Административно – имущественные отношения
2.09.09 Административное право как отрасль права
АП – (фундаментальная отрасль) - это отрасль публичного права. Публичное право в целом строится под конкретное государство, поэтому политическая трансформация публичным правом пережвается сложнее. В России публичное право берет свое начало в 18 веке, т.е. полицейское право (от слова полис – государство). Задачей его было максимально эффективно организовать деятельность государства, предложить адекватную систему органов. Подданные любого государства неразумны, только государство может установить разумную регламентацию общественной жизни. До конца XIX века в России существовала доктрина: подданные являются объектами управления и имеют те права, которые дало им государство. На рубеже 19-20 вв. происходит коренной перелом: граждане признаются полноправными субъектами политического процесса, за которыми признаются неотчуждаемые права. На рубеже XIX-XX веков появляется институт судебного оспаривания гражданами действий государственной власти). 20-30-ые годы 20 в.: государство не может уйти из всех сфер жизни, оно постоянно берет на себя дополнительные социальные гарантии (пенсии, образование). Формируется институт административных процедур, который регламентирует деятельность государства и его должностных лиц, не позволяя им принимать произвольные решения, не основанные на законе. В России на конечном пути к появлению государства – «ночного сторожа» произошла Октябрьская революция и доктрина поменяла все подходы к публичному праву. Был выдвинут тезис, о том, что советское государство создано народом и для народа, поэтому о отдельных граждан не может быть отдельных споров с государством. В результате советское административное право сосредотачивало свое внимание на 2 вещах: на рациональной организации государственного аппарата и на вопросе ответственности граждан перед государством. Новый этап в развитии АП начался с Конституции 1993 года, но в значительной части является смесью законодательных новелл и старых советских подходов. Сложность АП: 1. нет отдельного кодифицированного акта - кодекса 2. нет основополагающего акта 3. АП это право правоприменителей без юр. образования 4. АП нельзя усовершенствовать или поменять просто принятием какого-то нового кодекса. Развитие АП - это очень медленный постепенный процесс изменения самих правоприменителей., но от АП требуются все эти процессы учитывать. Основная функция АП - обслуживание деятельности исполнительной власти в ее взаимоотношениях с гражданами и организациями. При этом АП в след за исполнительной властью должно заниматься различными вещами. Исполнительная власть регулируется большинством отраслей российского права, и среди всех отраслей АП играет роль общего правого режима для ИВ. Специфика ИВ, которая сказывается на особенностях АП: 1. ИВ - это многоуровневая и иерархическая система, со множеством органов и должностных лиц 2. является монополистом в сфере государственного принуждения 3. осуществляет нормотворчество, но создает НПА. При этом ИВ регламентирует сама себя 4.занимается разрешением споров (эффективность рассмотрение дел ниже, чем в суде) 5. ИВ – самая большая из всех ветвей власти (для ее контроля не хватит никаких государственных органов, для этого у граждан должен быть адекватный инструментарий судебной защиты в спорах о правах граждан и органах исполнительной власти) Характеристика (особенность) АП в отрасли ИВ: 1. АП это отрасль и охранительная, и регулятивная. 2. АП это отрасль и материальная, и процессуальная. АП устанавливает и право, и порядок его осуществления. 3. АП обслуживает и иные отрасли права 4. АП включает в себя законодательство субъектов РФ и РФ, в отличии от ГП. 5. АП охватывает деятельность ИВ и судебной власти (в части разрешения судебной властью споров, вытекающих из деятельности ИВ). 6. АП - это право и законодательное, и подзаконное. В РФ самый большой объем подзаконных актов. Принципы АП: (смотреть самостоятельно)
Предмет АП Объект – конкретные действия субъектов в области адм права. Матер не матер
Предмет АП - это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности органами ИВ, исполнительными органами местного самоуправления и административными органами местного самоуправления. 6 групп отношений образующих предмет АП: 1) государственно- управленческие отношения (внутриаппаратные):
Виды государственно - управленческих отношений: ü формирование и организация органов ИВ (Структурно - компетенционные отношения) ü Внутри аппаратные делопроизводственные отношения организационно-исполнительного характера ü Отношения по управлению государственной собственностью, за исключением урегулированных гражданским и финансовым правом ü Отношения между государственными органами и подведомственными им предприятиями, учреждениями ü Межведомственные координационные отношения, возникающие между 2-мя не соподчиненными друг другу органами ИВ по поводу их совместной деятельности 2) административно - процедурная (внешне аппаратные отношения). Особенности:
Виды административно-процедурных отношений: ü По признанию за невластным субъектом специального правового статуса (сюда входит государственный учет, регистрация, лицензирование, паспортизация, сертификация). ü Выдача специальных разрешений (получение лицензии на приобретение оружия) ü Рассмотрение обращения граждан
3) контрольно – надзорные отношения. Особенности: · Со стороны ИВ в них участвуют особые виды государственных органов, структурных подразделений или должностных лиц (виды: инспекции, инспектора). · Отношения возникают с одной стороны между органами ИВ и с другой невластные субъекты. · Отношение возникают по инициативе ИВ · В абсолютном большинстве случаев невозможен односторонний отказ от участия в данных отношениях или выход из них. · Цель отношений - обеспечение государственной, общественной или личной безопасности, выявление правонарушение, а желательно, их предотвратить. · Регламентируется законодательными актами · Осуществляется в особой процессуальной форме · Снабжены полной судебной защитой · В рамках этих мер возможно применение государственного принуждения
Виды контрольно – надзорных отношений: üПрименение мер текущего контроля (проверки, обследования) üПрименение предупредительных мер принуждения, не связанных с правонарушением (карантин, эвакуация) üОтношения по охране объектов и территорий (например, государственная граница)
4)административно – деликтные (отношения по привлечению к административной ответственности)
Видов нет. 5) административно – юстиционные т.е. разрешение споров, вытекающих из деятельности органов ИВ. Особенности:
Виды административно – юстиционных отношений: ü Обращение невластного субъекта за защитой от действий исполнительной власти ü Спор между 2-мя органами государственной администрации ü (в России не встречается) обращение государственного органа в суд за подтверждением законности своих действий.
Административно – имущественные отношения. Возникают по поводу управления, распоряжения объектами муниципальной собственности. Метод административно-правового регулирования Метод АП – это совокупность приёмов и способов правового воздействия на отношения составляющий предмет административного права. Метод регулирования:
Метод АП является фундаментальным. Особенности метода АП:
5. субординация сторон (субъекты подчинены друг другу, при этом подчиненность может быть 2 видов: организационная (начальник-подчиненный), функциональная (контроль инспектора). Приемы реализации метода АП:
Система АП Система любой отрасли права представляет собой ее деление на мелкие единицы (части, подотрасли, институты). Объединить эти части позволяет общность предметов и приемов регулирования. Система отрасли определяет 2 факта: 1. законодательство 2. теория. АП состоит из 2 частей: общая и особенная. Общая часть АП образуется следующими элементами:
Особенная часть АП: 1. деление на 3 блока в зависимости от сферы управления
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |