является монополистом в сфере государственного принуждения

3. осуществляет нормотворчество, но создает НПА. При этом ИВ регламентирует сама себя

4.занимается разрешением споров (эффективность рассмотрение дел ниже, чем в суде)

5. ИВ – самая большая из всех ветвей власти (для ее контроля не хватит никаких государственных органов, для этого у граждан должен быть адекватный инструментарий судебной защиты в спорах о правах граждан и органах исполнительной власти)

Характеристика (особенность) АП в отрасли ИВ:

1. АП это отрасль и охранительная, и регулятивная.

2. АП это отрасль и материальная, и процессуальная. АП устанавливает и право, и порядок его осуществления.

3. АП обслуживает и иные отрасли права

4. АП включает в себя законодательство субъектов РФ и РФ, в отличии от ГП.

5. АП охватывает деятельность ИВ и судебной власти (в части разрешения судебной властью споров, вытекающих из деятельности ИВ).

6. АП - это право и законодательное, и подзаконное. В РФ самый большой объем подзаконных актов.

Принципы АП: (смотреть самостоятельно)

  1. обеспечение публичного интереса
  2. подзаконный характер деятельности субъектов АП (субъекты АП руководствуются не законами, а подзаконными актами конкретного должностного лица).
  3. иерархичность и подотчетность
  4. специализация и оперативность (общим принципом АП является - разрешение дел с минимальными затратами и времени и иных ресурсов – АП не может позволить себе заслушивать свидетелей, публично высказаться)
  5. процедурная гарантированность объективного анализа и рассмотрения управленческих дел

Предмет АП

Объект – конкретные действия субъектов в области адм права. Матер не матер

 

Предмет АП - это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности органами ИВ, исполнительными органами местного самоуправления и административными органами местного самоуправления.

6 групп отношений образующих предмет АП:

1) государственно- управленческие отношения (внутриаппаратные):

  • Они возникают внутри государственной администрации и имеют форму: орган-орган, орган- должностное лицо, должностное лицо - должностное лицо.
  • Это отношения всегда связанны с организационной подчиненностью (или подведомственностью) субъектов между собой или вертикально-властной координацией
  • Эти отношения имеют целью - обеспечение надлежащего функционирования ИВ, эффективности её деятельности
  • В большинстве своем регулируются подзаконными НА
  • Не все отношения обеспечены судебной защитой.

Виды государственно - управленческих отношений:

ü формирование и организация органов ИВ (Структурно - компетенционные отношения)

ü Внутри аппаратные делопроизводственные отношения организационно-исполнительного характера

ü Отношения по управлению государственной собственностью, за исключением урегулированных гражданским и финансовым правом

ü Отношения между государственными органами и подведомственными им предприятиями, учреждениями

ü Межведомственные координационные отношения, возникающие между 2-мя не соподчиненными друг другу органами ИВ по поводу их совместной деятельности

2) административно - процедурная (внешне аппаратные отношения). Особенности:

  • Возникают между органами ИВ с одной стороны и гражданами или органами – с другой
  • Невластные субъекты вступают в эти отношения с целью реализации своих прав и связанных с этим обязанностей.
  • В ходе этих отношений ИВ проверяет соблюдение невластными субъектами условий вступления в эти отношения, основания и порядок их реализации и при положительном решении издает индивидуальный акт (разрешение, свидетельство)
  • В ходе этих отношений реализуются функциональные полномочия ИВ
  • Отношения возникают по инициативе невластной стороны
  • Как правило, возможен односторонний отказ от вступлений в отношения или выход из них
  • Эти отношения обеспечены полной судебной защитой
  • Урегулированы законодательством, хотя бы отчасти.

 

Виды административно-процедурных отношений:

ü По признанию за невластным субъектом специального правового статуса (сюда входит государственный учет, регистрация, лицензирование, паспортизация, сертификация).

ü Выдача специальных разрешений (получение лицензии на приобретение оружия)

ü Рассмотрение обращения граждан

 

3) контрольно – надзорные отношения. Особенности:

· Со стороны ИВ в них участвуют особые виды государственных органов, структурных подразделений или должностных лиц (виды: инспекции, инспектора).

· Отношения возникают с одной стороны между органами ИВ и с другой невластные субъекты.

· Отношение возникают по инициативе ИВ

· В абсолютном большинстве случаев невозможен односторонний отказ от участия в данных отношениях или выход из них.

· Цель отношений - обеспечение государственной, общественной или личной безопасности, выявление правонарушение, а желательно, их предотвратить.

· Регламентируется законодательными актами

· Осуществляется в особой процессуальной форме

· Снабжены полной судебной защитой

· В рамках этих мер возможно применение государственного принуждения

 

Виды контрольно – надзорных отношений:

üПрименение мер текущего контроля (проверки, обследования)

üПрименение предупредительных мер принуждения, не связанных с правонарушением (карантин, эвакуация)

üОтношения по охране объектов и территорий (например, государственная граница)

 

 

4)административно – деликтные (отношения по привлечению к административной ответственности)

    • Помимо невластных субъектов и органов ИВ в этих отношениях участвуют суды
    • отношения возникают на основе охранительных норм права, закрепленных в разделе 2 КОАП РФ или законах субъектов РФ об административных правонарушениях
    • Реализуются в особой процессуальной форме, которая называется «производство по делам об административных правонарушениях»
    • Властные и невластные субъекты выступают в роли процессуальных оппонентов
    • Отношение регламентируется только законом.

Видов нет.

5) административно – юстиционные т.е. разрешение споров, вытекающих из деятельности органов ИВ. Особенности:

  • 3 субъекта: орган ИВ, граждане или организации и суды
  • Отношения возникают в связи с рассмотрением судами дел, вытекающих из деятельности ИВ
  • Порядок разрешения споров регламентирован ГПК и АПК

Виды административно – юстиционных отношений:

ü Обращение невластного субъекта за защитой от действий исполнительной власти

ü Спор между 2-мя органами государственной администрации

ü (в России не встречается) обращение государственного органа в суд за подтверждением законности своих действий.

 

Административно – имущественные отношения.

Возникают по поводу управления, распоряжения объектами муниципальной собственности.

Метод административно-правового регулирования

Метод АП – это совокупность приёмов и способов правового воздействия на отношения составляющий предмет административного права.

Метод регулирования:

  1. влияет на правовой режим сторон
  2. определяет приемы и способы, посредством которых стороны реализуют свои права и обязанности
  3. влияет на то, каким образом возникают и прекращаются правоотношения
  4. влияет на применение стороны определенных средств защиты

Метод АП является фундаментальным.

Особенности метода АП:

  1. метод властных предписаний: когда одна сторона дает другой стороне обязательные для исполнения указания
  2. метод неравенства сторон
  3. императивность регулирования
  4. централизованное регулирование: стороны не могут самостоятельно определять объем своих прав и обязанностей

5. субординация сторон (субъекты подчинены друг другу, при этом подчиненность может быть 2 видов: организационная (начальник-подчиненный), функциональная (контроль инспектора).

Приемы реализации метода АП:

  1. Административное распорядительство: орган или д.л. имеет право обязывать совершить определенные действия («Стой! Предъяви документ!»)
  2. Административное правоудостоверение: представляет собой издание органом ИВ индивидуального акта, посредством которого подтверждается наличие определенного набора прав и обязанностей.
  3. Административное ограничение: запрещение определенных действий или принятие мер, которые запрещают чужие действия.
  4. Административное усмотрение: полномочие, которое позволяет д.л. выбрать один из вариантов поведения. Полностью отказать в усмотрении власти д.л. нельзя).
  5. Административное разрешение (обратная сторона запрета).

 

Система АП

Система любой отрасли права представляет собой ее деление на мелкие единицы (части, подотрасли, институты). Объединить эти части позволяет общность предметов и приемов регулирования.

Система отрасли определяет 2 факта: 1. законодательство

2. теория.

АП состоит из 2 частей: общая и особенная.

Общая часть АП образуется следующими элементами:

  1. общие положения и принципы АП
  2. общие вопросы организации и деятельности ИВ
  3. служебное право (регламентируте государственную службу)
  4. институт специальных адм-но правовых статусов
  5. институт административных процедур, которые регламентируют форму деятельности государственной администрации, не связанной с принуждением
  6. институт адм-но-правового принуждения, регламентирующий основания и формы применения принуждения органами ИВ и их д.л.
  7. адм-но деликтное право
  8. адм-ое судопроизводство (административная юстиция)

Особенная часть АП:

1. деление на 3 блока в зависимости от сферы управления

    • управление в сфере адм-но – политической деятельности (управление в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции)
    • управление в сфере экономической деятельности государства (управление в сфере финансов, социальных бумаг, управление неденежным имуществом)
    • управление в социально – культурной сфере (управление в сфере образования, науки, социальной защиты).
  1. Основным элементом Особенной части является подотрасль, т.е относительно обособленная группа отношений, имеющих свой кодифицированный акт. (таможенное право, образовательное право, антимонопольное, медицинское, военное и т.д.)


2015-11-27 1343 Обсуждений (0)
Административно – имущественные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно – имущественные отношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)